18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Личная гигиена в средневековье. Как мылись в древние времена в европе и руси

Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

Не кради, не убий, не мойся

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все — от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.
Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой.
Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота — стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, — грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.
От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ — ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро — древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.
Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!»

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным — до туалета просто не добежишь.
В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе — в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.
А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно — «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, — унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался — из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси — дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии — из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу — в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке — кукурузные кочерыжки, а у мусульман — обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.
Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет — доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.
А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине — запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Читать еще:  Карты, деньги, казино: обзор «игорных» профессий. главных мифа о работе в казино

Как относились к гигиене в Древней Руси

Современное поколение часто во многих вопросах ставит в пример Европу и Америку. Чужие страны считаются более развитыми и более цивилизованными, не то что Россия. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И как один из показателей — отношение к личной гигиене.

Принято считать, что западные страны во многом опережают Россию, в том числе и в вопросах гигиены. Это ведь они придумали биде (сидячую ванночку для водных процедур), дезодоранты, влажные салфетки и парфюмерию. Да, это так, но такая ли уж Россия «не мытая», как это желают представить себе наши западные соседи?

Предлагаю узнать, как относились к гигиене в Древней Руси. А история эта очень увлекательная.

Русская баня

Отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. А при необходимости и ежедневно. Но данная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. Парились при помощи веников, предпочтение отдавалось берёзовым. В воду добавляли травяные отвары и считалось, что банька может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали бельё, сюда приводили рожениц, здесь же правили женщин после того, как те переходили в статус матери.

В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.

Конечно, далеко не каждый иностранный гость мог понять такую традицию. Во-первых, температура в бане нагонялась довольно высокая, во-вторых, людей принято было хлестать вениками, а в третьих нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе, ну какому гостю из-за границы понравится такое. И уж как можно не русскому человеку это понять? И, тем не менее, традиция сохранилась и до наших дней.

Интересно, что девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи. Да, русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры. Об этом вы можете тут Русские мылись в печи?

Канализационная система

Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И существовала эта система примерно ещё в 11 веке. А к примеру, в это же время в Париже нечистоты выливались прямо из окон.

К слову сказать, традиция носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержанием ночного горшка приходилось быть всегда начеку.

Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться тела человека только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шёлковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. А вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние животные, в основном собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым давая возможность отдохнуть нечистоплотному человеку.

Кто на свете всех милее

Можно ошибочно подумать, что наши предки вовсе не пользовались косметикой. Это правда, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение по ряду причин отдавалось натуральным ингредиентам.

Для того, чтобы ухаживать за телом использовали специальные отвары, примочки и настои из трав и ягод. Примечательно то, что женщины очень старательно следили за собой, особое внимание уделялось волосам и лицу. Этот навык прививали с малых лет и «рецепты красоты» передавались от матери к дочери. Девицы знали, что осветлить волосы можно было отваром ромашки, добиться эффекта алых губ или румяных щёчек помогал сок свеклы, а лицо пудрили мукой.

В каждой деревне имелась своя знахарка, которой травы и растения открывали свои целебные свойства. Она ведала, где и в какое время их лучше собирать. Вообще русский народ всегда был близок к природе и пользовался её дарами.

К воде относились на Руси как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считая, что вода – это сила, это жизнь.

Перед сном было принято обязательно мыть ноги и лицо. Тем самым человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот. А за стол никогда не садились с грязными руками. Примечательно и то, что еда на ходу, то есть фаст фуд пришла к нам из соседних стран. А вот на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными, умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.

Кстати, христианская религия предусматривает вступление в пост. И помимо основных миссий такое воздержание благоприятно влияет на организм, он успевает очиститься и восстановится. О посте вы можете прочитать на дружественном канале «Мусагет».

Читать еще:  Сколько зарабатывает бузова на доме 2. Сколько зарабатывает ольга бузова

Белоснежная улыбка

Ещё одним любопытным для меня моментом является то, что предки заботились о состоянии своих зубов. Правда, им ещё были неизвестны ни зубная щётка, ни зубная нить. Тогда что использовали для избавления от неприятного запаха изо рта? Оказывается, с этим явлением легко справлялась обычная соль. Её просто втирали в дёсны, делали своего рода массаж и не специальными приспособлениями, а пальцами.

По некоторым источникам для этих же целей народ мог жевать и пчелиный воск. Пётр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и велел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.

Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.

И если с зубной пастой всё понятно, то чем мыли тело? Только не спешите удивляться – золой! А ещё овсяной мукой, при этом добавляли в неё отвары разных трав. Вот, оказывается, откуда пошли многие современные рецепты.

Вот такие сведения удалось узнать о гигиене на Руси и мне кажется, нам есть чем гордиться.

Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности

Информация о повально немытой Европе в Средние века, зловонных улицах, грязных телах, блохах и прочих «прелестях» подобного рода пришла большей частью из XIX столетия. И с ней соглашались и отдавали должное многие ученые той эпохи, хотя сам материал едва ли был изучен. Как правило, все выводы основывались на периоде Нового времени, когда чистота тела действительно была не в почете. Умозрительные конструкции без документальной базы и археологических данных привели многих в заблуждение о жизни и гигиене в Средние века. Но, несмотря ни на что, тысячелетняя история Европы со своими взлетами и падениями смогла сохранить для потомков огромное эстетическое и культурное наследие.

Мифы и реальность

Гигиена в Средние века, как и быт, несправедливо подверглась жесткому нареканию, но собранного материала этого периода вполне достаточно, чтобы опровергнуть все обвинения и отделить правду от вымысла.

Надуманные гуманистами эпохи Возрождения, далее дополненные и распространенные мастерами пера Нового времени (XVII-XIX века) мифы о культурной деградации средневековой Европы были призваны сформировать определенный выгодный фон для будущих свершений. В большей степени эти мифы строились на выдумках и искажениях, а также на выводах опустошительного кризиса XIV столетия. Голод и неурожай, социальная напряженность, вспышки болезней, агрессивные и упаднические настроения в обществе.

Эпидемии, скосившие население областей вдвое и больше, окончательно дестабилизировали гигиену в средневековой Европе и обернули ее расцветом религиозного фанатизма, антисанитарии и закрытых городских купален. Оценка целой эпохи по наихудшему периоду быстро распространялась и стала самой очевидной исторической несправедливостью.

Мылись или не мылись?

Каждая эпоха в истории человечества в той или иной степени отличалась своими понятиями и критериями чистоты физического тела. Гигиена в Европе в Средние века, вопреки сложившемуся стереотипу, не была столь ужасающей, как ее любят преподносить. Конечно, о современных стандартах речи быть не могло, но люди регулярно (раз в неделю), так или иначе, мылись. А ежедневный душ заменяла процедура обтирания влажной тканью.

Если обратить внимание на художественные произведения, книжные миниатюры и символику городов того времени, то банно-мытейные традиции Древнего Рима благополучно наследовались европейцами, что особенно было характерно для раннего средневековья. В ходе раскопок усадеб и монастырей археологи обнаруживали специальные емкости для умывания и общественные купальни. Для домашнего омовения тела роль ванны играла огромная деревянная кадка, которая в случае необходимости переносилась в нужное место, обычно в спальню. Французский историк Фернан Бродель отмечает также, что частные и общественные бани с купальнями, парилками и бассейнами являлись обычным делом для горожан. При этом данные заведения были рассчитаны на все классы.

Мыло Европы

Применение мыла получило повсеместное распространение именно в Средние века, гигиена которых так часто порицается. В IX веке из-под рук итальянских алхимиков, которые практиковались изготовлением очищающих составов, вышел первый аналог моющего средства. Затем началось массовое производство.

Развитие мыловарения в государствах Европы основывалось на наличии естественной сырьевой базы. Марсельская мыловаренная промышленность имела в своем распоряжении соду и оливковое масло, которое получали через простое прессование плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после третьей прессовки, применялось для производства мыла. Мыльный продукт из Марселя стал значимым товаром торговли уже к X веку, но позднее он уступил пальму первенства венецианскому мылу. Помимо Франции мыловарение в Европе успешно развивалось в государствах Италии, Испании, в районах Греции и на Кипре, где культивировались оливковые деревья. В Германии мыловарни были основаны лишь к XIV столетию.

В XIII веке во Франции и Англии производство мыла стало занимать вполне серьезную нишу в экономике. А к XV веку в Италии начался выпуск твердого кускового мыла промышленным способом.

Гигиена женщин в средние века

Часто сторонники «грязной Европы» вспоминают Изабеллу Кастильскую, принцессу, которая дала слово не мыться и не менять белье, доколе не будет одержана победа. Это действительно так, она верно блюла свой обет три года. Но следует обратить внимание, что этот поступок получил большой резонанс в тогдашнем обществе. Было поднято много шума, и в честь принцессы даже был выведен новый цвет, что уже говорит о том, что подобное явление не являлось нормой.

Благовонные масла, ткани для обтирания тела, гребни для волос, лопаточки для чистки ушей и маленькие щипчики являлись ежедневными помощниками в гигиене женщин средневековой Европы. Последний атрибут особенно ярко упоминается в книгах того периода как незаменимый участник дамского туалета. В живописи красивые женские тела изображались без лишней растительности, что дает понимание, что эпиляцию проводили и в интимных зонах. Также трактат итальянского врача Тротулы Сарленской, датированный XI веком, содержит рецепт от нежелательных волосков на теле с использованием мышьяковой руды, муравьиных яиц и уксуса.

Упоминая женскую гигиену в Европе в Средние века, нельзя не коснуться столь деликатной темы «особых женских дней». На самом деле об этом мало что известно, но некоторые находки позволяют делать определенные выводы. Тротула упоминает о процедуре внутреннего очищения женщины с применением хлопка, обычно перед половым сношением с мужем. Но сомнительно, что такой материал мог быть использован в виде тампона. Некоторые исследователи предполагают, что для прокладок вполне могли употреблять мох сфагнум, который широко применялся в медицине как антисептик и для остановки кровотечения при боевых ранениях.

Быт и насекомые

В средневековой Европе быт и гигиена хотя и не были столь критичны, но все же во многом оставляли желать лучшего. Большинство домов имели толстую соломенную кровлю, которая была самым благоприятным местом для обитания и размножения всякой живности, особенно мышей и насекомых. Во время непогоды и холодных сезонов они забирались на внутреннюю поверхность и своим присутствием достаточно усложняли быт жильцам. Не лучше дела обстояли и с половым покрытием. В зажиточных домах пол устилался сланцевыми листами, которые в зимнее время становились скользкими, и чтобы было легче двигаться, его присыпали толченой соломой. В течение зимнего периода истертую и грязную солому не раз перекрывали свежей, создавая идеальные условия для развития болезнетворных бактерий.

Читать еще:  Развитие действия. Значение развитие действия в словаре литературоведческих терминов

Насекомые стали настоящей бедой этой эпохи. В ковровых покрытиях, кроватных балдахинах, матрасах и одеялах и даже на одежде жили целые полчища клопов и блох, которые помимо всех неудобств несли и серьезную угрозу здоровью.

Стоит отметить, что в раннем Средневековье большинство зданий не располагало отдельными комнатами. Одно помещение могло иметь сразу несколько функций: кухня, столовая, спальня и прачечная. При этом мебели почти не было. Немного позднее зажиточные горожане принялись отделять опочивальню от кухни и столовой.

Туалетная тема

Принято считать, что понятие «отхожее место» напрочь отсутствовало в средневековом времени, и «дела» делались там, где придется. Но это совсем не так. Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях и представляли собой небольшую пристройку на стене, которая нависала надо рвом, куда и стекали нечистоты. Данный архитектурный элемент назывался гардеробом.

Городские туалеты устраивались по принципу деревенской уборной. Выгребные ямы регулярно чистились ассенизаторами, которые по ночам вывозили из города продукты жизнедеятельности людей. Безусловно, ремесло было не совсем престижным, но очень необходимым и востребованным в больших городах Европы. Люди этой специфичной профессии имели свои гильдии и представительства, как и прочие ремесленники. В некоторых областях ассенизаторы именовались не иначе как «ночные мастера».

Начиная с XIII века в туалетную комнату приходят изменения: окна стеклят во избежание сквозняков, устанавливают двойные двери, дабы предотвратить проникновение запаха в жилые помещения. Примерно в этот же период стали проводить первые конструкции для смыва.

Туалетная тема хорошо раскрывает, как далеки от реалии мифы о гигиене в средневековой Европе. И нет ни одного источника и археологического свидетельства, доказывающего отсутствие уборных мест.

Водопроводы и системы канализации

Ошибочно предполагать, что отношение к мусору и нечистотам в Средневековье было более лояльным, нежели сейчас. Сам факт существования выгребных мест в городах и замках говорит об обратном. Другой разговор, что городские службы не всегда справлялись с поддержанием порядка и чистоты, в силу экономических и технических причин того времени.

С увеличением численности городского населения, приблизительно с XI века, проблема обеспечения питьевой водой и выведение нечистот за городские стены приобретает первостепенную важность. Зачастую продукты жизнедеятельности человека сбрасывались в ближайшие реки и водоемы. Это приводило к тому, что воду из них невозможно было пить. Неоднократно практиковались разные методы очистки, но питьевая вода продолжала быть дорогим удовольствием. Вопрос был отчасти решен, когда в Италии, а в дальнейшем и в ряде других стран, начали применять насосы, действующие на ветряных двигателях.

В конце XII века в Париже был возведен один из первых самотечных водопроводов, а к 1370 году началась эксплуатация подземной канализации в районе Монмартра. Археологические находки самотечных свинцовых, деревянных и керамических водопроводов и канализации были обнаружены в городах Германии, Англии, Италии, Скандинавии и других государствах.

Санитарные службы

На страже здоровья и гигиены в средневековой Европе постоянно стояли определенные ремесла, своего рода санитарные службы, которые вносили собственную лепту в чистоту общества.

Сохранившиеся источники сообщают, что в 1291 году только в Париже было зафиксировано более 500 цирюльней, без учета уличных мастеров, занимающихся практикой на рынках и прочих местах. Лавка цирюльника имела характерную вывеску: обычно над входом подвешивали медный или оловянный таз, ножницы и расческу. Перечень рабочих инструментов состоял из бритвенного тазика, пинцета для удаления волос, гребня, ножниц, губок и повязок, а также склянок «ароматной воды». Мастер всегда должен был иметь в наличии горячую воду, поэтому внутри помещения устанавливалась небольшая печь.

В отличие от других ремесленников прачки не имели собственного цеха и в основном оставались одиночками. Состоятельные горожане временами нанимали профессиональную стиральщицу, которой отдавали свое грязное белье и в заранее обговоренные дни получали уже чистое. Своими прачками обзаводились гостиницы, постоялые дворы и тюрьмы для особ благородного происхождения. Богатые дома тоже имели на постоянном окладе штат прислуги, занимавшейся исключительно стиркой. Остальной люд, не имевший возможность оплатить профессиональную прачку, вынужден был сам стирать свою одежду на ближайшей реке.

Общественные купальни существовали в большинстве городов и были настолько естественными, что возводились едва ли не в каждом средневековом квартале. В свидетельствах современников работа бань и банщиков отмечается довольно часто. Имеют место также юридические документы, где подробно отражена их деятельность и правила посещения подобных заведений. В документах («Саксонское зерцало» и другие) отдельно упоминаются воровство и убийство в общественных мыльнях, что только больше удостоверяет об их широком распространении.

Медицина в Средние века

В средневековой Европе существенная роль в медицине принадлежала церкви. В VI веке при монастырях начинают функционировать первые лечебницы для помощи немощным и калекам, где в роли докторов выступали сами монахи. Но медицинская подготовка Божьих слуг была настолько малой, что не хватало элементарных знаний физиологии человека. Поэтому вполне ожидаемо, что в их лечении акцент делался, прежде всего, на ограничении в пище, на лекарственных травах и молитвах. Они были практически бессильны в области хирургии и инфекционных заболеваний.

В X-XI веках вполне развитой отраслью в городах становится практическая медицина, которой занимались в основном банщики и цирюльники. В перечень их обязанностей, помимо основных, входило: кровопускание, вправление костей, ампутации конечностей и ряд других процедур. К концу XV века из цирюльников стали учреждаться цеха практикующих врачей-хирургов.

«Черная смерть» первой половины XIV века, завезенная с Востока через Италию, по некоторым данным, унесла около трети жителей Европы. И медицина с ее сомнительными теориями и набором религиозных предрассудков заведомо проигрывала в этой борьбе и была абсолютно бессильна. Распознавать болезнь на ранней стадии лекари не могли, что приводило к значительному увеличению числа зараженных и опустошало города.

Таким образом, медицина и гигиена в Средние века не могли похвастаться большими изменениями, продолжая основываться на трудах Галена и Гиппократа, предварительно хорошо отредактированных церковью.

Источники:

http://fishki.net/2025046-nemytaja-evropa-ili-kak-otnosilis-k-lichnoj-gigiene-v-drevnie-vremena.html
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5cf624dc9bfcfa00b1cd7ca7
http://fb.ru/article/437192/gigiena-v-srednevekovoy-evrope-mifyi-istoricheskie-faktyi-realnyie-istorii-gigienicheskie-i-byitovyie-trudnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector