24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лев ТолстойСказки русских писателей XIX века. Литературная сказка XIX-XX вв

Русские писатели сказок XIX века

Удивительные истории, прекрасные и загадочные, полные необыкновенных событий и приключений, знакомы всем – и старому, и малому. Кто из нас не сопереживал Ивану-царевичу, когда он сражался со Змеем Горынычем? Не восхищался Василисой Премудрой, одержавшей верх над Бабой-ягой?

Создание отдельного жанра

Герои, которые не теряют своей популярности не одно столетие, известны практически всем. Они пришли к нам из сказок. Никому неизвестно, когда и как появилась первая сказка. Но с незапамятных времен из поколения в поколение передавались сказочные истории, которые со временем обрастали новыми чудесами, событиями, героями.

Очарование старинных историй, вымышленных, но полных смысла, всей душой ощутил А. С. Пушкин. Он первый вывел сказку из второразрядной литературы, что позволило выделить сказки русских народных писателей в самостоятельный жанр.

Благодаря образности, логичному сюжету и образному языку, сказки стали популярным средством обучения. Не все из них носят воспитательный и обучающий характер. Многие выполняют только развлекательную функцию, но, тем не менее, основными признаками сказки, как отдельного жанра, является:

  • установка на вымысел;
  • особые композиционно-стилистические приемы;
  • направленность на детскую аудиторию;
  • сочетание образовательной, воспитательной и развлекательной функций;
  • существование в сознании читателей ярких прототипических образов.

Жанр сказки очень широк. Сюда входят народные сказки и авторские, поэтические и прозаические, поучительные и развлекательные, простые односюжетные сказки и сложные многосюжетные произведения.

Писатели сказок XIX века

Русские писатели сказок создали настоящую сокровищницу удивительных историй. Начиная от А. С. Пушкина, сказочные нити потянулись к творчеству многих русских писателей. У истоков сказочного жанра литературы стояли:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Василий Андреевич Жуковский;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Петр Павлович Ершов;
  • Сергей Тимофеевич Аксаков;
  • Владимир Иванович Даль;
  • Владимир Федорович Одоевский;
  • Алексей Алексеевич Перовский;
  • Константин Дмитриевич Ушинский;
  • Михаил Ларионович Михайлов;
  • Николай Алексеевич Некрасов;
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин;
  • Всеволод Михайлович Гаршин;
  • Лев Николаевич Толстой;
  • Николай Георгиевич Гарин-Михайловский;
  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Рассмотрим их творчество более подробно.

Сказки Пушкина

Обращение великого поэта к сказке было закономерным. Их он слышал от бабушки, от дворового, от няни Арины Родионовны. Переживая глубокие впечатления от народной поэзии, Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» В своих произведениях поэт широко использует обороты народной речи, облекая их в художественную форму.

Талантливый поэт объединил в своих сказках быт и нравы русского общества того времени и чудесный волшебный мир. Его великолепные сказки написаны простым живым языком и легко запоминаются. И, как многие сказки русских писателей, прекрасно раскрывают конфликт света и тьмы, добра и зла.

Сказка о царе Салтане завершается веселым пиром, славящим добро. Сказка о попе высмеивает служителей церкви, сказка о рыбаке и рыбке показывает, к чему может привести жадность, сказка о мертвой царевне повествует о зависти и злости. В сказках Пушкина, как и во многих народных, добро побеждает зло.

Писатели-сказочники современники Пушкина

В. А. Жуковский был другом Пушкина. Как он пишет в своих воспоминаниях, увлеченный сказками Александр Сергеевич предложил ему поэтический турнир на тему русских сказок. Жуковский принял вызов и написал сказки о царе Берендее», об Иване-царевиче и Сером Волке.

Работа над сказками ему понравилась, и в течение последующих лет он пишет еще несколько: «Мальчик с пальчик», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек».

Русские писатели сказок знакомили своих читателей с чудесными историями иностранной литературы. Жуковский был первым переводчиком зарубежных сказок. Он перевел и пересказал в стихах историю «Наль и Дамаянти» и сказку «Кот в сапогах».

Восторженный поклонник А.С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал сказку «Ашик-Кериб». Ее знали в Средней Азии, на Ближнем Востоке и Закавказье. Поэт переложил ее на стихотворный лад, а каждое незнакомое слово перевел так, чтобы оно стало понятно русским читателям. Красивая восточная сказка превратилась в великолепное творение русской литературы.

С блеском облек в стихотворную форму народные сказки и молодой поэт П. П. Ершов. В его первой сказке «Конек-Горбунок» отчетливо прослеживается подражание великому современнику. Произведение было опубликовано еще при жизни Пушкина, и молодой поэт заслужил похвалу знаменитого собрата по перу.

Сказки с национальным колоритом

Будучи современником Пушкина, С.Т. Аксаков, начал писать в позднем возрасте. В шестьдесят три года он приступил к написанию книги-биографии, приложением которой стало произведение «Аленький цветочек». Как и многие русские писатели сказок, он открыл читателям историю, которую услышал в детстве.

Аксаков старался выдержать стиль произведения в манере ключницы Пелагеи. Самобытный говор ощутим на всем протяжении произведения, что не помешало «Аленькому цветочку» стать одной из самых любимых детских сказок.

Богатая и живая речь сказок Пушкина не могла не пленить и великого знатока русского языка В. И. Даля. Языковед-филолог и в своих сказках старался сохранить очарование бытовой речи, привнести смысл и мораль народных пословиц и присловий. Таковы сказки «Медведь-половинщик», «Лиса-лапотница», «Девочка Снегурочка», «Ворона», «Привередница».

«Новые» сказки

В. Ф. Одоевский – современник Пушкина, один из первых начал писать сказки для детей, что было большой редкостью. Его сказка «Город в табакерке» – первое произведение этого жанра, в котором была воссоздана иная жизнь. Практически все сказки повествовали о крестьянском быте, который старались передать русские писатели сказок. В этом произведении автор рассказал о жизни мальчика из благополучной семьи, живущей в достатке.

«О четырех глухих» – сказка-притча, позаимствованная из индийского фольклора. Наиболее известная сказка писателя «Мороз Иванович» полностью заимствована из народных русских сказок. Но в оба произведения автор привнес новизну – рассказал о быте городского дома и семьи, включил в канву детей–воспитанников пансиона и школы.

Сказка А. А. Перовского «Черная курица» была написана автором для племянника Алеши. Возможно, этим объясняется чрезмерная поучительность произведения. Надо отметить, сказочные уроки не прошли бесследно и благотворно сказались на его племяннике Алексее Толстом, ставшем впоследствии известным прозаиком и драматургом. Перу этого автора принадлежит повесть-сказка «Лафертовская Маковница», которой дал высокую оценку А. С. Пушкин.

Дидактика явно просматривается и в произведениях К. Д. Ушинского – великого педагога-реформатора. Но мораль его сказок ненавязчива. Они будят добрые чувства: верность, сочувствие, благородство, справедливость. К ним можно отнести сказки: «Мышки», «Лиса Патрикеевна», «Лиса и гуси», «Ворона и рак», «Козлятки и волк».

Читать еще:  Загадочный мир левшей. Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной

Другие сказки XIX века

Как и вся литература в целом сказки не могли не повествовать об освободительной борьбе и революционном движении 70-х годов XIX века. К таковым относятся сказки М.Л. Михайлова: «Лесные хоромы», «Думы». Страдания и трагедию народа в своих сказках показывает и известный поэт Н.А. Некрасов. Сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях обнажил сущность помещичьей ненависти к простому народу, рассказал о притеснениях крестьян.

В. М. Гаршин затрагивал в своих сказках насущные проблемы его времени. Наиболее известные сказки писателя – «Лягушка-путешественница», «О жабе и розе».

Много сказок написал Л.Н. Толстой. Первые из них создавались для школы. Толстой писал небольшие сказки–притчи и басни. Великий знаток человеческих душ Лев Николаевич в своих произведениях призывал к совести и честному труду. Писатель критиковал социальное неравенство и несправедливые законы.

Н.Г. Гарин-Михайловский написал произведения, в которых ясно чувствуется приближение социальных потрясений. Таковы сказки «Три брата» и «Волмай». Гарин побывал во многих странах мира и, конечно же, это отразилось на его творчестве. Путешествуя по Корее, он записал более ста корейских сказок, мифов и легенд.

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк пополнил ряды славных русских сказочников такими замечательными произведениями как «Серая Шейка», сборником «Аленушкины сказки», сказкой «Про царя Гороха».

Немалый вклад внесли в этот жанр и более поздние сказки русских писателей. Список замечательных произведений ХХ века очень велик. Но сказки XIX века навсегда останутся образцом классической сказочной литературы.

Сказки русских писателей XVIII—XIX вв.

коллектив авторов

Название: Сказки русских писателей XVIII—XIX вв.
Автор: коллектив авторов; Художник: коллектив художников
Выходные данные: М.: Престиж Бук: Литература, 2010.— 1120 с.
Дополнительно: В данном томе впервые наиболее полно представлено творчество практически всех русских писателей XVIII—XIX вв., работавших в таком оригинальном жанре, как сказка.
Иллюстрации художников: В. Андреева, А. Афанасьева, Н. Бартрама, В. Баюскина, В. Белкина, И. Билибина, Г. Гутунавы, Н. Денисова, А. Дикова, Л. Дормана, Е. Жака, Н. Живаго, Н. Каразина, К. Кузнецова, П. Литвиненко, Б. Малаховского, В. Мельникова, М. Нестерова, И. Панова, Б. Покровского, И. Репина, К. Ротова, Е. Самокиш-Судовской, С. Форбса, 3. Шапиро.

СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII-XIX ВВ.

Императрица Екатерина II
Сказка о царевиче Хлоре.

В.А. Лёвшин
Повесть о сильном богатыре Чуриле Пленковиче.

И.И. Дмитриев
Воздушные башни.
Причудница.

В.Л. Пушкин
Кабуд путешественник.

Н.М. Языков
Сказка о пастухе и диком вепре.

Ф.Н. Глинка
Бедность и труд.

Н.М. Карамзин
Прекрасная царевна и щастливый карла.
Илья Муромец.

А.Х. Востоков
Полим и Сияна.

А.И. Полежаев
Иман-козел.

Е.А. Баратынский
Переселение душ.

В.А. Жуковский
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны Кощеевой дочери.
Спящая царевна.
Мальчик с пальчик.
Кот в сапогах.
Тюльпанное дерево.
Война мышей и лягушек.
Сказка о Иване-Царевиче и Сером Волке.

А.С. Пушкин
Сказка о попе и о работнике его Балде.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Сказка о золотом петушке.

М.Ю. Лермонтов
Ашик-Кериб.

П.П. Ершов
Конек-Горбунок.

С.Т. Аксаков
Аленький цветочек.

В.Ф. Одоевский
Городок в табакерке.
Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту.
Мороз Иванович.
Индийская сказка о четырех глухих.
Игоша.

А. Погорельский
Черная курица, или Подземные жители.

В.И. Даль
О дятле.
У тебя у самого свой ум.
Лучший певчий.
Что значит досуг.
Ворона.
Девочка Снегурочка.
Про мышь зубастую да про воробья богатого.
Расторопные ребята.
Ворожея.
Ветер.
Солдатский привар.
Сказка о баранах.

Н.А. Полевой
Старинная сказка о судье Шемяке.

О.М. Сомов
Сказки о кладах.

Н.В. Гоголь
Страшная месть.

Г.П. Данилевский
Украинские сказки
Вступление.
Кума-лисица, пастух, рыболов и возница.
Живая свирель.
Озеро-слободка.
Снегурочка.
Дедовы козы.
Смоляной бычок.
Ивашко.
Сон в Ивановскую ночь.
Доля.
Ох.
Путь к солнцу.
И.В. Кириевский
Опал.

К.Д. Ушинский
Два плуга.
Ветер и Солнце.
Два козлика.
Охотник до сказок.
Не ладно скроен, да крепко сшит.
Жалобы зайки.
Лиса и козел.
Плутишка кот.
Слепая лошадь.
Петух да собака.

М.Л. Михайлов
Лесные хоромы.
Два Мороза.
Думы.
Три зятя.
Волга и Вазуза.

М.Б. Чистяков
Приключения молодой белки Бобочки.
Свое и чужое.

Н.А. Некрасов
Генерал Топтыгин.
Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине.

М.Е. Салтыков-Щедрин
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
Дикий помещик.
Премудрый пискарь.
Самоотверженный заяц.
Бедный волк.
Медведь на воеводстве.
Вяленая вобла.
Орел-меценат.
Карась-идеалист.
Верный Трезор.
Дурак.
Соседи.
Здравомысленный заяц.
Либерал.
Баран-непомнящий.
Коняга.

Н.С. Лесков
Маланья — голова баранья.

В.В. Крестовский
Не любо — не слушай!.

В.М. Гаршин
Лягушка-путешественница.
Сказка о жабе и розе.
Attalea princeps.
То, чего не было.

Л.Н. Толстой
Волк и старуха.
Мышь-девочка.
Три вора.
Как мужик гусей делил.
Работник Емельян и пустой барабан.
Как чертенок краюшку выкупал.
Мужик и водяной.
Уж.
Два брата.
Царь и рубашка.
Царские братья.
Праведный судья.
Царский сын и его товарищи.
Старик и смерть.
Липунюшка.
Лев и мышь.
Мужик и огурцы.
Ученый сын.
Два купца.
Дурень.
Шат и Дон.
Судома.
Золотоволосая царевна.
Цапля, рыбы и рак.
Еж и заяц.
Царь и сокол.
Два товарища.
Лев, волк и лисица.
Корова и козел.
Ворон и воронята.
Ворон и лисица.
Визирь Абдул.
Лисица и козел.
Волк в пыли.
Лисица.
Строгое наказание.
Собака и волк.
Кот и мыши.
Волки коза.
Три медведя.
Награда.
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах.
Зерно с куриное яйцо.

Д.Н. Мамин-Сибиряк
Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку.
Серая Шейка.
Аленушкины сказки.
Присказка.
1. Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
2. Сказка про Козявочку.
3. Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост.
4. Ванькины именины.
5. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.
6. Сказка о том, как жила-была последняя Муха.
7. Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку.
8. Умнее всех.
9. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке.
10. Пора спать.

Читать еще:  Польза манго для организма и вред. Манго — полезные свойства и противопоказания

Н.Г. Гарин-Михайловский
Попугай.
Знаем!.
Чапоги.
Охотники на тигров.
Три брата.
Волмай.
Хитрая девочка.
История одной девочки.
Черный Принц-капризука.
Книжка счастья.

И.С. Тургенев
Капля жизни.
Самознайка.

Н.П. Вагнер
Сказки кота Мурлыки.
Чудный мальчик.
Папа-пряник.
Береза.

А.Г. Коваленская
Мухомор.

Н.Д. Ахшарумов
Маланьины стрелки.

Л.А. Чарская
Царевна Льдинка.
Фея в медвежьей берлоге.
Чародей Голод.
Дочь Сказки.
Три слезинки королевны.
Дуль-Дуль, король без сердца.
Чудесная звездочка.
Сказка про Ивана, искавшего счастье.
Веселое царство.
Мельник Нарцисс.
Живая перчатка.
Сказка о Красоте.
Подарок феи.

А.Б. Хвольсон
Крошки-путешественники.

Е.А. Салиас
Андалузские легенды.

Развитие русской литературной сказки

Золотой век русской литературной сказки – пушкинская эпоха. Именно эта же эпоха, благодаря стараниям Н. Карамзина, а вслед за ним А. Погорельского, О. Сомова, В. Одоевского, дала классические образцы прозаических литературных сказок. Интересу к народной жизни, его духовности, быту, укладу, поэтическому строю русской речи мы обязаны активной работе фольклористов, этнографов, филологов, писателей 10 – 20-х гг. XIX в.

Помимо собственно детских произведений, в начале XIX века было создано много таких, которые прочно вошли в круг детского чтения: басни И.А. Крылова, стихотворные сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова. Хотя первоначально эти произведения детям не адресовались.

Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский (1783 – 1852). Огромная заслуга Жуковского и в том, что он создал традицию стихотворного перевода и переложения в русской детской литературе. В круг детского чтения вошли его переводные баллады («Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь» и др.), стихотворные переложения сказок («Ундина», «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», «Кот в сапогах», «Спящая царевна») и древнего эпоса («Слово о полку Игореве», «Наль и Дамаянти» – фрагмент Махабхараты, «Рустем и Зораб» – фрагмент поэмы Фирдоуси «Шахнаме»). Жуковскому принадлежит перевод поэмы Гомера «Одиссея».

Жуковский был наделен и педагогическим талантом. Он был домашним учителем у своих племянниц Марии Протасовой и Александры Воейковой, с семи лет учил наследника престола Александра (II). Он прекрасно понимал детей: «Знаю только, что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовать с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие».

Именно ему принадлежит выражение «педагогическая поэма», которое характеризует его отношение к педагогике – как к творчеству.

Уже в достаточно пожилом возрасте Жуковский женился и сам стал отцом. В 1952 году он написал для дочери Саши несколько стихотворений.

Замысел был шире – создать собственную систему обучения. В одном из писем поэт объяснял, что обучение это должно иметь «характер поэтического создания и весьма увлекательно, хотя начинается чисто с азбуки и простого счета… Вот уже целый месяц, как ежедневно (правда, не более получаса в дни) я занимаюсь с Сашей, а она не чувствовала ни минуты скуки именно потому, что я заставляю ее своею головкою работать, а не принуждаю сидеть передо мной с открытым ртом, чтобы принимать от меня жеванные мною, а потому и отвратительные куски пищи… Из этих уроков может составиться полный систематический курс приготовительного, домашнего учения, который со временем может принести и общую пользу». Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал русскому языку своих детей, живших с родителями в Германии.

С романтизмом связана и первая повесть сказка для детей – «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского (наст. имя Алексей Перовский). Погорельский был воспитателем своего племянника, будущего писателя А.К. Толстого, которому и рассказал историю о черной курице, послужившую основой сказки. В ней совмещены две традиции. Фантастическое начало и в некотором смысле двоемирие в сказке связано с романтизмом (что не удивительно: Погорельский был лично знаком с Гофманом), а описания переживаний мальчика изображены реалистически. В сказке точно воссоздается процесс взросления ребенка, его попытка решить непростую нравственную задачу. Его душевному миру присуща двуплановость: ребенок легко переходит из мира фантазии в мир реальности, где он несет ответственность за свои поступки.

Образ Алеши открывает целую галерею детских образов позднейшей литературы. В этой сказке впервые четко различимы и два плана повествования – «детский» (переживания героя) и «взрослый» (манера повествования – живой разговор взрослого с ребенком). Кроме того, Погорельский фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы.

Автору удалось в пределах повести изобразить космос внутренней жизни ребенка. Она не воспринимается исключительно как сказка, напротив, для автора и для читателя кажется чрезвычайно важным исторический колорит произведения. Читатель «вводится» в художественное время произведения – «Лет сорок тому назад. », в его пространство: Петербург, Васильевский остров. Первая линия (линией именовалась каждая сторона улицы) на Васильевском острове, пансион, дортуары (спальни для детей), в обстоятельства жизни — 30 – 40 детей в пансионе и, наконец, в душевную жизнь мальчика Алеши, которому 9 – 10 лет, его учеба в пансионе оплачена родителями на много лет вперед. Источник всего происходящего в повести — одиночество мальчика («Разлучен с родными своими»).

В самом деле, ребенка окружает таинственный мир, в котором он одинок.

Тайна — смыслообразующее начало всякой волшебной сказки, а в повести А. Погорельского оно имеет несколько значений и определяет по крайней мере три проблемно-тематических концентрума:

— человек — и все окружающее неизвестное,

— человек — и мир природы, который не может «высказать себя» — тайна,

— человек — сам с собой наедине — открывающееся чудо. В конкретике повести это выглядит так:

— Алеша и Петербург.

— Алеша и двор (Чернушка),

— Алеша и круг его мыслей.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного времени произведения).

Завязка – заступничество Алеши за Чернушку. Событийной стороне повествования параллелен лирический сюжет. Чувство, вызвавшее поступок мальчика Алеши (в пер. с греч. Алексей — заступник, защитник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное настоящее имя литературного персонажа и его суть), – сострадание. Это чувство так понятно одинокому человеку, который не может не ждать душевного тепла, жалости в своей детской судьбе.

Читать еще:  Характеристика героев на дне татарин. Люди дна - характеры и судьбы М

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех проблемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликтов (в том числе нравственного и духовного – внутриличностного) – выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечка, а не других взращенных прекрасных цветов и плодов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, однажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленьким человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить гордыня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства – конопляного семечка, дурман-травы – произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей, а уход их – уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто). В лирическом плане развязка — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жалость к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя.

Сюжет дает и все основания, для того чтобы утверждать; в повести чрезвычайно сильна собственно психологическая сторона повествования. Одиночество мальчика, оставшегося без родителей, скучающего без них, мечтающего, как о чем-то волшебном, о письме от папеньки с маменькой. Бесконечные и бесполезные ожидания чуда – приезда родителей (накануне Рождества, когда все дети разъезжаются, Алеша остается один в пансионе), воображение заставляет его выстроить свой собственный вполне счастливый и без родителей мир, где он защитник и покровитель, удачливый во всем, превосходящий своих сверстников (должна же быть компенсация за такое томительное одиночество!).

Любимое занятие мальчика, особенно в вакантное время (в каникулы) – мысленно переноситься в старинные, давнопрошедшие века. А ведь это счастливое время и наступает, так что можно сказать, что все описанное в повести вполне мотивировано психологией ребенка.

Более того, можно подумать, что никакого волшебства и не было: мальчик ложится в постель, засыпает и видит сон с вариациями на темы прочитанных им рыцарских романов и собственного поистине рыцарского поступка по отношению к курице и во сне получает нравственный урок.

В таком случае все происходящее в сказочной повести умещается в рамках повести психологической и, несомненно, повести педагогической, дающей духовно-нравственные уроки.

Но жанр повести можно обозначить и как святочную повесть. Не только потому, что действие начинает разворачиваться в зимнем Петербурге перед Рождеством, но и потому, что в повести на самом деле соблюдены структурно необходимые в святочном произведении каноны жанра.

Маленький, одинокий, покинутый всеми человек оказывается один на один с искушением, поддается ему, затем раскаивается и заслуживает сострадания или даже какой-то награды. И все-таки, несмотря на все изложенное, примем за доминантное определение жанр волшебной повести, потому что волшебное средство (хоть и иным семантическим наполнением) является и сюжетообразующей и символической деталью. Тайна – важный фактор в формировании внутренней формы произведения, а психологизм и историческая достоверность повести вызывают у читателя чувство доверия к тому, что описывается, а святочное содержание лишь усиливает мифопоэтическую глубину повествования.

Двухчастное название повести «Черная курица, или Подземные жители», с одной стороны, указывает на романтическое двоемирие, столь важное для понимания смысла происходящего в произведении, но с другой стороны, таким образом обозначен и жанр произведения: черная курица — реальное, психологическое, подземные жители — волшебное, мистическое, намекающее на сакральное.

Значителен вклад в детскую литературу и еще одного писателя-романтика – Вл. Фед. Одоевского. Писатель еще в молодости стал организатором и главой кружка «Общество любомудров», искавшего пути разработки самобытной русской философии. Серьезно занимался Одоевский и вопросами педагогики (этому вопросу посвящена большая работа «Наука до наук»). Так же, как и Белинский, Одоевский призывал воспитывать в ребенке нравственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают, с реальной жизнью. В растущем человеке прежде всего следовало пробудить мысли и чувства. И помочь в этом должна была сказка (начать с «грез», а потом «перевести» ум ребенка «на другое»; уже сам процесс чтения «будил» ребенка). Одоевский утверждал необходимость специальных, собственно детских книг, назначение которых – «привести в движение орудие мышления» и считал, что до этих пор «взрослые» книги детям неинтересны.

Кроме того, в «младенце», который еще живет в своем особом мире, Одоевский видел существо, которому доступна своя, особая мудрость, способность видеть и чувствовать то, чего не чувствуют взрослые. И у взрослых, и у детей Одоевский считал необходимым воспитывать добрые чувства: «понять заблудших, перечувствовать их чувства, передумать их мысли – и говорить их языком».

Уже в начале 1930-х годов в журнале «детская библиотека» появляются его рассказы и сказки. В 1833 году Одоевский издает альманах «Детская книжка для воскресных дней», куда, помимо литературных произведений, включен раздел образовательного характера с научно-популярными статьями, описаниями различных опытов, поделок, игр.

В 1833 году в сборнике «Пестрые сказки с красным словцом» появляется герой-повествователь Ириней Модестович Гомозейка. Этот герой, с одной стороны, постоянно рассуждает о высоких материях – о постижении первопричин мира, о человеческих добродетелей, а с другой – постоянно упрекает современников в недостатке воображения. Но уже здесь временами заметна авторская ирония по отношению к повествователю. В книге «Сказки дедушки Иринея» (1844) дедушка Ириней – прежде всего мудрый наставник, добрый и понимающий ребенка.

Наиболее известное произведение книги – сказка «Городок в табакерке», написанная еще в 1834 году.

Источники:

https://www.syl.ru/article/303612/russkie-pisateli-skazok-xix-veka
https://www.barius.ru/biblioteka/book/1807
https://studopedia.ru/19_222598_razvitie-russkoy-literaturnoy-skazki.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]