Коренные народы хакасии. Республика хакасия, история и география
Коренные народы хакасии. Республика хакасия, история и география
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»
На свете мало земель, где всюду видны древние памятники. Хакасия именно такова. В какой бы местности вы ни находились, в какую бы сторону вы здесь ни посмотрели — взгляд обязательно найдет явные следы древней цивилизации. Крупные, обставленные высокими камнями курганы; загадочные изваяния с грозными ликами; огромные глыбы и менгиры; испещренные рисунками всех эпох поверхности скал; каменные стены крепостей на горных вершинах; стелы с высеченными на них местными письменами, стихами, прославляющими былых героев. Многие из этих монументов древнее или равны по возрасту египетским пирамидам, гробницам древнеиранских царей, мавзолеям китайских императоров. Никакого отставания древнейшего и средневекового населения Хакасии от уровня развитых племен Европы и Азии не было. Ни в древности, ни в раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной культурного мира. Более того, она вносила немалый вклад в развитие цивилизации Евразии. (Источник: Кызласов И. Вступление./ И. Кызласов.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10) .- С.2)
История — увлекательная и познавательная наука. Без знаний прошлого человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Древние называли историю «наставницей жизни». Каждый образованный человек должен знать историю и культуру своей страны, своего народа.
На сайте уделено большое внимание истории памятников материальной и духовной культуры населения Хакасско – Минусинской котловины.
Чебодаев П.И. в книге “История Хакасии” пишет “. это курганы хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда и вооружения, устное народное творчество (фольклор). В этих памятниках культуры воплощено лучшее наследие прошедших поколений, Однако под воздействием времени, особенно людей, немало памятников археологии и этнографии разрушены и пришли в негодность как исторический источник. Вместе с ними ушли некоторые тайны хакасской истории и культуры. Поэтому так важно сохранять доставшие нам памятники народной старины для сегодняшнего и будущих поколений”.
История Южной Сибири и Хакасии до присоединения к России
История Хакасии с древнейших времен
Хакасия славится не только уникальной красивейшей природой, но и как место, где происходило развитие древних цивилизаций. Ещё задолго до наступления нашей эры территория Хакасии была заселена людьми. Об этом свидетельствуют расположенные на этой территории многовековые культурные и исторические памятники, среди которых древние крепости, мавзолеи, некрополи, каменоломни, курганы.
Благодаря оставшимся историческим памятникам можно узнать о том, что много веков назад здесь существовали различные эпохи и цивилизации. Стоит отметить, что возраст некоторых археологических памятников насчитывает около пяти тысяч лет.
В Хакасии, расположенной в центре Азии на Саяно – Алтайском нагорье, по мнению учёных заселение начало происходить примерно 300 тысяч лет назад. Раньше всех была заселена территория в области Хакасско – Минусинской котловины.
На протяжении многих веков Хакасия была территорией, где происходило историческое развитие многих культур, среди которых были иранские, угро – финские, древне – тюркские культуры.
Исторические документы свидетельствуют о том, что на территории древней Хакасии бывали стычки между представителями различных народов. Так известно, что нередко распри происходили между южно – сибирскими и древнекитайскими народами.
Однако в мирный период происходило активное развитие торговли между народами и культурный обмен. Свидетельством этого является налаживание в Хакасии караванных путей не только с Китаем, но и с Монголией, Индией и Тибетом. Известно о том, что именно через территорию Хакасии пролегала одна из ветвей знаменитого шелкового пути. Таким образом Хакасия соединялась с Тувой.
С южной стороны Хакасское государство постоянно притеснялось монголами. По этой причине в 13 – м веке (1293 году) произошло его падение. Приход монголов на территорию современной Хакасии послужил тому, что произошла общая феодальная раздробленность государства. На этом фоне, ближе к 17 – му веку, возникли мелкие феодальные княжества (улусы), среди которых были Алтырский, Алтысарский, Тубинский и Езерский улусы. Отдельные улусы ещё долго не объединялись в единый союз. Правление находилось в руках князей господствующего рода.
Заметным событием в истории Хакасии стал 1707 год, когда она вошла в состав России. Это событие произошло после того, как на землях Хакасии появился первый острог. В дальнейшем на этой территории был воздвигнут ещё один Саянский острог. Это способствовало тому, что Хакасия окончательно закрепилась за Россией. В этот период происходило постепенное развитие на этой земле скотоводства, охотничьего и пушного промыслов.
Двадцатый век стал периодом индустриального развития Хакасии. Именно в это время из аграрного региона она превратилась в хорошо развитый индустриальный. К тому же, в 1930 году произошло образование Хакасской автономной области. А с 1991 года Хакасия стала Республикой.
Больше интересного на сайте Это Сибирь
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас. Мы ВКонтакте и Инстаграм
Хакасы
В Красноярском крае в деревнях Камышта и Сартачуль хакасы являются коренным населением.
Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com
Хакасы (схакастар, тадар, хоорай) — коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Хакасия. Живут также в сопредельных с Хакасией Красноярском крае и Республике Тыва. Устаревшие названия — абаканские татары, минусинские татары.
Хакасы разделяются на четыре субэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), сагайцы (саай), кызыльцы (хызыл) и койбалы (хойбал). Ранее выделяли еще бельтиров (пелтир), которые к настоящему времени практически полностью ассимилировались.
Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Письменность на основе русской графики.
Хакасы — потомки древнего населения Минусинской котловины, где последовательно сменилось множество археологических культур: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Считается, что тюркский язык появился здесь примерно в III в. до н. э. В дальнейшем тюркская составляющая только усиливалась.
Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являлись кыргызы. В IX в. они создали на среднем Енисее свое государство Кыргызский каганат, которое пало в начале XIII в. под ударами татаро-монголов . В конце XIV в. племенные группы Минусинской котловины при главенстве кыргызской знати создают единую этнополитическую государственность Хонгорай (в русских источниках — «Киргизская земля»), которая объединяла четыре княжества — улуса.
В последующие столетия в рамках этих улусов происходила тюркизация различных племен-данников (кыштымы), говоривших на самодийских и кетских (енисейские) языках, и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Эти процессы ускоряются после увода джунгарами из Хакасии 15 тыс. кыргызов в 1703 г. и вхождения территории Хонгорая в состав России.
В XX в. процесс формирования хакасской нации в целом завершается. С 1920-х гг. этноним «хакасы» утверждается в официальных документах, а названия субэтнических групп постепенно выходят из сферы обыденного употребления. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса характеризуется ликвидацией группового, то есть этнического самосознания (качинцы, сагайцы и т. д. ), с одной стороны, и возрождением народных традиций, общих для всех хакасов, с другой.
До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и инородческие управы. В 1923 г. был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 г. — национальный округ, с 1930 г. — округ в составе Западно-Сибирского края, с 1934 г. — в составе Красноярского края. В 1991 г. Хакасская автономная область преобразуется в Республику Хакасия и становится самостоятельным субъектом России. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 72 959 хакасов.
Полукочевое скотоводство — традиционное занятие хакасов. Они содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место занимала охота в тайге, в Саянских горах. Земледелие (ячмень, в меньшей степени — просо и пшеница) было известно и до прихода русских. А с начала XX в. оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Из промыслов были развиты кузнечное дело, выделка кож, изготовление войлоков, ткачество.
В XX в. в Хакасии бурно развивалась промышленность, многие хакасы освоили нетрадиционные занятия, появились рабочие, интеллигенция.
Круглая юрта (иб), крытая берестой летом и войлоком зимой, — традиционное жилище у скотоводов. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей. С рубежа XIX—XX вв. стала использоваться русская срубная изба.
Традиционное поселение хакасов (аал) представляло собой 10—15 юрт и несколько хозяйственных построек, поставленных без особой системы. В настоящее время поселки имеют уличную систему и не отличаются от русских сел и деревень.
У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Мужчины носили широкие рубахи навыпуск, подпоясанные кушаком, женщины — такого же покроя, но длинные, до пят, платья (повседневные — из хлопчатобумажных тканей, праздничные — из шелка). Задний подол платья был длиннее переднего. Использовали яркую цветовую гамму за исключением желтого. Детали платья украшались растительным орнаментом. Подпоясывали платья только вдовы.
Распашные халаты (мужские и женские) шились из сукна (повседневные), из плиса или шелка (праздничные). Зимние овчинные шубы украшались вышитыми растительными орнаментами на спине. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку (сигедек) . Девушки заплетали волосы во множество косичек, замужние женщины — в две косы.
На голове женщины носили платок, повязанный особым образом — со складкой на лбу. Бытовали меховые (мужские и женские) шапки нескольких видов. Из украшений особенно известно пого — нагрудное украшение в форме полумесяца с закругленными краями и вышитым бисером и перламутровыми пуговицами орнаментом, а также накосные украшения-подвески из кораллов.
В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Готовились супы (крупяные, ячменные) и различные бульоны с мясом. Одним из любимых блюд была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком является айран, который готовится из специально закисленного коровьего молока. Из айрана же гнали молочную водку (айран арагазы). Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Из дикоросов потреблялись луковицы сараны, кандыка, кедровые орехи, дикий лук, ягоды и др. Лакомством считались большие пельмени с ореховой начинкой.
В XX в. была создана хакасская письменность, литературный язык, который преподается в школах. До революции существовало всего десять инородческих школ с обучением на русском языке. В настоящее время на хакасском языке ведутся теле- и радиовещание, издаются газеты, литературный альманах «Ах-Тасхыл» , художественная и учебная литература.
Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10—15 тыс. поэтических строк, исполняется сказителями (хайджи) низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей (алып), мифологические представления о природе, духах и т. д. Хайджи пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.
Популярны у хакасов лирические песни, сказки, сказания, пословицы, загадки и т. д. Лирические и сатирические песни (тахпах) исполняются как импровизации в соревнованиях певцов (тахпахчи). Национальные виды музыкальных инструментов — чатхан, варган, хомыс, пыргы и др.
Из декоративно-прикладного искусства у хакасов были развиты резьба по дереву, вышивка цветными нитками, изготовление украшений из кораллов, серебра и т. д.
Часть верующих хакасов — православные, разные группы хакасов были крещены в XVIII—XIX вв. Однако сохранились и традиционные верования (шаманизм). Главная функция шаманов — лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. У хакасов существовало почитание различных духов — покровителей семьи и рода, домашних животных. На сегодня в Хакасии насчитывается около 200 культовых мест, где совершались жертвоприношения. В последние годы хакасские шаманы принимают активное участие в международном этническом фестивале «МИР Сибири», который проводится в Шушенском районе Красноярского края.
Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев — в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная обрядность хакасов мало чем отличается от русских обычаев.
Основные праздники хакасов были связаны с годовым хозяйственным циклом. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочевки на летник устраивали Тун Пайрам — праздник первого айрана. На праздниках проводились спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, национальная борьба. В XIX в. хакасы стали отмечать православные праздничные даты.
В 1980-е гг. в Хакасии было возобновлено празднование Тун Пайрама, который быстро становится популярным и проводится в масштабах селений ( в т. ч. на юге Красноярского края), районов и Республики Хакасия. В 1991 г. появился новый праздник — Ада-хоорай , основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков.
Источники:
https://www.sites.google.com/site/cultkhakasia/istoria-hakasii
https://zen.yandex.ru/media/id/5b5fdfe8bad2fe00a8226d79/5c62ef3cc0874300adc6ab99
https://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/khakasy/