Конспекты занятий по вокалу. Конспект занятия по эстрадному вокалу
Портал образования
Автор: Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу”.
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования Центр Детского Творчества №5
Конспект занятия по эстрадному вокалу
Возраст учащихся 10-17 лет,
год обучения – любой
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной
категории Семушина Наталья Петровна
г. Ульяновск, 2017 год
Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической
певческой деятельности учащихся.
Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;
Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению
правильного певческого дыхания;
Показать практическую значимость упражнений.
Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике
и укреплению здоровья.
Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских
навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное
диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,
эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.
Воспитание художественного вкуса через освоение
Воспитание сознательного подхода к обучению.
Научить использовать возможности своего организма для укрепления и
Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.
Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной
Словесные – комментарии, объяснения, беседа.
Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.
Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-
поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,
Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения,
межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного
Межпредметные связи: музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,
Планируемые результаты: усвоение учащимися знаний по формированию и
применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение
навыков точного интонирования, двухголосного пения, правильной
артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для
проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,
мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.
Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.
Педагогическая цель: создать условия
План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу
План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: “Развитие ладового слуха и чувства метроритма”.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
План-конспект открытого занятия
Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»
Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог
Схема плана-конспекта учебного занятия
Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»
Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма
Задачи:
Обучающие – разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
Развивающие – развивать музыкальные способности детей;
Воспитательные – формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.
Тип занятия: повторение пройденного
Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры
Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки
Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство
Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.
Структура занятия
1 Организационный момент
1.2 Положительный настрой на занятие
1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся
1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели
2 Актуализация знаний обучающихся
2.1 Повторение пройденного материала
3 Ритмическая пауза.
4 Работа над песнями
5 Итоги занятия
Ход занятия
1. Организационный момент:
-Я рада видеть вас на этом занятии!
Проверка готовности к занятию:
– Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.
– Мы готовы к работе на занятии.
– У нас хорошее настроение.
– Мы будем стараться.
– Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.
Сообщение темы, постановка цели.
2. Актуализация знаний обучающихся:
– Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».
– Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.
-Приготовились, настроились – поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».
Вопросы: какая самая главная ступень? – раз.
Почему? – потому что к ней тянутся остальные ступени.
Как ее называют музыканты? – тоника
-Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал – поднимает руку.
-Молодцы , ребята, очень хорошо справились с этим заданием.
-Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад
В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад
-А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?
Звучит песня – попевка «Василек» .
– Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.
Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.
– А сейчас, какую я играю попевку.
Звучит мелодия попевки «Листопад».
Кто отгадал поднимает руку и поет песню.
Что мы сейчас пели? – мелодию
Мелодия делится на что? – на фразы
Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).
Какие ступеньки спрятались во второй фразе?
Показываем сердце мелодии – ножками.
– Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии – доли
– А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации
– К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.
Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки
Разбор новой песни – попевки «Едет , едет паровоз».
3. Ритмическая пауза.
Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.
4. Работа над песнями
Работа над песней «Эскимос»
Приемы пения: «эхо», «а капелла» – работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками
– Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.
Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.
Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.
5. Итоги занятия:
Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.
Конспект открытого занятия по эстрадному вокалу
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
188512, Санкт-Петербург, Ломоносов, Александровская, 38 т. 422-50-88
Конспект открытого занятия
Назарова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Агапова Елена Анатольевна
методист высшей квалификационной категории
Дополнительная образовательная программа
Эстрадно-вокальная студия «Модерн»
Уровень освоения Углублённый______________________________________________
Срок реализации ______________5 лет________________________________________
Предназначена для детей ____________от 7 до 18 лет_____________________________
Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________
Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитания уважения и любви к истокам русской культуры.
Оборудование и материалы:
– просторное светлое помещение;
– телевизор с DVD ;
Методическое обеспечение занятия:
– DVD диск с видеофрагментом отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;
– плакаты по теме «Дикция и артикуляция».
Во время проведения занятия использован авторский литературный (скороговорки) и музыкальный материал (слова и музыка песням «Есть сказка одна», «Лукоморье») педагога дополнительного образования Дома детского творчества «Ораниенбаум» Науменко Светланы Николаевны.
Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку в класс входит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» – Хамидова Даша.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, Даша!
Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
II . Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать – настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.
Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».
Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.
И Ярило закрыло.
В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
Педагог: Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву «Р».
Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Триглава» – о богине почвы, воды и воздуха.
Богиня Триглава – одна, а трём слава!
У этой богини три добрых Начала:
Одно – это почва, второе – вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.
В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.
Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.
Скороговорка «Лель» – чтение и тренировка с повторением
На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И игрою на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.
В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.
Упражнение «Буквы» – исполнение упражнения
Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,
Получилась в старину буквенная книжица.
Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ
И теперь об этом знаешь – милый друг и лично ты.
В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».
Педагог: Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.
Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» – исполнение упражнения.
ЙОТ и КАКО дружат давно.
Рядом стоят, любят ребят.
Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».
Педагог: Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.
Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» – исполнение упражнения.
СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –
Буквы рядом звучат гордо.
Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –
Буквы лучшие на свете.
Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.
Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» – исполнение упражнения.
Укрепляет голос Наш
Ты возьми на карандаш.
Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.
Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» – исполнение упражнения.
ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!
Так буквы желают всем нам,
Чтоб жить увлечённо и бодро
Ты азбуку выучи сам.
В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.
Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.
Педагог: Даша, я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетотивом.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Давай вспомним песню «Есть сказка одна», которую мы разучили на предыдущих занятиях.
Исполнение песни «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко
Есть сказка одна, а в ней есть полёт
Из дома родного туда, где цветёт
Цветок алый-алый, он сказки той главный,
Он сказки той главный секрет!
Колечко неслучайное, колечко обручальное
Даровано девице затем, чтоб возвратиться.
В мир сказочных явлений, чудесных превращений,
Проявленной мечты, любви и красоты.
Есть сказка одна, а в сказке поверь,
Есть добрый, тоскующий, ласковый зверь.
Стерёг он цвет алый и сказки той главный,
И сказки той главный герой!
Есть сказка одна, а в сказке дворец
И сад, расцветающей негой сердец,
В саду есть цвет алый, он сказки той главный.
Он сказки той главный секрет.
При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.
Педагог: Хорошо, Даша. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.
Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Лукоморье».
Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.
Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.
Лукоморья дуб, древо вечное.
И ветвистое и сердечное.
Корнева, глубока, потому он в соку
Крона так разрослась, стремясь к солнышку.
А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.
А то сказку нам расскажет
Зеркальце всю правду скажет
Мудрым праведным словцом,
Где Руси заветный дом,
Где герои молодцы –
Слова меткого стрельцы.
Во время работы над вокальным произведением «Лукоморье», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.
Итак, первый вопрос:
Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).
Составные части речевой полости: (-щёки;
Человек, поющий песни на сцене (певец).
Молодец Даша, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из
определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.
Спасибо, Даша! До свидания. До новой встречи.
Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку из класса выходит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» – Хамидова Дарья.
Источники:
https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2820
https://pedsovet.org/publikatsii/iskusstvovedenie-i-kulturologiya/plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-estradnomu-vokalu
https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-estradnomu-vokalu-2944412.html