Лев николаевич толстой о патриотизме. Лев толстой о вреде патриотизма
Лев Толстой о Патриотизме
Самуэль Джонсон: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя».
А вообще, все эти картинки с якобы цитатами, без ссылок на первоисточник – полный бред. Вот так формируется “общественное мнение” и внедряется лож!
Потому что Лев Толстой – мировой, общепризнанный еще при жизни гений мысли, “чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения”. Если к кому и нужно прислушиваться, так это к Толстому.
В истории России не было мыслителя более гениального. И я надеюсь, что это очевидно.
Ну во-первых, я парень, эгоисткой мне не быть.
Во-вторых, будь добр, дай мне пожалуйста обратные высказывания о патриотизме людей, чья гениальность не уступала, а порой и превосходила Тостого. Напиши цитаты, пожалуйста. Заодно было бы интересно узнать, чей гений ты приравниваешь в гению Толстого.
Обещаю плюсануть тебе все.
Друг, давай расставим все по полочкам.
Я говорю, что конкретно этот Лев Толстой был гением. И конкретна эта фраза Толстого о патриотизме очень правильна.
Ты говоришь, что есть много других альтернативных мнений.
Я прошу, чтобы ты показал их мне. Чтобы мы все вместе подумали над ними и, возможно, пришли бы к новому мнению.
Ты говоришь, что я убежден в своей правоте и крайне отрицаю иные точки зрения.
Ты непоследователен, друг.
Да нет, я по-прежнему уверен, что положительности у патриотизма нет. Как раз потому, что я много интересовался этой темой. Я читал как мнения “за”, так и мнения “против”. Но я надеялся, что ты сможешь дать мне новую пищу для размышлений. Но ты не смог.
Продолжать диалог смысла не имеет, ты наверняка сможешь потратить свое время с большей пользой :3
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
(Джордж Бернард Шоу)
Патриотизм-разрушительная, психопатическая форма идиотизма. (Джордж Бернард Шоу)
Патриотизм – это великое бешенство. (Оскар Уайльд)
хаха, определение взятое из Википедии далеко не вселенская истинна. Согласно правилам Википедии любой волонтер может исправлять и дибавлять статьи.
К тому же эта статья из википедии – описание феномена, а не обоснование почему этот феномен должен или не должен существовать. Вот Толстой имеет на это свою точку зрения.
https://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml
Патриотизм — это последнее прибежище негодяя.
Патриотизм — это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово.
Мне кажется ужасным унижением иметь душу, контролируемую географией.
А теперь без пафоса, Родина – это паразитарная программа, которая имплантируется в сознание. Вся суть этой программы – заставить человека в нужный момент гордо погибнуть за Родину. При этом Родиной может быть что угодно, партия, сталин, гордость и престиж страны, политические интересы в Афганистане или экономические в Чечне.
Именно “защитой Родины” можно мотивировать человека на совершенно неестественные поступки, типа на отправку на войну в другую страну, на гордость своим нищенским положением, на смирение с несправедливостью, ведь это лучше для Родины!
Лев Толстой — о лжепатриотизме
Участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., «глыба русской литературы», один из величайших умов рубежа XIX-XX вв., преданный анафеме граф Лев Толстой о патриотизме и искусной игре правительств на патриотических чувствах, в которой нет любви ни к своему народу, ни к отечеству.
Публикуем отрывки из статьи Льва Толстого «Христианство и патриотизм», в которой великий писатель размышляет «о гипнотизации патриотизмом», в которой нет любви к Родине, но есть прочная основа для разжигания бессмысленных войн, не нужных обычному человеку. Впервые в России статья в числе других запрещенных статей Толстого ( «Письмо к либералам», «Письмо к фельдфебелю», «Не убий») появилась лишь в 1906 г. в издании Н. Е. Фельтена, за что тот был привлечен к судебной ответственности. Такие дела. Возможно, сегодня не всё так однозначно, как видел это апологет «непротивления злу», однако определённо есть о чём подумать. Кажется, со временем полемичность и актуальность статьи только возрастает.
Христианство и патриотизм (1893-1894)
фрагменты
«Зазвонят в колокола, оденутся в золотые мешки долговолосые люди и начнут молиться за убийство. И начнется опять старое, давно известное, ужасное дело. Засуетятся, разжигающие людей под видом патриотизма и ненависти к убийству, газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся всякого рода чиновники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно. Засуетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы и надеющиеся получить за убийство людей различные высокоценимые ими побрякушки — ленты, кресты, галуны, звезды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперед записываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их же мужья и братья, и воображая, что они делают этим самое христианское дело.
И, заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей — люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами на зная зачем людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного.
И когда наберется столько больных, раненых и убитых, что некому будет уже подбирать их, и когда воздух уже так заразится этим гниющим пушечным мясом, что неприятно сделается даже и начальству, тогда остановятся на время, кое–как подберут раненых, свезут, свалят кучами куда попало больных, а убитых зароют, посыпав их известкой, и опять поведут всю толпу обманутых еще дальше, и будут водить их так до тех пор, пока это не надоест тем, которые затеяли все это, или пока те, которым это было нужно, не получат всего того, что им было нужно. И опять одичают, остервенеют, озвереют люди, и уменьшится в мире любовь, и наступившее уже охристианение человечества отодвинется опять на десятки, сотни лет. И опять те люди, которым это выгодно, с уверенностью станут говорить, что если была война, то это значит то, что она необходима, и опять станут готовить к этому будущие поколения, с детства развращая их.
А то с детства всеми возможными средствами — школьными учебниками, церковными службами, проповедями, речами, книгами, газетами, стихами, памятниками — все в одном и том же направлении одурят народ, потом соберут насильно или подкупом несколько тысяч народа и, когда эти собравшиеся тысячи, к которым пристанут еще все зеваки, которые всегда рады присутствовать при всяком зрелище, и когда вся эта толпа при звуках стрельбы из пушек, музыки и при виде всякого блеска и света начнет кричать то, что прокричат перед ней, нам говорят, что это выражение чувств всего народа. Но, во 1-х, эти тысячи, ну, много, десятки тысяч людей, которые кричат что-то при таких торжествах, составляют только одну крошечную, десятитысячную часть всего народа; во 2-х, из этих десятков тысяч кричащих и махающих шапками людей, большая половина, если не согнана насильно, как у нас в России, то искусственно вызвана какой-нибудь приманкой; в 3-х, из всех этих тысяч едва ли есть десятки, которые знают, в чем дело, и точно так же кричали бы и махали шапками, если бы происходило совершенно противное тому, что происходит; в 4-х, тут же присутствует полиция, которая сейчас же заставит замолчать и заберет всех тех, которые закричат не то, чего хочет и требует правительство, как это усиленно делалось во время франко-русских празднеств
Но что же такое это высокое чувство, которое, по мнению правящих классов, должно быть воспитываемо в народах?
Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу, чувство, вполне выражаемое немецкой патриотической песней: «Deutchland, Deutchland uber alles» ⓘ «Германия, Германия выше всех». , в которую стоит только вместо Deutchland вставить Russland, Frankreich, Italien или N.N., т.е. какое-либо другое государство, и будет самая ясная формула высокого чувства патриотизма. Очень может быть, что чувство это очень желательно и полезно для правительств и для цельности государства, но нельзя не видеть, что чувство это вовсе не высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное; глупое потому, что если каждое государство будет считать себя лучше всех других, то очевидно, что все они будут не правы, и безнравственно потому, что оно неизбежно влечет всякого человека, испытывающего его, к тому, чтобы приобрести выгоды для своего государства и народа в ущерб другим государствам и народам, — влечение прямо противоположное основному, признаваемому всеми нравственному закону: не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтоб нам делали.
Патриотизм был нужен для образования объединенных из разных народностей и защищенных от варваров сильных государств. Но как скоро христианское просвещение одинаково внутренне преобразило все эти государства, дав им одни и те же основы, патриотизм стал уже не только не нужен, но стал единственным препятствием для того единения между народами, к которому они готовы по своему христианскому сознанию.
Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени, которое держится только по инерции и потому, что правительства и правящие классы, чувствуя, что с этим патриотизмом связана не только их власть, но и существование, старательно и хитростью и насилием возбуждают и поддерживают его в народах. Патриотизм в наше время подобен лесам, когда-то бывшим необходимыми для постройки стен здания, которые, несмотря на то, что они одни мешают теперь пользованию зданием, все-таки не снимаются, потому что существование их выгодно для некоторых.
Между христианскими народами уже давно нет и не может быть никаких причин раздора. Невозможно даже представить себе, как и зачем мирно и вместе работающие на границах и в столицах русские и немецкие рабочие станут ссориться между собой. И тем менее можно вообразить себе вражду между каким-нибудь казанским крестьянином, поставляющим хлеб немцу, и немцем, доставляющим ему косы и машины, то же самое между французскими, немецкими и итальянскими рабочими. О ссоре же между учеными, художниками, писателями разных национальностей, живущими одними общими независимыми от национальности и государственности интересами, даже смешно говорить.
Но правительствам нельзя оставить народы в покое, т.е. в мирных отношениях между собой, потому что если не единственное, то главное оправдание существования правительств в том, чтобы умиротворять народы, улаживать их враждебные отношения. И вот правительства вызывают эти враждебные отношения под видом патриотизма и потом делают вид, что умиротворяют народы между собой. Вроде того, как цыган, который, насыпав своей лошади перца под хвост, нахлестав ее в стойле, выводит ее, повиснув на поводу, и притворяется, что он насилу может удержать разгорячившуюся лошадь.
Правительства уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не было, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов.
Divide et impera ⓘ «Разделяй и властвуй». .
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.
Проповедники мира посредством арбитрации рассуждают так: двое животных не могут разделить добычу иначе, как подравшись, так же поступают дети, варвары и варварские народы. Но люди разумные решают свои несогласия рассуждением, убеждением, передачей решения вопроса незаинтересованным, разумным лицам. Так должны поступать и народы нашего времени. Рассуждения эти кажутся вполне правильными. Народы нашего времени дожили до периода разумности, не имеют враждебности друг к другу и могли бы решать свои несогласия путем мирным. Но рассуждение это справедливо только относительно народов, одних народов, если бы они не были под властью правительств. Народы же, подчиняющиеся правительствам, не могут быть разумны, потому что подчинение правительства уже есть признак величайшего неразумия.
Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма. Во имя патриотизма воевали русские с французами, французы с русскими, и во имя же патриотизма теперь готовятся русские с французами воевать против немцев, и во имя патриотизма готовятся теперь немцы — воевать на два фронта. Но не только войны, — во имя патриотизма русские душат поляков и немцы славян; во имя патриотизма коммунары убивали версальцев и версальцы — коммунаров».
Источник: Толстой Л. «Христианство и патриотизм». 17 марта 1894. Москва. ПСС, том 39.
Обложка: Лев Толстой (фото- Карл Булла ).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Если бы Льва Толстого пригласили на телеканал «Дождь».
ВЕДУЩИЙ: Лев Николаевич, а для вас что такое «патриотизм»?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм — чувство безнравственное потому, что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководствующимся своим разумом, — всякий человек под влиянием патриотизма признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде.
ВЕДУЩИЙ: Неужели вы полагаете, что не может быть современного позитивного патриотизма?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм не может быть хороший, хотя это скорее можно было бы утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему. Так, например, в России, где патриотизм в виде любви и преданности к вере, царю и отечеству с необыкновенной напряженностью всеми находящимися в руках правительства орудиями: церкви, школы, печати и всякой торжественности, прививается народу, русский рабочий человек — сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, как народа особенно преданного своей вере, царю и отечеству, есть народ самый свободный от обмана патриотизма. Веры своей, той православной, государственной, которой он будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом; к царю своему, несмотря на непрестанные, усиленные внушения в этом направлении, он относится как ко всем начальственным властям — если не с осуждением, то с совершенным равнодушием; отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает, или, если знает, то не делает между ним и другими государствами никакого различия.
ВЕДУЩИЙ: Так вы считаете, что чувство патриотизма в людях и воспитывать не надо?!
ТОЛСТОЙ: Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
(В редакции паника, жучки в ушах ведущих надрываются. )
ВЕДУЩАЯ: Ну, знаете. Мы не. Вы. хоть костюм красивый надели бы!!
ТОЛСТОЙ: Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но и преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же представляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.
. ВЕДУЩИЙ: У нас осталась одна минута, и я хотел бы, чтобы все участники дискуссии буквально в двух-трех словах сформулировали — что такое патриотизм?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм есть рабство.
Цитаты из статей Л.Н.Толстого «Христианство и патриотизм»(1894), «Патриотизм или мир?»(1896), «Патриотизм и правительство»(1900). Заметьте, время тихое и благополучное; Русско-японская война, Первая мировая и прочий ХХ век еще впереди. Впрочем, на то Толстой и гений.)
Источники:
https://pikabu.ru/story/lev_tolstoy_o_patriotizme_1616830
https://monocler.ru/lev-tolstoy-o-patriotizme/
https://novayagazeta.ru/columns/62092.html