26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие балкарцы. Культура и быт кабардино – балкарской республики

Балкарцы

Современное самоназвание: таулула

Численность: около 125 000

Численность в РФ: 112 924 (2010 г.)

Основной регион: Кабардино-Балкария

Родной язык: кабардино-балкарский

Религия: ислам суннитского толка

Балкарцы — тюркоязычный народ, проживающий в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные (Балкария) районы в верховьях рек Баксан, Чегем, Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы). Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы.

Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалектные различия незначительны. Письменность на основе русской графики (создана в 1924 на основе арабской графики).

Ведущая отрасль традиционного хозяйства — отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, до конца XVIII века — свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца XIX века — картофель, огородные).

Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.

Традиционные поселения — крупные многофамильные, располагались уступами по склонам гор, в основном скученной планировки (встречались также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой, с усадьбами. Традиционные жилища в горных селениях из необработанного камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами, на равнине — турлучные.

Культура и традиции

Традиционная одежда северокавказского типа: у мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Балкария включала несколько сельских обществ. Велика была роль народного собрания (тёре), патронимической организации. Правители назывались таубии, свободные общинники — каракиши, зависимые крестьяне — чагары, известно домашнее рабство военнопленных (къул). Семья преимущественно малая, браки экзогамны.

Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты-избегания. Были распространены обычаи кровной мести, побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т. д.

Разнообразен фольклор — нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания (алгъыш) и пр.

Балкарцы — кто такие?

Почему балкарцы не едят жареную пищу в определённый период? Отчего среди них так много долгожителей? Ответы на многие вопросы истории содержатся в самом этом народе – ярких и своеобразных балкарцах.

Центральный Кавказ населяет необыкновенный народ со своеобразной культурой, что имеет самоназвание «таулула». В переводе с местного наречия слово это обозначает «житель гор» или просто «горец», однако наиболее распространено название балкарцы, которое и принадлежит этой народности. Согласно последним подсчётам, в России проживает более 100 тысяч представителей балкарского народа. Все они являются носителями неповторимой культуры, к которой принадлежит и карачаево-балкарский язык.

Сочетание культур

Процесс становления балкарцев как народа был довольно сложным. Исследователи выделяют четыре основных составляющих, на основе которых появилась современная балкарская народность:

  • древнейшие племена, что населяли земли Центрального Кавказа, а также были представителями кобанской группы народов;
  • средневековые аланы, которые распространились по данной территории во время укрепления Алании;
  • булгары, распространившие власть по территории балкарцев, а соответственно, повлиявшие на их традиции;
  • представители племён кипчаков, в частности – половцев, что кочевали по обширной местности, а потому частично затрагивали и землю балкарцев.

Вернувшиеся из изгнания

Одним из первых о балкарцах как отдельном народе говорит Ибн Руста, выдающийся восточный историк прошлого. Он рассказывает о горной стране, которую населяет «Тулас». Многие учёные единогласны во мнении, что под данным словом их древний коллега имел в виду именно горцев, что позже стали называться балкарцами. А вот с XVII века балкарцы начали сотрудничество с русским народом, о чём рассказывают летописи, где население гор называют «Балхарскими кабаками».

Читать еще:  Когда появилась матрешка на руси. Русская матрешка - история игрушки

События XX века принесли много сложностей балкарскому народу. После создания Кабардино-Балкарской автономии и её изменения на АССР многие представители этого народа были выдворены за пределы родины. Лишь в середине прошлого века балкарцам удалось возвратиться на родные земли, а впоследствии они провозгласили Кабардино-Балкарскую Республику.

Природа и гости – в почёте

Традиционными занятиями балкарцев являются скотоводство и разнообразные виды выделки кожи и войлока. В своих селениях они разводят овец и коз, а также занимаются пашенным земледелием. Довольно долгое время религия этого народа напоминала смесь различных верований. Живя на природе, балкарцы почитали лесных духов и верили, что у всего вокруг есть душа – даже у камней и, конечно, растений. Впоследствии у балкарцев начался переход к исламу, который стал господствующей религией в регионе.

Балкарцы часто проживают несколькими родственными семьями в одном жилище, а потому и постройки обычно крупные. Такие жилища делались из камня или сруба и располагались на склонах гор. Балкарцы, живущие у подножия гор, часто делали дома на «русский манер» с принципом уличного построения. Как правило, в балкарских домах есть несколько гостевых комнат, поскольку традиции гостеприимства этого народа не позволяют оставить гостя без крыши над головой. Кроме того, при посещении дома балкарцев человек непременно будет окружён вниманием. Дорогому гостю предлагают самые лучшие блюда балкарской кухни. Чаще всего они состоят из злаков, которые выращивают балкарцы. К лепешкам подаётся мёд, а по праздникам балкарцы предлагают отведать мясные и молочные блюда.

Праздник – каждый сезон

Ещё издавна сложилось так, что суровые горные условия жизни балкарцев резко контрастировали с их яркими праздниками. Возможно, колоритные празднества были необходимы, чтобы получить заряд веселья и позитива на ближайшее время. Очень много праздников балкарского народа были связаны со сменой сезонов, а значит, и работ во время каждого из них. Весной балкарцы празднуют уход холодов, а потому готовят особенное блюдо «ашыра жырна», которое у этого народа считается священным, ведь, как и блину у славян на Масленицу, символизирует победу солнца и тепла.

Когда наступала летняя пора, в период летнего солнцестояния, у балкарцев начинался новый праздничный обряд – «Элек къыз». В этот день выбирали старшую девочку из успешной семьи. Вместе с подругами она несла сито, которое поворачивала в руках. Считалось добрым знаком, если эта процессия заходила во двор. Этот ритуал был призван сделать богатым урожай, в нём – отголоски древних традиций.

И ритуал, и обучение

Когда приходила пора сбора урожая, процесс этот также напоминал священное действо. Перед тем, как отправиться на поля, косари пробовали приготовленного специально для них барашка, после чего отправлялись на работу. Впереди шёл самый старший косарь, а остальные должны были в совершенстве копировать каждый его жест. Такой ритуал не только приободрял более молодых работников, но и давал возможность новичкам быстро обучиться правильному сбору спелых злаков.

Из овечьей шерсти у балкарцев изготовлено немало предметов одежды, ковров. Однако процесс стрижки также являлся особенным. Перед началом остригания овец хозяйки выпекали пироги для мастеров, что должны были стричь животных. Выпечку запрещено было выкладывать на блюдо, а потому несли её на соломе. Кроме этого, считалось губительным употреблять жареные блюда во время стрижки животных.

Издавна балкарцы почитают старших. Это не только воспитание, но и древние обычаи. Возможно, именно благодаря природным и психологическим условиям, которые созданы для балкарских стариков они часто становятся долгожителями.

Неспроста балкарцы так гордятся свое историей, которую помнят в каждой семье. Эти жители Кавказа прошли сложный и полный потерь путь к той спокойной жизни, что сейчас в их регионе. Балкарцы действительно умеют помнить прошлое, верить в будущее и ценить настоящее.

Читать еще:  Cообщение об а бородине. Бородин александр порфирьевич - биография

Балкарские традиции

Григорий Григорян

Путь к вершинам успеха, или О том, как молодой армянский парень стал видным представителем крупного международного бизнеса

Балкарские традиции

Мирза Слоян – строитель езидской святыни Зиарат

Геноцид армян глазами зарубежных журналистов

Здоровый мужчина – счастливая семья

Самбист Самвел Казарян: Пришел. Увидел. Победил

В Москве состоялась всероссийская конференция Ассоциации врачей САР

Министр обороны НКР: Путь силового решения проблемы не имеет перспективы

«Казаки – часть кавказского мира»

Границы между Арменией и Арцахом нет и не может быть

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории Северного Кавказа, главным образом в Кабардино-Балкарии. Численность балкарцев, по официальным данным, составляет 170 000 человек. Религия – ислам суннитского толка. Говорят на карачаево-балкарском языке, относящемся к половецко-кыпчакской группе тюркской языковой семьи.

В традиционном балкарском обществе обряды, обрядовые игры и развлечения были своего рода праздником и театральным представлением, привнося в суровую жизнь горца своеобразный колорит.

Балкарские праздники и обряды, приуроченные к смене времен года, наглядно представляли традиционную культуру, а в их организации проявлялся творческий подход участников. Выработанная веками символика придавала торжественность и красочность праздничному действу.

В трудовых процессах балкарцев игровой момент, восходящий к древним народным традициям, также имел очень большое значение, обнаруживая в себе магические функции – участники обряда пели песни и исполняли ритуальные танцы в честь верховного божества Тейри, а также в честь божеств плодородия, грозы, молнии и грома – Чоппы, Элии, Шибли.

В пантеоне аграрных божеств балкарцев видное место занимал и Хардар, носивший эпитет «золотой». В Чегеме широко и пышно, с приношением в жертву быка проводили земледельческий обряд «Гутан». Характерно, что культ быка распространен на Кавказе повсеместно – по обе стороны Главного Кавказского хребта – у грузин (сванов), абхазов, осетин и др. Праздник первого выхода на пахоту назывался «Сабан-той». В нем участвовали группы отдельных домохозяев (сабан жыйын) или жители всего селения. Для жертвоприношения по этому случаю откармливали животное, которое первым родилось (телю баш) в отаре овец во время предыдущего окота. Истоки верований и обрядов, связанных с земледелием, восходят к духовному миру ранних земледельческо-скотоводческих культур Центрального Кавказа.

Известным для всех жителей Балкарии праздником, привлекавшим также представителей из Карачая и Дигории, был праздник «Голлу», приуроченный к весеннему равноденствию. Помимо него, в каждой семье отмечали день весеннего равноденствия с приготовлением особого кушанья под названием ашыра жырна, ашыра геже.

В день летнего солнцестояния совершали игру-обряд «Элек къыз». Девушку-первенца (тунгуч) из благополучной семьи наряжали в длинное платье-балахон. Держа в вытянутых к небу руках сито, она (элек къыз) с группой своих сверстниц ходила по дворам, вращая все время сито справа налево, а? девушки пели обрядовую песню, чтобы урожай был богатый. Хотя эта игра? напоминает колядки (озай), но, скорее всего, это фрагмент древнего аграрного ритуала.

Сенокос организовывал и мобилизовывал общину. Для косарей, так же как и для пахарей, резали годовалого барашка, появившегося первым в отаре, готовили бузу и айран. Во время сенокоса косари образовывали своеобразный ряд – обычно впереди шел самый опытный, а остальные шли за ним, добиваясь максимальной синхронности в действиях. Таким образом, молодые участники сенокоса приобретали необходимые навыки под руководством старших.

Важным событием была стрижка овец, также начинавшаяся с магических ритуалов. Женщины приходили к стригалям с национальными пирогами (хычин), сложив их на чистую солому. Перекладывать пироги на блюдо запрещалось (ырыс). При стрижке овец нельзя было употреблять жареную пищу.

В семье – первичной ячейке общества, важнейшем социальном институте – происходит первичная социализация личности, усваиваются традиции предшествующих поколений. Различным историческим периодам соответствовали различные типы семьи. Важным этапом развития семьи была большая патриархальная семья, состоящая из нескольких элементарных семей и поколений, где счет родства велся по мужской линии.

Читать еще:  Главные герои романа обломов список. Характеристика главных героев романа «Обломов

Если до отмены крепостного права у балкарцев господствующим типом была большая отцовская семья, то уже к концу века преобладали братские семьи. Власть отца в большей семье была строже и деспотичнее, чем старшего среди братьев в братской семье. В последней функция и значение семейного совета значительно повышались. Авторитет отца – главы семьи (юй тамата) и матери – его жены (юй бийче) в традиционных семьях держался высоко. Беспрекословное подчинение им для всех членов семьи было законом.

К переходному возрасту юношу и девушку готовили к выходу в свет, обучали правилам хорошего тона. Женитьба и замужество составляли исключительно важный момент жизненного цикла. Эти события сопровождались обрядами, насыщенными магической и этикетной атрибутикой.

Каждая половозрастная группа маркировалась определенным термином и играла присущую только ей роль в семье и обществе. Отношения между возрастными группами закреплялись адатом и шариатом. В основе взаимоотношений всех индивидов, независимо от возраста, лежали забота, уважение и ответственность и все то, что составляет нравственный стержень поведения всех поколений – мужество, трудолюбие, честность, благородство, бережное отношение к окружающей природе.

У балкарцев, как и у многих народов, при решении особо важных дел приоритетные роли в обществе и семье отводились мужчинам. В то же время старшие женщины играли весомую роль в управлении домашним хозяйством, и их мнение учитывалось при решении всех значимых в жизни семьи вопросов. Балкарские женщины не были бесправны и занимали довольно престижную нишу в семейно-родственной и бытовой иерархии.

Во все времена у балкарцев мнение старших было авторитетно и уважаемо при любых жизненных? ситуациях. Культ старших проявлялся во всем: старший первым произносил тост, занимал почетное место в доме, за трапезным столом; в оппозиции «правый – левый» – обязательно правую (престижную) сторону. Почетное место стариков в иерархии поколений, почитание их младшими, благоприятный психологический климат, душевный комфорт благотворно отражались на их физическом состоянии. Поэтому в традиционной Балкарии было много долгожителей, несмотря на трудные условия жизни в горах.

В системе воспитания балкарцев положительные личностные качества подрастающего поколения не подавлялись, а, наоборот, поощрялись и развивались.

Гость (къонакъ) для балкарца, как и для других горских народов, – важная персона. Ему отводилось специальное помещение (къонакъ юй). Это помещение обставлялось всем необходимым для пребывания гостя. При реализации норм гостеприимства выявляются наиболее отработанные правила застольного этикета балкарцев. Согласно этому застольному этикету, существовала четкая схема использования пространства и расположения на нем гостей и остальных участников трапезы, форма приветствия и прощания, контакта и общения, приема пищи и напитков и т. д.

В этикете определяющую роль играют три главных фактора: пол, возраст и социальный статус. Основу правил приличия составляли достойное поведение (намыс), лицо, совесть (бет), вежливость, прилежание (адежлик).

Морально-этические нормы, выработанные в традиционном обществе, составляют основу взаимоотношений и в современной балкарской семье. Однако в наш век исключительного преобладания малых семей рушатся старинные устои, обычаи и обряды, слабеет связь между поколениями, приобретают новый характер статусные роли членов семьи.

Урбанизация и внедряющаяся массовая культура влияют на эстетику, этические нормы, ослабевают национальные символы, выступающие элементами этнической идентификации.

В соционормативной культуре любого народа компонент правовой культуры играет важную роль. Результатом многовековой практики балкарского народа являются адаты – неписанные законы, отражающие правовое сознание, нравственные убеждения и этнический менталитет. Адаты регулировали все стороны жизни семьи и общества. Они уточнялись, дополнялись, приспосабливались к новым условиям.

Возрождение адатов и их творческое использование в современном местном законотворчестве и разрешении конфликтных ситуаций не лишено позитивной перспективы.

Источники:

https://skavkaza.ru/pub/balkarci
https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5c1f7548e7abc700aef40564
https://noev-kovcheg.ru/mag/2014-20/4806.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]