8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал демон поверженный. «Поверженный демон» Михаила Врубеля

Популярные группы

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни большого художника.

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Михаил Врубель с женой, Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Читать еще:  Хиромантия основные линии на руке. Какие-либо дефекты на линиях

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию

художеств — свою alma mater.

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

Успех и трагедия главных демонов Врубеля

Демон является самым популярным атрибутом в живописи Михаила Врубеля, будучи и музой для художника, и разрушительной силой. Михаил Врубель всю жизнь соотносил демоническое начало со своим постоянно меняющимся миром. Эволюция демонов Врубеля наилучшим образом прослеживается в двух главных работах «Демон сидящий» и «Демон поверженный».

«Демон сидящий»

«Демон сидящий» изображает фигуру демона на вершине горы. Его образ — сплошная игра контрастов.

• Мышцы и руки переполнены напряжением, которое резко контрастирует с опущенными руками (это знак безысходности) и грустными глазами.

• Демон выглядит пассивным, замкнутым и, вместе с тем, чувственным и опечаленным.

• Есть также некоторая андрогинность в герое Врубеля (на мой взгляд, можно провести параллель с андрогинностью персонажей Леонардо). С одной стороны, зритель видит грубое тело, грубые руки, мрак в глазах, а с другой стороны — мягкое лицо, мягкие губы и длинные волосы.

• Есть и цветовой контраст между земным (темные и мрачные цвета) и небесным (синяя одежда и розовые цветы).

Все плоскости на картине сложные и неоднородные, чередуются по форме и направлению, создавая напряженность. Закат имеет угрожающее сияние, наводящее на мысль об огнях ада.

Особенно мне нравятся мазки Врубеля: разве можно еще где-либо увидеть мазки в виде алмазной гранки? Только у Врубеля. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Подобной форме выражения он научился у П.П. Чистякова в Академии художеств.

Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они почти неуловимы (в скомканной ткани, цветочном лепестке, одежде персонажа или его украшениях). Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов, а сама живопись огранена словно бриллиант. «Алмазная огранка» Врубеля призвана раскрыть глубокую суть предмета через пророческое видение художника.

Главный вопрос, которым мы задаемся — чем опечален герой?

Возможно, это тоска по любви в этом бренном и чуждом ему мире? Каковы эмоции персонажа? Демон сидит в безрадостном созерцании посреди холодной и бесконечной пустыни. Это могучий и сильный дух, страдающий в теле, настолько мощном, что кажется высеченным из камня.

Лицо Демона, показанное в профиль, задумчиво отрешенное, а не отчаянное. Видимый нам взгляд заполнен слезами, большая слеза катится по щеке. В своей поэме М.Ю. Лермонтов использует слезы, чтобы выразить мгновенную свободу Демона от его обычного состояния отчуждения, слеза выполняет аналогичную функцию и для Врубеля. Слезы также означают переживание страдания, которое Врубель считал неотъемлемым аспектом жизни.

«Демон поверженный»

В 1902 году появилась другая картина «Демон поверженный», над которой Врубель работал интенсивно и кропотливо. Александр Бенуа напомнил, что картина уже появилась на выставке «Мир искусства», но Врубель продолжал работать над лицом даже на выставке, и зрители видели творческий процесс этого гения воочию. Он приходил каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал своего Демона и, особенно, менял его лицо. Выставленная картина ошеломила публику и завоевала настоящую славу.

«Демон поверженный» — это совсем другое существо. Стремясь создать поразительный эффект, Врубель, который в то время был уже слаб здоровьем, изменил лицо Демона, глаза стали более живыми и зловещими, губы были искривлены болью. Демон изображен буквально выброшенным в зубчатые горы, тело изогнуто и сломано, он сокрушен как физически, так и душевно.

Читать еще:  Быть или не бить кон читать. Электронная книга: Игорь Кон «Бить или не бить

Его крылья сломаны (крылья — символ надежды, а значит, Демон лишился своей последней надежды), его глаза горят яростью.

Картина изображает сумерки, и последний луч солнца вспыхивает на голове демона и на вершинах гор. Тем не менее, его губы крепко сжаты, ноздри раздулись, а глаза жестко смотрят вперед, меланхолия сменяется презрением.

Дух восстания свергнут, но не сломлен. Сопоставление синего и фиолетового с коричневым и черным создает приглушенную и зловещую сцену, предполагающую борьбу между светом и тьмой, жизнью и смертью. Горный ландшафт нагнетает обстановку и вызывает предчувствие катастрофы.

Удивительно, насколько этот демон отражал мир самого художника!

1902 год — это тот самый момент, когда Демон был и музой (подарившей славу), и разрушительной силой (покосившей здоровье художника). 1902-1904 годы — период сильнейшего упадка психического здоровья художника, которое довело в итоге до психиатрической больницы.

Демон в «Поверженном» поразительно отличается от «Демона сидящего». У этого демона есть крылья и павлиньи перья, правая рука сложена над его головой, выражая более концентрированное напряжение и горе, которое смешивается с недоверием, ужасом и печалью.

На мой взгляд, еще большее значение имеет разница в мазках — если в первом варианте мазки кристаллообразные, более отчетливые и заметно более однозначные, то мазки второй картины уже более резкие, туманные, движущиеся.

Вторая картина пылает огнем и безрассудством, которые в точности соотносятся с положением самого Врубеля в его бренном мире.

Хотя обе картины производят впечатление возвышенного, они в конечном итоге создают одно и то же чувство: угрозу уничтожения. Оба представления Демона являются неподвижными наблюдателями сцены, в которой демон беспомощен против могущественной природы» и брошен на волю случая.

Как зарождались «Демоны»?

Удивительна эволюция развития творчества художника: самые первые крупные работы Врубеля как художника были посвящены реставрации храма святого Кирилла в Киеве. Это вектор религиозности, путь художника к Богу. Но что же заставило Врубеля так резко изменить свое направление? От религиозного к демоническому, от светлого к мрачному, от рассудительности к безрассудству.

1 Безрассудный образ жизни

Во время своего пребывания в Киеве Врубель развил склонность пить слишком много, транжирить деньги и участвовать в многочисленных любовных выходках. Отсутствие самодисциплины и распутный образ жизни художника создали необычные модели мышления и темперамента, вызывающие экстравагантное поведение и в последующем частые приступы мигрени. Подобное поведение породило множество нравственных преступлений.

2 Знакомство с оперой Рубенштейна — «Демон»

Что еще важно — Киев был местом, в котором Врубель впервые увидел оперу Антона Рубинштейна «Демон», породившая первые впечатления и вдохновившая художника на создание подобного образа на холсте.

3 Знакомство с демонической темой в творчестве Лермонтова

Поскольку Врубель начал все больше и больше сосредотачиваться на своем искусстве, он решил обратиться к эпической поэме Михаила Лермонтова «Демон» в 1885 году. К середине 1885 года он начал создание своего первого изображения демона по мотивам поэмы Лермонтова. Это первое изображение было уничтожено Врубелем, но его влияние на последующие воплощения демона проявляется в глубине его идеи и выражения.

Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» Демон Лермонтов иллюстрации Врубеля

Демона Врубеля, однако, следует рассматривать скорее как визуальную, а не буквальную интерпретацию Лермонтова. Демон Лермонтова высокомерен и горд, его любовь к Тамаре — скорее одержимость чем-то обладать, чем любить кого-то. Демон Врубеля, как видно из «Демона сидящего», пронизан символикой, которая скрыта в глубине, становясь почти богоподобной.

«Демон» означает «душа», и он воплощает вечную борьбу мятежного человеческого духа, ищущего примирения своих бурных страстей со знанием жизни. Но он не находит ответа ни на земле, ни на небесах. Трагедия демона — это трагедия самого художника, ищущего словно странник, свой истинный шедевр.

Действительно, написав множество работ, Врубель искал иное. То, что сделает его знаменитым. То, что будет венчать его творчество словно прекрасная тиара. И он нашел. Но стоил ли успех всех трагических последствий? Важный урок от Михаила Врубеля — примирять свои демонические начала с благими творениями.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

2. Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губкой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

3. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

4. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

5. В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

6. В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

Читать еще:  Невыносимая легкость: быт и я. умственной деятельности студента

7. В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

8. 18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.

9. 3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

10. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

11. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

12. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

13. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

14. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

15. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.

16. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

17. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

18. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

19. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

20. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

21. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.

22. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

23. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

24. Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

25. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

26. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

27. Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

28. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».

29. Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.

30. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

31. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater.

32. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

Источники:

http://subscribe.ru/digest/style/art/n922873.html
http://moiarussia.ru/uspeh-i-tragediya-glavnyh-demonov-vrubelya/
http://bigpikcha.ru/?p=644350

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×