Когда возник фольклор. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре
История русского фольклора
Русский фольклор представляет собой совокупность произведений устного народного творчества, наделенных глубоким идейным смыслом и характеризующихся высокохудожественными качествами. В процессе труда и повседневной жизни люди наблюдали за окружающим миром. Благодаря этому накапливался жизненный опыт – не только практический, но и нравственный. Простые наблюдения помогали понять сложные вещи.
Истоки возникновения
Слово «фольклор» (folk-lore) (в переводе с английского на русский – «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества.
До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.
В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.
Крупные и малые жанры русского народного творчества
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.
Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:
- Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
- Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
- Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
- Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
- Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
- Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
- Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
- Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).
Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:
- Загадки – вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
- Скороговорки и чистоговорки – специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
- Пословицы – меткие назидательные высказывания в стихотворной форме (“На чужой каравай рот не разевай”);
- Поговорки – краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей (“Два сапога пара”); иногда это даже части пословиц;
- Считалки – их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
- Заклички – призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
- Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример – игра “Ладушки” с потешкой “Ладушки-ладушки, где были. “).
Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.
Народная мудрость и быт
Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями. Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту.
Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.
Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.
Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»
Екатерина Раскидко
Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»
муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Барачатский детский сад»
Фольклор
часть национальной культуры
Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий.
Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.
Понятие фольклор. Его место в системе национальных культур.
Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание, народная словесность или народная поэзия.
Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.
Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.).
Значение фольклора в системе национальных культур.
Фольклор – неотъемлемая составляющая национальной культуры, которая в концентрированной форме представляет одновременно народную философию, этику и эстетику, создавая неповторимый, уникальный национальный образ мира».
Фольклор содержит в себе большой объем знаний о древнем мировоззрении, этике и морали, об историческом устройстве общества и его внутренних процессах. Без изучения фольклора невозможно глубокое исследование вопросов этногенеза не только общества, но и литературы. Фольклорные источники дают возможность понять психологию, способ мышления и особенности жизни разных слоев населения, их взаимодействия на протяжении определенного исторического времени. Фольклор – это «самый интересный и самый надежный способ познания моральных и интеллектуальных возможностей нации», – считал Александр Хиждеу.
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Фольклор белорусов занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.
Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.
Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).
Велик телом, да мал делом (русская пословица)
Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)
Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)
Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)
Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Родина – мать, умей за нее постоять.
У чужой еды и вкус чужой.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Где выросла сосна, там она и красна.
Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.
В своем болоте и лягушка поет.
Дома и стены помогают.
На своей улице и собака – тигр.
Свая хатка, як родная матка.
Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»;
«Ладушки-ладушки! Где были? –
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
Источники:
https://schci.ru/russkiy_folklor.html
https://www.maam.ru/detskijsad/folklor-kak-chast-nacionalnoikultury.html