Конспект занятия для старшей группы «Знакомство с композитором В. Я
СП ДО ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино детский сад №16 “РЯБИНКА”
“Знакомство с композиторами”
Автор: Мотовичёва Елена Андреевна вкл. 24 февраля 2014 .
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию «Знакомство с композиторами», проведённой в старшей группе воспитателем Мотовичёвой Е.А. (презентация)
1.Приобщать детей к музыке, развивать способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные образы.
2.Накапливать запас любимых произведений, закладывать основу музыкального вкуса.
3.Накопление представлений о жизни и творчестве детских композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней.
4.Добиваться активизации творческих проявлений у детей.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах. Кто такие композиторы?
Воспитатель: Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди.
Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему? Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.
Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить Баба-Яга или как Дед Мороз может приносит в Новый год подарки, Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение, взрослому нужно вспомнить детство. Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских композиторов, песни которых мы с вами поём в музыкальном зале.
(На стенде фотографии, коллажи с фотографиями детских композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Гладкова, Чичкова)
Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе искорки детства.
(Исполняется Песенка-Чудесенка Ю.Чичкова)
А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку. История эта произошла в зоопарке.
Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то Бегемот ужасно сокрушался:
– Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!
– Не горюй! -отвечал соловей — я пришлю тебе свои песни.
– Как это пришлёшь? – удивился бегемот.
– По почте — ответил соловей.
– Ура! Вот здорово! – радостно закричал бегемот.
На следующий день почтальон-Кенгуру в своей сумке принёс большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал.
– Но где же, где же песни? – подумал Бегемот.
Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них были нарисованы какие-то линеечки. А на линеечках много всяких кружочков, точек и закорючек.
– Как же так? – удивился Бегемот. – Он ведь обещал прислать мне песни.
Бегемот показал листочки своему соседу — мудрому Слону.
– Это ноты! – сказал Слон. Каждую песню, каждую мелодию можно записать нотами, У каждой нотки есть своё имя.
Воспитатель: Итак, задание: назовите имена ноток.
Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе назовём названия ноток: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
(Дети называют ноты вместе с воспитателем)
Как и мы, Музыка может подниматься по ступенькам вверх и опускаться вниз.
Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а дойдя до самого верхнего этажа, стремительно бежала вниз. Она сочинила таку песенку-лесенку:
Я по ступенькам вверх иду –
Потом обратно вниз бегу.
(Дети напевают песенку «Лесенка» Е.Тиличеевой)
Итак, мы узнали, что композиторы – это люди,которые сочиняют музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а затем и песенки.
Дети, а как называется инструмент, на котором нам играет музыкальный руководитель?
А какие музыкальные инструменты вы знаете?
А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и мастерить другие музыкальные инструменты.
Вот эти инструменты называют ударными:
(Воспитатель обращает внимание детей на картинки музыкальных инструментов)
А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:
И вскоре появляются смычковые инструменты:
И вот появляются инструменты медно-духовые:
К деревянным духовым инструментам относятся:
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Угадай музыкальный инструмент».
(Дид.игра «Угадай на чём играю». Воспитатель показывает карточки с изображением инструментов, а дети определяют их название)
(За дверью раздаётся голос)
Буратино: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Кто это?
Буратино: Это я — Буратино!
Я хотел поиграть с детьми, но на меня свалилась куча музыкальныз инструментов, а какие Я не знаю.
Воспитатель: Давайте поможем Буратино определить название муз.инструментов.
(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)
Буратино: Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили! Я хочу загадать вам загадку:
Что такое оркестр?
Буратино: Кто главный в оркестре?
Буратино: Ну, конечно же, дирижер! А кто из вас хочет быть дирижером?
(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Под весёлую музыку дети играют на воображаемых инструментах)
Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии композиторов, вспомним их имена и фамилии.
(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Воспитатель в заключении задаёт наводящие вопросы о пройденном материале)
Муз.рук: Ребята, а что вы можете сказать о характере этой музыки, какая она?
Ответы детей: Четкая, ритмичная, парадная, легкая, игрушечная, бойкая, смелая…..
Муз.рук. А какие игрушки могут двигаться под такую музыку?
Дети: солдатики
Муз.рук. Молодцы! Правильно! И произведение это так и называется «Марш деревянных солдатиков». Солдатики эти очень маленькие, ножки у них маленькие. Представьте, что вот на вашей ручке стоит такой солдатик.
Пальчиковая гимнастика.
Музыкальный руководитель
Мальчики, а вы хотите стать солдатиками и отправиться на парад?
А для этого нам нужна форма. У меня на выбор для вас есть несколько головных уборов.
Какой головной убор вы выбираете? Почему?
Дети выбирают из предложенных головных уборов –пилотки.
Ну, что же, мальчишки, превращайтесь в игрушечных солдатиков и стройтесь на парад. Кто из вас хочет быть командиром? Командир будет…….Повторяйте все движения за ним. Помните, что вы игрушечные солдатики, движения у вас должны быть легкими.
Мальчики надевают пилотки и выстраиваются «на парад»
Импровизируют под музыку.
Муз.рук. Отлично! Садитесь на свои места. Ребята, а вы заметили разницу в звучании музыки в той, которая играла сначала, от той, под которую вы танцевали?
Ответы детей.
Муз.рук.; Конечно, вторую играл целый оркестр!
А вы хотите попробовать стать настоящим оркестром? Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай на чем играю?». Я поиграю вам на муз. инструментах, а вы постараетесь отгадать, что это звучало.
Молодцы! А теперь возьмите под вашими стульчиками инструменты. У всех есть? А сейчас попробуем поиграть все вместе, как настоящий оркестр.
Шумовой оркестр
Молодцы ребята! В роли оркестра мы себя попробовали, давайте попробуем и в роли хора. Что такое хор? Хор- это большой коллектив людей, который поет. Какую песню вы хотите спеть?
Исполняется песня по выбору детей.
Ну ив конце, давайте с вами немного поиграем и закрепим наши знания. Поиграем в игру « Морская фигура на месте замри» только с одним условием: Когда будет звучать «марш деревянных солдатиков», вы маршируете, когда «Новая кукла» вы двигаетесь в произвольном порядке, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться,
Молодцы. На этом наше занятие подходит к концу. Скажите с какими произведениями Чайковского вы сегодня познакомились? Как называется альбом в котором они находятся? Что больше всего вам понравилось?
Молодцы! Спасибо вам за занятие. До новой встречи.
Знакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группы
Юлия Якимова
Знакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группы
Домашняя работа в пед. колледже по музыке.
Конспект занятия
Тема: Петр Ильич Чайковский
Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского, о жанре инструментального концерта, развитие умения анализировать музыкальные произведения.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, запись опер «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, портрет композитова.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами послушаем музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Скажите, дети, а вы знаете кто такой композитор? Ответы детей. Нет.
Воспитатель: Композитор — это тот кто пишет музыку
Петр Ильич Чайквский жил очень давно, более ста пятидесяти лет назад в России. (Демонстрируется портрет композитора).
С 16 лет Петр Ильич удилял большое внимание музыке. Но Петр Ильич был не только композитором, он работал на государственой служде, а в свободное время любил посещать оперные театры, где сильнее всего ему нравились постановки опер Моцарта и Глинки.
Потом он поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции
Петр Ильич сочинил более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Петр Ильич сочинил прекрасные произведения, например “Чародейка” или “Спящая красавица”, “Щелкунчик”. Я думаю что все вы знаете сказку «Щелкунчик» И даже смотрели мультфильм, а может быть кто то из вас с мамой и папой ходите смотреть балет «Щелкунчик». Послушайте фрагмент из б
лета «Щелкунчик» и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку: какая она по характеру?
(Звучит фрагмент балета «Щелкунчик». Дети размышляют об услышанной музыке).
Как вам кажется дети какая музыка? Да она радостная, праздничная, веселая, и конечно сказочная. Ведь все происходит в рождественскую ночь, которая наполненная волщебсвом и сказкой. А какие нструменты вы услышали в этом фрагменты? Ну конечно скрипка, а еще тут есть флейта, виолончель и еще много других инструментов.
А теперь давайте послушаем другой фрагмент. Это уже другой балет,называется он «Лебединое озеро». Внимательно послушайте и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку: какая она по характеру?
(Звучит фрагмент балета П. И. Чайковского «Лебединое озер». Дети размышляют об услышанной музыке).
Музыка балета «Лебединое озеро» тревожная, трагичная, сильная. Какие же тут мы с вами слышим инструменты? Правильно мы тут слышим трубы, виолончели.
Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора, П. И. Чайковском слушали его замечательную музыку.
«Пётр Ильич Чайковский — детям». Авторский проект Проект «Пётр Ильич Чайковский – детям» (методическая разработка проекта по знакомству с творчеством П. И. Чайковского. Возраст участников.
Жизнь и творчество П. И. Чайковского (музыкальная гостиная для педагогов (музыкотерапия)) Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, яркая, романтичная и неповторимая музыка которого наполнена истинным драматизмом, отражающим.
Источники:
https://dou16.yartel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=120:znakomstvos-kompozitorami&catid=6&Itemid=6
https://ardatov-2ds.ucoz.ru/load/mamina_shkola/konspekt_muzykalnogo_zanjatija_v_starshej_gruppe_po_znakomstvu_s_tvorchestvom_p_i_chajkovskogo_detskij_albom/1-1-0-35
https://www.maam.ru/detskijsad/domashnja-rabota-v-ped-koledzhe-po-muzyke-zanjatie-s-detmi-na-temu-znakomstvo-s-kompozitorami-petr-ilich-chaikovskii.html