5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие башкиры и откуда они. Башкиры — славный и мудрый народ

Кто такие башкиры и откуда они. Башкиры — славный и мудрый народ

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир — сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти «царицей»: по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы («Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша» и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд «кукушкин чай», к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

Читать еще:  Александр бон в контакте. Александр бон и его страницы в социальных сетях

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

— Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

— Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

— Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

— В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

— Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято «башкирское братство» – забота каждого о благоденствии своего рода.

— Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

— Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют «три шурупа» или «три таблетки». Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

— Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

— Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

— У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Башкиры — кто они такие и откуда появились?

Помимо того, что башкиры давние соседи русских, они интересны своей этнической историей, поскольку формировались на путях перемещений различных народов и, соответственно впитали в себя разнообразные культурные и хозяйственные черты.

Кроме того, нельзя забывать о том значительном месте, которое занимают башкиры в нашей стране – ведь это четвертый по численности народ в России (полтора миллиона человек в настоящее время).

Этноним «башкорт» или «башкурт» имеет различные трактовки, но наиболее убедительным его значением кажется «главный волк». Волк, как тотемное животное, присутствует у многих кочевых народов.

Видимо точкой отсчета для создания башкирского этноса можно считать примерно VIII в. н.э., когда разваливается огромное, но весьма рыхлое политическое образование – Великий тюркский каганат. Он стал тем котлом, где варились, соединяясь и рассыпаясь, самые разные племена, но конечно преимущественно тюркского корня.

Впрочем, отдельные башкирские ученые говорят о куда более древнем происхождении башкир. Так упоминаемый в труде античного географа Птолемея (II в. н.э.) народ Пасиртай, проживавший в бассейне Дона, отождествляется ими, хотя и предположительно, с этнонимом башкурт. Все-таки в этом предположении проглядывается понятное желание удревнить историю своего народа.

Более уверенно можно говорить о появлении башкир на исторической арене в VIII-IX вв., когда о них сообщают арабские путешественники. Хотя, безусловно, процесс формирования башкирской народности формироваться начал раньше – по разным данным – с середины I тыс. н.э.

Надо сказать, что в этническом плане башкиры представляют собой народ, образовавшийся в результате сплава из многочисленных народностей. В район своего нынешнего расселения – от Волги до Южного Урала предки башкир пришли из среднеазиатских степей. Выдвижение предков башкир к Уралу и Волге идет видимо в составе других тюркских этносов, выделившихся из Тюркского каганата – хазар, печенегов.

В башкирском фольклоре немало пересекающихся сюжетов с казахами, узбеками и другими тюркскими народами. Но уже там, в Средней Азии тюркское ядро было разбавлено иранскими племенами. А в Приуралье к тюркскому компоненту добавился финно-угорский. Однако насчет значимости последнего в башкирском этносе идут непрекращающиеся споры.

Всему виной этноним «башкорт». Средневековые арабские, персидские, монгольские источники часто использовали название «башгирд» в отношении венгров. Это и создало представление о родстве башкир и венгерского народа. Однако большая часть современных исследователей полагает, что хотя угорские племена и повлияли на формирование башкирского этноса, но не изменили его основной тюркской сущности.

Читать еще:  Ярмарка тщеславия краткое содержание по главам читать. Ярмарка тщеславия

Обосновавшись в Заволжье и Приуралье, башкиры до XIII века оказались под влиянием Волжской Болгарии, население которой было им родственным. Кстати, именно от Волжской Болгарии башкиры начинают принимать ислам. А в XIII в. монголы в ходе Великого Западного похода подчинившие себе народы Волги и Урала не только обогатили своим этническим влиянием башкир, но и, включив их земли в состав Золотой Орды, способствовали притоку сюда многочисленных представителей других тюркских племен.

Можно сказать, что Золотая Орда стала тем новым этническим котлом, в котором окончательно сложилась башкирская народность. Она же сделала ислам для башкир основным вероисповеданием. В дальнейшем, после вхождения территории башкир в русское государство исламский фактор только усилился, проникая во все сферы жизни. Это был эффективный способ консолидации народа и противостояния русской колонизации.

Башкиры оказались в составе России в XVI веке во время присоединения остатков Золотой Орды: Казанского ханства, Ногайской орды, Сибирского ханства. В принципе поначалу отношения между русскими и башкирами было сравнительно мирными, но впоследствии серьезно ухудшились в условиях, когда башкиры ощутили угнетение на национальной, религиозной и социальной почве. Это проявилось в период Крестьянской войны Емельяна Пугачева, в которой башкиры приняли живейшее участие, а их вождь Салават Юлаев становится одним из верных сподвижников «Петра Федоровича».

Вместе с тем, башкиры являлись народом, имевшим определенные привилегии, близкие казачеству, поскольку в силу военной подготовки, храбрости формировали иррегулярные части в составе русской армии. Одним из самых известных их деяний на этом поприще становится участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года. Их боевые качества доказали башкирские юрты на берегу Сены у стен Парижа в 1814 г.

Та этническая пестрота, из которой появились башкиры, не исчезла полностью. Сохраняются географически обособленные различные антропологические типы башкир, различающиеся в основном степенью монголоидности. Причем любопытно, что мужские гены в основном соответствуют происхождению от тюркских народов, а женские – имеют большую примесь финно-угорского происхождения.

Эта пестрота отразилась и на языке башкир. Он относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи и имеет большое сходство с другими языками этой группы от среднеазиатских до поволжских, но в то же время в нем есть следы древнего влияния иранских языков, доставшиеся от контактов со скифами, присутствуют финно-угорское влияние, приобретенное уже в Приуралье, монгольское – полученное в составе Золотой Орды, арабское влияние, проникшее благодаря утверждению ислама и позднейшее довольно значительное воздействие русского языка.

Основным занятием башкир практически до новейшего времени было кочевое и полукочевое скотоводство, чему очень способствовали географические условия их обитания. Наличие соседствующих степных и горных районов было очень удобным для перекочевок в зимнее время в степи, а в летнее – в горы.

Но помимо кочевого скотоводства башкиры могли похвастать еще некоторыми промыслами. В частности большую популярность, прославившую башкир, получили добыча и производство мёда. Причем до сего дня в некоторых районах Башкортостана мёд добывается путем бортничества – от диких лесных пчёл. Вообще в России Башкирия стоит на первом месте по производству мёда. Отсюда, кстати, и одна из версий названия «башкорт», которая переводит его значение как «хозяин пчел»

Несмотря на все сложности башкирской истории стоит отметить, что постоянный контакт с различными народами выработали у башкир терпимость по отношению к другим национальностям, религиям, что является условием мирного существования многонационального российского государства.

Башкиры — кто такие?

Когда-то Геродот удивлялся способности этих людей нести свет и добро на земли, куда они приходят. Даже соседние племена считали их своими покровителями и мудрыми наставниками. Давайте знакомиться с башкирами.

Башкиры относятся к тем народам, которые не стали поселенцами на своих землях, а стали результатом длительного и сложного процесса формирования. История башкир рассказывает о многочисленных событиях, которые влияли на жизнь этих людей, внося изменения в культуру и традиционный уклад жизни.

В VIII веке до нашей эры в южной части Урала поселяются ананьинцы. Их племена постепенно набирают силы, а затем начинают расселяться по соседним землям. Исследователи считают, что именно ананьинские общины можно считать прародителями многих народов региона, в том числе и башкир. Башкирский народ стал результатом долгого процесса становления. Немного позднее в своих записях их упоминают древние греки, называя аргиппеями. Историки древности описывали их как людей, что одеваются по примеру скифов, однако отличающихся от них. Аргиппеи ели бобовые плоды со своих деревьев и говорили на непонятном грекам языке. Также о башкирах упоминали как о способных дипломатах, что нередко примиряют враждующих соседей, а также всегда дают приют странникам, что нуждаются в защите.

Читать еще:  Создание мертвых душ очень кратко. История создания поэмы «Мёртвые души

Многие исследователи подчёркивают родственность башкир с тюркскими народами. В процессе смешения разных народностей культура башкир принимала всё новые формы, объединяя традиции родственных наций. Кроме того, повлияли на башкирскую нацию и европейские народности. На сегодня учёные затрудняются точно определить родство башкир с другими народами, однако фактом остаётся то, что у них немало черт различных этносов. Это объясняет некоторую несхожесть башкир друг с другом. Порой представители этого народа внешне напоминают европейцев, арабов или монголов. Но всё же большинство башкир имеет средний рост, смугловатую кожу и слегка раскосый разрез глаз.

В начале IX века происходит разделение башкир. Часть из них отправляется на юго-запад, где останавливается на территории Венгрии, создавая совершенно новый этнос. Известно, что нынешние венгры имеют общие корни с народами Урала. Та же часть народа, что остаётся на исторической родине, вынуждена вести долгую борьбу с монголо-татарами. Период противостояния длится почти 15 лет, а итогом становится объединение племён. Однако башкиры вынуждают правителей предоставить им автономию.

Позднее немало башкир принимали участие в восстании Емельяна Пугачева, а под властью России продолжали пользоваться правами автономной территории. В конце XX земли башкир стали частью Башкирской Республики в составе РФ.

Легенды и традиции

Издавна особое место в культуре этого народа занимает фольклор. Сказания башкир интересны и необычны. В древности эти люди считали, что всё вокруг имеет своего духа-покровителя. Таким образом, лес и реки, горы и луга представлялись им живыми существами. Кроме того, в башкирских мифах немало рассказов о происхождении народа, о событиях древности, что происходили в космосе. К примеру, они считали, что звёзды Большой Медведицы – это семеро прекрасных девушек, что убежали от дэва и спрятались в далёком небе. Луна же, пятна на которой хорошо различимы с Земли, представлялась древним как поле, где косули мчатся от волка. Нашу планету башкиры сравнивали с плоским камнем, что несут на спине огромный бык или щука. Сотрясения земли происходят в тот момент, когда могучий зверь делает резкое движение.

Большая часть древнего фольклора башкир появилась ещё в тот период, когда мусульманская культура не оказала своего влияния на народ. В древности башкиры считали, что у каждого рода есть свой прародитель. Им непременно было какое-то животное. Чаще всего – волк, олень, медведь. Однако и с животными часто связывались истории об их человеческом происхождении. К примеру, в одной из легенд говорится о башкире, что ушёл жить в лес, одичал и превратился в медведя.

Семейные традиции башкир во многом напоминали арабские из-за мусульманского влияния. Так, в семьях было чёткое разделение родственников по материнской и отцовской линиям. Это было вызвано необходимостью составить определённую иерархию при разделе имущества и распределении наследства. Достаточно долго башкиры придерживались устоев передачи дома и основной части нажитого младшему сыну. Свою часть наследства дети обычно получали ещё при жизни родителей. Как правило, это происходило перед свадьбой, а значит, в возрасте 14-16 лет.

Сейчас у башкир сохранилось немало обычаев, зародившихся ещё в древности. К ним относится традиционное празднование Каргатуя. В этот день на земли башкир прилетают грачи, а потому праздник считается символом весны и пробуждения природы. К возвратившимся птицам башкиры обращаются с просьбой принести благополучие и щедрый урожай в наступившем году. Для этого все присутствующие пробуют специально приготовленную кашу, часть которой оставляют на холмах для грачей.

С концом работ на полях приходит и праздник Сабантуй. В этот день принято проводить соревнования, конкурсы и игры. Все желающие могут показать удаль в скачках на лошадях, танцах и песнях. А вот в день, посвященный празднику Джин, решаются судьбы многих молодых башкир. Во время торжества проводятся ярмарки, где можно встретить знакомых и друзей. Также в этот день при общении можно договориться о браке детей. Не менее важными в башкирском крае являются и мусульманские празднества, ведь культура этого народа во многом переняла арабские обычаи.

Ещё в древние времена о башкирах говорили, как о миролюбивых и добрых людях, способных примирить даже самых заклятых врагов. Этот народ сохранил свой характер и в наши дни. Познакомившись с культурой башкир, становится ясно, что они открыты миру, а потому стремятся подарить ему то, что считают главной ценностью – своё доброе сердце.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источники:

http://nazaccent.ru/content/23066-bashkiry-osobennosti-haraktera-i-tradicij.html
http://history-doc.ru/kto-takie-bashkiry-2/
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b9ab56a341cd400abd082d3

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector