2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клод моне бульвар капуцинок в париже описание. Бульвар Капуцинок Моне

История одного шедевра: «Бульвар Капуцинок» Моне

До середины XIX века идея пленэра была трудно осуществима с технической точки зрения. Художники готовили краски сами, это был долгий трудоемкий процесс. После появления масляной краски в тюбиках стало возможно работать на свежем воздухе. Учитель Клода Моне Эжен Буден говорил: «Три мазка кистью на природе стоят двух дней работы в студии». Когда Моне впервые услышал эти слова, то не поверил. Только из любопытства он купил коробку «портативных» красок и отправился на свой первый пленэр. Этот опыт стал откровением: «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись; … я понял свое предназначение… мои глаза открылись, я по-настоящему понял природу, и в то же время научился любить ее».

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.


Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

Читать еще:  Сочинение на тему "Гроза" Островского. Темы сочинений по драме Островского "Гроза"

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно «Завтрак на траве» заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий Моне и Мане крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


«Впечатление. Восходящее солнце». Картина, давшая имя импрессионизму. Источник: wikipedia.org

Моне сетовал в одном из писем: «Нужно всего две руки и сотни холстов. Но погода меняется так быстро». В погоне за неуловимым светом, который менял все, Моне проводил часы. Он писал сериями одни и те же объекты (прибрежные скалы, стога сена, Руанский собор) в надежде остановить мгновение. Это была титаническая работа, требовавшая колоссального напряжение зрения. К сожалению, глаза художники с годами все хуже справлялись со столь интенсивной ежедневной работой — к 1912 году Моне оказался на грани полной потери зрения. Ему пришлось перенести несколько операций, которые, хотя и были в целом удачными, не смогли, конечно, восстановить главное, что было у Моне, — зрение. Несмотря на это, он продолжал работать до последних дней. Одно из самых грандиозных своих произведений — панно с водными лилиями — Моне создал незадолго до кончины.

Источники:
«Моне. Жизнь и творчество в 500 картинах» С. Ходж
«Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии» Р. Кинг
«Клод Моне. Раннее творчество» Ю. Астахов
«Клод Моне. Позднее творчество» ред. Л. Жукова
Лид и анонс на главной странице: pushkinmuseum. art

Бульвар Капуцинок — картина Клода Моне

«Бульвар Капуцинок» или «Бульвар Капуцинок в Париже» — одна из самых известных работ великого французского художника-импрессиониста Клода Моне. Картина была написана в 1873 году. Холст, масло, 79,4 х 59 см. Находится в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

Бульвар Капуцинок в творчестве Клода Моне занимает особое место. Он неоднократно изображал это многолюдное и выразительное место на своих картинах. Совершенствуя технику импрессионизма, Моне пытался не только поймать выхваченный из времени кадр, но также выразить своё впечатление от обширного бульвара, по которому снуют люди, от состояния атмосферы, характера света и цвета в определённое время года и дня. Как один из самых талантливых художников не только в среде французский импрессионистов XIX века, но и в истории живописи, Клод Моне творил совершенно фантастические произведения. Сиюминутное впечатление от увиденного при помощи особой палитры красок и особой техники написания передаётся на картине как волшебная фантазия, тем не менее очень реалистично изображающее городской пейзаж.

В этой работе мастер живописи не использует чётких линий. Люди выглядят лишь как силуэты, небрежные мазки. Главным здесь является атмосфера и цвет. Дома, деревья, люди — это всего лишь способы подчеркнуть состояние воздуха и красивое освещение, состояние души художника, настроение безудержного счастья и удовольствия. Импрессионизм, в частности, данную картину, стоит рассматривать не по частям и деталям, а в целом. Если рассматривать детали, то можно увидеть лишь разрозненные мазки и кривые линии, однако если отойти от картины на некоторое расстояние и попытаться увидеть бульвар Капуцинок глазами художника, то она буквально оживает. Яркое солнце освещает бульвар, здания возвышаются над площадью, внизу гуляют и шумят люди. В своём произведении Моне удалось достичь главной цели всех импрессионистов — показать состояние атмосферы, влияние света и цвета на окружающие вещи.

Читать еще:  Черты реализма в литературе 19 века. Этапы развития реализма XIX века

Картина «Бульвар Капуцинок», которая была выставлена в 1874 году, была воспринята зрителями не очень хорошо. Зрители и критики были возмущены тем, что люди и другие объекты на картине изображены столь пренебрежительно, при помощи простых мазков. Когда импрессионисты только начинали свой путь, общество относилось к ним с откровенным непониманием и даже насмехалось над их картинами и убеждениями. Сегодня «Бульвар Капуцинок» и другие картины импрессионистов считаются шедеврами мировой живописи, которые повлияли на развитие всей живописи в целом, изменили многие понятия и вековые устои, подарили новые техники изображения и способы передачи состояния атмосферы и настроения.

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Если вы любите импрессионизм , по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.

К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.

Теперь обо всем по порядку.

1. Картина, как золотой эталон импрессионизма

Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.

Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, Эдгар Дега стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.

Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.

Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.

Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.

Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.

Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.

Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.

2. Картина была слишком революционной для публики

Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.

Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.

Читать еще:  Поиск смысла жизни литературными героями. Русские писатели о смысле жизни

Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.

Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!

Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и Берта Моризо . Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.

Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.

3. На картине изображен легендарный бульвар

Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.

Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина “Впечатление. Восход солнца” , от которой и пошло название “импрессионизм”.

На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.

Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.

4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.

В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.

В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.

Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.

5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873-1874 гг. Музей искусств Аткинса-Нельсона, Канзас-Сити, США

Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.

На этой картине особенно заметен ещё один эффект фотографии. Часть фигур размыта. Как будто они находились во время съёмки в движении. Эту особенность фотоснимков импрессионисты также часто использовали в своих работах.

Создание серий со стогами сена и кафедральным собором еще впереди. Но уже Моне не удержался, чтобы не запечатлеть одно и то же место при разных погодных условиях.

Через 20 лет он уже не ограничится двумя картинами. Один и тот же вид он будет рисовать десятки раз. И это станет ещё одной особенностью импрессионизма.

Об ещё одной знаменитой картине Клода Моне читайте в статье “Завтрак на траве” Клода Моне. Как зарождался импрессионизм” .

Источники:

http://diletant.media/articles/42889449/
http://art-assorty.ru/14562-bulvar-kapucinok-mone.html
http://arts-dnevnik.ru/bulvar-kaputsinok-mone/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector