2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто пишет шутки КВНщикам? Кто пишет шутки для дагестанских КВНщиков.

Кто пишет шутки для дагестанских КВНщиков?

Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, – иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.

Команда КВН «Махачкалинские бродяги» оставила большой след в мире Дагестанского юмора. Чемпионы высшей лиги КВН 1996 года ушли на федеральные каналы сценаристами и режиссерами, некоторые занимаются своими юмористическими проектами, а кто-то открыл маленькое дело и посвятил себя семье.

Рашид Юсупов – один из тех, кто входил в авторскую группу «МБ». Некоторые его шутки вспоминаются до сих пор. Мы же решили вспомнить 90-е, когда махачкалинская команда КВН была на пике славы.

Сначала я им мешал

– В ДГПУ появилась факультетская команда КВН, и я, как бандитствующий элемент, ходил подшучивать над ними. В общем мешал. Андрей Караченцев, руководитель этой команды, который учился со мной на одном курсе, сказал как-то мне: «Чем мешать нам, лучше помоги со сценариями». Я согласился, но во время первого же штурма (коллективный метод поиска новых шуток и технических идей) усомнился в своих силах. Сидишь за столом и пишешь, что в голову взбредет. Спустя определенное время лист передается сидящему рядом автору. И так по кругу до посинения. Пишут либо цельную шутку, либо, так называемый, «заход» на неё. Случается, что у одной шутки два, а то и больше авторов. Так, со временем отдельные мои шутки стали попадать к «Бродягам» благодаря тому же Андрею Караченцеву, который на тот момент уже входил в состав команды КВН ДГУ. Позже я попал в поле зрения Бене Анисимову, который позвал меня в сборную вуза.

– Команда КВН ДГП, называлась «Черные русские», если я не ошибаюсь. Скажите, вы тогда пытались создать конкуренцию «МБ»?

– Конечно! Кто не желает превзойти лидеров? Об этой идее фикс и о том, на что мы шли, ради неё, можно снять целый фильм. Позже мы объединись с «Махачкалинскими бродягами». У Андрея Галанова своя система штурма – он сажал за один стол весь состав команды, и авторов и актеров, и давал «домашнее задание» всей группе. Нечто подобное было и у «Черных русских», но уровень и атмосфера, конечно же, отличались.

– Я думала, что творческие люди любят тихую рабочую обстановку в абсолютном одиночестве…

– Я и Мурад Халилов (сценарист команды КВН «МБ» – прим.кор.), например, предпочитали работать отдельно от шумного коллектива, иногда в дуэте, а чаще – врозь. Мы так же отдельно работали над образами Хаджимурада Набиева. Руководство создавало авторам, да и вообще команде, все условия для плодотворной работы, включая базирования в санаториях или банально на тихой даче. Любой каприз. Все для написания качественного материала. В конечном итоге, весь наш труд проходил через редакторов клуба в Москве.

Главное не спиваться

– Как вы боролись с творческим кризисом?

– Раньше я, как и многие, страдал от этого. Мы не знали причины возникновения абсолютного вакуума. Сейчас я не верю в творческий кризис или ступор. Понимание этой проблемы пришло с опытом и благодаря различным учебникам по сценарному мастерству. Многие творческие люди маются с этим психологическим грузом, совершая глупые поступки и порой даже спиваются. Если ты остановился, нащупал дно или стал повторяться, значит, ты уже варишься в собственном соку. Мы ничего нового не придумываем. Все уже сделано до нас. В любой творческой работе. Поэтому откладываем «писанину» в сторону и смотрим, слушаем или читаем своих коллег. Они помогут. Натолкнут на мысль. Считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы заводиться с толкача. Во время интенсивной подготовки к игре, в особо сжатые сроки, у авторов и пишущих актеров команды, частенько рождались так называемые «мыши» – это своего рода творческая истерика. Ну, представьте, вы пишете весь день до глубокой ночи с небольшими перерывами на «поесть». И так неделю или две. В конечном итоге матрица дает сбой. Ты рождаешь в голове такое, что нормальный человек вряд ли поймет, а не то чтобы примет за «смешное». Ты начинаешь смеяться над любой ерундой. Однажды было такое, что я писал какой-то номер, отдельно от авторской группы, и сам истерично смеялся над ним, пошел читать ребятам – читаю им и сам же до слез смеюсь, а они даже не улыбаются – лишь смотрят на меня с пугающим сожалением. В общем, меня послали отсыпаться.

– Экстремальные ситуации бывали?

– Она чаще заключалась в том, что нужно в экстренном порядке сочинить определенное количество шуток, песен, номеров. Так случалось, когда редактора браковали отдельные репризы или целые номера, а до игры оставалось всего ничего. Вот тут уж начинался полный ахтунг. Из каждого, еще вменяемого члена команды выжимался максимум. Все мыслимое и немыслимое. Помню в Сочи, авторская группа работала на веранде какого-то здания, снятого в аренду для репетиций, а изнуренные актеры, музыканты, певцы и администраторы спали вповалку в его темном зале. Я что-то писал, мне стало смешно, я рассмеялся и проснулся над чистым листом бумаги. А тут еще какая-то возня на улице. Знакомый голос вскрикнул – наших бьют, хотя на деле все было наоборот, и вся команда подорвалась давать отпор неприятелю. …И даже наш африканский брат Энтони. Впереди всех. В четыре утра. Глаза неприятелей надо было видеть – несущаяся толпа полураздетых кавказцев, от молодых, до седых и бородатых, возглавляемая мавром. Экстремальная ситуация – надо везде успеть.

КВН сегодня и завтра

– Я периодически слежу за игрой нашей сборной команды КВН. Что-то смешит, что то огорчает. Причем, замечу, огорчить человека легче, чем рассмешить – это колоссальный труд и многое приходит с опытом. Я переживаю за них искренне. Сейчас они набрали хороший ход. Не сглазить бы. Отрадно, что им помогают наши ребята из «МБ».

– Рашид, сейчас ты занимаешься рекламой и социальными роликами, а как сложилась судьба остальных ребят из команды «МБ»?

– Андрей Галанов, Беня Анисимов, Ибрагим Магомедов, Шабан Муслимов, Саид Давдиев, Тимур Акавов и другие ребята делают свои проекты в Москве. Галанов Андрей, Беня и Ибрагим создали полнометражный фильм «ЧБ», в котором играли такие актеры, как Сергей Маковецкий, Алексей Чадов, Екатерина Редникова. Многим очень понравился этот фильм, и мне он пришелся по душе. В эпизоде, кстати, играет Омар Алибутаев из Дагестанской сборной КВН. Некоторые ребята остались здесь и занимаются юмористическими проектами.

– Вам не завистно, что у них сложилась юмористическая карьера, а вы не продолжили эту стезю?

– Я рад за них искренне, что поднялись до такого уровня, и продолжают славить Дагестан. Но мне всегда была ближе драма. Поэтому по-доброму завистно, что у них есть возможность делать качественное кино. Возможность, которая осуществила бы мою мечту…

Ваши шутки «про незаконные бандформирования» и про «русское лото» вошли в книгу «История КВН».

– Шутку про «русское лото» я бы даже не вспоминал. Я не считаю ее удачной – это из раннего. А бандформирования – это даже не шутка, а больше издевка, пародия на наши СМИ. Её подали под нужным соусом. Как правильно подать лучше всего знали опытные старшие братья: Ванати, Шабан, Андрей, Джамал. Та же история была и с шуткой о «Лебеде, которого сняли». Я люблю политические шутки, но они не всегда проходят редакцию. А эта как-то прошла. В период чеченских событий, каждый раз смотря новости, я думал: что за бредовое выражение «незаконные банд формирования»? Если есть незаконные, значит. Так она и родилась. А кто в контексте оказался законными бандформированиями, это уже пусть зритель додумывает. Есть и другие репризы и тексты песен, которые, кстати, мне нравятся больше, за свою бесшабашность, но в избранном, больше творчества моих коллег.

– Рашид, вы как-то сказали: – В молодости я занимался ерундой – играл в КВН. Значит ли это, что будь возможность повернуть время вспять, ты бы не занимался КВН?

Читать еще:  Символика произведения гроза. Сочинение «Смысл названия и символика пьесы «Гроза

– Да, я такое говорил? (смеется). В молодости? Видимо очень давно сказал. Я не помню, кто автор этих строк, но звучали они так: «Под крылом Маслякова о чем-то поют, бездельники нашей страны», мне эти строки очень нравились (смеется). Отличная самоирония – что может быть лучше нее? Нет, КВН конечно же светлая полоса в моей судьбе. Крутой трамплин в жизнь. Кем бы мы стали, если бы не это творческое братство под названием «Махачкалинские Бродяги». Кто знает?

Закулисье КВН, или cколько стоит юмор

Из аббревиатуры КВН можно смело исключить последнюю букву, обозначающую находчивость. Игра стала профессиональным юмористическим шоу, где нет ничего лишнего и не запланированного сценарием. Все отполировано до блеска. Симпатичным мальчикам и девочкам остается только сыграть. А все остальное сделают за них.

Мне стоило больших трудов разговорить кавээнщиков: никто не хотел рассказывать о закулисье одной из самых популярных юмористических программ. Зато ребята охотно поделились тем, как их могут наказать за чересчур откровенный разговор.

У всех игроков живы в памяти печальные примеры изгнания из КВН Гарика Мартиросяна и Игоря Харламова. Но особенно всех страшит история одной московской команды и еще одной армянской. Их всех – а это больше 100 человек – изгнали из КВН навсегда. А произошло это из-за того, что команды позволили себе выехать на гастроли, не поставив заблаговременно об этом в известность руководство АМиКа. Согласно контракту, который подписывают успешные команды, они должны не только согласовывать свой гастрольный график с АМиКом, но и отчислять им некий процент от заработка.

Говорят, что ярких и талантливых ребят из команды Москвы не спасло даже покровительство Юрия Лужкова. Именно поэтому все имена в статье изменены или отсутствуют.

КВН появился как некая альтернатива студенческим капустникам в 60-х годах. Игра сразу же утвердилась в качестве развлечения для интеллектуальной молодежи. Через год КВН впервые вышел в телевизионный эфир.

В 1972 году, очевидно, за эту самую интеллектуальность программу сняли с эфира. 14 лет КВН существовал в полуподпольном виде. Никто не мог запретить устраивать турниры в студенческих общежитиях. На голубые экраны КВН вновь вышел в 90-х годах, и почти сразу же среди молодежи начался настоящий бум.

Александру Васильевичу Маслякову, или Барину, как называют его кавээнщики, удалось превратить игру в бизнес, а телешоу – в настоящее государство. Теперь это самая настоящая корпорация с более чем 40-летним опытом работы на рынке и многотысячным персоналом. А доходы АМиКа, по некоторым данным, превышают несколько миллионов долларов. Не нефть, конечно, но все-таки…

В КВН есть своя высшая власть (президент Клуба Веселых и Находчивых – Масляков-старший), есть наследник престола (ведущий Премьер-лиги КВН Александр Масляков-младший). За глаза сына Маслякова кавээнщики любовно называют Малым.

– К сожалению, Клуб Веселых и Находчивых за 20 лет стал относительно честным способом по отъему денег у населения… – считает Александр, один из спонсоров региональной команды КВН. – Это редкий случай, когда за шоу платят его же творцы (читай команды). Содержание команды, играющей в Высшей лиге, обходится в миллион долларов ежегодно! Мало кто догадывается, что за ярким молодежным шоу стоят огромные деньги. Никакой благотворительности там и в помине нет. Но если КВН – это только шоу-бизнес, то зачем тогда бизнесменам впаривать идеи о необходимости молодежного движения?

За сорок лет своего существования КВН превратился в настоящую кузницу кадров. Елена Ханга, Валдис Пельш, Сергей Сивохо, Александр Гуревич, Наталья Громушкина, Алексей Кортнев, Аркадий Инин, Геннадий Хазанов, Татьяна Лазарева, Михаил Шац – это далеко не полный список российских звезд, которые «раскрутились» благодаря КВН. Большинство проектов каналов Ren-TV и СТС готовят именно бывшие кавээнщики. Выражаясь современным языком, КВН превратился в мощный продюсерский центр. Даже свои приглашения командам АМиК высылает от лица продюсерского центра.

– Да, КВН уже не тот, что был 20, 30 лет назад! – уверен капитан одной из команд. – Это профессиональное шоу. Если бы все осталось на прежнем, «студенческом», уровне, КВН был бы неконкурентоспособен. Его бы не стали показывать ни по Первому, ни по любому другому центральному каналу. Разве могут студенческие, в общем-то, шутки, конкурировать с голыми женщинами и реалити-шоу ?

«Дайте мне один миллион долларов… и 13 вилок, пожалуйста!»

Бюджет команды – это закрытая информация. В этом команды КВН очень схожи с футбольными: все знают, что денег на них тратится очень много, но никто не знает, сколько.

По оценкам экспертов, команда из 13 студентов, играющая в Высшей лиге, стоит около одного миллиона долларов в год. Говорят, можно обойтись и дешевле, но шансы на победу в таком случае значительно уменьшатся.

Откуда берется цифра миллион?

Среднестатистическая смета расходов команды КВН на игру:

– Проезд (в зависимости от расстояния);

– Проживание (хотя АМиК, как правило, договаривается с гостиницами и общежитиями о предоставлении скидок для кавээнщиков);

– Суточные (зависит от бюджета команды);

– Взнос за игру (взносы есть во всех Лигах, кроме Высшей);

– Реквизит (зависит от фантазии кавээнщиков с учетом требований телевизионщиков);

– Работа с редактором (редактор предоставляется компанией АМиК);

– Дополнительные ресурсы (вокальные, танцевальные, цирковые и прочие коллективы);

А как же быть талантливым, но очень бедным ребятам из регионов? Как быть тем, кто так и не сумел найти богатого спонсора? Есть ли у таких ребят шансы выиграть хоть что-то?

– Если совсем нет денег, то играть в КВН нельзя, – считают игроки. – Нужно суметь заплатить хотя бы стартовые взносы и доехать до конкурса. Если денег немного, то шанс все-таки есть. Хотя будет очень трудно. У команды Пятигорска, например, вообще не было денег. Когда они играли в Открытой Украинской лиге, спонсоры им подвозили… питьевую воду. Целыми фурами! И бедный директор команды всеми правдами и неправдами уговаривал людей покупать воду, чтобы команде было на что жить.

Команда Владикавказа, по рассказам, ездила из родного города до Москвы на маршрутке. Их было 20 человек, а в маршрутке – всего 15 мест. Суточных выдавали по сто рублей в сутки – и это в Москве! Ребята жили по 20 человек в одном номере … Но выигрывали!

Самыми богатыми кавээнщиками России считаются команды «Четыре татарина», «Золотая молодежь», «Утомленные солнцем» и РУДН. Заметно выделяются и команды Тюмени и Челябинска.

Говорят, что победа команды «Четыре татарина» была выделена отдельной расходной строкой в бюджете местной администрации. Интересно то, что победили ребята точь-в-точь перед громкой датой – тысячелетием Казани…

При формировании сборных команд городов учитывается политико-географический аспект. Например, челябинец может попасть в команду Краснодарского края при условии, что никто и никогда не видел его в составе команды Челябинска. Стоит игроку один раз засветиться – и все, ты уже помечен.

– В КВН все друг друга знают, – рассказывают игроки. – Когда у одной команды появляется солидная финансовая поддержка, тут же появляются желающие вступить в нее. Если есть желание и силы сдавать многочисленные задолженности (один игрок сдал сразу 48 штук), то можно официально перевестись в институт и стать членом команды КВН. Другие игроки предпочитают просто выступать за институт. Вот и получается, что в студенческой команде вдруг появляются 30-летние дядечки солидной комплекции… А еще иногда получается, что великие актеры, кавээнщики, отдавшие не один десяток лет игре, продолжают ездить на 412-й модели «Москвича» и перехватывают до зарплаты друг у друга 100–200 рублей.

– Спонсоры должны быть больными на голову людьми, чтобы давать денег на КВН, – уверяет бизнесмен Александр. – Мягко говоря, поведение АМиК по отношению к спонсорам нельзя назвать красивым. АМиК, например, может внезапно поменять рекламные условия для спонсоров команды. Да и то, что АМиК заставляет команды подписывать контракты, – тоже некрасиво. По сути, этот контракт отнимает у команд все возможности к самостоятельному заработку денег…

Читать еще:  Астрономические опыты. Задания всероссийской олимпиады школьников по астрономии

Правда, есть одна лазейка: АМиК не имеет права изменять название команде. Вот и появляются команды типа «Пирамиды» из Владикавказа. На самом деле «Пирамида» – это тамошний ночной клуб. Вспомните также историю команды «Корона» из пермского городка Добрянка. Раньше команда называлась «Есть контакт!», но, обретя спонсора в виде московского развлекательного комплекса «Корона», сменила название. Команду «Парма» спонсирует инвестиционно-банковская группа «Парма». Хорошую (правда, очень дорогостоящую!) рекламу получают также институты, создавшие свои команды.

– Говорят, что именно благодаря своей команде КВН Российский Университет дружбы народов за последний год получил на 60% больше абитуриентов, чем в прошлые годы, – завистливо вздыхает игрок одной КВН-команды.

А вот перед командами Санкт-Петербурга, Пятигорска и Владивостока с расплывчатыми названиями стояли совсем другие цели – политические.

– Командам, спонсируемым самими институтами или коммерческими спонсорами, практически невозможно бороться с командами, которых спонсируют регионы, – жалуется один из спонсоров. – С командами, которые поддерживают сами губернаторы, тягаться можно только юмором.

КВН постепенно становится инструментом политики, мощным рычагом, за который все более и более успешно дергают политики. В разное время перед выборами на КВН заезжали Борис Ельцин и Владимир Путин, президент Абхазии Сергей Багапш. А региональные губернаторы и подавно считают предвыборную явку на КВН строго обязательной.

– Они так демонстрируют, что в их регионе что-то происходит, – иронически улыбается один из игроков. – И это «что-то» носит позитивный характер. Как еще губернатор сможет засветиться по Первому каналу? Никак! Если только за большие деньги.

В нужное время активно продвигалась команда КВН из Чечни. В нее вкладывались огромные деньги. Но, увы, команда была настолько слабой, что даже доллары не смогли ее усилить.

– Еще была такая команда «Краснодарский проспект». Краснодарский край вкладывал в нее немереные деньги. Но люди собрались там совершенно бездарные. И, как ни старались спонсоры, дальше 1/8 команда так и не сумела подняться. Включился «принцип игры» – слабый вылетает, – пояснил нам все тот же игрок.

Все без исключения команды КВН работают с профессиональными авторами. Одновременно создавать шутки и изображать их практически невозможно: ведь иногда приходится создавать по 5–6 сценариев за раз.

Создание сценариев – это один из самых прибыльных «подвидов» кавээнского бизнеса. Так зарабатывают все команды, побывавшие в Высшей лиге. Конечно, не вся команда, а отдельные, самые талантливые личности.

Хороших авторов можно по пальцам пересчитать. Это Гарик Мартиросян вместе со всей командой «Комеди Клаб», Сеня Слепаков из команды Пятигорска и другие. Говорят, что дорогие авторы берут по 7 тысяч долларов за сценарий.

Белоруссия и Урал – две самые «веселые» географические зоны. Традиционно именно отсюда выходят самые интересные команды КВН и лучшие пишущие авторы. Сейчас первенство Белоруссии постепенно отбирает Урал. Поговаривают, что за сценарий от «Уральских пельменей» берут от 1 до 5 тысяч долларов.

Но нужно держать ухо востро, а не то вам могут впарить сценарий, который уже был поставлен.

У редакторов из АМиК – тоже свой вид доходов.

– Амиковские редакторы имеют право отбирать тот материал, который пойдет в телеэфир, и забраковывать все остальное, – делятся секретами кавээнщики. – Некоторые забраковывают материал, а потом продают «вырезанные» шутки другим командам. И ничего!

«Контракт с АМиК – это беда!»

Все расходы по «доведению себя до ума» берет команда. Сценарий, костюмы, постановка. Тот, кто будет самым смешным в коллективе (то есть «фронт-меном», тем, кому достанется главная роль), решает тоже сама команда. Обычно лицом команды становится самый талантливый.

Транслирует КВН Первый канал. Он и платит АМиК за качественное заполнение своего эфира. Первый канал, естественно, зарабатывает на продаже рекламы.

Но игроки абсолютно убеждены, что именно АМиК принадлежит вся заслуга по промоушену команды. На вопрос: «Почему вы так считаете?» – кавээнщики, как по команде, закатывают глаза к небу и восклицают: «Так они же нас по Первому каналу показывают!»

– Никто нас не знал, пока мы не появились на Первом канале, – утверждает девушка-игрок. – А у АМиК есть возможность раскручивать нас на самом главном канале! Все знают, что стоит это очень дорого! Вспомните «Фабрику звезд»… АМиК тратит на актеров КВН свое эфирное время. А раз усилия затрачены, значит, АМиК вправе иметь проценты от нашей популярности.

А АМиК и так имеет: по условиям контракта, который заключают команды, никто из кавээнщиков не должен приторговывать своим лицом на стороне. Кроме того, АМиК принадлежат все шутки, показанные в эфире Первого канала. И упоминать аббревиатуру из трех букв – «КВН» – тоже нельзя. Осталось подождать, пока появится еще и марка «Юмор»…

– Им там хорошо мозги промывают… – так объяснил альтруизм одной команды их более практичный генеральный спонсор. – Меня лично удивляет, что взрослые люди верят в то, что чудеса случаются! Люди верят в то, что выиграть может самая смешная команда. Не бывает чудес, бывают связи и деньги и еще иногда талант… Но талант встречается редко.

Напрашивается простой вывод: если Первый канал в один прекрасный день всерьез заинтересуется другим проектом, то империя КВН в том виде, в каком она сейчас существует, может приказать долго жить?

Кто и как зарабатывает на КВН? Интервью с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ»

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже. О правилах игры на сцене и за ее кулисами мы поговорили с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ».

– Павел, расскажи, пожалуйста, о своей команде и ее результатах.

Нас могут помнить по названию команды КВН «БГУ». В 2013 году мы выступали в Высшей лиге КВН (Первый канал). Да-да, у того самого Александра Васильевича. До этого были финалистами Первой лиги (телеканалы СТВ и РТР-Беларусь), также часть команды выиграла Премьер-лигу в составе команды КВН «Минское море».

– Из шуток на дружеских посиделках в высшую лигу сразу не попасть. Наверняка в карьере команды есть обязательные этапы, через которые проходит каждый коллектив…

Команды КВН начинают свой путь с неофициальных лиг. Когда они что-то выигрывают на уровне города, района, вуза, их начинают финансировать. Команда, которая выигрывает начальную лигу, выходит на официальный уровень.

С этих пор начинаются многочисленные соревнования на уровне региональных, межрегиональных, центральных лиг. Самые успешные команды попадают в телевизионную Первую лигу. Дальше – только 2 этапа: премьер-лига, которую ведет Масляков-младший, и высшая лига, с Масляковым-старшим в роли ведущего. Хорошо, если путь с первой игры до соревнований на высоком уровне («до телевизора») занимает 5 лет. Это считается большой удачей.

Мы прошли этот путь за 4 года, но перед этим столько же играли в неофициальных лигах. Так что на тот момент де-юре в игре мы были 4 года, а де-факто – 8 лет.

То, что мы были из Беларуси, было и плюсом и минусом одновременно. Плюсом – потому что при прочих равных редакторам в Сочи было интересно выбрать команды из различных регионов. Минусом – потому что мы были несколько ограничены цензурой в выборе тем для шуток.

– Что лучше стимулирует шутить – теоретические перспективы в будущем или конкретные деньги в настоящем? Как можно заработать на КВН?

КВН развивает лидерские качества, речь, умение общаться с публикой, помогает побороть страх публичных выступлений… Это может помочь в любом бизнесе. Безусловно, многие люди открывают проекты, не связанные с творчеством. В таком случае трудно понять, есть ли заслуга КВН в формировании нужных компетенций, или ее нет. Но в любом случае игра помогает и социализирует.

Читать еще:  Жизнь и творчество платонова краткое содержание. Тест по биографии

Если говорить просто, то по сути, после игры в КВН есть 2 пути: работать в нем или уйти на другие юмористические проекты. В первом случае ты, даже не заканчивая играть, можешь помогать другим. Опытные команды помогают молодым командам: пишут для них шутки, редактируют контент, ставят актерскую игру, подсказывают и направляют. Разумеется, за деньги.

Но помощь опытных команд не всем по карману, такая поддержка стоит больших денег, и как правило, ее получают команды на этапе игр «в телевизоре», когда спонсор может оплатить такие расходы. Правда, у нашей команды никогда авторской помощи извне не было. А так бюджет хорошей команды Высшей лиги на одну игру – около 30-50 тысяч долларов.

Можно быть не только авторами для других команд, но и их редакторами. Я и мой коллега по команде КВН после окончания своей активной игры стали редактировать официальную региональную лигу в Тверской области – первую ступень в «официальном КВН».

По-настоящему талантливые команды с востребованными игроками могут зарабатывать на гастрольных выступлениях. Их организовывает «АМиК» («Александр Масляков и Компания» — прим. ред.), либо сама команда. Организовать концертный тур самостоятельно сложнее.

Многие из тех, кто доходит до высшей лиги, «до телевизора» так или иначе продолжают работу в этой сфере. Большую часть развлекательного контента 1 канала и ТНТ (юмористические шоу, сериалы) делают КВН-щики. Например, шутки для Ивана Урганта пишет целая толпа заслуженных КВН-щиков.

Некоторые находят работу в Киеве. Там есть «Студия Квартал-95» – серьезный игрок в сфере «юморопроизводства» и кино-проектов. Разные юмористические проекты переманивают КВН-щиков еще тогда, когда те играют на сцене. Раньше на это был запрет: когда ты появлялся на экране КВН, ты подписывал договор, что в течение 5 лет не будешь участвовать в других ТВ-передачах. За нарушение запрета всю команду могли просто дисквалифицировать. Сейчас же «АМиК» пересмотрел свою политику, ведь есть компании, которые готовы платить деньги за те же шутки. На одном энтузиазме, с запретом на участие в других проектах, КВН не сможет удержать сильных игроков.

Кстати, еще проведение мероприятий – достаточно популярный вид заработка среди хороших игроков. Сейчас наверное каждый второй квнщик – ведущий.

– Если я правильно понял, на самом КВН игроки в этот самый КВН не зарабатывают.

Да, никакого немедленного финансового интереса для них нет. Игра рассматривается ими скорее как долгосрочные инвестиции: когда ты наконец засветился на ТВ, ты можешь раскрутиться как ведущий, претендовать на роли в сериалах, фильмах, авторы смогут работать в различных продакшнах и на телеканалах.

Лично у меня такая модель вызывает много вопросов и недоразумений. К руководству «АМиК» неоднократно поступали предложения взять в штат так называемых авторов, которые будут улучшать и дорабатывать выступления всех команд, чтобы рос общий уровень шуток. Предлагали платить деньги командам-победителям… Пока все остается по-старому. Наверное во многом потому, что с каждым годом в КВН играют все больше команд. Ну и конечно, сейчас все в КВН держится на харизме Александра Васильевича. Но… что потом.

– Павел, распиши подробнее бюджет участия в игре высшей лиги для одной команды. Куда уходят деньги?

Когда мы играли в высшей лиге, на игру уходило около 20 тыс долларов. В нашей команде «БГУ» на тот момент было около 18 человек: 9 – играли на сцене, 9 – писали сценарии шуток. В эту сумму входил переезд всей команды и сопровождающих от БГУ людей, их проживание, минимальные суточные, реквизит, налоги. Кажется – мелочь, но все плакаты, баннеры, сценический реквизит – команда собирает сама, и на это нужны деньги. Первый канал уделяет огромное внимание в КВН телекартинке: начиная от сценической формы и внешнего вида участников команды, заканчивая каждым стулом на сцене.

Если команда не пишет шутки сама, а пользуется помощью хороших авторских групп, это еще + 15-25 тыс долларов за игру в высшей лиге. Советы дорогие, но они того стоят: есть смешные вещи, а есть те, которые нужны писать специально для телевизора, тут важно наличие опыта.

– Реально ли получить такую сумму от компании-спонсора? Если да, то кто в Беларуси заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве с «веселыми и находчивыми»?

Пожалуй, только университеты. Мы пытались найти для себя спонсоров в лице коммерческих структур и поняли, что это нереально. Наши белорусские компании не готовы к выделению сумм, которых требует бюджет игры.

Хотя это было бы выгодно для них, ведь простая реклама стоит еще дороже, а они получали бы целый комплекс услуг: реклама из уст ведущего, символика компании на майках группы поддержки, бегущую строку в вечерний воскресный прайм-тайм на Первом канале, флаг в зале – все это неоднократно попадает в кадр во время игры. Увы, донести это до спонсора сложно.

Мы пытались привлечь финансирование, предлагая бесплатные выступления на корпоративах – тоже не получалось. Одно такое выступление команды из высшей лиги стоит около 3 тыс долларов. По мнению многих компаний, оно должно стоить символические 300 долларов.

А вот ВУЗу быть спонсором успешной команды – и выгодно, и престижно. Название ВУЗа-спонсора у всех на слуху, а это конвертирует зрителей КВН в абитуриентов. В России команды, которые можно проспонсировать для участия в высшей лиге, буквально нарасхват – ВУЗы наперебой шлют предложения.

– Ты упомянул о том, что шутить про все подряд команда не может. Через какую цензуру проходят шутки?

Несмотря на то, что мы играли в России, все наши шутки проходили редактуру в Беларуси, и цензура была достаточно жесткой.

Сценарии вычитывали специалисты Минкультуры, Минобразования. Перед поездкой в Москву у нас был обязательный показ ректору БГУ. При этом цензура появилась сразу после того, как мы пробились на Первый канал в Москву – в Беларуси мы не сталкивались с этим.

– Можно часто услышать «КВН уже не тот». Так ли это? Теряют ли шутки «градус крепости», или дело в чем-то другом?

Я не считают, что юмор стал хуже. За последние 15 лет шутки КВН из примитивных приколов превратились в интересные сюжеты. Если разобрать старые известные миниатюры по тексту, то мы увидим, что хороших шуток там мало. Все дело чаще всего – в хорошей актерской игре. Сегодня качество реприз стало лучше.

Важно и то, что удивить зрителя становится все сложнее. Нам было сложнее придумывать шутки, чем команде за 10 лет до нас. Но в то же время, новой команде еще через 10 лет придется сложнее, чем нам.

Еще один фактор, по которому судят о качестве юмора – актерская игра. Да, актеры раньше были сильнее, но этому есть логичное объяснение. Раньше передача КВН длилась 3 часа, а сейчас – 1,5. Дело не в том, что качество шуток стало хуже, дело – в экономии времени. У Первого канала есть другие проекты, ради интересов которых ужимается эфир игры.

Еще не так давно у каждой из команд в сезон проходило по 1-2 игры, в которых было по 5 конкурсов: команды могли раскрыться на сцене! Шутки полюбившихся актеров принимались лучше, поскольку у них, актеров, было больше времени, чтобы получить кредит доверия зала. Сейчас в короткий интервал времени команды стараются вместить все самое лучшее, сделать шоу. Для этого нужны песни, танцы, реквизит. По сути, актерам остается 3 минуты на то, чтобы показать себя. Но за 3 минуты влюбить зал в актера очень сложно!

Если раньше играли пять конкурсов, то теперь – три, один из которых – биатлон-разминка, где человек кратко ответил и ушел. Остается два, еще один из которых может быть музыкальным. Так что сегодня в КВН мы видим результаты веяния времени. Он просто стал другим.

Фото: Константин Горецкий, личный архив Павла Якименко

Источники:

https://dag.aif.ru/society/kto_pishet_shutki_dlya_dagestanskih_kvnshchikov
https://pikabu.ru/story/zakulise_kvn_ili_ckolko_stoit_yumor_5137111
https://bel.biz/completed/management/mneniya/kto-i-kak-zarabatyvaet-na-kvn-intervyu-s-pavlom-yakimenko-byvshim-igrokom-komandy-kvn-bgu/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]