3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто творит историю? Мнение. Исторический процесс и его участники

Исторический процесс и его участники

Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

  • Любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества.
  • Содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Субъект исторического процесса — это индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие, (народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности).

Народные массы — это социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. (Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса).

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам — возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественные объединения — это добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов, (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения).

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которые ученые называют историческими деятелями. Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Вывод: исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Прогресс — это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед.

Читать еще:  Проблема мужества и отваги аргументы. Героизм, самопожертвование - аргументы

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Критерием прогресса — является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

  • Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой.

Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа-революция» весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

  • Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое положение «реформа-инновация». Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Основы Обществознания

Жизнь человечества в ее развитии и результатах есть исторический процесс. Под историческим процессом понимается последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс представляет собой взаимосвязь субъектов и объектов. Субъектом исторического процесса являются те, кто осуществляет деятельность, все участники исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации.

Существует и ограниченное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история есть результат деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимается только тот, кто осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Общая тенденция состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей.

Читать еще:  Алиса с дома 2 остров любви. Алиса огородова и ее страницы в социальных сетях

Марксисты полагают, что наиболее значимым субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой являются народные массы. Роль народных масс особенно велика:

— в деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии производительных сил;

— в создании культурных ценностей;

— в борьбе за улучшение жизни людей, за утверждение и практическую реализацию неотчуждаемых прав человека;

— в деятельности по защите своей Родины;

— в деятельности, направленной на укрепление мира на планете.

В. О. Ключевский не определял большинство народа как трудовые народные массы, он вкладывал в это понятие этническое и этическое содержание. ’’Для народа, — пишет он, — характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов”.

Часть исследователей полагает, что понятие “народ” означает широкую общность, соединяющую те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества, т.е. прогрессивные силы общества.

Некоторые исследователи обращают внимание на различие между понятиями “народ” и “масса”. Русский философ Н.А. Бердяев писал: “Масса, толпа есть “оно”, а не “мы”. “Мы” предполагает “я” и “ты”. В массе, в толпе “я” надевает маску, навязанную ему массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями”. По выражению испанского философа Ортеги-и-Гассета , масса есть множество людей без особых достоинств. Немецкий философ Карл Ясперс подчеркивал, что народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы — она пуста.

В жизнедеятельности общества значительную роль играют особый слой — элита. Элита — это сравнительно небольшое число людей, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе высоким статусом, обладающие ответственностью, интеллектуальными и моральными качествами.

Участниками исторического процесса являются такие общности, как социальные группы, под которыми понимаются относительно устойчивые совокупности индивидов, объединенных общими интересами и ценностями, нормами поведения.

Исторически складываются относительно устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы—рабовладельцы, феодалы—крестьяне и т.д.), племена, народности, нации, сословия; группы, выделяемые по религиозному (православные, католики и т.д.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному и др. признакам. В разные периоды истории те или иные группы становятся активными участниками событий.

Для защиты своих интересов социальные группы создают организации, объединяющие всех или наиболее активных членов групп: профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные организации, творческие союзы и т.д.

Большое влияние на ход истории могут оказать и отдельные исторические личности. При этом деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом того периода, когда они жили, нравственности их поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности.

Исторический процесс и его участники

Кто творит историю: народ или великие личности? Кто относится к элите? Общественные объединения: каково их влияние на исторический процесс? Что такое альтернативы общественного развития?

Изучая историю, вы рассмотрели путь человечества на протяжении тысячелетий. Другими словами, вы изучали исторический процесс. Само слово «процесс» ход какого-либо явления, последовательную смену состояний в его развитии. Что же такое исторический процесс?

Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, то есть те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в исторических событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения.

Каждое историческое событие обладает специфическими, только ей присущими чертами, и выяснения этих черт дает возможность полнее, ярче представить то или иное событие и вместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Таким образом, исторический процесс — это последовательная череда сменяющихся друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Все, кто осуществляет эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, крупные личности.

Существует в науке и ограничительное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история является результатом деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда; кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. При этом отмечается: общая тенденция состоит в том, что в сознательную историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей.

Читать еще:  По каким дням идет русское лото. Как лотерея «Русское лото» обманом рушит надежды

НАРОД — субъект исторического процесса

Слово «народ» имеет несколько значений, в данном случае мы обозначаем им все слои населения, участвующих в решении задач общественного развития.

Положение о роли народа как субъекта исторического процесса ученые трактуют по-разному. В марксистской традиции принято считать, что народные массы, к которым относятся, в первую очередь, трудящиеся, является наиболее значительным субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой. Роль народных масс наиболее ярко проявляется:

— В деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии

— В деятельности, направленной на создание культурных ценностей;

— В разных сферах общественно-политической жизни, в частности в борьбе за

утверждение и практическую реализацию неотчуждаемых прав человека, за улучшение жизни людей;

— В деятельности по защите своего Отечества;

— В деятельности, направленной на установление и закрепление добрососедских

отношений между народами, на укрепление всеобщего мира на планете, в борьбе за утверждение общечеловеческих ценностей. Часть исследователей иначе подходят к характеристике роли народных масс как субъектов исторического процесса, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они считают, что понятие «народ» имеет неодинаковое значение в различные исторические эпохи, формула «народ-творец истории» означает широкую общность, которая соединяет только те слои и классы, заинтересованные в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ — это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем, понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не будучи трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера, приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX в. возглавляла антифеодальные революции.

В некоторых философских трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Так, русский философ Н.А. Бердяев писал: «Масса» толпа есть «оно», а не «мы». «Мы» предполагает существование «я» и «ты». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями «. Он отмечал:» Массы живут преимущественно интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью «.

По выражению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, массой есть множество людей без особых достоинств.

Немецкий философ К. Ясперс подчеркивал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных принципах, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не имеет самосознания, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы, она пуста. «Люди в массе, — писал К. Ясперс, — легко могут потерять разум, отдаться головокружительной возможности стать просто другими, последовать за ловцом крыс, который сбросит их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых бессмысленные массы будут взаимодействовать с тиранами, манипулирующих ими «.

Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Возможно, у вас сложилось свое особая точка зрения по этому вопрос Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия повлияли на ход события).

Для нормальной жизнедеятельности народа важна и наличие особых слоев, которых называют элитой. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди имеют интеллектуальную и моральное превосходство над массами, высокое чувство ответственности. Всегда так бывает? По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и т.д.).

Многие из тех, кто считает решающей силой в истории народные массы, признают вместе с тем и большую роль политических и культурных элит.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/6/42743.html
http://social-sciences.ru/index.php/filosofiatop/1-obshchestvo-i-obshchestvennye-otnosheniya/item/6-istoricheskij-protsess-i-ego-uchastniki
http://studbooks.net/10785/sotsiologiya/istoricheskiy_protsess_uchastniki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector