4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура франции в новое и новейшее время. Школьная энциклопедия

Культура Франции в Новое и Новейшее время

На рубеже XVIII—XIX вв. в искусстве господствовал классицизм. Высшей ценностью он объявлял приверженность принципам и правилам античного искусства, считавшегося образцовым. В прошлом классицизм был созвучен идеалам Просвещения, стремлению образованных слоев общества к созданию более разумного и справедливого порядка. Этот дух гражданственности отчасти унаследовал стиль ампир, сложившийся во Франции в начале XIX в. Ампир был призван прославлять наполеоновскую империю. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Ему были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства (Парижская арка на площади Каррузель).

Крупнейшим художником Франции той эпохи был Жак-Луи Давид, добившийся известности еще до революции конца XVIII в. Во время революции он оформлял массовые празднества и работал над превращением Лувра в национальный музей. В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем Наполеона. По его заказу он пишет огромные картины «Коронация», «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».

Писатели-Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в. Они подчеркивали неповторимость, уникальность каждого человека, делая упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Столь же уникальными и неповторимыми они считали каждый народ, каждую национальность, ссылаясь в доказательство на их язык, обычаи, исторические традиции. Романтики считали, что современное государство подавляет личность и национальную самобытность народов. Поэтому многие из них приветствовали восстания и революции в защиту прав личности и угнетенных национальностей.

Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. В его развитие внесли вклад такие признанные мастера художественного слова, как Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Александр Дюма пишет историко-приключенческие романы, в которых дает волю своей фантазии. Романтизм способствовал необыкновенному расцвету лирической поэзии. В лирике таких поэтов, как Альфонс де Ламартин и Виктор Гюго, нашли выражение тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей.

Со времен революции 1830 г. к искусству стали активно прибегать как средству политической агитации и пропаганды, обращенному к широким слоям населения. Это способствовало расцвету самого подвижного и доступного для простого народа вида изобразительного искусства — графики, в особенности газетно-журнальной. Непревзойденным мастером политически заостренной, сатирической графики был французский художник Оноре Домье. Известность ему принесли карикатуры на Луи-Филиппа, за которые Домье был обвинен в оскорблении власти и приговорен к тюремному заключению и штрафу.

В последней трети XIX в. Франция завоевала всемирное признание как законодательница художественной моды, а Париж стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, музыкантов из многих стран мира.Прежде всего это объяснялось тем, что именно во Франции возникали новые направления в искусстве и создавались художественные произведения, которые со временем покоряли весь мир.

Культура в XX в.

Французская литература 20—30-х гг. XX в. дала созвездие новых имен.

Роже Мартен дю Гар продолжал реалистические традиции. В своем знаменитом многотомном романе «Семья Тибо» он представил широкую панораму жизни Франции начала XX в. Один из известнейших французских писателей эпохи Андре Жид возглавлял направление психоаналитического романа и был сторонником ясной, отточенной формы. Он осуждал сложившуюся семейную мораль и подчас выступал за вседозволенность. В многогранном творчестве другого виднейшего писателя, Франсуа Мориака, раскрываются все перипетии человеческих отношений и звучат призывы к нравственному совершенствованию.

«Черной литературой» называют произведения Луи-Фердинанда Селина, упор в которых делается на безысходности бытия человека и мрачности его существования Тонким лиризмом, романтикой, глубокой философией и любовью к людям окрашены произведения Антуана де Сент-Экзюпери.

Новым художественным течением в живописи был фовизм (от фр. fauve — дикий), его представители получили название «диких». В 1905 году на выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм — направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880-1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее — к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

В 20-е годы формируется новое направление авангардистского искусства — сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает «надреализм», хотя есть и иные толкования: «суперреализм», «сверхреализм». Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, жившего в Париже. Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах — своеобразные цитаты из Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях («Загадочные элементы в пейзаже», «Испания», «Трансформация Кранаха» и т. д.).

Читать еще:  Образ автора в произведении онегин. Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Широкое распространение в живописи получило еще одно модернистское течение — абстракционизм. Во главе его стояли выходец из России Василий Кандинский и нидерландец по происхождению Пит Мондриан. На своих картинах они изображали лишь абстрактные композиции, составленные из плоскостей и перпендикулярных линий и выполненные в яркой цветовой гамме. Параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами).

Развитие французской классической музыки в первой половине XX в. связано в первую очередь с деятельностью творческого объединения «Шестерка». Популярностью у французов продолжал пользоваться легкий музыкальный жанр.Самые известные мюзик-холлы : парижские «Мулен Руж», «Фоли-Бержер», «Казино де Пари».

Любимцами публики по-прежнему были певцы-шансонье. Особенно прославились Морис Шевалье, Шарль Трене, Эдит Пиаф.

Музыкальный и драматический театр, как всегда, имел много поклонников.

Однако все большую конкуренцию ему составляло кино. Французские немые фильмы 20-х гг. отличались достоверностью натуральных съемок, реализмом актерского исполнения.

Во французском изобразительном искусстве и архитектуре в эпоху индустриального и постиндустриального общества бурно развивались самые различные авангардистские тенденции.

Многих французов продолжает привлекать музыкальный театр. В Париже, Лионе, Бордо, Страсбурге и других городах ставятся оперы лучших французских и зарубежных композиторов. Балетные труппы Франции, в первую очередь Парижской оперы, по праву считаются одними из лучших в мире.

Рубрикатор

Культура Франции в Новое и Новейшее время

На рубеже XVIII—XIX вв. в искусстве господствовал классицизм. Высшей ценностью он объявлял приверженность принципам и правилам античного искусства, считавшегося образцовым. В прошлом классицизм был созвучен идеалам Просвещения, стремлению образованных слоев общества к созданию более разумного и справедливого порядка. Этот дух гражданственности отчасти унаследовал стиль ампир, сложившийся во Франции в начале XIX в. Ампир был призван прославлять наполеоновскую империю. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Ему были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства (Парижская арка на площади Каррузель).

Крупнейшим художником Франции той эпохи был Жак-Луи Давид, добившийся известности еще до революции конца XVIII в. Во время революции он оформлял массовые празднества и работал над превращением Лувра в национальный музей. В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем Наполеона. По его заказу он пишет огромные картины «Коронация», «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».

Писатели-Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в. Они подчеркивали неповторимость, уникальность каждого человека, делая упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Столь же уникальными и неповторимыми они считали каждый народ, каждую национальность, ссылаясь в доказательство на их язык, обычаи, исторические традиции. Романтики считали, что современное государство подавляет личность и национальную самобытность народов. Поэтому многие из них приветствовали восстания и революции в защиту прав личности и угнетенных национальностей.

Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. В его развитие внесли вклад такие признанные мастера художественного слова, как Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Александр Дюма пишет историко-приключенческие романы, в которых дает волю своей фантазии. Романтизм способствовал необыкновенному расцвету лирической поэзии. В лирике таких поэтов, как Альфонс де Ламартин и Виктор Гюго, нашли выражение тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей.

Со времен революции 1830 г. к искусству стали активно прибегать как средству политической агитации и пропаганды, обращенному к широким слоям населения. Это способствовало расцвету самого подвижного и доступного для простого народа вида изобразительного искусства — графики, в особенности газетно-журнальной. Непревзойденным мастером политически заостренной, сатирической графики был французский художник Оноре Домье. Известность ему принесли карикатуры на Луи-Филиппа, за которые Домье был обвинен в оскорблении власти и приговорен к тюремному заключению и штрафу.

В последней трети XIX в. Франция завоевала всемирное признание как законодательница художественной моды, а Париж стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, музыкантов из многих стран мира.Прежде всего это объяснялось тем, что именно во Франции возникали новые направления в искусстве и создавались художественные произведения, которые со временем покоряли весь мир.

Культура в XX в.

Французская литература 20—30-х гг. XX в. дала созвездие новых имен.

Роже Мартен дю Гар продолжал реалистические традиции. В своем знаменитом многотомном романе «Семья Тибо» он представил широкую панораму жизни Франции начала XX в. Один из известнейших французских писателей эпохи Андре Жид возглавлял направление психоаналитического романа и был сторонником ясной, отточенной формы. Он осуждал сложившуюся семейную мораль и подчас выступал за вседозволенность. В многогранном творчестве другого виднейшего писателя, Франсуа Мориака, раскрываются все перипетии человеческих отношений и звучат призывы к нравственному совершенствованию.

«Черной литературой» называют произведения Луи-Фердинанда Селина, упор в которых делается на безысходности бытия человека и мрачности его существования Тонким лиризмом, романтикой, глубокой философией и любовью к людям окрашены произведения Антуана де Сент-Экзюпери.

Новым художественным течением в живописи был фовизм (от фр. fauve — дикий), его представители получили название «диких». В 1905 году на выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм — направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880-1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее — к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

Читать еще:  Сколько серий планируется в боруто. Боруто: Новое Поколение Наруто - семейные узы

В 20-е годы формируется новое направление авангардистского искусства — сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает «надреализм», хотя есть и иные толкования: «суперреализм», «сверхреализм». Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, жившего в Париже. Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах — своеобразные цитаты из Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях («Загадочные элементы в пейзаже», «Испания», «Трансформация Кранаха» и т. д.).

Широкое распространение в живописи получило еще одно модернистское течение — абстракционизм. Во главе его стояли выходец из России Василий Кандинский и нидерландец по происхождению Пит Мондриан. На своих картинах они изображали лишь абстрактные композиции, составленные из плоскостей и перпендикулярных линий и выполненные в яркой цветовой гамме. Параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами).

Развитие французской классической музыки в первой половине XX в. связано в первую очередь с деятельностью творческого объединения «Шестерка». Популярностью у французов продолжал пользоваться легкий музыкальный жанр.Самые известные мюзик-холлы : парижские «Мулен Руж», «Фоли-Бержер», «Казино де Пари».

Любимцами публики по-прежнему были певцы-шансонье. Особенно прославились Морис Шевалье, Шарль Трене, Эдит Пиаф.

Музыкальный и драматический театр, как всегда, имел много поклонников.

Однако все большую конкуренцию ему составляло кино. Французские немые фильмы 20-х гг. отличались достоверностью натуральных съемок, реализмом актерского исполнения.

Во французском изобразительном искусстве и архитектуре в эпоху индустриального и постиндустриального общества бурно развивались самые различные авангардистские тенденции.

Многих французов продолжает привлекать музыкальный театр. В Париже, Лионе, Бордо, Страсбурге и других городах ставятся оперы лучших французских и зарубежных композиторов. Балетные труппы Франции, в первую очередь Парижской оперы, по праву считаются одними из лучших в мире.

Культура Франции. Особенности культуры Франции

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).

Живопись XIX и XX веков

1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Читать еще:  Александрийская библиотека и ее судьба. Пожар в александрийской библиотеке

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника — Даниэля Обера — «Немая из Поричи».

Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».

Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики — «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.

Источники:

http://studopedia.ru/11_50331_kultura-frantsii-v-novoe-i-noveyshee-vremya.html
http://ifreestore.net/2754/23/
http://www.syl.ru/article/171976/new_kultura-frantsii-osobennosti-kulturyi-frantsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector