Названия направления эмиль золя. Французский писатель Золя Эмиль
Эмиль Золя
Биография
Французский литературный деятель, лидер и основоположник натурализма во французской литературе, ставший известным и читаемым в России быстрее, чем на родине.
2 апреля 1840 года в семье француженки и итальянца, получившего французское гражданство, появился на свет Эмиль Золя. Отец мальчика Франсуа Золя, будучи инженером, подписал контракт на строительство канала, это поспособствовало тому, что в 1843 семья переехала в город Экс-ан-Прованс.
Маленький Эмиль Золя с родителями
Совместно с партнерами Франсуа создает компанию для реализации проектов. Работа начала продвигаться в 1847 году, но отец Эмиля получил воспаление легких, от чего трагически и скоропостижно умирает.
В том же году мальчика определили в пансион при колледже. Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – Полем Сезанном, дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет. Становится поклонником творчества Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное освещение. Город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан.
Портрет Эмиля Золя
Однако после смерти отца мать остается вдовой, живет на пенсию, которой катастрофически не хватает. В 1852 году вынуждена вернуться в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В результате судебных разбирательств компанию признали банкротом.
С полным разочарованием для себя в 18 лет Эмиль приезжает к матери в Париж, где жизнь полна ограничений из-за материального положения. Попытка построить будущее юриста провалилась, Золя провалил экзамены.
Литература
После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.
Писатель Эмиль Золя
Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.
Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.
Эмиль Золя в 25 лет
Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века. Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.
В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.
Собрание сочинений Эмиля Золя
Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.
Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» – семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.
Писатель Эмиль Золя
Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса. Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.
Личная жизнь
В молодые годы, после приезда к матери в Париж, Эмиль познакомился с Александриной Мелей, которая долгое время оставалась любовницей писателя. Связь с представительницей среднего класса стала по душе и матери писателя – серьезная, честолюбивая, хрупкая и одновременно сильная девушка. В 1870 году Эмиль женился на Александрине, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.
Семья Эмиля Золя
По злой иронии судьбы, спустя годы, жена нанимает в дом молодую служанку Жанну, которая становится любовницей Золя. Длительное время писатель пытался скрывать запрещенные отношения, при этом обеспечивая молодую 20-летнюю девушку. Но когда у пары родился первый ребенок, хранить тайну больше не было смысла.
Эмиль женился на Жанне Розро, у пары родился второй малыш. Новая семья приносила писателю счастье и вдохновение в творчестве.
Смерть
Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. Вызывать доктора отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года.
Могила Эмиля Золя
У современников писателя были подозрения о неестественной смерти – убийстве. Спустя 50 лет журналист французской газеты Жан Бореля напечатал расследование «Убит ли Золя?». Он опубликовал подозрения в умышленном убийстве писателя, где раскрыл разговор фармацевта и трубочиста, который признался в умышленном загрязнении дымохода квартиры Золя.
Библиография
В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.
- 1865 – «Исповедь Клода»
- 1866 – «Завет умершей»
- 1867 – «Тереза Ракен»
- 1867 – «Марсельские тайны»
- 1868 – «Мадлена Фера»
- 1871 – «Карьера Ругонов»
- 1873 – «Чрево Парижа»
- 1874 – «Завоевание Плассана»
- 1880 – «Нана»
- 1883 – «Дамское счастье»
- 1885 – «Жерминаль»
- 1890 – «Человек-зверь»
- 1891 – «Деньги Разгром»
LiveInternetLiveInternet
–Музыка
–Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
–Метки
–Рубрики
- Писатели и книги (677)
- 19 век (85)
- Бунин (38)
- Достоевский (24)
- Чехов (22)
- Лев Толстой (18)
- Пришвин (17)
- Шекспир (14)
- Куприн (11)
- Лесков (10)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Серебряный век (521)
- Цветаева (115)
- Блок (60)
- Ахматова (49)
- Гумилёв (39)
- Мандельштам (31)
- Бальмонт (19)
- Хлебников (19)
- Есенин (18)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Поэты и поэзия (503)
- Поэты XIX века (128)
- Лермонтов (26)
- Рубцов (21)
- Заболоцкий (20)
- Фет (16)
- Анненский (15)
- живопись (411)
- Голландия (37)
- Ван Гог (28)
- Ренуар (13)
- Марк Шагал (8)
- Босх (8)
- Кандинский (4)
- композиторы и дирижёры (383)
- Бетховен (38)
- Вагнер (25)
- Шопен (22)
- Шостакович (19)
- Моцарт (16)
- Шуберт (12)
- Шуман (12)
- Дебюсси (9)
- Бах (6)
- Сибелиус (4)
- Лист (2)
- Русские художники (344)
- Врубель (19)
- Валентин Серов (14)
- Левитан (11)
- Коровин (11)
- Кустодиев (9)
- Крамской (8)
- Иван Шишкин (7)
- Борисов-Мусатов (7)
- Васнецовы (6)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (335)
- Ростропович (9)
- Художники и картины (329)
- Альбрехт Дюрер, (10)
- Гейнсборо (5)
- Искусство (269)
- Волошин (13)
- Мыслители (251)
- Леонардо да Винчи (26)
- Герман Гессе (13)
- Флоренский (10)
- Видео и фильмы (230)
- Тарковские (42)
- Балет (209)
- Русские композиторы (200)
- Римский-Корсаков (20)
- Скрябин (17)
- Свиридов (15)
- Мусоргский (13)
- Танеев (10)
- Чайковский (9)
- Глинка (8)
- Даргомыжский (4)
- Артисты (199)
- Есть женщины . (193)
- Ольга Берггольц (13)
- Вне разделов (190)
- Иван Толстой (28)
- История России (185)
- На здоровье (180)
- Цветы и поздравления (179)
- Май (22)
- опера (176)
- Учёные и открытия (171)
- Наша Земля (169)
- Научно-популярное (158)
- Наши . (154)
- Шукшин (21)
- Шаламов (16)
- Платонов (13)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (10)
- танцовщики (143)
- нуриев (21)
- Барышников (20)
- Цискаридзе (19)
- Васильев (14)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (4)
- Лавровский (1)
- Святые . (137)
- Города и памятники (123)
- 1812, 1945 (120)
- Герои 1812 (14)
- Пушкин (120)
- Cкульптура (119)
- Микеланджело (18)
- Замечательные люди (118)
- Замечательные места и промыслы (118)
- Великие балерины (108)
- Максимова (20)
- Анна Павлова (11)
- Уланова (9)
- Обучающие материалы (102)
- Песни и мелодии (99)
- Природа. Животные (97)
- Еда (92)
- Театр и актёры (91)
- Фотографии (90)
- Авангард (86)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (10)
- Ларионов и Гончарова (8)
- Филонов (3)
- Русские не в России (85)
- Борис Зайцев (7)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (77)
- Наука (75)
- Славянская культура (74)
- О Японии (60)
- ДаКар (58)
- Рахманинов (58)
- Пастернак (58)
- Материаловедение (52)
- Балетмейстеры (48)
- Баланчин (7)
- Минкус (6)
- Эйфман (4)
- Архитектура (39)
- Гауди (11)
- Экопроблемы (39)
- Геометрия и символы (37)
- Эшер (6)
- Романовы (35)
- Моря и океаны (34)
- Реки и озёра (15)
- Бродский (32)
- Непознанное (30)
- справочники (12)
- Шестидесятники (9)
- Аксёнов (7)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (2)
- северное возрождение (1)
–Цитатник
Документальный фильм. «Искусство скрипки»,1 и 2 части. Документальный фильм. «Искусство скрипк.
Интонация путешественника Надя Кузнецова. Графика и фотография к книге Павла Мурато.
ИРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ФРЕДЕРИК УИЛЬЯМ БЁРТОН / FREDERIC WILLIAM BURTON (1816-1900) Фр.
«Последним гением ХХ века называют Альфреда Шнитке. Обладая острым восприятием мира, ко.
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Эмиль Золя (1840 – 1902). «Творчество»
Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в очень непростом финансовом положении. Госпожа Золя с расчетом на поддержку друзей покойного супруга вместе с сыном в 1858 переезжает в Париж.
В начале 1862 года Эмиль устроился на работу в издательство «Ашет», к котором он неплохо зарабатывает и мог свободное время тратить на литературные занятия. Золя читает запоем, следит за новыми изданиями, пишет рецензии на последние книжные новинки для журналов и газет, заводит знакомство с популярными писателями, пробует себя в прозе и поэзии.
В издательстве Золя проработал примерно 4 года и уволился, надеясь, что сможет прожить за счет литературного таланта. И в 1864 он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет. Этот период творчества отличается влиянием романтизма.
В ноябре 1865 года выходит в свет его первый роман “Исповедь Клода”, который он посвятил своим друзьям – Полю Сезанну и Батистену Байлю. Приехавший в Париж из Экса Сезанн вводит Золя в круг живописцев, вместе они посещают мастерские Камилла Писсарро, Эдгара Дега, встречаются с Эдуаром Мане и многими художниками. Эмиль Золя энергично включился в борьбу талантливых мастеров, своим оригинальным творчеством бросивших вызов традиционной академической школе.
В романах «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны» показаны история возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.
Особенного внимания заслуживает роман «Исповедь Клода». Это жесткая и слабо завуалированная автобиография. Данная неоднозначная книга сделала личность Эмиля скандальной и принесла долгожданную популярность.
Эмиль Золя. Портрет работы Эдуарда Мане. 1868
В 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье – Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений. Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние. И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.
Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» – это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен». После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи. Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.
Золя трудился над этим циклом более 20 лет. У истоков замысла эпопеи Золя стояла «Человеческая комедия» О. де Бальзака, однако бальзаковскому исследованию социальных и нравственных пружин, управляющих человеком, Золя противопоставляет исследование темперамента, физиологической конституции, наследственности в сочетании с воздействием социального, «средового» фактора – происхождения, воспитания, условий жизни.
Золя вводит в литературу данные естественнонаучных открытий: медицины и физиологии (труды физиологов и психиатров К. Бернара, Ш. Летурно), социал-дарвинизма и эстетики позитивизма (Э. Ренан, И. Тэн). Поистине эпический охват всех сторон общественной и частной жизни заметен, в первую очередь, в тематическом разнообразии цикла. Здесь и Франко-прусская война («Взятие Плассена», «Разгром»), и крестьянство и деревенский быт («Земля»), и труд шахтёров и социалистическое движение («Жерминаль»), и жизнь богемы, первые выступления художников-импрессионистов против академизма («Творчество»), и биржа и финансы («Деньги»), и торговля («Дамское счастье», «Чрево Парижа»), и куртизанки и «дамы полусвета» («Нана»), и психология религиозного чувства («Мечта»), и преступления и патологические наклонности («Человек-зверь»).
Мопассан назвал роман «Творчество»«изумительным». Русский критик Стасов писал «Как верно изображен художественный мир нынешней Франции! Как верно представлены разнообразные характеры и личности современных художников!»
“Творчество” – четырнадцатый роман серии – Золя начал писать в мае 1885 года и закончил через девять месяцев. 23 февраля 1886 года он сообщает своему другу Сеару: “Мой дорогой Сеар, лишь сегодня утром я разделался с “Творчеством”. Это книга, в которой я запечатлел свои воспоминания и выплеснул душу. “.
Рамки “Творчества”, как определил его Золя в плане, составленном в 1869, – “художественный мир; герой – Клод Дюваль (Лантье), второе дитя рабочей четы. Причудливое действие наследственности”.
По мысли автора, гениальность и вместе с тем ущербность героя предопределены психическим складом, физиологическими особенностями его родителей.
В основу сюжета “Творчества” легли некоторые реальные события и факты из жизни писателя и его друзей – Сезанна и Байля, а также Эдуарда Мане, Клода Моне и многих других. Содержание романа связано с той полемикой, которую в 60-х годах писатель вел в защиту группы молодых живописцев. В 1866, в канун открытия Салона – традиционной выставки изобразительного искусства, – в печати появились две нашумевшие статьи тогда еще мало кому известного критика Эмиля Золя. В этих статьях он упрекал жюри, отбиравшее картины для выставки, в том, что оно не пожелало дать публике возможность увидеть “смелые, полнокровные картины и этюды, взятые из самой действительности”. В Салоне, указывал Золя, полотна талантливых живописцев не представлены только потому, что их творчество отрицает окостеневшие традиции академической школы и тем самым подрывает престиж влиятельной касты.
Много велось споров по поводу прототипов основных персонажей “Творчества”. Утверждали, что Сандоз – это портрет самого Золя ( в рукописных заметках к “Творчеству” Золя указывал, что ” Сандоз введен для того, чтобы осветить мои идеи об искусстве”); в Фажероле видели одновременно Поля Бурже и Гиеме, в критике Жори – портрет Поля Алексиса, в образе Бонграна находили много от Мане, но еще больше от Флобера. Что касается Клода Лантье, то в своих рукописных заметках к “Творчеству” Золя пишет: “Клод, покончивший с собой перед своим незавершенным творением, это Мане, Сезанн, но больше Сезанн”.
Однако не следует рассматривать “Творчество” как историю импрессионизма. Роман Золя, в первую очередь – это роман об отношении искусства к действительности, в ответ на убеждения критиков, что искусство с реальной жизнь несовместимы. Золя же выступил в защиту искусства жизненной правды. На трагическом примере судьбы Клода Лантье он показал, что “только творцы жизни торжествуют в искусстве, только их гений плодотворен. “. Этот вывод писателя утверждает несостоятельность субъективно – идеалистического взгляда на искусство.
Роман Эмиля Золя приоткрывает завесу в мир людей, всей душой преданных искусству, людей, ежедневно переживающих и ад, и рай, не побоявшихся бросить вызов застывшему в однообразности миру.
Отрывок из романа «Творчество»
Сена и мост Луи-Филиппа
«Ослепительная вспышка молнии вновь осветила ее, и она, сразу умолкнув, широко раскрыв глаза, в ужасе стала озираться по сторонам. Окутанный лиловатой мглой, вставал перед ней незнакомый город, подобный призраку. Дождь кончился. На другом берегу Сены, на набережной Дез-Орм, обозначились маленькие, серые, испещренные вывесками дома с неровной линией крыш; за ними горизонт расширялся, светлел, его обрамляли налево — синий шифер крыш на башнях ратуши, направо — свинцовый купол собора св. Павла. Сена в этом месте очень широка, и девушка не могла оторвать глаз от ее глубоких, черных тяжелых вод, катившихся от массивных сводов моста Мари к воздушным аркам нового моста Луи-Филиппа. Река была усеяна какими-то причудливыми тенями-то была спящая флотилия лодок и яликов; а к набережной были пришвартованы плавучая прачечная и землечерпательная машина; у противоположного берега стояли баржи, наполненные углем, шаланды, груженные строительным камнем, и над всем возвышался гигантский грузоподъемный кран. Свет молнии померк. Все исчезло.»
Республиканец и демократ Золя сотрудничал с оппозиционной печатью, писал и распространял статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.
Когда Золя вмешался в скандальное дело Дрейфуса, это стало сенсацией. Эмиль был убежден, что офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, который по национальности был евреем, в 1894 г. несправедливо осудили за продажу военных секретов Германии. Так писатель разоблачил армейское руководство, указав на их ответственность за судебную ошибку. Золя оформил свою позицию в виде открытого письма и с заголовком «Я обвиняю» послал его президенту республики. За клевету литератора приговорили к году тюрьмы. Но Эмиль сбежал в Англию и вернулся на родину в 1899 году, когда Дрейфуса наконец-то оправдали.
Золя стал вторым после Виктора Гюго в рейтинге популярности французских писателей. Но 28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.
Названия направления эмиль золя. Французский писатель Золя Эмиль
Золя (Zola) Эмиль (2.04.1840–29.09.1902) — французский писатель, глава натурализма. Родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии описанный Золя под названием Плассан), затем в Париже.
Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» («Contes ? Ninon», 1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласертэ», с трудами И. Тэна. В отличие от Тэна, Золя признавал право художника на субъективизм, защищал импрессионистов. Однако созданный им в этот период роман «Тереза Ранен» («Th?r?se Raquin», 1867) носит преимущественно натуралистический характер.
В статье «Экспериментальный роман», вошедшей в одноименный сборник («Le Roman exp?rimental», 1880), Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному.
В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Таковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» («Les Rougon-Macquart», 1871–1893).
Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор. В 1872 г. Золя познакомился с И. С. Тургеневым, поддержавшим его замысел эпопеи и организовавший сотрудничество Золя с русскими литераторами и журналами (прежде всего «Вестник Европы). Французский писатель испытал плодотворное влияние русской классической литературы.
В 1870-е появились первые 8 романов цикла «Ругон-Маккары» («Карьера Ругонов», 1871; «Добыча», 1871; «Чрево Парижа», 1873; «Завоевание Плассана», 1874; «Проступок аббата Муре», 1875; «Его превосходительство Эжен Ругон», 1876; «Западня», 1877; «Страница любви», 1878). Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» («L’Assommoire») принес Золя признание. Писатель становится главой натуралистской школы («школы Золя»). В 1880 г. Золя и его последователи опубликовали ставший знаменитым сборник новелл «Вечера в Медане» («Soir?es de M?dan», 1880). В нем была опубликована новелла Г. де Мопассана «Пышка», послужившая отправной точкой известности этого писателя.
Расцвет творчества Золя приходится на 1880–1887 гг., когда выходят романы цикла «Ругон-Маккары» «Нана» («Nana», 1880), «Жерминаль» («Germinal», 1885), «Земля» («La Terre», 1887), «Творчество» («L’Oeuvre», 1886); к этим наиболее видным произведениям периода следует добавить и романы цикла — «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884). В критических работах («Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) Золя излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раскола французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. оканчивает цикл «Ругон-Маккары» (последние романы — «Деньги» — «L’Argent», 1891; «Разгром» — «La D?bacle», 1892; «Доктор Паскаль» — «Le Docteur Pascal», 1893).
Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Les Trois Villes»: «Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898). Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Les Quatre Evangiles»: «Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).
Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрейфуса. А. П. Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали».
Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире. Однако не меньшее значение имело его творчество для реализма. Золя необычайно расширил предмет реалистического изображения, разработал новые приемы художественного исследования действительности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семейного цикла Золя выработал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жерминале», рынок в «Чреве Парижа»). Поиски правды в искусстве сочетались у Золя с личной честностью, позволившей А. Франсу назвать Золя «этапом в сознании человечества».
Соч.: Les oeuvres compl?tes. T. 1–50. P., 1927–1929; в рус. пер.: Собр. соч.: В 18 т. М., 1957; Собр. соч.: В 26 т. М., 1960–67; Западня. Жерминаль. М., 1988; Творчество. Человек-зверь. Статьи. М., 2003; Нана. М., 2006.
Лит.: Барбюс А. Золя. М.; Л., 1933; Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! М., 1966; Кучборская Е. П. Реальзм Эмиля Золя. М., 1973; Лещинская Г. И. Эмиль Золя: Библ. указат. М., 1975; Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984; Трыков В. Золя // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003; Mitterand H. Zola journaliste. P., 1962; Richardson J. Zola. L., 1976.
Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности. — Русско-французские взаимодействия.
Источники:
https://24smi.org/celebrity/5504-emil-zolia.html
https://liveinternet.ru/users/4373400/post387957608/
https://modfrancelit.ru/zolya-emil/