17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура и быт России в XVI веке. Культура и повседневная жизнь XVI в.(7 класс)

Культура и быт России в XVI в

На развитие культуры XVI в. ока­зали влияние три фактора:

1. Завершение образования единого Россий­ского государства.

2. Освобождение Руси от ордынского ига.

3. Завершение формирования рус­ской народно­сти.

Россия активно боролась с остатками Зо­лотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетель­ство тому – ин­тенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Ита­лией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством». Цер­ковь препятство­вала распространению светских научных знаний, установила рег­ламентацию духовной жизни.

Устное народное творчество. Основная тема устного народ­ного твор­чества – борьба с иноземными захватчиками. Попу­лярна была «Песня о взятии Казани». Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославля­л его борьбу с боярами. Отрица­тельным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов».

Просвещение. С развитием государства возросла потреб­ность в грамотных людях. При монасты­рях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифме­тике («Цифирная счётная мудрость»). Первую русскую грамматику со­ставил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог. (Библиотека таинственным образом исчезла после смерти Ивана Грозного).

Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская ти­пография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напеча­тали книгу «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси и колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было писать только от руки. Религиозные фанатики разгроми­ли первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Литву. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. издали первую полную славянскую Библию («Острожскую библию»). Печатное дело в Москве продол­жили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андро­ник Невежа. За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами.

Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. на­шли отражение следующие социально-политические вопросы:

1. О госу­дарственной власти.

2. О роли закона.

3. О роли церкви.

Публицист Иван Пере­светов выступал за сильную царскую власть.

Памятником общественно-политической мысли является пере­писка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь Курб­ский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал «Историю о великом князе Москов­ском» и несколько писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образо­ванность: в ходе поле­мики они показали знание Библии, истории античности.

Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи» – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поуче­ний, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц.

Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти.

Летописание.Возникли крупные летописные своды:

Никоновская летопись. Один из её списков называется «Лицевой свод», в нём содер­жится 16 тыс. иллюстраций;

-«Сте­пеннáя книга», составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – перио­дов правле­ния великих князей и митро­политов.

Исторические повести:Повесть о Казанском взятии» – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV;

Повесть о Молодинском сражении» –(с крымским ханом в 1572 г.);

Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг.

Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатро­вых церквей: –церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем;

-По­кровский собор («храм Покрова что на Рву», или храм Василия Бла­женного) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в озна­менование взя­тия Казани. Восемь купо­лов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зод­чие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм.

В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Ки­тай-городкита» – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» по­строил третью линию каменных укрепле­ний длиной 9,5 км. – Белый го­род («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.).

В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смо­ленске. Каменные крепости были построены на Волге (Ниж­ний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь.

Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живо­пись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.).

Музыка. На Руси была распространена ду­ховная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюко­вая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструмен­ты – оргáны, клавесины, клавикорды.

Литейное дело. В Мо­скве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата.

Читать еще:  Алина Гросу: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Биография и карьера

Научные знания. Рост торговли и денежно­го обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград», содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва, в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д.

Медицина. В 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку. Она обслуживала царскую семью.

Быт. Жилище. В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла, шахматы.

Одежда. Поверх рубахи носили зипун, кафтан (фéрязь, армяк), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы.

Пища. Пищевой рацион состоял из растительной и жи­вотной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скором­ные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пи­роги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки. В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники.

«Домострой»свод житейских правил и наставлений, руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе. Его автор – священник Сильвестр – являлся поборни­ком патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родите­лей в семье. «Домострой» призывал: «Чада. любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И ста­рость их чтите». «Домострой» поучал «не красти. не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати. не бражничать. не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву».

Права мужчин превалиро­вали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одоб­рял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти».

Таким образом, несмотря на жес­токость и суровость эпохи, рус­ская куль­тура XVI в. продолжала развиваться.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической тради­ции // Отечеств. история. 2001. № 6. С. 90–96.

Бушуев С. В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. 1.225.284. Гл. «Золо­той век» рус­ской культуры.

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. ИОНБ:1.273.750.

Голейзовский Н. Дионисий // Родина. 1999. № 6. С. 78–83.

Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 1.243.702; URL: https://lib.rus.ec/b/61743/read

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столе­тиях: В 3 кн. М., 1990. Кн. 1. ИвГУ:9(С)14/З122; ИОНБ:1.179.941. URL: https://lib.rus.ec/b/210514/read

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столе­тиях. Но­во­сибирск, 1992. ИОНБ:1.220.917.

Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.

Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: https://lib.rus.ec/b/278488/read

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Любое изд. URL: https://lib.rus.ec/b/190286/read

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главней­ших дея­те­лей. М., 1995. Максим Грек. URL: https://lib.rus.ec/a/32758/read

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы вели­ко­рус­ского народа. М., 1995. URL: https://lib.rus.ec/b/130246/read; ИОНБ: 1.247.408.

Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999. ОНБ:1.269.362.

Культура средневековой Москвы: XIV–XVII вв. М., 1995. ИОНБ:1.251.845.

Лабутина Т. Д. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопр. истории. 2008. № 2. С. 34–43.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.

Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Мос­ков­ской Руси. М., 2000. ИОНБ:1.273.989.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 2 т. М., 1993. Т. 1. ИОНБ:1.245.564.

Михайлова И. Давай сварим кашу: Великокняжеская свадьба в России XVI века // Родина. 2004. № 7. С. 90–95.

Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1–2. ИОНБ: 745.764; 770.218.

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной куль­туре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Сверд­ловск, 1991. ИОНБ:1.213.333.

Пиккио Р. Древнерусская литература: Пер. с итал. М., 2002. ИОНБ: 1.300.471.

Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1991. ИОНБ:1.229.822.

Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.

Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «се­реб­ряного века». М., 2001. ИОНБ:1.276.944.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. 1.266.613.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. ИОНБ:746.289.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Первая пол. XIV–XVI вв. Л., 1989. ИОНБ:1.128.357.

Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1991. ИОНБ:1.214.819.

Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.

Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999. ИвГУ:63.5/Т35.

Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искус­стве // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антоло­гия. М., 1993. ИОНБ:1.239.206.

Флетчер Дж. О государстве Русском. М., 2002. URL: https://lib.rus.ec/b/214304/read

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ: 1.266.628 (От­дел литературы по ис­кусству ИОНБ).

Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энцикл. словарь. СПб., 2003. ИОНБ: 1.308.506.

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ: 1.260.034.

Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687.

Юрганов А. Л. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой исто­рии и куль­туры // Вопр. истории. 1996. № 2. С. 15–27.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Тимур и дарья. Дарья канануха и тимур батрутдинов все-таки поженятся видео

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Культура и быт России в XVI веке

Цели учебного занятия:

  • образовательная – расширить и уточнить понятие «культура», выявить основные направления и представителей культуры России в XVI века и их особенности;
  • развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;
  • воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.

Литература:

  1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. – М., 1992.
  2. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв.: М: Владос, 1997.
  3. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.
  4. Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.

Оборудование:

  1. Ноутбук;
  2. Проектор;
  3. Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;
  4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;
  5. ДМК: рабочий лист 1, 2; иллюстративный материал по заданной теме;
  6. Берестяные грамоты.

Домашнее задание: Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.

План учебного занятия:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Изучение нового материала:
    а) уточнение определения понятия «культура»;
    б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;
    в) выявление уровней культуры;
    г) работа в группах с целью написания устного журнала;
    д) выступление групп;
    е) вывод по изученному материалу;
  4. Рефлексия.

Ход учебного занятия

Учитель: Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к теме нашего занятия, мне хотелось бы сделать обстановку менее формальной. Для этого я предлагаю выполнить вам следующее упражнение «Маяк»:

«Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены настолько крепки и прочны, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в плохую и хорошую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет». Откройте глаза. Надеюсь, и сегодня вы будете для меня таким маяком на этом учебном занятии.

Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд (Приложение 1) (слайд 1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите, о чём пойдет речь на занятии, и вместе определим тему?

Ученики: предлагают варианты ответов.

Учитель: обобщает ответы и уточняет их. Говорит о том, что у каждого есть на партах рабочие листы, начало работы с рабочим листом 1. (Приложение 2) Слайд 2. Тема урока: «Культура и быт России в XVI веке». Впишите, пожалуйста, тему в рабочие листы. Попытаемся определить цели урока:

  1. уточнить понятие культура;
  2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.

Слайд 3 (понятие культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию три понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.

Ученики: предлагают варианты ответов.

Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант 2, потому что.. (оперирует мнениями учащихся)

Конечно, культура каждого периода имеет свои отличительные особенности, так как на её формирование оказывали воздействие различные события предшествующего периода. Я предлагаю вам составить схему: « События и явления, оказавшие влияние на формирование и развитие культуры России XVI века» (слайд 4), выбрать варианты ответов из предложенных в рабочих листах, и составить схему (Рисунок 1), обосновывая свой выбор при заполнении. (слайд 5)

Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры: (слайд 6)

Уровни культуры:

Далее организуется работа в группах по 5 человек (столы расставляются перед началом урока по количеству групп).

Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.

Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе 2. (Приложение 3) Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.

Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд 7)

«Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию специальный выпуск устного журнала «Из истории культуры», подготовленный редколлегией 10 класса». Фоторепортажи уже должны быть заранее подготовлены учителем в соответствии с темой статьи.

Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры и одновременная демонстрация слайдов. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.

  1. Просвещение – слайд 8
  2. Архитектура – слайд 9
  3. Живопись – слайд 10
  4. Фольклор – слайд 11
  5. Быт – слайд 12.

Подведение итогов урока.

Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.

Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.

Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд 13)

Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.

Быт, одежда, еда, развлечения

В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.

Читать еще:  Сколько в 1 га квадратных метров. Сколько соток в гектаре земли

Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.

Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

Живопись и зодчество 16 века

Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.

В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.

В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.

К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.

Расцвет науки и техники

16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.

Церковно- -философские течения

На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.

Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.

Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.

Источники:

https://studopedia.ru/8_50390_kultura-i-bit-rossii-v-XVI-v.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/601541/
https://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-7-klass/kultura-i-byt-rossii-v-16-veke.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]