Чем смысл жизни аргументы. Сочинение на тему «Проблема поиска смысла жизни
В чем заключается смысл жизни? Аргументы
Аргументы для сочинения на ЕГЭ:
- И.В. Гете — трагедия «Фауст». Эта трагедия — глубокое философское произведение, размышление о судьбе человека и человечества. Фауст — это символ энергии, поиска, бесконечной жажды истины. Это вечный персонаж, пытающийся отыскать смысл собственной жизни. Мы видим Фауста в тесной комнате, заваленной книгами и рукописями. Доктор Фауст, знаменитый ученый, разочарован в ценности научных знаний:
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
И медицину изучил.
Однако, изучив все науки, Фауст так и не познал жизни, не отыскал ее подлинного смысла. Осознавая это в полной мере, герой впадает в отчаяние, пытается покончить с собой. Однако пасхальный благовест останавливает чашу с ядом. Вскоре происходит его встреча с Мефистофелем. Дьявол предлагает Фаусту договор, ценою которого становится душа героя. Этот договор они скрепляют кровью. Мефистофель заберет его душу, если герой попросит время остановиться: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И далее Мефистофель многократно искушает Фауста. Он испытывает доктора праздной, беззаботной жизнью, показывая ему пирующих студентов, но герой остается равнодушным. Следующее испытание — любовь. Фауст знакомится с Маргаритой, страстно влюбляется в нее. Желая добиться ее, он губит всю семью девушки, мать и брата. Маргарита же, убив свою новорожденную дочь, лишается рассудка. Следующее испытание Фауста — блестящая карьера. Мефистофель приводит его ко двору германского императора. Однако герой вновь не удовлетворен своей деятельностью. Далее мы видим соприкосновение Фауста с античностью, с миром великой культуры, искусства. Мефистофель вводит его в мир античных богов и героев. Герой находит свой идеал — Елену Прекрасную. От этого союза рождается мальчик — Эвфорион, прекрасный и благородный. Узнав о боях в Греции, он мечтает помочь своему народу и погибает, пытаясь взлететь со скалы. И лишь под старость Фауст находит дело, которое становится смыслом его жизни. Получив от императора бесплодные земли, он пытается отвоевать их от моря, построить плотину. Герой хочет превратить это место в плодородную страну, где смогут трудиться свободные и счастливые люди. Фаусту наконец открывается подлинный смысл жизни:
…Жизни годы Прошли не даром: ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Здесь он произносит последний монолог, в котором анализирует свой трагический жизненный опыт. Теперь он понимает, что ни власть, ни богатство, ни слава, ни любовь, ни обладание прекраснейшей из женщин, ни уход в науку и искусство не способны придать человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Смыслом же жизни является деяние, дело, нужное всем, человеку и миру: «В деянии начало бытия». И герой просит счастливое мгновение остановиться. Наступает смерть Фауста, но в последнюю минуту душу его уносят ангелы, оправдывая всю его жизнь.
- А. де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из проблем, поставленных в ней автором, — проблема поиска истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонстрируя читателю ложные жизненные смыслы. Вереница людских страстей-пороков предстает в эпизодах посещения Маленьким принцем различных астероидов. Так, на ближайшем астероиде живет король. Жажда власти, по мысли писателя, — это самая сильная и опасная из всех человеческих страстей. Однако автор умышленно снижает эту страсть в глазах читателя: планета мала и безлюдна, там просто невозможно повелевать. Однако желание властвовать не оставляет короля, превращая его в маньяка. Другая человеческая страсть — честолюбие. Когда герой посещает планету честолюбца, последний видит в Принце лишь своего долгожданного почитателя. Маленький принц не находит взаимопонимания, общаясь с честолюбцем. Так же одиноки и смешны в сказке пьяница, делец, ученый. Подружиться герой, пожалуй, мог бы лишь с фонарщиком, потому что тот занят делом и думает о других.
- М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Печорин пытается угадать свое предназначение, однако все попытки оказываются тщетными. Жизнь его лишена творческого начала, ярко выраженный эгоизм не дает возможности обрести счастье, любовь, дружбу.
- Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Два любимых героя Толстого — Андрей Болконский и Пьер Безухов пытаются обрести смысл жизни, найти истину, определяющую гармоничное существование человека в мире. Оба героя проходят сложный путь внутренних исканий. Князь Андрей в финале приходит к идее «всепрощения». Пьер же, найдя счастье в браке с Наташей, продолжает жить активной, осмысленной жизнью.
Литературные аргументы
I. Философско-нравственные проблемы
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)
Тезисы
– Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
– Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
– Служить делу жизни – вот главная цель человека.
– Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
– Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
Цитаты
– Надо жить! У последней черты! На последней черте… (Р. Рождественский).
– «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (Л. Толстой).
– «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).
– «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).
– «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин).
– «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).
– «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился. » Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский).
Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории.
Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.
В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!
А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев)
М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Возможный вариант вступления/заключения
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.
Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Тезисы
– От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
– Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
– Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
– Человека нельзя лишать свободы.
– Нельзя насильно сделать человека счастливым.
– Свобода – это осознанная необходимость.
– Мы несем ответственность за чужую жизнь.
– Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!
– Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
Цитаты
– Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку
– Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)
– Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой. (Ф.И. Тютчев)
– «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).
– «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).
– «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).
– «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).
– «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).
– «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).
– «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
СПАДИЛО.РУ
Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема счастья (его понимания), смысла жизни»
Текст из ЕГЭ
(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно — порою даже непроизвольно — делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…
(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…
(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» — и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» — через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!
(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.
(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…
(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
Вступление
Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.
Проблема текста
Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.
Комментарий
Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.
Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?
Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.
Авторская позиция
По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.
Своя позиция
Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.
Аргумент №1
О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.
На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.
Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.
Мужики отправляются дальше и встречают молодого парня – Гришу Добросклонова. Автор говорит, что ему уготована судьба революционера и ссылка в Сибирь.
К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.
Аргумент №2
Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?
Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.
Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.
Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.
Заключение
Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.
Источники:
https://sochynenie.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-smysl-zhizni-argumenty/
https://studopedia.ru/10_185538_literaturnie-argumenti.html
https://spadilo.ru/problema-schastya-ego-ponimaniya-smysla-zhizni/