2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коренные малочисленные. Малочисленные народы России: статус, права, проблемы

научная статья по теме Коренные малочисленные народы России: проблемы правового статуса Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Коренные малочисленные народы России: проблемы правового статуса»

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Россия является многонациональным государством. К национальным группам относятся коренные малочисленные народы как национальные меньшинства. Обеспечение и защита прав коренных малочисленных народов России предусмотрены Конституцией Российской Федерации, специальным федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации и программами социально-экономического развития. Права национальных меньшинств обеспечиваются дополнительными гарантиями для равноправного развития при сохранении их традиционных признаков. Для решения национальных проблем особое значение имеет участие национальных меньшинств в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Дополнительные гарантии и специальные меры защиты предусмотрены законодательством при реализации социальных прав и в целях обеспечения их занятости. Государством осуществляется поддержка национальных общественных объединений при реализации мероприятий в сфере культуры, образования и информации. В Российской Федерации приняты федеральные законы для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.

Ключевые слова: национальные меньшинства, национальные отношения, территории традиционного природопользования.

RADICAL SMALL PEOPLES OF RUSSIA: PROBLEMS OF THE LEGAL STATUS

Russia is the multinational state. Radical small peoples concern to national groups, as national minorities. Maintenance and protection of the rights of radical small peoples of Russia are stipulated by the Constitution of the Russian Federation, the special federal legislation, the legislation of subjects of Federation and programs of social and economic development. Rights of national minorities are provided with additional guarantees for equal in rights development at preservation of their traditional attributes. For the decision of national problems special value has participation of national minorities in bodies of the government and institutions of local government. Additional guarantees and special measures of protection are stipulated by the legislation at realization of the social rights and with a view of maintenance of their employment. The state carries out support to national public associations at realization of actions in sphere of culture, education and the information. In the Russian Federation federal laws for protection of the primordial inhabitancy, a traditional way of life, managing and crafts of radical small peoples are accepted.

Keywords: national minorities, national relations, territories of traditional wildlife management.

Развитие Российской Федерации как многонационального (по данным Всероссийской переписи 2002 г. в России проживают представители более 160 этнических общностей), демократического, правового, светского государства, что определено Конституцией РФ, обеспечение ее национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Национальные аспекты присутствуют во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного российского общества и занимают значительное место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по правовому обеспечению конституционных принципов свободного национального самоопределения каждого человека, возможности сохранения этнокультурной самобытности, а проблемы сохранения и развития национальных культур и языков народов Российской Федерации решаются, в том числе, и правовыми средствами.

Конституция Российской Федерации не закрепляет национального принципа формирования государства. Российская Федерация — это не союз национальных государственных образований. Однако Россия — исторически сложившееся многонациональное государство. Это отражено непосредственно в Преамбуле Конституции РФ, а также в ст. 3, согласно которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ»,1 то есть власть в государстве принадлежит не отдельным народам, а всем народам России.

Каждый гражданин Российской Федерации может иметь равные права и свободы независимо от национальной принадлежности. Вместе с тем в Российской Федерации учитываются и национальные факторы: ряд субъектов Российской Федерации, прежде всего республики и автономные округа, созданы на территориях исторического компактного проживания той или иной нации или нескольких наций. Одной из важных составляющих национальных отношений являются проблемы прав коренных малочисленных народов России как национальных меньшинств.

К коренным малочисленным народам, согласно Федеральному закону от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004. № 122-ФЗ) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации»,2 относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации не более 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими

1 Российская газета. — 1993. — 25 декабря (№ 237).

2 Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2208.

общностями. Дефиниции коренного малочисленного народа, используемые в законодательной практике субъектов Российской Федерации, в основном дублируют определение Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В международно-правовых актах, в частности в Конвенции № 169 МОТ 1989 г. «О правах коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», определяя коренные народы, ориентируются:

«а) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

Ь) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».

Однако данное определение в Конвенции во многом носит описательный характер и не раскрывает многие сущностные характеристики коренных народов, а акцент в понятии коренного народа в настоящее время уже смещается не в сторону определения территории происхождения народа, имеющего непосредственную связь с данной территорией, утрата которой может привести к полной или частичной ассимиляции коренных народов с другими народами и, в конечном итоге, к исчезновению их как самостоятельных этнических общностей, а в сторону осознания особенностей этих народов, обусловленных сохранением ими неизменными традиционного образа жизни, форм хозяйствования и промыслов.

Обеспечение и защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществляется не только Федерацией, но и субъектами Федерации, а на обеспечение защиты прав коренных малочисленных народов в субъектах Федерации непосредственное влияние оказывает принцип равноправия субъектов Российской Федерации в сочетании с требованиями ст. 71-73 Конституции РФ.

На обеспечение защиты прав коренных малочисленных народов в субъектах Федерации оказывают влияние различные факторы: уровень социально-экономического развития региона, степень разрешения демографических, экологических проблем, состояние миграционных отношений, наличие межнациональных конфликтов и др.

Уровень экономической самостоятельности и стабильности непосредственно сказывается на способности к формированию и финансированию программ развития национальной культуры, образования, реализации других специальных прав национальных меньшинств, проживающих в том или ином регионе. В субъектах со сложной социально-экономической обстановкой, в которых имеют место переизбыток трудовых ресурсов, массовая безработица, нередко приобретающая этническую окраску, происходит обострение национальных проблем, что непосредственно отражается на положении наименее защищенных групп населения, к которым можно отнести коренные малочисленные народы. Многие субъекты Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы,

являются дотационными, а полномочия по обеспечению защиты прав указанных лиц осуществляются за счет собственных бюджетов этих субъектов.

Различия в динамике численности населения приводят к изменению соотношения различных национальностей в регионах, когда меняется соотношение этнических групп. Существенное влияние на такое соотношение оказывает и миграция населения, которая также может приводить к изменению этнического состава населения на отдельных территориях.

Коренные малочисленные народы, по их собственному мнению, имеют особую духовную и материальную связь со своими землями, а также воздушной и водной средой, флорой, фауной и другими природными объектами. Эта связь проявляется в самых разнообразных аспектах, которые имеют огромное значение для самобытности коренных малочисленных народов, их выживания и сохранения культуры, преемственности поколений; коренные малочисленные народы ориентированы на сохранение, развитие и передачу потомкам земли своих предков и собственных этнических особенностей как основы продолжения существования своего народа. В традициях коренных малочисленных народов не было частной собственности на землю и природные ресурсы. Оленьи пастбища, охотничьи угодья, акватории для рыболовства, тем более священные места, погребальные урочища всегда являлись предметом их общего пользования. Для коренных малочисленных народов было бы кощунственным предоста

Читать еще:  Как нарисовать куст розы карандашом. Как нарисовать красивую розу карандашом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ГАМЗАТОВА МАЙИНА МИДЕТОВНА, ДЖАМАЛОВА ЭМИНА КАМИЛОВНА — 2012 г.

Правовой статус коренных малочисленных народов России

Дата публикации: 21.12.2017 2017-12-21

Статья просмотрена: 3137 раз

Библиографическое описание:

Шарипова Д. Н. Правовой статус коренных малочисленных народов России // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/archive/184/47339/ (дата обращения: 12.02.2020).

Сегодня государственная политика направлена на формирование уважения неотъемлемых прав коренных малочисленных народов России, основанных на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии. Необходимо выработать комплекс конкретных мер, способствующих развитию адаптации коренных малочисленных народов России к новым социально-политическим и экономическим условиям, сложившимся в России. Нужны новые подходы к решению проблем, копившихся десятилетиями, в условиях ломки прошлого, привычного образа жизни и формирования нового.

В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с правовым статусом коренных малочисленных народов России: этнический состав коренных малочисленных народов России, характеристика мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности. Кроме этого проведен анализ действующего законодательства РФ по вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов России, а также разработан единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ). Данный документ (при признании официальным документом) может являться основанием для обращения коренных малочисленных народов России за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

Коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов России утверждены Правительством Российской Федерации.

Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных (малочисленных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере.

В современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов России нет понятия «льгота», а есть права, закрепленные Конституцией РФ, которая гарантирует защиту их прав и интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, а также законодательными актами РФ. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные малочисленные народы России могли сохранить свои особенности и традиции.

Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

На федеральном уровне для коренных малочисленных народов России установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами:

 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

 Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и другие.

Для реализации своих прав и льгот граждане РФ должны подтвердить, что они относятся к коренным малочисленным народам России. Но, дело в том, что еще в 1997 году из паспорта гражданина РФ была изъята графа «национальность». Сегодня в российском законодательстве нет порядка решения вопроса о том, является гражданин РФ представителем малочисленного народа или нет. В условиях отсутствия законодательно закрепленного порядка определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, многие не могут подтвердить свою национальную принадлежность и реализовать свои права в полном объеме.

В итоге, когда представителю коренных малочисленных народов России необходимо воспользоваться закрепленными законами льготами и правами, например, на прохождение альтернативной гражданской службы, использование природных ресурсов, получение оружия, образование общин, закрепление охотничьих угодий и оленьих пастбищ, у него появляется масса проблем.

Взять, к примеру, рыболовство. Региональными законами и нормативными правовыми актами также регламентировано право на получение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для традиционного рыболовства исключительно лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и их общинами. Отсутствие же в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, подтверждения его национальной принадлежности ставит в затруднительное положение природоохранные и правоохранительные органы, осуществляющие контроль за законностью добычи водных биологических ресурсов.

До 2004 года эта проблема решалась так: в муниципальных образованиях составлялись списки граждан, имеющих квоты на добычу водных биологических ресурсов. Однако после вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [1] муниципалитеты лишились этого полномочия. В подобной ситуации коренные малочисленные народы России не могут в полной мере использовать свои льготы, а у других граждан РФ, не являющихся представителями малочисленных народов, появляется масса возможностей для злоупотреблений.

Сегодня в Положении о паспорте гражданина РФ есть пункт, в котором говорится: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности. Форма вкладыша, который выдается на основании письменного заявления гражданина, устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и федеральным Министерством внутренних дел по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ…».

Такие республики, как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия) воспользовались этим правом. А что делать жителям территорий, не имеющих республиканского статуса (например, коренным малочисленным народам России, которые проживают на территории Дальневосточного федерального округа)?

Сегодня, граждане РФ могут подтвердить свою национальную принадлежность только в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться лично с заявлением в суд и предоставить пакет документов.

Мы предлагаем, упростить процедуру сбора документов и тем самым сократить время, а также решить проблему с бюрократией в государственных органах исполнительной и судебной власти. И для этого мы разработали единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ).

Для того, чтобы предложенный нами документ на законодательном уровне имел статус официального документа необходимо внести поправку в Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» [2] о присвоении единому документу статуса « вкладыш к паспорту гражданина РФ», и изложить её (поправку) в следующей редакции: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках и иных субъектах РФ, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и (или) герба субъекта РФ, и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики (или субъекта РФ) сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности…».

Читать еще:  Скляр группа. Биография, история жизни Скляра Александра Феликсовича

Мы предлагаем закрепить функции по выдачи данного документа за должностными лицами отделов ЗАГС. Вкладыш к паспорту гражданина РФ отделы ЗАГС в субъектах РФ будут выдавать независимо от места регистрации гражданина.

В дальнейшем необходимо создать единый государственный реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, проживающих в местах традиционного проживания и ведущих традиционный образ жизни. Включение в данный Реестр, будет являться основанием для обращения за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

В самом Реестре может быть предусмотрено три категории граждан:

1) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;

2) лица, которые относятся к коренным малочисленным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно (как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления);

3) лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни (как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население – такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами).

В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

Несмотря на то, что коренные малочисленные народы России составляют небольшую часть населения нашей страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания.

Государственная забота об обеспечении политического, экономического и социально-культурного развития должна выражаться в развитой политико-правовой базе как федерального, так и регионального уровней. Федеральные и региональные органы государственной власти должны постоянно обеспечивать условия, которые гарантируют всем коренным малочисленным народам России возможность развития при сохранении ими их самобытности.

  1. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Малочисленные народы России: статус, права, проблемы. Коренные малочисленные народы сибири

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ (малочисленные народы), в Российской Федерации особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В России одним из первых законодательных актов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов, был Устав об управлении инородцев 1822. В 1920-х годах в постановлениях и декретах советского правительства (например, в декрете ВЦИК и СНК от 25.10.1926 «Об утверждении Временного положения об управлении туземными народностями и племенами северных окраин») сформирован закрытый перечень, первоначально включавший 24 этнические общности. Конституция Российской Федерации 1993 (ст. 69) ввела понятие «коренных малочисленных народов». В Российской Федерации действует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000), а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2006). Единый перечень ныне включает 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры), а также абазин, бесермян, водь, ижорцев, нагайбаков, шапсугов и 14 народов Дагестана.

Согласно российскому законодательству, для признания народа коренным малочисленным он должен: осознавать себя самостоятельной этнической общностью (самоидентифицироваться), сохранять исконную среду обитания (территорию), национальные промыслы, то есть особое экономическое пространство, самобытную культуру, общий родной язык и иметь численность на территории России менее 50 тысяч человек. Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы выделяются в отдельную группу народов в целях особой защиты со стороны государства, они наделены особым статусом, имеют ряд законодательно закреплённых льгот (преимущественное пользование биоресурсами, более ранний выход на пенсию, замена военной службы альтернативной, в перечень профессий которой включена пастьба оленей; освобождение от платы за землю и т. п.). Комплексно вопросы в сфере защиты прав национальных меньшинств урегулированы Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999). На федеральном уровне действуют также федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001); утверждена Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» (2007). Кроме того, субъекты Федерации самостоятельно решают проблемы национальных меньшинств, проживающих на их территориях.

Лит.: Харючи С. Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. Томск, 2004; Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005; Кряжков В. А. Статус коренных малочисленных народов России. Правовые акты. М., 2005. Кн. 3.

Этнограф Дмитрий Функ о конфликтах малых народов с правительством, специальных льготах по спискам и сохранении этнической идентичности

Речь пойдет о такой интересной категории населения Российской Федерации, как коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера — их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков. Шло время, и, несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование — все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х — начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке? В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Читать еще:  Конспект по рисованию в подготовительной группе. Тема: " Морозные узоры"

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х — начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация — перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели — не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, — это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год (я как раз был на Алтае, в составе комиссии, которая должна была разобраться, кем люди себя хотят декларировать во время проведения переписи, кем хотят себя назвать), помню очень хорошо, руководители родов — они называются зайсаны, — когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список? Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен. Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства. Кто же виноват, что так сложилось? И тут возникает коллизия: что делать с людьми? Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно — сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех — русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы — КМНсы, мы — КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Энциклопедичный YouTube

Малочисленные народы России (рассказывает Александр Матвеев)

Коренные малочисленные народы Севера

Ритуальные практики народов Севера (рассказывает Дмитрий Опарин)

Источники:

http://naukarus.com/korennye-malochislennye-narody-rossii-problemy-pravovogo-statusa
http://moluch.ru/archive/184/47339/
http://fashionmonger.ru/nails/malochislennye-narody-rossii-status-prava-problemy-korennye-malochislennye/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×