Кто сказал что онегин лишний человек. Евгений Онегин – “лишний человек”
Евгений Онегин — лишний человек?
Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.
Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.
Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из «Цыган» Пушкина, бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником Евгения Онегина, как литературного героя.
Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет одним днем. Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.
Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.
Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с Ольгой на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как Татьяна воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить Ленского.
Автор не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.
Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.
Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.
У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.
Евгений Онегин – лишний человек
Евгений Онегин – «лишний человек»
Роман «Евгений Онегин» создавался в первой половине девятнадцатого века. Великий российский писатель А. С. Пушкин решил создать роман в стихах, чтобы показать, что романы пишутся не только в прозе. Это была гениальная идея. Всех героев романа Пушкин брал из повседневной жизни, наблюдая за картиной того времени, той эпохи. Этим романом Пушкин хотел показать всю жизнь века, века моды.
Онегин, молодой весельчак и повеса, получил прекрасное образование. Его дядя «самых честных правил» считал, что его племянник должен выйти в свет и стать настоящим человеком. В частности, дяде наполовину удалось осуществить свою мечту, ибо больше у него никого не было. Родители, а точнее, отец учили Онегина всему, шутя, и в детстве он был разбалован таким обращением. Впоследствии всё это ему вышло боком: никто ему никогда не читал мораль, для него не находилось слова «нет», все двери перед ним были открыты, за шалости его не наказывали, только немного бранили. Повзрослев, Онегин, будучи человеком умным, стал потихоньку вливаться в светскую жизнь, приспособляться к тем понятиям. Он стал человеком свободным, независимым, прекрасно владевшим французским языком, который считался признаком хорошего тона в обществе. Таков был тот безумный век. Онегин всегда был приодетым и остриженным по последней моде, что ещё больше сочеталось с характерной для того времени ветреностью; красиво танцевал.…И светское общество решило, что он умён и очень мил, и это в действительности было так. Он умел лицемерить, что тоже показывало тогдашнее положение. Ввиду его прекрасной располагающей внешности, утончённых манер и умению влиться, т.е. заставить людей понять, что он самый лучший – всё это подталкивало людей звать его на балы, праздники, званые обеды и ужины, а девушек приглашать его танцевать. Он никому не отказывал, хотя такая раскрепощённость жизни начала ему надоедать. Не успев толком проснуться и позавтракать, он уже получал записки с приглашениями. Иными словами, Онегин был одним из той непутёвой молодёжи, которая не имела даже представления об их назначении в жизни, не имевшей цели.
В конце концов, Онегин разочаровался в жизни. Ему всё надоело, он понятия не имел, к чему стремиться. Как жить? Так не могло дальше продолжаться, ведь он был одним из тех избалованных юнцов, знавших только развлечения.
Онегин был начитан, любил книги. Он даже сам пытался писать, но это ему быстро наскучило. Он не знал, чем занять своё бренное тело. Даже после смерти дяди, которой он не слишком огорчился (ибо, если принять во внимание, что посиделки с больным дядей – не слишком занятное дело), и даже полученному наследству он отнёсся нейтрально. Приехав в деревню, он пытался улучшить жизнь крестьян, но и это ему наскучило. Все считали его белой вороной.
Онегин был эгоистом по натуре. Он любил себя, а потому не знал, что бывает взаимная любовь, и никого не любил. К Ленскому он относился как к другу, но, в отличие от него, Ленский умел влюбляться, видел хоть какой-то просвет цели в жизни. Онегин уже был искушён этим миром и владел большим опытом. Он разочаровался в женщинах, видя, какие они прозрачные и ветреные. Ленский этого не знал, у него существовал идеал Ольги, его любимого образа. Общего у Онегина с Ленским было мало и, тем не менее, они были как друзья. Немного абсурдно. Но и сам век отличался странностью. Когда Татьяна, влюблённая в Онегина, написала ему письмо, Онегин просто не понял её; или не захотел понять, зная, что все девушки на одно лицо, и ведь сам он был в корне эгоистом. По прошествии немногих лет, когда Онегин понял, что Татьяна была не такая, как все, было уже поздно. Татьяна превратилась в ту девушку, о которой он думал предвзято…
Образ Онегина встречается на каждом шагу. Очень много в мире людей, не имеющих цели и смысла жизни.
Герт Илларион,
9 «б» класс,
15.12.2005
Евгений Онегин – ‘лишний человек’
Герой романа – молодой дворянин, сын разорившегося отца, получивший модное французское воспитание. Пушкин не без иронии описывает это воспитание: он подсмеивается над его поверхностью, над теми людьми, которые на первый план ставили внешний лоск, а не развитие ума и знаний в юноше.
С детства окруженный гувернерами-иностранцами, Онегин учился всему шутя, а потому немудрено, что, умея бойко говорить по-французски и легко танцевать мазурку, в науке он имел поверхностные знания.
Окончив свое более чем скудное образование, Онегин вступает в свет и предается всем его удовольствиям: ездит по утрам с визитами, обедает в лучших столичных ресторанах, посещает театры, преимущественно балет, балы, маскарады – словом ведет ту праздную жизнь, которую вела тогда вся светская молодежь. К чести Онегина надо, однако, сказать, что такое времяпровождение скоро ему опротивело.
Онегин, как сложная натура, стал искать серьезных занятий, принялся за чтение, но не подготовленный к упорному труду, не владевший даже элементарными знаниями, он ничего не извлек из чтения и бросил его. После этого Онегин разочаровывается: им всецело овладевают тоска и хандра. Это разочарование происходит в Онегине не только от влияния байронизма, который у тогдашней молодежи был в моде, но и от разлада между умом и чувством, так сказать, от душевного раздвоения.
В это время Онегин получает известие о смерти дяди и едет в деревню. Но и деревня не избавляет его от скуки и хандры: ее уединенные холмы и дубравы только на время оживляют его, а занятия сельским хозяйством ограничиваются тем, что он уничтожил барщину, заменив ее легким оброком.
В деревне Онегин знакомится с молодым соседом Ленским, человеком образованным, только что вернувшимся из-за границы. Ленский вводит Онегина в дом помещицы Лариной. Появление Онегина в семействе Лариных завязывает целую внутреннюю драму в душе старшей дочери Татьяны, которая влюбляется в Онегина и признается ему в любви. Письмо Татьяны трогает Онегина: оно напоминает ему лучшее из прошлой его жизни; тем не менее, считая себя разочарованным, Онегин находит нужным при свидании с Татьяной сознаться, что он человек отживший, которому все надоело.
Онегин – живой представитель старого великосветского общества с его обычаями, с его условными взглядами на приличие: вызванный на дуэль Ленским, он принимает вызов единственно из совершенно превратного понятия о благородстве и из боязни общественной молвы. Хотя Онегин и покинул свет, тем не менее, он не распростился с его закоренелыми привычками; где дело идет о чести, хотя и в ложном о ней понятии, он не в состоянии освободиться от оков приличий и мнений света: вот почему он дерется с Ленским.
После дуэли с Ленским Онегин начинает томиться, в его душе пробуждаются и чувство сожаления, и упреки совести. Пушкин не оправдывает Онегина в его поступке: описав мысли своего героя перед дуэлью, он иронически отзывается о господствовавших в обществе понятиях о чести и благородстве и тем самым как бы обвиняет и Онегина, как поклонника светских приличий. Из деревни Онегин отправляется путешествовать по России, но безо всякой определенной цели. Мучимый хандрою, он приезжает на кавказские воды; там им, здоровым и молодым, овладевает отчаяние:
Он мыслит, грустью отуманен:
Я не лежу в параличе?
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не чувствую в плече
Зачем не хилый я старик,
Хоть ревматизма?- ах, создатель!
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Зачем, как тульский заседатель.
Чего мне ждать? тоска, тоска.
Вернувшись в столицу, Онегин снова встречается с Татьяной. Он поражен переменой, которая произошла в ней: перед ним светская дама, она держит себя свободно с ними вовсе не походит на деревенскую барышню, какою она была прежде. Удивление Онегина скоро переходит в любовь; он пишет Татьяне несколько писем, в которых изливает свои сердечные муки; наконец добивается свидания. Но все старания Онегина были тщетны: отвергнутый Татьяной, он вынужден расстаться с нею навсегда.
Онегин – это тип интеллигентного человека старого времени; умный, способный к деятельности, он лишен, однако, энергии и силы воли, необходимых для осмысленного и полезного общественного дела. Он недоволен окружающей его жизнью, но это недовольство не сознательное, а вызванное желанием подражать героям байроновских произведений, из которых молодежь, подобная Онегину, скудно образованная и хорошо обеспеченная, благодаря крепостному праву, брала готовые идеи о предрассудках, пустоте и лицемерии светского общества.
Онегин, как справедливо сказал Достоевский, это несчастный скиталец в родной земле, т. е. человек без почвы, который пассивно, без всякой борьбы, подчиняется западно-европейским влияниям, отрывается от своего народа и, убивая жизнь в бездеятельности, доходит, в конце концов, до совершенной нравственной растерянности.
Источники:
https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/evgeniy-onegin-lishniy-chelovek.html
https://www.proza.ru/2019/08/06/315
https://biblioman.org/compositions/pushkin/evgeny-onegin/evgeni-onegin-lishni-chelovek/