Леонардо да винчи литературное творчество. Биография леонардо да винчи
Леонардо да Винчи
Биография
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).
Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.
Портрет Леонардо да Винчи
Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.
Творчество и изобретения да Винчи
Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.
Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.
Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.
Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.
Картина «Мадонна в гроте»
Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.
Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.
Портрет Франческо Мельци
Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.
Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.
Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи
В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.
Личная жизнь
Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.
Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.
Салаи считают любовником да Винчи
К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» – это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.
Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.
Натурщики картин «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель» похожи
К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.
Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.
Фрагмент картины «Дама с Горностаем»
Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.
Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.
Смерть и могила
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия
На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.
Замок Амбуаз
После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
Могила да Винчи в замке Амбуаз
В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.
На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.
Тайны картин да Винчи
Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.
Картина “Тайная вечеря”
С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.
Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.
Утраченные и незаконченные работы
Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».
О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.
Фрагмент картины “Леда и лебедь” да Винчи
На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.
Прижизненный соперник Леонардо Микеланджело тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.
Картина “Леда и лебедь” Микеланджело
Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.
Фрагмент картины “Поклонение волхвов”
Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников – всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.
Биография и картины Леонардо да Винчи
- Год рождения: 15 апреля 1452 г.
- Дата смерти: 2 мая 1519 г.
- Страна: Италия
Леонардо да Винчи смело можно отнести к уникальным людям нашей планеты. Ведь он известен не только как один из величайших художников и скульпторов Италии, а также как величайший ученый, исследователь, инженер, химик, анатом, ботаник, философ, музыкант и поэт. Его творения, открытия и исследования не на одну эпоху опередили время.
Леонардо да Винчи был рожден 15 апреля 1452 года недалеко от Флоренции, в городе Винчи (Италия). Про мать да Винчи, известно довольно мало информации, только то что она была крестьянкой, не состояла с отцом Леонардо в браке и до 4-х лет занималась воспитанием сына в деревне, после чего он был переправлен в семью отца. А вот отец Леонардо, Пьеро Винчи, был довольно богатым гражданином, работал нотариусом, а также имел в своем владении земли и титул мессэра.
Леонардо да Винчи начальное образование, в которое входило умение писать, читать, основы математики и латыни получал на дому. Для многих была интересной его манера писать в зеркальном отражении слева направо. Хотя при необходимости мог без особого труда писать и традиционно. В 1469 году сын вместе с отцом переезжает во Флоренцию, где Леонардо начинает изучать профессию художника, не самую почитаемую в то время, хотя у Пьеро и было желание, чтобы сын унаследовал профессию нотариуса. Но в то время незаконнорожденный не мог быть ни врачом ни юристом. И уже в 1472 году Леонардо принимают в гильдию живописцев Флоренции, а в 1473 году написана самая первая датированная работа Леонардо да Винчи. На этом пейзаже был изображен набросок долины реки.
Уже в 1481 – 1482 гг. Леонардо был принят на службу к правителю Милана того времени Лодовико Моро, где исполнял обязанности устроителя придворных праздников, а по совместительству военного инженера и гидротехника. Занимаясь архитектурой да Винчи оказал огромное влияние на зодчество Италии. В своих трудах он разрабатывал разнообразные варианты современного идеального города, а также проекты центрально-купольного храма.
В это время Леонардо да Винчи пробует себя в различных научных направлениях и практически везде достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. Поэтому с большим удовольствием в 1517 году принимает приглашение французского короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во Францию. В этот период двор Франции пытается довольно активно приобщаться к культуре итальянского Возрождения, поэтому художника окружают всеобщим почитанием, хотя по свидетельствам многих историков, это почитание было скорее показным и носило внешний характер. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в замке Кло-Люсе, недалеко от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи. Биография и интересные факты
Период жизни и творчества Леонардо да Винчи пришёлся на эпоху Возрождения. Он родился близ Флоренции в семье зажиточного нотариуса. Едва отец заметил творческие способности сына, было решено отдать юного Леонардо в обучение к прославленному художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо (пример его работы — копию памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони — можно увидеть в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве).
Под покровительством своего учителя талант Леонардо развивается со стремительной скоростью. Уже тогда работы да Винчи с удивительной точностью отображают реальные позы, жесты и мимику человека. Именно на это время приходится рождение таких полотен, как «Благовещение» (прим. 1472) и «Мадонна Бенуа» (1478). В 1475 году была создана пейзажная работа карандашом, и изображавшая долину Арно.
Завязав дружеские отношения с астрономом Паоло Тосканелли, являющимся хранителем библиотеки во Флоренции, юноша начинает проявлять интерес к науке и технике.
Примерно в 1482 году талантливого художника приглашают в Милан, для того чтобы он основал академию художеств. Написанный Леонардо «Трактат о перспективе» стал натуральным учебным пособием для учащихся академии. В работе раскрывались тайны изображения человеческого тела, особенности запечатления на холсте движущихся людей, подборка работ о живописи, тайны передачи светотени.
Работа в академии, творчество в этот период позволяет Леонардо раскрыться как блистательному художнику. В 1495 году создаётся его знаменитая «Тайная вечеря», а увлечение живописью мастер не оставляет на протяжении всей жизни.
Леонардо да Винчи — прорицатель
В 1500 году талантливый художник оставляет Милан и оставшуюся жизнь постоянно находится в переездах. В Милане Леонардо начинает своё инженерное «творчество». Он работает военным инженером, архитектором и гидротехником. Именно к этому периоду жизни относятся его многочисленные зарисовки по механике и инженерным сооружениям. Своим гением Леонардо охватил практически все сферы науки того времени — ко всему он подходил с присущим ему креативным подходом и особым видением механизмов.
Наиболее примечательно то, что Леонардо был настолько талантлив и проницателен, что многие его работы так и не воплотились в реальность при жизни изобретателя. Опередив своё время, да Винчи подробнейшим образом описал конструкцию подводной лодки и парашюта, бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка.
Примерами инженерного гения Леонардо стали: шагомер и одомер (аппарат для измерения расстояния, пройденного экипажем); токарный станок, оснащённый маховым колесом для мерного вращения; крыльчатки для предотвращения горения мяса на вертеле; устройство подачи бумаги в печатном станке и многое другое.
Величайшее желание осуществления человеческого полёта
Особо Леонардо занимал вопрос возможности человека летать. По сравнению со своими современниками он был единственным, кто посвятил этой проблеме долгие часы размышлений и тщательных проработок. Его записи и чертежи отражают такие значительные особенности, как лётный баланс сил аппарата, методика управления им посредством модификации геометрии крыла и многое другое.
В своих научных изысканиях в области полётов да Винчи опирался на исследования особенностей птичьего полёта: «птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти, со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями». Логически продолжая эту мысль, изобретатель занялся созданием орнитоптера — самолёта с крыльями, взмахами которого руководил человек. Позже, понимая, что для осуществления полёта, сил человека не достаточно, было решено, что за мощность взмахов крыльев должен отвечать специальный двигатель.
Исследуя человеческие возможности, Леонардо ввёл ряд полезных и действенных изобретений, которые актуальны и по сей день. К таким изобретениям относилось и управление движением головы пилота хвостовым оперением — в наши дни именно таким способом военные вертолёты наводят на цель ствольное оружие. Складывающиеся лестницы в лётных аппаратах — не что иное как современные шасси, а про особую форму корпуса аппарата в виде подлодки и упоминать не стоит.
В пятнадцатом веке были известны только два типа механических двигателей: ветряной и водяной. Леонардо нашёл выход из положения — двигателем послужил механизм с наибольшей удельной мощностью, как в катапульте и арбалете — натянутый лук, или пружина. С помощью человеческой силы и натянутого лука аппарат удастся поднять в воздух, а уже во время полёта будет достаточно только мускульных сил человека.
Однако долгое время орнитоптер никак не мог подняться в воздух, поскольку предположения Леонардо были не верны. Тогда изобретатель занялся разработкой летательного аппарата со статичными крыльями, управление которых осуществлялось бы с помощью перемещений некоторых элементов крыла. Современные планеры, полёты которых осуществились лишь в конце девятнадцатого века, имеют похожую лётную систему.
Кроме орнитоптера да Винчи пытался создать аппарат, являющийся прообразом современного вертолёта. Запускать в воздух, правда, его полагалось, раскручивая вручную винт. Однако Леонардо предполагал, что ему удастся оторвать аппарат от земли, поэтому изобретатель сконструировал и прибор, оценивающий крен вертолёта — прообраз авигоризонта, а также устройство для измерения силы ветры (его используют и по сей день на метеостанциях).
«Рай математических наук»
Как инженер и изобретатель Леонардо да Винчи особо ценил точные науки: «тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню». Именно точные исчисления позволяли Леонардо создавать удивительно верные расчёты, многие из которых справедливы и по сей день. Так, например, он продумал сущность шарикового подшипника, дошёл до идеи аппаратов преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, создал роликовую цепь, которую в наши дни мы можем наблюдать в велосипедах и мотоциклах. Именно да Винчи создал теоретические основы передаточных механизмов, на которых столетия спустя и стала базироваться классическая инженерная механика.
Предвосхищая открытия Ньютона и Бернулли, да Винчи занимался вопросами гидравлики и пытался создать вакуум в перевёрнутых колбах, помещённых в ёмкости с водой. К тому же, Леонардо давал и практические советы по возведению дамб и укреплению берегов рек.
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой», — считал великий изобретатель. Многим людям, даже далёким от точных наук, известно такое понятие, как «золотое сечение» — гармоничное для человеческого глаза пропорциональное соотношение предмета, равное 1,6180. Эта величина была знакома ещё Евклиду, но такое красивое и точное название дал ей именно да Винчи.
Источники:
https://24smi.org/celebrity/4044-leonardo-da-vinchi.html
https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/645-biografiya-leonardo-da-vinchi.html
https://rosuchebnik.ru/material/leonardo-da-vinchi-biografiya-i-interesnye-fakty/