8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспекты занятий по вокалу. Конспект занятия по эстрадному вокалу

Портал образования

Автор: Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу”.
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования Центр Детского Творчества №5

Конспект занятия по эстрадному вокалу

Возраст учащихся 10-17 лет,

год обучения – любой

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной

категории Семушина Наталья Петровна

г. Ульяновск, 2017 год

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической

певческой деятельности учащихся.

Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению

правильного певческого дыхания;

Показать практическую значимость упражнений.

Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике

и укреплению здоровья.

Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитание художественного вкуса через освоение

Воспитание сознательного подхода к обучению.

Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

Межпредметные связи: музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,

Планируемые результаты: усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

навыков точного интонирования, двухголосного пения, правильной

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для

проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,

мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.

Педагогическая цель: создать условия

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: “Развитие ладового слуха и чувства метроритма”.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие – разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие – развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные – формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

-Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

– Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

– Мы готовы к работе на занятии.

– У нас хорошее настроение.

– Мы будем стараться.

– Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

– Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

– Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

-Приготовились, настроились – поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? – раз.

Почему? – потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? – тоника

-Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал – поднимает руку.

-Молодцы , ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

-Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

-А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Читать еще:  Иван Бунин «Темные аллеи - Степа. Читать бесплатно книгу темные аллеи - бунин иван

Звучит песня – попевка «Василек» .

– Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

– А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Что мы сейчас пели? – мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии – ножками.

– Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии – доли

– А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

– К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет , едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» – работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

– Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Конспект открытого занятия по эстрадному вокалу

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

188512, Санкт-Петербург, Ломоносов, Александровская, 38 т. 422-50-88

Конспект открытого занятия

Назарова Елена Александровна

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Агапова Елена Анатольевна

методист высшей квалификационной категории

Дополнительная образовательная программа

Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

Уровень освоения Углублённый______________________________________________

Срок реализации ______________5 лет________________________________________

Предназначена для детей ____________от 7 до 18 лет_____________________________

Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________

Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитания уважения и любви к истокам русской культуры.

Оборудование и материалы:

– просторное светлое помещение;

– телевизор с DVD ;

Методическое обеспечение занятия:

– DVD диск с видеофрагментом отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;

– плакаты по теме «Дикция и артикуляция».

Во время проведения занятия использован авторский литературный (скороговорки) и музыкальный материал (слова и музыка песням «Есть сказка одна», «Лукоморье») педагога дополнительного образования Дома детского творчества «Ораниенбаум» Науменко Светланы Николаевны.

Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку в класс входит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» – Хамидова Даша.

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Даша!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

II . Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».

Читать еще:  Поющий принц 4 сезон реальная 4000 любовь. Поющий Принц: Волшебная Любовь

Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать – настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».

Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.

И Ярило закрыло.

В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Педагог: Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву «Р».

Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Триглава» – о богине почвы, воды и воздуха.

Богиня Триглава – одна, а трём слава!

У этой богини три добрых Начала:

Одно – это почва, второе – вода,

А третье есть воздух, чем дышим всегда.

В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.

Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.

Скороговорка «Лель» – чтение и тренировка с повторением

На дворе звенит капель,

У реки сидит бог Лель

И игрою на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.

Упражнение «Буквы» – исполнение упражнения

Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,

Получилась в старину буквенная книжица.

Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ

И теперь об этом знаешь – милый друг и лично ты.

В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».

Педагог: Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.

Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» – исполнение упражнения.

ЙОТ и КАКО дружат давно.

Рядом стоят, любят ребят.

Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».

Педагог: Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.

Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» – исполнение упражнения.

СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –

Читать еще:  В чем трагедия катерины гроза кратко. В чем трагедия Катерины в пьесе А.Н

Буквы рядом звучат гордо.

Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –

Буквы лучшие на свете.

Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.

Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» – исполнение упражнения.

Укрепляет голос Наш

Ты возьми на карандаш.

Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.

Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» – исполнение упражнения.

ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!

Так буквы желают всем нам,

Чтоб жить увлечённо и бодро

Ты азбуку выучи сам.

В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.

Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

Педагог: Даша, я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетотивом.

Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

Педагог: Давай вспомним песню «Есть сказка одна», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

Исполнение песни «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко

Есть сказка одна, а в ней есть полёт

Из дома родного туда, где цветёт

Цветок алый-алый, он сказки той главный,

Он сказки той главный секрет!

Колечко неслучайное, колечко обручальное

Даровано девице затем, чтоб возвратиться.

В мир сказочных явлений, чудесных превращений,

Проявленной мечты, любви и красоты.

Есть сказка одна, а в сказке поверь,

Есть добрый, тоскующий, ласковый зверь.

Стерёг он цвет алый и сказки той главный,

И сказки той главный герой!

Есть сказка одна, а в сказке дворец

И сад, расцветающей негой сердец,

В саду есть цвет алый, он сказки той главный.

Он сказки той главный секрет.

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.

Педагог: Хорошо, Даша. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Лукоморье».

Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.

Лукоморья дуб, древо вечное.

И ветвистое и сердечное.

Корнева, глубока, потому он в соку

Крона так разрослась, стремясь к солнышку.

А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.

А то сказку нам расскажет

Зеркальце всю правду скажет

Мудрым праведным словцом,

Где Руси заветный дом,

Где герои молодцы –

Слова меткого стрельцы.

Во время работы над вокальным произведением «Лукоморье», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.

Итак, первый вопрос:

Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).

Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).

Составные части речевой полости: (-щёки;

Человек, поющий песни на сцене (певец).

Молодец Даша, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из

определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.

Спасибо, Даша! До свидания. До новой встречи.

Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку из класса выходит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» – Хамидова Дарья.

Источники:

https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2820
https://pedsovet.org/publikatsii/iskusstvovedenie-i-kulturologiya/plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-estradnomu-vokalu
https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-estradnomu-vokalu-2944412.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]