6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корнель Пьер – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

Корнель Пьер – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606-84), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов “Поэтическая смесь” (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии “Сид” (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях “Гораций” (постановка 1640), “Цинна” (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях “Мученик Полиевкт” (1643), “Смерть Помпея” (1644). Следы эстетики барокко в “Родогуне” (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе “Никомед” (постановка и издание 1651) и др.

КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (6 июня 1606, Руан – 1 октября 1684, Париж), французский драматург.

Начальный период творчества

Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628-50 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса – комедия “Мелита” – в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы “Клитандр” (1632), “Вдова” (1633), “Галерея суда” (1633), “Субретка” (1634), “Королевская площадь” (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание “подлинной трагедии” на основе трех единств – времени, места и действия. Теория “единств” пришла из Италии, а первой “правильной” трагедией во Франции стала “Софонисба” Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в “Медее”, избрав уже использованный Еврипидом и Сенекой сюжет, но большого успеха не снискал.

Формирование классицистской драмы

В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился “Сид” – первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение “прекрасно, как “Сид”. Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро “Подвиги Сида” (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище “Сид” и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточенную полемику, которая получила название “Спор о “Сиде”. Соперники Корнеля – Жан Мере и Жорж де Скюдери обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве Ришелье родилась в 18 веке: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера – он увидел в ней оправдание дуэлей. Академия вынесла весьма двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы “Сида”, она осудила замысел пьесы в силу того, что “чудовищную правду” нельзя представлять на сцене.

Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 женился на дочери руанского магистрата – этот брак принес ему семерых детей. Следующие его трагедии – “Гораций” (1641), “Цинна, или Милосердие Августа” (1643), “Мученик Полиевкт” (1643) – составили вместе с “Сидом” так называемую “классическую тетралогию”, в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 драматург вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги “Лжец”. В 1647 он перебрался вместе с семьей в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию.

“Трагедии второй манеры”

В этих пьесах Корнель стремился реализовать разработанную им “теорию восхищения” перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в “мрачном величии порока”. Среди “трагедий второй манеры” выделяются “Родогуна” (1647) и “Никомед” (1651). Сам драматург считал лучшей своей трагедией “Родогуну”. В этой пьесе явственно проявляются барочные тенденции: человек предстает жалкой песчинкой во вселенной и не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать – сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила “слабость” и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына.

Трагедии “третьей манеры”

В 1652, после провала трагедии “Пертарит” Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом “Подражания Христу” Фомы Кемпийского и издав в 1660 собрание своих пьес. В 1659 он вернулся на сцену с трагедией “Эдип”. Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Корнель не мог соперничать с утонченным психологизмом своего молодого соперника Расина, поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к “необыкновенному” противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 была поставлена последняя трагедия Корнеля “Сурена”, которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему Ришелье после выхода “Горация”, выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стесненных обстоятельствах.

Читать еще:  Красивые фамилии для вк на английском. Список английских фамилий и их значения

Корнеля по праву называют “отцом французской трагедии”. Он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов – отклонений от этого типа.

Биография Корнеля Пьера

Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647).

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Драматургия Корнеля (полный список пьес)
* «Алидор» (Alidor) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
* «Мелита» (Melite, 1629)
* «Клитандр» (Clitandre (1631)
* «Вдова» (La Veuve, 1632)
* «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
* «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
* «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
* «Медея» (Medee, 1635)
* «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
* «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
* «Сид» (Le Cid, 1636)
* «Гораций» (Horace, 1640)
* «Цинна» (Cinna, 1641)
* «Полиевкт» (Polyeucte, (1642)
* «Смерть Помпея» (La Mort de Pompee, 1644)
* «Лжец» (Le Menteur, 1644)
* «Родогуна» (Rodogune, 1644)
* «Теодора» (Theodore, 1646)
* «Ираклий» (Heraclius, 1647)
* «Андромеда» (Andromede, 1650)
* «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
* «Никомед» (Nicomede, 1651)
* «Пертарит» (Pertharite, 1652)
* «Эдип» (?dipe, 1659)
* «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
* «Серторий» (Sertorius, 1662)
* «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
* «Отон» (Othon, 1664)
* «Агесилай» (Agesilas, 1666)
* «Аттила» (Attila, 1667)
* «Тит и Береника» (Tite et Berenice, 1670)
* «Психея» (Psyche) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) (1671)
* «Пульхерия» (Pulcherie, 1672)
* «Сурена» (Surena, 1674)

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (Melite, 1629), однако в 1946 г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifferent, соч. между 1626 и 1628 г., опубл. в 2001 г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру).

За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришельё.

С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Medee». Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матамор.

В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid)».

Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Academie sur le Cid»: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.

Пьер Корнель

Краткая биография

Пьер Корнель – французский драматург, поэт, переводчик, основоположник национальной трагедии, французского классицизма – родился в Руане в 1606 г. Отец-адвокат направил сына по своим стопам, отдав его в 1622 г. изучать право в иезуитский колледж. В 1624 г. Пьер стал лиценциатом юриспруденции, как адвокат четыре года стажировался при местном парламенте, в 1623 г. стал прокурором, до 1635 г. находился на различных должностях, однако служебного рвения не проявлял, т.к. всерьез увлекался изящными искусствами. Молодой Корнель не пропускал гастрольных спектаклей, сочинял модные галантные любовные стихи и грезил Парижем.

Именно с них и дебютировал Корнель на литературном поприще. В 1629 г. в их город приехала на гастроли труппа под руководством Гийома Мондори – ему и показал Корнель первую комедию – «Мелита, или Подложные письма», написанную в стихотворной форме. В том же году постановку по ней увидела и тепло встретила парижская публика, благодаря чему и автор пьесы, и труппа смогли переехать в столицу. За «Мелитой» последовал ряд комедий, отвечавших запросам времени, благодаря которым Корнель получил известность и привлек благосклонное внимание кардинала Ришелье. Его даже пригласили в творческую группу, сочинявшую пьесы по планам этого высокопоставленного лица, однако в поисках индивидуального пути драматург быстро ее покинул.

В 1635 г. Корнель обращается к жанру трагедии, начиная с подражаний Сенеке. И если первые попытки оказались художественно слабыми, то написанная в 1636 г. пьеса «Сид» не только стала переломной для биографии Корнеля, была признана шедевром, но и ознаменовала собой новый этап в эволюции национального и мирового театра. «Сид» впервые осветил наличие конфликта между долгом и чувствами – впоследствии он стал обязательным атрибутом классицистских трагедий. Находящийся в зените славы драматург был награжден дворянским титулом и пенсией, вел активную светскую жизнь, женился. С третьей попытки, но сбылась еще одна его мечта: в 1647 г. Корнеля избрали членом Французской академии.

Читать еще:  Происхождение лезгинки. Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

С 1651 г. Корнель обращается к поэзии религиозного содержания: сказалось влияние иезуитов, предпринимавших попытки отстранить от театральной деятельности бывшего воспитанника. Его стихотворные переводы становятся чрезвычайно популярными. Драматург продолжает писать пьесы, однако публика принимает их все холоднее. Провал «Пертарита» приводит Пьера Корнеля к решению покончить с творчеством, вынуждает возвратиться в родной Руан.

Тем не менее после семилетнего отсутствия драматург, приняв приглашение министра финансов, в 1659 г. снова переезжает в Париж, и не с пустыми руками, а привозит «Эдипа» – новую трагедию. Однако вернуть прежнюю славу Корнелю не удается. На протяжении последнего десятка лет жизни он не сочинял драматических произведений, но издал в 1682 г. новое собрание пьес. Несколько лет перед смертью Корнель вел уединенный образ жизни, испытывал серьезные материальные затруднения. Лишь доброму приятелю Буало удалось выхлопотать ему скромную пенсию. Отец национальной трагедии, чье творчество стало отправной точкой для театра французского классицизма, оживило французскую драму, скончался в столице в нищете и забвении 1 октября 1684 года.

Биография из Википедии

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, [корне́й]; 6 июня 1606(16060606), Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647). Старший брат драматурга Тома Корнеля.

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В 1628 году получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. До 1635 года занимал различные чиновничьи должности, в 1647 году стал членом Французской академии, в 1662 году переехал в Париж.

Чиновников в академию не выбирали, и, стало быть, Корнелю, как и прочим академикам, нужно было отличиться в изящной словесности. К моменту своего избрания он был известен как сочинитель «галантных» стихов и комедий «Мелита, или Подметные письма», «Клитандр, или Освобождённая невинность», трагедии «Медея», трагикомедии «Сид», в центре которых — отношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.

Эти симпатии стали ещё более явными в трагедиях «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа». К началу 1644 года у Корнеля, начиная с трагедий «Родогуна», «Теодора» и «Гибель Помпея», происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название «второй манеры», ибо их содержание — это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.

После избрания его академиком пишет трагедии «Никомед» и «Сурена», свидетельствующие о резком падении его таланта.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия. Корнель умер в Париже в полной нищете, и лишь Великая французская революция 1789 года принесла ему посмертную славу.

Творчество Корнеля

Раннее творчество

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (1629), однако в 1946 году была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (соч. между 1626 и 1628 годов, опубл. в 2001 году), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришельё.

С 1635 года Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матадор.

В конце 1636 года появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid). Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.

Любопытен факт, что никто из завистников не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид — испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией (Тридцатилетняя война), в тяжёлое для Франции время военных поражений.

«Гораций»

Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включённая в репертуар театра «Комеди Франсез», трагедия на этой сцене выдержала количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы выступали такие прославленные актёры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.

Впервые «Гораций» был издан Огюстеном Курбе в январе 1641 года.

На русский язык трагедия переводилась А. И. Чепяговым, А. А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским (1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году). Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и в Москве. Октябрьская постановка 1817 года стала, по воспоминаниям современников, «замечательным успехом» актёров. Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И. Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Прославились постановки 1819 года (Камилла — А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций — Я. Г. Брянский, Камилла — А. М. Колосова, Сабина — А. Д. Каратыгина).

Читать еще:  Архитектурные памятники города. Главные архитектурные достопримечательности россии

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. В 1647 году Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).

Религиозная поэзия

Начиная с 1651 года Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jésus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

  • «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
  • «Мелита» (Mélite, 1629)
  • «Клитандр» (Clitandre, 1631)
  • «Вдова» (La Veuve, 1632)
  • «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
  • «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
  • «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
  • «Медея» (Médée, 1635)
  • «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П. Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
  • «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
  • «Сид» (Le Cid, 1636)
  • «Гораций» (Horace, 1640)
  • «Цинна» (Cinna, 1641)
  • «Полиевкт» (Polyeucte, 1642)
  • «Смерть Помпея» (La Mort de Pompée, 1644)
  • «Лжец» (Le Menteur, 1644)
  • «Родогуна» (Rodogune, 1644)
  • «Теодора» (Théodore, 1646)
  • «Ираклий» (Héraclius, 1647)
  • «Андромеда» (Andromède, 1650)
  • «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
  • «Никомед» (Nicomède, 1651)
  • «Пертарит» (Pertharite, 1652)
  • «Эдип» (Œdipe, 1659)
  • «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
  • «Серторий» (Sertorius, 1662)
  • «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
  • «Отон» (Othon, 1664)
  • «Агесилай» (Agésilas, 1666)
  • «Аттила» (Attila, 1667)
  • «Тит и Береника» (Tite et Bérénice, 1670)
  • «Психея» (Psyché, в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино, 1671)
  • «Пульхерия» (Pulchérie, 1672)
  • «Сурена» (Suréna, 1674)

Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был ориентирован на подражание латинской драме Сенеки. Талантливые предшественники Корнеля — Александр Арди, Робер Гарнье, Жан Ротру и другие — не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в сухую декламацию. Корнелю удалось оживить французскую драму, привив ей испанский элемент движения и эмоций; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по сути, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Горации» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Полиевкте» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе — исключителен для своего времени. Умение заключить в одной фразе сущность личности составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût!) старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; яркий контраст между словами Горация: Albe vous a nommé — je ne vous connais plus и ответом Куриация: je vous connais encore — всё это и многое другое вызывало восхищение современников.

Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля на русский язык переводили:

  • Я. Б. Княжнин: «Сид» (СПб., 1779); «Смерть Помпея» (СПб., 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб., 1779); «Родогуна» (М., 1788);
  • П. А. Катенин: «Сид» (СПб., 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина»: «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
  • Е. Барышев: «Сид» (СПб., 1881) и «Родогонда» (СПб., 1881).
  • Михаил Лозинский: новый перевод «Сида» (1938);
  • Вс. Рождественский;
  • Т. Гнедич;
  • Ю. Корнеев;
  • М. Кудинов;
  • Александр Кочетков.

Наиболее полное собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство», куда вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена».

Источники:

https://www.piplz.ru/page.php?id=525
https://www.biografguru.ru/about/kornel/?q=3387
https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/per-kornel

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]