Когда появился реализм в литературе. Критический реализм в литературе XIX века
Что такое критический реализм? Черты реализма. Критический реализм 19 века
Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.
Истоки
Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.
Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.
Девятнадцатый век
Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.
Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.
После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.
Новизна реализма
Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.
Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.
Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.
Ушедшее время
Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.
Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.
С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.
Россия
Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.
Русские идеологи
Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.
Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.
На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».
Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.
Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.
Реализм в живописи
Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.
Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический реализм в живописи быстро стал любимым течением всех жителей страны.
В 1863 году возникла “Санкт-Петербургская артель художников”, а в 1970 г. была переименована в “Товарищество передвижных художественных выставок”. В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.
Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.
Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.
В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.
Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.
Русская литература
В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.
Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.
Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.
Главные темы стиля
Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.
Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.
Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.
Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.
Яркие представители заграничной литературы того времени – Шиллер и Гете – поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.
Герой того времени
Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.
Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.
После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.
Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема – весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.
Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.
Критический реализм в России
Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.
Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.
Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».
Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение – «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.
Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.
Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.
Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.
Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои – правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.
Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.
Критический реализм 19 века
19 век – сложный период во всей мировой истории: как России, так и Европы. Глубокие изменения коснулись всех сторон жизни общества. Подъём рабочего движения в Европе показал себя не только в митингах и демонстрациях, но и в новой идеологии, быстро распространившейся и на другие континенты. В это время формируется новое направление в культуре – критический реализм. Главной его особенностью, как и реализма в целом во всём его разнообразии, является правдивое, достоверное изображение действительности. Слова “критический” в данной ситуации обозначает, что представители этого течения особое внимание уделяли негативным сторонам жизни общества, как принято говорить, его порокам.
Характерные черты критического реализма:
•достоверное воспроизведение действительности,
•особый интерес к социальной тематике
•субъективность в работах данного направления
Критический реализм за рубежом
Берёт своё начало данное течение в Европе. И это понятно: массовые протесты рабочих захлестнули практически все европейские страны 19 века. Свои воззрения демонстранты пытались распространить на обычное население. Так критический реализм нашёл себя в СМИ, и как следствие в литературе.
В духе критического реализма было написано много выдающихся произведений знаменитых писателей 19 века. Оноре де Бальзак обрисовал французское общество 19 века в “Человеческой комедии”. Произведения Чарльза Диккенса посвящены трагическим судьбам детей того времени. В эту группу можно отнести знаменитую новеллу “Кармен” Проспера Мериме.
Проявить себя критический реализм успел не только в литературе 19 века, но и в искусстве. Оноре Домье, французский художник, написал целую серию картин: “Убийство на улице Транснонен”, “Новый Галилей”, “Законодательное чрево” и др. Франсуа Милле, другой, не менее известный французский художник, описал в своей знаменитой работе “Анжелюс” тяжёлое положение крестьянства.
Идеи критического реализма нашли себя и в музыке. Широко популярными произведения Ждузеппе Верди сделали идеи гуманизма и народности. “Травиата” – романтическая опера композитора рассказывает о трагичности судьба одной женщины. Не менее популярны оперы и симфонии Рихарда Вагнера (“Валькирия”, “Тангейзер”, “Лоэнгрин“) и музыкальные произведения Иоганна Штрауса (“Жизнь артиста”, “Летучая мышь”).
Критический реализм в России
Для русских критических реалистов характерно изображение страдающего народа, угнетённого бременем крепостного права. Народность – вот основная идея русского критического реализма 19 века.
А. С. Пушкин – по истине главный реалист 19 века в России. Его произведения “Капитанская дочка”, “Борис Годунов” известны всем. Среди других знаменитых работ, относящихся к этому жанру небезызвестные “Мёртвые души” Н. В. Гоголя, “Отцы и дети” И. В. Тургенева . Социалистические реалисты: М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и др., в своих произведениях порицают крепостнический строй России.
Изобразительное искусство в данную эпоху охватило такое направление как натурализм. Натуралистические произведения также раскрывали болезненные стороны общества 19 века. В этот период возникло знаменитое товарищество передвижных выставок. Знаменитые художники, известные в данный период: И. И. Шишкин, В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, , Ф. А. Васильев.
Таким образом, основная заслуга критического реализма заключалась в том, что он показал всему миру трагичность положения простого народа. Именно благодаря данному течению общество по-новому взглянуло на социальные проблемы того времени и это, в свою очередь, дало толчок к новым социальным революциям и движениям.
Реализм в литературе – черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века
Что такое реализм?
Реализм – это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.
В философии реализм – это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
В центре внимания – закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями
Литература в реализме – средство познания себя и окружающего мира
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм – это интерес идеальному, особенному, то реализм – это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя – в первую очередь за его поэму «Мертвые души».
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Становление реализма в русской литературе традиционно связывают с именами писателей натуральной школы – И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова и других.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
Социалистический реализм или соцреализм – это официальный творческий метод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии – они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Александр Дейнека. Стахановцы
Реализм в живописи
В изобразительном искусстве термин «реализм» использовал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо – «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.
Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии – Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии – Константин Менье, в России – передвижники, Илья Репин.
Адольф фон Менцель. В Белом зале
Источники:
https://www.syl.ru/article/166907/new_chto-takoe-kriticheskiy-realizm-chertyi-realizma-kriticheskiy-realizm-veka
https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/11272-kriticheskiy-realizm-19-veka.html
https://www.anews.com/p/122030092-realizm-v-literature-cherty-i-stil-russkij-realizm-kriticheskij-realizm-xix-veka/