6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Китайская ментальность. Характеристика культуры Китая, религия, язык

ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Характеристика культуры Китая, религия, язык

Культура Китая является родиной одной из всемирных самых старых и самых сложных цивилизаций, Китай имеет историю, богатую через более чем 5 000 лет артистического, философского, и политического продвижения. Хотя региональные различия обеспечивают ощущение разнообразия, общности на языке и религии соединяют культуру, которую отличают такие универсально существенные вклады, типа конфуцианства и Даосизма.

С повышением Западной экономической и военной мощи над Китаем, начинающимся в середине 19-ого столетия, однако, некитайские системы социальной и политической организации получили сторонников в Китае: Сунь Ят-сен, Маоизм.

Особенности менталитета китайцев

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 — 479 до н.э.). В исторических источниках Конфуций часто именуется Кун — цзы, что означает учитель Кун, число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности можно насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.

Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды.

К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Что может вызывать у человека, знакомого с китайской культурой упоминание о даосизме. Это и стремление к единению с природой, возвращению к первозданной простоте, естественности, отображенное во множестве поэтических текстов и живописных свитков. Это и глубина философских размышлений о сущности бытия и внутренних принципах его вечного движения. Это и таинства даосской алхимии, направленной на создание эликсира бессмертия. И, наконец, это сам человек, следующий даосскому учению, — созерцатель-подвижник и обескураживающий парадоксами юродивый, мыслитель и поэт, политик и ученый. Столь же сложной, многогранной, как и сам даосизм, является и его история, как бы воплотившая в себе принцип единства многоразличного.

Читать еще:  Где валдис пельш. Телеведущий Валдис Пельш: биография, личная жизнь

— буддизм (как они повлияли на менталитет)

При рассмотрении конкретного процесса распространения китайской культуры за пределы Китая и превращения ее в некоторую культурную универсалию региона нетрудно заметить, что этот процесс совпадает с распространением в странах Дальнего Востока буддизма, который выступал в качестве посредника между китайской и местными традициями и представителя ценностей и норм уже не индийской, а китайской цивилизации. Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую бывал) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством).

Почему именно буддизм выступил проводником китайской культурной традиции? Всегда воспринимавшийся в Китае как учение в достаточной степени чужеродное (хотя бы в силу его индийского происхождения) буддизм подвергся в этой стране мощному влиянию собственно китайской культуры, что превратило специфически китайские школы буддизма в своеобразный продукт межкультурного взаимодействия. Чрезвычайно важен тот факт, что буддизм — мировая религия с выраженной установкой на проповедь своей доктрины, проистекавшей из махаянской доктрины великого сострадания бодхисаттвы, дающего обет спасти все живые существа. Это делало буддизм гораздо более активным в отношении своего распространения за пределами Китая, нежели китаецентричные и не заинтересованные в проповеди своих учений конфуцианство и даосизм.

Именно буддизм из всех идеологических течений Китая был меньше всего связан с китайской официальной идеологией и правящими кругами Государства Центра (т.е. он не мог использоваться в качестве орудия политического давления), что также способствовало его популярности в качестве средства приобщения к китайской культуре у народов Восточной Азии, особенно у тех, кто подобно вьетнамцам регулярно отстаивал свою независимость в вооруженных столкновениях с могучим соседом.

Буддизм сыграл решающую роль в формировании дальневосточной (восточноазиатской) историко-культурной общности, продолжая оставаться важным фактором духовной, культурной, а подчас и политической (характерный пример — японская Партия Чистой Политики, Комэйто, тесно связанная с религиозно-общественной организацией Сока Гаккай, ориентирующейся на учение школы Нитирэн-сю) жизни стран этого региона и в настоящее время.

Тибет создал уникальную цивилизацию, в основе которой лежал буддийский проект. Это была культура духовности без коммерции, йогической практики во имя блага всех существ и схоластической учености, не озабоченной утилитарным применением своих достижений. Тибетские ученые монахи и йогины не только сохранили сокровища индийской культуры, почти забытые в самой Индии, но и преумножили их своими философскими, логическими, грамматическими и мистико-созерцательными трактатами. Буддизм способствовал смягчению нравов: уже через несколько столетий восприятия буддизма тибетцы перестали быть воинственным и свирепым народом, доставлявшим много беспокойства своим более мирным соседям и направили свою энергию в область духовной практики, ученых занятий, философских диспутов и медицины. Позднее такую же трансформацию пережили и монголы, познакомившиеся с буддизмом именно в его тибетской форме.

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX века и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам — ни на монотеистические “авраамические” религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги “образованной публики”) увидели религию без Бога или богов в привычном смысле (дэвы буддизма — просто один из видов живых существ, подверженных рождению и смерти), религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем и божьем суде доктриной причинной обусловленности и “законом кармы”).

В настоящее время буддизм уже не является чисто восточной религией. В Германии и во Франции он уже стал третьей по многочисленности конфессией, существует Европейский Буддийский Союз (EBU — European Buddhist Union), регулярно проводящий свои конгрессы в престижных центрах европейских столиц. Но какова же возможная роль буддизма в контексте мировой цивилизации в наступающем столетии? Как ни неблагодарны подобного рода прогнозы, рискнем предпринять попытку сделать некоторые прогнозы.

Бизнес с китайцем

Многочисленные этнографические исследования показывают, что солидарность является одной из характерных черт китайцев. Данное обстоятельство может быть проиллюстрировано на следующем примере, в условиях миграции часть из них “растворяются” в местном населении, не обременяя себя ответственностью за судьбы земляков, в другие — строят стратегию выживания на взаимной поддержке и компактном проживании.

Классической иллюстрацией последнего варианта служат широко известные Китайские кварталы (Chinatowns), созданные в начале века китайцами, дискриминация которых в США была неприкрытой и неограниченной. Спустя годы эти районы стали очагами быстро растущей самозанятости и этнического предпринимательства с опорой на групповую этническую солидарность

Другой показательный пример. Помимо неприятия принимающей стороной, важную роль играет степень культурной и лингвистической дистанции между мигрантами и аборигенами. Если мигранты способны “раствориться” в местной среде, то шансы возникновения в их рядах групповой солидарности значительно снижаются. Впрочем, не будем забывать, что лингвистические и культурные вариации старожилами расцениваются в терминах “многообразия” реальной действительности, тогда как различия с “пришлыми” — в духе “чуждости” и “инакости”, отчего совместная жизнь делается дискомфортной 8

Читать еще:  Ничто не меняется в доме облонских. Все смешалось в доме облонских

Разделяющая культурная дистанция (и при отсутствии лингвистических трудностей) фиксируется у нас все отчетливее. Даже по отношению к приезжающим русским как рефрен звучат фразы: “русские узбеки”, “онемеченные русские”, “казахстанские русские”. К тому же, в обыденном сознании оставляют след отличительные особенности трудовой этики мигрантов.

Традиционная культура Китая – от древности до наших дней

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

  • Для нее характерна неповторимость и самобытность. Она нацелена на реалистичное существование на Земле. Важным этапом их жизни является участие в традиционных ритуалах и обычаях.
  • Природа неразрывно связана с китайской религией. Практически все силы природы обожествляют. Природа также является «музой» для архитекторов, лириков, художников.
  • Китайцы, как в жизни, так и в науке не любят сложных конструкций, привыкли довольствоваться тем, что у них есть, проявлять эмоции по минимуму.
  • Они бережливы и предприимчивы в своих действиях.

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

  • Представления о расположении Китая в космосе и на Земле являют собой понятие о том, что государство является центром мира, уникальной Поднебесной.
  • Особое внимание уделяется числовым символикам. Они используются практически во всех сферах культуры и традициях.
  • Четко прослеживается иерархия. Императора почитают и уважают как «Сына Неба» и главного правителя. Он, по мнению китайцев, является своеобразным посланником между божественными существами и простыми людьми. Почитание императора проявляется в политической идеологии, археологии и даже живописи.
  • Доминирует и культ солнца в местной культуре.
  • Любые явления природы и все, что с ней связано, должно уважаться, ведь только от природы зависит мировая гармония.

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Современная культура в Китае

Современная китайская культура и её особенности:

  • Архитектура. Для сооружений характерна симметрия с двух сторон – это признак гармонии, баланса и равновесия. Большие помещения обязательно имеют внутренние дворики и большую протяженность в ширину. Отделка стен и крыш у китайцев также особенная, что вносит свою изюминку и узнаваемость в архитектуре. По фен шую строения должны находиться задней частью к возвышенной местности и передней к водным объектам.
  • Картины китайских художников. Особое внимание уделяется живописи. И сегодня выполняются работы на шелковой ткани, бамбуковых пластинах. Практически каждая картина дополняется авторской надписью. В основном изображается природа или портреты. Для живописных рисунков также популярна тематика повседневной жизни китайцев, улицы городов и маленьких селений. И сегодня китайцы изображают мифических существ – демонов и драконов.
  • Настоящим искусством здесь считается и каллиграфия. Чтобы им овладеть, мало только изучить иероглифы и знать правильность их написания. Важно знать и скорость нанесения каждой линии, и силу надавливания кисти. Каллиграфия – не только искусство, это как способ медитации. В момент нанесения символов человек должен находиться в хорошем настроении, избавившись от плохих мыслей и суеты.
  • Фен-шуй – особая наука, познание которой помогает жить в уравновешенном и систематизированном мире. Чтобы изучить её, нужно познать правильное расположение предметов в своем доме, офисе. Дома строятся не только с учетом правил фен шуя, но и учитывая технику безопасности (например, здесь не редкость землетрясения).
  • Музыка китайцев может показаться не обычной. Вся причина в том, что у них не 7 обычных нот, а 5 или 13. Больше всего местные музыканты играют на струнных и смычково-струнных инструментах. Самый популярный – баньху, музыка которого сравнивается со скрипкой.
  • Виды китайской литературы в современном мире не особенно изменились. Из поэзии популярными так и остались любовная лирика, поэзия на религиозную и философскую тематику, стихи-притчи и пейзажная лирика. Менее популярной является литература о конфуцианстве и панегирики (слова поэзии, которые славят правителя и государство).
  • Особая часть китайской культуры – кулинария. Развиваться она начала в период неолита. Со временем блюда начали разделять в зависимости от того, кто их будет есть: простое население, император или приближенные к нему люди. Кухня здесь своеобразная, а для некоторых туристов покажется и странной, ведь они употребляют в пищу жуков, животных (в том числе собак и кошек). Всего на территории современного Китая 8 видов современной кухни, но есть еще и кухни китайских диаспор. Продукты, которые чаще всего используют для приготовления китайских блюд: рис, лапша, соя и блюда или специи из нее, овощи (пекинская капуста, бобовые, сельдерей, салат). Они очень любят экспериментировать со специями и соусами. Из мяса употребляют уток, куриц, свинину, говядину, морепродукты.
Читать еще:  Новые услуги для повышения продаж. Скорректируйте систему мотивации Ваших продавцов

2.1 Характеристика культуры Китая, религия, язык

Культура Китая является родиной одной из всемирных самых старых и самых сложных цивилизаций, Китай имеет историю, богатую через более чем 5 000 лет артистического, философского, и политического продвижения. Хотя региональные различия обеспечивают ощущение разнообразия, общности на языке и религии соединяют культуру, которую отличают такие универсально существенные вклады, типа конфуцианства и Даосизма.

С повышением Западной экономической и военной мощи над Китаем, начинающимся в середине 19-ого столетия, однако, некитайские системы социальной и политической организации получили сторонников в Китае: Сунь Ят-сен, Маоизм.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Армяне сами зовут себя «hай», в память своего героического предка Айка, победившего в сражении грозного ассирийского царя Бела несколько тысячелетий назад. Древние греки и персы звали их арменами, что значит «люди солнца», то есть люди.

1. Долганы и характеристика их музыкальной культуры

3. Религия

В X веке в землю вятичей начинает проникать христианство. Вятичи дольше других славянских племен сопротивлялись принятию христианства. Правда, насильственного крещения не было.

4. Язык

Ненецкий язык, язык ненцев. Относится к северной группе самодийских языков. Распространен на крайнем северо-востоке Европы и крайнем северо-западе Азии от Кольского полуострова до правобережья Енисея (Ненецкий.

7. Религия

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima — душа, отсюда — «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

5. Ислам — консолидирующая религия татар

До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная — мектебе и средняя — медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка.

Испанский язык

Испамнский или кастимльский язык (исп. espaсol, castellano) — плюрицентрический иберо-романский язык, зародившийся в средневековом королевстве Кастилия.

1. ПРАЗДНИК КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.2 Религия

Официальная религия — ислам суннитского толка. Большинство населения исповедует салафию. Шиитысоставляют примерно 10—15% населения страны и проживают, в основном, в восточных провинциях страны.

3. Религия и верования

В 10 веке Вепсы были крещены и приняли православие, поэтому и по сегодняшний день у них проявляется двоеверие. Всю силу, в которую верит этот народ условно можно разделить на 3 группы: духи природы, духи предков и злые духи.

1.2 Язык

В какой бы точке земного шара ни появлялись цыгане, они всегда сильно отличались от окружающего населения. Непонятный язык «фараонова племени», необычные одежды, своеобразные песни и танцы — всё это придавало этому народу ореол загадочности.

3.4 Язык

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. В русском языке используется письменность на основе русского алфавита, восходящего ккириллическому алфавиту (кириллице).

2. Язык

В составе лексики русских говоров Сибири значительную часть представляют слова, заимствованные из языков аборигенных народов этого региона.

Источники:

http://studbooks.net/1072195/kulturologiya/harakteristika_kultury_kitaya
http://mykitai.ru/strana/istoriya/traditsionnaya-kultura-kitaya-ot-drevnosti-do-nashih-dnej.html
http://etno.bobrodobro.ru/1531

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×