3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культуры ика – наска – паракас. Открытие культуры древней культуры Паракас

Цивилизация Паракас “Штормовой ветер”

В эпоху культуры Чавин свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Этот негостеприимный край, представляющий собой узкую полоску песков и каменистых холмов, носит имя Коста (исп. Берег). Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделенных пустынями. Известно около полутора десятков культур, ареал которых ограничивался одной или несколькими речными долинами. Некоторые из этих культур оставили после себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожженных на солнце кирпичей — ацобов, преимущественно конической формы. Среди них выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и руины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии. С незапамятных времен здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого творца всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдаленных районов.

Но наиболее выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура Паракас и ее преемница культура Наска. Культура Паракас существовала на одноименном полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г. до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас означает Штормовой ветер. Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, действительно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат здесь сухой и жаркий. Этото и послужило причиной особого интереса ученых к древней культуре, известной в основном могильниками.

Открытие культуры древней культуры Паракас

Уже первому исследователю — Хулио Тельо посчастливилось открыть не просто следы этой древней культуры, но целый «город мертвых». Суровый сухой климат законсервировал все, что существовало здесь еще две с половиной тысячи лет назад: мумии погребенных индейцев, костяные и деревянные изделия, даже великолепные цветные ткани, в которые были завернуты покойники. Сейчас археологи делят историю культуры паракас на два периода — паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил).

В начальную эпоху, продолжавшуюся приблизительно до I в., народ Паракаса хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1 — 1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3—4 м и высотой 1 —1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30 — 40 мумий. если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в специальные плетенки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота.

От культуры паракас-некрополис III—V вв. остались огромные необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетенку и накрывали другой плетенкой. Получившуюся корзину обертывали большим количеством тканей, и она приобретала вид кокона. В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила крупная мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окруженные более мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 большие (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой около 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона зависела от количества тканей и погребального инвентаря, отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетенки вкладывали вещи, которые сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено несколько золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины.

Читать еще:  Уроки рисования маркерами. Хочешь научиться рисовать маркерами? спроси меня как

Погребение в культуре Паракас

Инвентарь, сопровождавший погребение, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды — черные и с рельефным изображением, а также предметы, использовавшиеся им в быту. Вместе с женщиной клали остатки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал набор из рыболовных сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана.

Мумии завернуты в великолепные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи использовали волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретен, остатки которых нередко находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на более поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась основа. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая — к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см. Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок.

Но самым необычным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и прочими растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Затем тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. После приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Тело заворачивали в несколько покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника. У многих были искусственно деформированные черепа — клиновидной формы в период пещер и конусовидной — в период могил. В одной из могил найден череп ребенка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Эта лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и сзади, придавая нужную форму.

Трепанация черепов

Еще более странными вылядят массовые прижизненные трепанации черепов у народа цивилизации Паракас и как в следствии и у ее приемника цивилизации Наска, но уже в меньшем количестве. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60% всех найденных черепов. На некоторых из них видны 4, 5 отверстий, проделанных в разное время. На большинстве черепов нет ни трещин, ни следов от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко использовались разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались или высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия разных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

Все эти находки свидетельствуют о необычном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или травмы. единственная цель таких трепанаций (как и цель деформации черепов), по мнению ученых, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания.

Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее (в самом начале страницы) или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

Читать еще:  Научиться фокусам в домашних условиях легкие. Фокусы для детей в домашних условиях

Культуры Ика – Наска – Паракас

Культура Паракас (исп. Paracas) — важная археологическая культура, существовавшая в период примерно с 750 по 100 г. до н. э. Носители культуры Паракас владели искусством ирригации и мелиорации. Культура существовала на полуострове Паракас, согласно современному административному делению — в районе Паракас провинции Писко, региона Ика, в Перу.
В основном наши знания о жизни культуры Паракас основываются на раскопках крупного приморского некрополя, который впервые исследовал перуанский археолог Хулио Тельо, в 1920-е годы. Некрополь в Уари Кайян (кет Wari Kayan) состоял из множества крупных подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала в среднем сорок мумий. Предполагается, что каждая камера принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Каждая мумия привязывалась верёвкой к своему месту и затем оборачивалась в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом. Эти ткани славятся как одни из лучших образцов доколумбова искусства. Потомком культуры Паракас предположительно является культура Наска. Паракасские мумии хранятся в основном в музее города Ика. Также, известен знаменитый рисунок – “Канделябр”, расположенный на одном из берегов полуострова.

Культура Наска (исп. Nazca) — цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город — Кауачи, с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас. Культуре Наска приписывается создание громадных геоглифов — линий Наска, однако относительно времени их создания, среди учёных нет единого мнения. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. Линии Наски, возможно сходные по функции с фигурными курганами индейцев Северной Америки, ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях. В 1994 году, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. Заметим, что окружающие холмы совершенно не тронуты.
Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт. Их, правда, совсем немного. А так же есть «Андский канделябр» возле города Писко.

Культура Ика (исп. Ica), известна в основном по захоронениям в могилах, выложенных сырцовым кирпичом, с перекрытием из тростника. В них помещались погребаль­ные тюки с мумиями. Черепа покойных сильно деформированы.
Культура Ика, генетически совершенно не связана с предшествовав­шей ей культурой Наска. По-видимому, на рубеже I—II тысячелетий н.э., на южном участке косты (побережья), произошла смена населения. Ряд черт сходства в ар­хеологическом материале и данные письменных источников, позволяют поставить вопрос о связи этих культур с создателями Пачакамака, возможно оттесненными к югу носителями культуры Чанкай. В то же время, обитатели Ики сохранили определенную независимость и в переговорах с инкскими завоевателями выступали как самостоятельное объединение.

Читать еще:  Картина рембрандта возвращение блудного. Возвращение блудного сына (Рембрандт)

Культура Паракас

Доинкская культура Паракас развивалась с 1000 г. до н.э. до 100 г. н.э. в прибрежных районах Перу, где сейчас находятся провинции Чинча и Писко, по обе стороны реки Ика. Можно обнаружить два этапа: Паракасские пещеры и Паракасский некрополис. Эта классификация возникла на основе разных методах захоронения умерших. Первый, наиболее древний этап, тесно связан с культурой Чавин, которая существовала почти одномременно в Хуари, или Хуараз в настоящие дни. Второй этап, во время которого производился прекрасный паракасский текстиль, предположительно был продолжен культурой Наска.

Перуанский археолог Хулио Тельо в 1925 году открыл пещеры и некрополисы на плато Церро Колорадо. Однако рядом с захоронениями не было никаких остатков городов или жилищ.

Пещеры Паракаса

Наиболее значительным в культуре пещер Паракаса можно считать красочный текстиль, изображающий мистические существа, сильно схожий с текстилем культуры Чавин. Могилы того периода имели доступ через подземные циллиндрические конструкции, диаметром с метр сверху и утолщающиеся до 4-х метров внизу, по форме напоминающие перевернутый фужер. В каждой такой могиле было найдено с дюжину мумий, сидящих на коленях, завернутые в красивые плащи, выполненные разными техниками. По всей видимости, одну такую могилу использовали семьи или кланы на протяжении нескольких поколений. Почти все из мумий имели признаки трепанации или деформации черепов.

Трепанация черепов

В культуре Паракас была очень распространена традиция трепанации черепов. Она производилась для лечения ран, нанесенных при ударах по голове, по всей видимости произведенных во время военных действий. Пластины – заплатки выполнялись из золота или из оболочки от тыквы, которые покрывали поврежденную часть черепа.

Деформация черепов

Свидетельства, найденные в захоронениях, говорят о том, что люди Паракаса практиковали деформирование черепов с рождения при помощи бандажа специальных шин, с целью придать черепу нужную вытянутую форму. Предположительно, черепа деформировались некоторым членам общества, чтобы выделить их, придав особый религиозный статус. У культуры Паракас существовали особые мастера, которые умели придать черепам продолговатую форму, не повредив мозг.

Паракасский Некрополь

Период паракасских некрополей был позже периода пещер, и считается более развитым периодом культуры Паракас. Умершие хоронились в позиции эмбриона, завернутые в несколько слоев прекрасной ткани. В могилах также находились ожерелья, керамика, золото, прядильные и ткаческие инструменты, оружие, кукуруза, юкка, это был как бы погребальный комплект.

В этот период ткани декорировались очень красочными рисунками людей, птиц, рыб и других животных, таких же красивых, как и геометрические фигуры. Рисунки на тканях, которые носили те или иные члены общества, по всей видимости, говорили об их социальном статусе.

Древняя обсерватория

В 2014 году, исследуя местность недалеко от Чинча-Альта, группа ученых из разных стран обнаружила древнюю обсерваторию, предположительно относящуюся к культуре Паракас. Обсерватория представляет из себя 71 линию-геоглиф на 40 квадратных километрах площади, и 5 холмов, насыпанных человеком. Некоторые линии указывают на день летнего солнцестояния, некоторые – на расположение планет Солнечной системы. Вероятно, холмы имели религиозное значение.

Источники:

https://www.historie.ru/civilizacii/gosudarstva-yujnoy-ameriki/46-civilizaciya-parakas-shtormovoy-veter.html
https://latino-america.ru/south_america/peru/ica_nazca_paracas_culture.html
https://peru-info.me/kultury/kultura-parakas

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]