7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда был написан первый том мертвых душ. История написания поэмы Н.В

История создания «Мёртвых душ»

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» .

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души».

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

Читать еще:  Биография VACUUM (Группа Вакуум). Группа «Вакуум»: состав, фото Как феникс из пепла

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

История создания поэмы “Мертвые души” Гоголя: творческая история, замысел

Поэма “Мертвые души” Гоголя – это выдающееся произведение русской литературы XIX века.

В этой статье представлена история создания поэмы “Мертвые души”: творческая история, интересные факты о поэме, замысле и т.д.

Смотрите:
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Мертвые души”

История создания поэмы “Мертвые души” Гоголя: творческая история, замысел

Вскоре после первого постановки “Ревизора” он едет за границу, где и протекает основная работа над “Мертвыми душами”. Из Парижа Гоголь пишет Жуковскому следующее:
“. принялся за «Мертвых Душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь; вещь, которая вынесет мое имя. Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму. ” (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.) В конце 1837 года Гоголь пишет Жуковскому из Рима о том, что он спешит закончить поэму:
“. Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой. ” (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 30 октября 1837 г.) В 1839 году Гоголь завершает работу над черновиком “Мертвых душ”. По мнению ученых, черновой вариант поэмы Гоголь завершает к осени 1839 года. С этого момента начинается “отделка” текста.

Возвращение в Россию и первые чтения (1839 г.)

Осенью 1839 года Гоголь возвращается из-за границы в Петербург. Он читает первые четыре главы “Мертвых душ” своим знакомым: Прокоповичу, Анненкову и др.:
“. Первые главы «Мертвых Душ» были уже им написаны, и однажды вечером, явившись в голубом фраке с золотыми пуговицами, с какого-то обеда, к старому товарищу своему Н. Я. Прокоповичу, он застал там всех скромных, безызвестных своих друзей и почитателей, которыми еще дорожил в то время . Он читал без перерыва до тех пор, пока истощился весь его голос и зарябило в глазах. Мы узнали таким образом первые четыре главы «Мертвых Душ»… Общий смех мало поразил Гоголя, но изъявление нелицемерного восторга, которое видимо было на всех лицах под конец чтения, его тронуло… Он был доволен. ” (П. В. Анненков, очерк “Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года”) Затем в начале 1840 года Гоголь читает шесть глав поэмы в доме у Аксаковых в Москве. Одновременно с этим писатель продолжает работу над текстом.

Читать еще:  Платонов кладовая солнца. Михаил Пришвин - Кладовая солнца (сборник)

Правка текста за границей (1840 г.)

Летом 1840 года Гоголь снова уезжает за границу. В декабре 1840 года, после болезни, он приступает к “очистке” первого тома “Мертвых душ”:
“…Я теперь приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых Душ». Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе. ” (письмо Н. В. Гоголя к С. Т. Аксакову из Рима, 28 декабря 1840 г.) В этот же период Гоголь обдумывает продолжение “Мертвых душ”:
“. занимаюсь переправками, выправками и даже продолжением «Мертвых Душ». Вижу, что предмет становится глубже и глубже. Даже собираюсь в наступающем году печатать первый том. ” (письмо Н. В. Гоголя к М. П. Погодину, 28 декабря 1840 г.) Весной и летом 1841 года в Риме Гоголь работает над окончательной версией рукописи.

Прохождение цензуры (1841-1842 гг.)

В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Москву с готовой рукописью “Мертвых душ”. Он отдает рукопись на проверку в московский цензурный комитет.

По требованию цензуры название поэмы изменяется – с “Мертвых душ” на “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Также к печати не допускается “Повесть о капитане Копейкине”:
“. Милостивый государь, Николай Васильевич! Сочинение это, как вы видите, прошло цензуру благополучно. Совершенно невозможным к пропуску оказался эпизод Копейкина. Места, которые исключила цензура или принуждена была заменить своими, вы, вероятно, исправили бы сами так, что и сено было бы цело и козы сыты. ” (А. В. Никитенко — Н. В. Гоголю, 1 апреля 1842 г.)
Публикация “Мертвых душ” (1842 г.)

Получив на руки рукопись 5 апреля 1842 года, Гоголь приступает к публикации. В это время он переделывает забракованную “Повесть о капитане Копейкине”, посылает ее еще раз на цензуру и получает разрешение.

21 мая 1842 года типография выпускает первые экземпляры “Мертвых душ”. Опубликовав поэму, Гоголь вскоре снова уезжает за границу.

Работа над вторым томом

По мнению исследователей, к 1842 году у Гоголя уже имеется много материала из второго тома “Мертвых душ”. Однако в 1845 году писатель неожиданно сжигает этот материал.

К 1849 году Гоголь создает новую версию второго тома “Мертвых душ”. В 1849-1851 году Гоголь читает близким друзьям главы из второго тома. Но вскоре его посещают сомнения в том, стоит ли это печатать:

В 1855 году, уже после смерти Гоголя, его племянник Н. Трушковский публикует уцелевшие главы второго тома “Мертвых душ”.

Таким образом, работа Гоголя над поэмой “Мертвые души” продолжается 17 лет – с 1835 по 1852 год. Плод многолетних трудов, поэма “Мертвые души” считается главным творением Гоголя, а также шедевром русской литературы XIX века.

Это были материалы об истории создания поэмы “Мертвые души” Гоголя: творческая история произведения, интересные факты о поэме, замысле и т.д.

Читать еще:  Как живет железный человек. Сколько стоят самые дорогие дома из кинофильмов

История написания поэмы Н.В. Гоголя ‘Мертвые души’

Книга «Мертвые души», над первым томом которой Гоголь работал с 1835 по 1841 г., – вершина его творчества. Книга показывает николаевскую Россию с ее бюрократическим аппаратом, разложением крепостнической системы хозяйства и начавшимся развитием буржуазных взаимоотношений. В поэме показано снижение человеческой личности, оторванной от целебных источников созидательного труда.

Сюжет для этой поэмы Гоголю подсказал Пушкин. «Пушкин выискал, будто содержание «Мертвых душ» неплох для меня тем, – писал Гоголь, – будто дает совершенную свободу исколесить совместно с героем всю Россию и вывести очень много самых различных нравов».

Любой из типов, от снаружи приятного Манилова до потерявшего человеческий вид Плюшкина, являет собою «мертвую душу». Это люди нравственно опустившиеся. Ни в одном из их недостает мысли общественного долга и служения отчизне, что делает человека добропорядочным и самоотверженным. А ежели в них и находится энергия, как, к примеру, у Ноздрева либо Собакевича, то она ориентирована никак не туда, куда необходимо, и преобразуется из позитивного свойства в собственную противоположность. Таковая жизненная энергия имеет возможность доставить людям лишь мучения. Разумея это, Гоголь пишет о Собакевиче: «Нет, кто уж кулак, тому никак не расправиться в ладонь! А разогни кулаку один либо два пальца, выйдет еще ужаснее».

Помещики, изображенные в поэме, – никак не люди, нравственные уродцы, «мертвые души». Так открывается смысл заглавия поэмы.
Как скоро Пушкин прослушал поэму в чтении самого Гоголя, то с тоской в голосе сказал: «Боже, как печальна наша Россия!»

Любовно и неустанно разрабатывает Гоголь содержание, данное ему Пушкиным, расширяет и углубляет начальный план. Заканчивает писатель 1-ый том собственной гениальной поэмы за границей к 1841 г.

С необыкновенной наблюдательностью и удивительной мощью изобразил Гоголь в «Мертвых душах» состояние и норовы господствующего класса, взятого в его «частной жизни». Он продемонстрировал безобразный вид поместных «существователей», представил рожденных циничным столетием «героев-приобретателей», – открыл самое существо нечистой и отвратительной жизни помещичьей России.
1-ый том «Мертвых душ» – вершина гоголевского реализма. Писатель дает непомерные типические обобщения российской реальности, живописует человеческие нравы в их обусловленности явными социальными обстоятельствами. В галерее изображенных Гоголем мертвых душ открываются «страсти человеческие», сформированные в «пустоте и одичалости» поместной жизни. Сам писатель в «Размышлениях создателя о неких героях первого тома «Мертвых душ» отлично охарактеризовывает губительное воздействие прогрессивной ему жизни на человека. Он пишет: «. Хладнокровно охватывают, совершенно незаметно, вульгарные повадки света, условия, приличия в отсутствии дела движущегося сообщества, которые до такого, в конце концов, только опутают и облекут человека, будто никак не остается в нем его самого, а лишь множество одних, принадлежащих свету условий и повадок. А как попробуешь добраться до души, ее уже и недостает: окременевший кусочек и целый превратившийся человек в ужасного Плюшкина, у которого ежели и выпорхнет иногда будто похожее на чувство, то похожее на последнее усилие утопающего человека. »

Источники:

https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/istoriya-sozdaniya-poemy.html
https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-mertvye-dushi.html
https://biblioman.org/compositions/gogol/mertvye-dushi/istoria-napisania-mertvih-dush/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]