18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература и культура петровской эпохи. Приобщение женщин к светской жизни

Культура Петровской эпохи

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые “домостроевские” обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты – композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

Новыми явления в культуре Петровского времени стали:

  • 1. “Сумасброднейший, всешутейший, всепьянейший Собор” – создан Петром I в 1691 году. Все участники носили шутовские наряды. “Собор” собирался от случая к случаю и непременно по праздникам, устраивая пиры.
  • 2. Сооружение триумфальных арок и торжественные процессии. 30 сентября 1696 года в Москве сооружены триумфальные ворота по образцу древнеклассических. С 1702 г. триумфы праздновались ежегодно.
  • 3. Бритье бород (1698-1699). Население страны, исключая духовенства и крестьянства обязано было брить усы и бороды. Православные рассматривали насильственное брадобритие как притеснение и покушение на старые устои жизни.
  • 4. Юлианский календарь и празднование Нового года с 1 января – принято в 1700 году, ранее Новый год праздновался с 1 сентября.
  • 5. Введение европейской одежды в 1700 году. Указ обязывал думских дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить в Москве и в городах платье немецкое и венгерское, за исключением духовных лиц, извозчиков, пахотных крестьян.
  • 6. Постройка в Москве общедоступного театра в 1702 году. Представления в театре давала два раза в неделю немецкая труппа И. Кунста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. С 1705 г. представления шли на русском языке.
  • 7. Первая газета “Ведомости” в 1702 году. Первая периодическая газета с тиражом от 100 до 2500 тысяч экземпляров.
  • 8. Введение арабских цифр в 1703 году. Впервые арабские цифры были употреблены в учебнике математики Леонтия Магницкого “Арифметика, сиречь наука числительная…”
  • 9. Первая частная типография в Москве в 1705 году. Типография создана жителем посада В. О. Киприановым.
  • 10. Частные библиотеки.
  • 11. Переход на гражданский шрифт в 1708 году. Изменен алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы (, введены новые буквы е, я, э, упрощено правописание, исчезли знаки ударений.
  • 12. Создание “Модель-камеры”. Впоследствии она составит основу Военно-морского музея.
  • 13. Первая публичная библиотека в 1714 году. В состав библиотеки вошли книжные собрания русских царей, издания, подаренные герцогами Голштинским и Курляндским, книги отдельных бояр.
  • 14. Первый ботанический сад в 1714 году.
  • 15. Ассамблеи в 1718 году. Ассамблеи – светская форма развлечений при Петре I, когда собирались представители разных сословий . Ассамблеи положили начало утверждению в среде русского дворянства “правил хорошего тона” и “благородного поведения в обществе”, и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.
  • 16. В 1719 году открыта Кунсткамера. Коллекции состояли из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Начало музейного дела.
  • 17. Публичные праздники. Многие события отмечались публичными гуляниями (фейерверками, праздничными и карнавальными шествиями, маскарадами). Ежегодно отмечались дни побед при Полтаве и Гангуте.
  • 18. Открытие Академии наук в 1725 году. Указ об открытии был подписан Петром I в 1724 году, но она была открыта после смерти императора.

Реформы Петра I в разных сферах вызывали потребность в квалифицированных военных, технических, чиновничьих специалистах, для подготовки которых необходимо было создать систему образования.

Путешествие по Западной Европе убедило Петра I в том, что развитие промышленности и торговли зависело от уровня образования.

Одной из основных задач государственной политики в области просвещения стало создание светской системы образования. В основу системы положен принцип обязательного обучения дворянства, причем учеба приравнивалась к государственной службе.

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки, богословские предметы вытеснялись из школы.

Церковные школы приобретали четко выраженный профессионально-сословный характер и готовили священников, способных выполнять функции, возложенные на церковь государством.

Была создана система государственного образования и разработаны основы светского обучения и воспитания. Возникло около 150 школ различного типа. Образованием охвачено 0,5 % населения. “В первые полвека реформы русское дворянство очень медленно входило во вкус европейской культуры”.

Развитие научных знаний велось большими темпами:

1) Техника, механика

Подъем техники был тесно связан с развитием промышленности, строительством кораблей, созданием армии. По техническому оборудованию русские мануфактуры не отличались от западноевропейских.

Известный изобретатель А. К. Нартов в 1712 г. создал токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартов изобрел машину для сверления дул у пушек, разработал технологию и механизацию производства монет.

Положено начало изучению производительных сил страны. В 1700 году создана государственная горно-разведочная служба. Было открыто месторождение медных руд на Урале, каменного угля на Дону, угольные запасы Кузбасса.

В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса “Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях”, посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. С 1725 г. в Петербурге начались систематические метеорологические наблюдения.

В Москве и Петербурге созданы госпитали и медицинские школы, открыты аптеки. С 1718 г. в Петербурге начато изготовление медицинских инструментов.

Большие успехи достигнуты в картографии. Ф. Соймонов и К. Верден описали и нанесли на карту Каспийское море. Впервые на карте появилось Аральское море. Созданы карты Балтийского, Азовского морей, Придонья, Поволжья, Сибири, Камчатки, Курильских островов.

Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени непременно влияла на все остальные сферы жизни общества. В общественное сознание внедрялась идея верховенства государства. Горячая вера в силу разума, рационализм. Народное благосостояние связывалось с распространением просвещения и научных знаний. Жесткая регламентация общественной и частной жизни. За невыполнение законов и указов строжайшие наказания.

Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми.

В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.

В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка. Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.

Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.

Развитие архитектуры при Петре I характеризовалось большим скачком. Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Читать еще:  Бедные люди макар девушкин. Значение макар девушкин в литературной энциклопедии

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – комиссия по строению в Санкт-Петербурге. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко:

  • · Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.
  • · Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
  • · Вертикальные “лопатки” – ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
  • · Углы зданий либо первые этажи оформлялись “рустом” – имитацией крупных выступающих камней.
  • · Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
  • · Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
  • · Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Культура и быт петровского времени

Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразований в области культуры и быта.

Изменения в культуре, произошедшие в эпоху Петра I, имеют ряд особенностей. Прежде всего их отличает широкое вмешательство государственной власти в духовно-культурную сферу, а также европеизация российских порядков.

Образование. При Петре I впервые делается акцент на создании светской школы, и проблемы образования становятся частью государственно политики. Проведение широкомасштабных войн требовало знающих и образованных людей.

В 1701 г. открылось первое светское учебное заведение — Навигацкая школа, на базе которой в 1715 г. возникла Морская академия. Чуть позже были основаны Инженерная, Артиллерийская и Медицинская школы. При оленецких и уральских заводах по инициативе В. Н. Татищева были организованы горнозаводские училища для подготовки квалифицированных кадров мануфактурной промышленности.

Дети провинциальных дворян и чиновников обучались в цифирных школах. Сеть школ в центре и на местах способствовала распространению грамотности, хотя образование носило преимущественно сословный характер и охватывало в первую очередь детей дворян и духовенства. Основная масса населения — крестьянство — в школы не принималась.

Издательская деятельность и периодическая печать. Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений требовало издания учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: механике, геометрии, астрономии, фортификации, навигации и т.д.

В начальный период реформ была основана первая российская печатная газета “Ведомости”, или, как позднее значилось на заглавном листе газеты, “Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах”. Первые два номера “Ведомостей” появились в декабре 1702 г. Газета печаталась сначала на Московском печатном дворе, а затем (большей частью) в Петербурге. “Ведомости” выходили регулярно, один-три раза в месяц тиражом от 100 до 3000 экземпляров, в зависимости от важности сообщаемых событий. Эта первая отечественная газета просуществовала до 1728 г., когда на ее основе стало выходить новое издание — “Санкт-Петербургские ведомости”.

Наука. По инициативе Петра I в 1714 г. в Петербурге был создан музей интересных экспонатов — Кунсткамера, основу которой первоначально составляла личная коллекция царя, состоявшая из анатомических монстров и прочих редкостей. Пополнившись другими отечественными и иностранными экспонатами, Кунсткамера вошла в состав Академии наук и превратилась в комплексный музей, существующий до сих пор. В течение всего царствования Петр I вынашивал идею организации Академии наук, но первые шаги к се осуществлению предпринял только в июне 1718 г. Его резолюция на одном из документов гласила: “Зделать академию. А ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет. Также начать переводить книги: юриспруденции и протчии к тому. Сие учинить сего году начала”. Однако создание Академии затянулось, отчасти в связи с тем, что царь был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудностей привлечения для работы в ней иностранных ученых. Открытие Академии паук произошло уже после смерти Петра I в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков.

Литература. В области литературы время Петра I — эго расцвет повести (“гистории”). Широкую известность получила “Гистория о российском мотросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли”. Это своеобразный литературный символ эпохи (далеко, кстати, не единственный).

Крупнейшим идеологом абсолютизма, ведущим публицистом, страстным пропагандистом Петровских преобразований был священник Феофан Прокопович (1681 — 1736), который не только прославил царя и его деятельность в “Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии” (1713), но и теоретически обосновал право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной в произведениях “Слово о власти и чести царской” (1718), “Правда воли монаршей” (1722).

Архитектура. В устье реки Невы на месте, только что отвоеванном у шведов, 16 мая 1703 г. началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало Петербургу, который строили по особому плану. Занималась этим специально созданная Канцелярия от строений. Ведущую роль в строительстве играли иностранные архитекторы — Доменико Трезини (1670—1734), по проектам которого были возведены такие сооружения, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Гостиный (Мытный) двор и др., и Жан Батист Леблон (1679—1719), разработавший в 1718 г. проект планировки Петербурга в виде громадного эллипса, внутри которого намечались площади и системы взаимно перпендикулярных улиц.

С изменением дворянского быта связано строительство нового типа жилых зданий. Скупо освещенные боярские хоромы сменяются обширными дворцами с разбитыми ландшафтными парками. Например, в Москве в 1697—1699 гг. по проекту архитектора Д. В. Аксамитова был построен Лефортовский дворец с прилегающим к нему парком.

Изобразительное искусство. Петр I оценивал искусство (с позиций современной терминологии) как технократ. Произведения искусства должны были, по его мнению, служить либо украшением, либо символом, наглядным пособием, дающим людям знания или назидательные примеры для их морального совершенствования.

Особенно ярко это проявилось в изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. В эго время появляется новый для России вид изобразительного искусства — гравюра [1] . В основном она применялась для оформления и иллюстрирования книг, а также была представлена самостоятельными листами, в которых преобладали батальные сюжеты и городские пейзажи, отражающие военные события или строительство Петербурга. Первоначально гравюры выполнялись в Голландии (Андриан Шхоиебек и др.), но затем известность получают отечественные мастера (братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев).

Ведущим жанром в живописи становится портрет. Наиболее значительным художником этого направления был Иван Никитич Никитин (1690— 1742), автор многих портретов сподвижников Петра I (например, портрет канцлера Г. И. Головкина) и известной картины “Петр I на смертном ложе”. Из иностранных художников, приглашенных в Россию Петром I, следует отметить Иоганна Готфрида Таннауэра и Луи Каравака, писавших парадные портреты императора, членов его семьи, государственных сановников.

Читать еще:  Скульптура екатерины 2 шубин. Умер скульптор федот иванович шубин

Еще одна новая форма изобразительного искусства — роспись по финифти (эмали), представленная портретной миниатюрой, в которой непревзойденным мастером был Григорий Семенович Мусикийский (1671-1739).

На Петровскую эпоху приходится также внедрение в российскую культурно-бытовую жизнь новых явлений.

По указу Петра I была проведена реформа календаря и введено летоисчисление, по которому жили европейские государства. Раньше новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое, как считалось, произошло за 5508 лет до появления Христа. Согласно нововведению день после 31 декабря 7208 г. предписывалось считать 1 января 1700 г. “от Рождества Христова”.

Вводилась новая европейская одежда (камзолы, чулки, башмаки, шляпы, галстуки) и новая форма общения для высших сословий — ассамблеи. Верхи общества проходили школу светского воспитания. Ассамблеи, как разъяснял царь в указе 1713 г., — слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения или для рассуждений и разговоров дружеских. И непринужденность, и веселье, и уменье вести светский разговор и танцевать пришли далеко не сразу, но все же были светские балы и приемы, которые прижились в России.

Большое внимание Петр I уделял обучению галантному поведению и этикету отпрысков вельмож, высших чиновников и офицеров. При нем трижды издавалось и имело широкую популярность собрание правил приличного поведения “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями. Из них он перевел те части, которые излагали правила и считались полезными русскому человеку. “Юности честное зерцало” содержало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.

В целом культурные преобразования в эпоху Петра I были весьма значительны и приблизили Россию к Европе.

  • [1]Гравюра — доска или пластина, на которую нанесено рельефное изображение, подлежащее полиграфическому воспроизведению; оттиск с гравировальной доски; искусство создания художественных произведений с помощью гравирования.

Становление нового типа культуры в Петербурге в петровское время на светской основе.

Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко представлять, чем отличается светский тип культуры от религиозного.

В сфере светской культуры Петр I, видимо, разделял концепцию Г.Лейбница относительно происхождения и бытования среди народов «наук и искусств».

По мысли Лейбница «наукам суждено кругом обойти земной шар и проникнуть в древнюю Скифию». Царь не оставил публицистических сочинений или содержащих философские рассуждения писем и бумаг. Его наследие носит сугубо практический характер.

О воззрениях Петра позволяют судить записи его разговоров, сделанные современниками. Судя по записям ганноверского резидента Х.В. Вебера, в одной из частных бесед царь так изложил свои взгляды. Он полагал, что «колыбель всех знаний» находилась в Греции. Из Греции науки и искусства были изгнаны и перешли в Италию, а затем распространились по всем европейским странам.

В Россию они не проникли. Причиной этого, по мнению Петра, было «невежество» предков, вследствие которого продвижение наук на Восток было остановлено. Поляки и немцы также долго оставались в невежестве. Однако у них появились «мудрые правители», которые изменили ситуацию своими «непомерными трудами». Правители «открыли глаза» своим народам, и те усвоили «прежние греческие искусства, науки и образ жизни».

Так решение вопроса о преодолении «невежества» оказалось тесно связано с личностью монарха, выполняющего относительно своих поданных просветительскую миссию. Свое предназначение Петр увидел в приобщении русских к европейским наукам, вследствие чего науки из Англии, Франции и Голландии на несколько веков должны будут переместиться в Россию. При этом он считал, «что русское имя будет вознесено на высшую ступень славы», а затем науки и искусства вновь вернутся в Грецию.

С помощью этой теории Петр I разрешал в своем сознании и сознании своих сторонников конфликт представлений: с одной стороны, традиционное видение России в центре мира, с другой – утверждение о варварстве русских, а также о Европе как центре современной цивилизации. Теория «перехода» культуры из страны в страну позволяла успокоить самолюбие русских, т.к. обосновывала высокий статус России в настоящем и будущем.

В 1697 году, накануне основания Петербурга, Г.Лейбниц в письме одному из приближенных русского царя, с явным расчетом на сообщение его рассуждений Петру, наметил план проведения в России просветительских реформ:

  1. Создать общее учреждение для наук и искусств.
  2. Привлечь способных иностранцев.
  3. Привезти иностранные предметы, кои того заслуживают.
  4. Заставить подданных ездить за границу с необходимой осмотрительностью.
  5. Обучать народ у себя дома.
  6. Узнать достоверно нужды своей страны.
  7. Дополнить то, чего ей не хватает.”

В этом контексте важное значение имели контакты Петра с Г.Лейбницем – у них было пять встреч с 1698 по 1716 год, они переписывались, более того, Лейбниц был зачислен на русскую службу!

Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура . Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство економическое», – подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач.

Географическое положение страны – между Европой и Востоком, Балтикой и Каспием – позволяло России стать одной из самостоятельных участниц мировой посреднической торговли. Как казалось Петру и лицам его окружения, это должно было дать мощный толчок развитию российской державы.

Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций – дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков.

Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада.

Смысл появления Петербурга на карте во многом связана с международной посреднической торговлей Восток (Китай, Персия) – Запад.

В городе на казенный счет строили пристани и верфи (1704 год – Адмиралтейство, 1713 год – верфь для небольших судов, 1720 год – верфь на Охте), обустраивались гостиные дворы, торговые ряды – рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа (петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены).

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.

Обрядовая пропаганда новой петровской культуры осуществлялась в разных формах. Определенным изменениям подвергались церковные обряды, регулярный и массовый характер приобрели в Петербурге различные гражданские церемонии, складывавшиеся в своеобразный «гражданский культ», широкое распространение получили зрелища и ритуалы пародийно-кощунственного содержания.

Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха.

Ритуалами гражданского культа были многочисленные и разнообразные торжественные церемонии по случаю военных сражений, спусков кораблей и т.д. Сама идея триумфа как награды за личную доблесть и заслуги была непривычной и чужой для религиозного русского сознания. Она более не подчеркивала зависимость победы и благополучия от веры.

Читать еще:  Сочинение на тему: Губернский город в поэме Гоголя «Мертвые души».

В рамках торжества молебен дополнялся гражданской церемонией, сосредоточенной на провозглашении храбрости и силы царя и воинства. Таким образом, гражданские церемонии получали своеобразную религиозную значимость.

Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать Всешутейший и всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.

В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен , а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа.

Наконец, в 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода.

Таким образом, Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. Она стала послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские.

Подчиняя себе духовную сферу, Петр I позаботился о создании и культового центра в Петербурге. Им стал Александро-Невский монастырь. Основан он был в 1710 году в честь победы Александра Невского над шведами в Невской битве 1240 года и символизировал утверждение права России на владение исконными русскими землями.

Одним из признаков обмирщения религии стал принцип веротерпимости. Он вступает в прямое противоречие с традиционной позицией церкви, для которой были характерны православный изоляционизм, религиозный фанатизм и нетерпимость к другим вероисповеданиям.

Петр позволил иностранцам иметь свои церкви в Петербурге, даже бывал в них на богослужениях. Невский проспект с церквями разных конфессий стал «проспектом веротерпимости».

Идеи о человеческой природе государства порождали представление о том, что «государство есть средство преобразования общества, с помощью которого можно обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого разума в начале XVIII века достигли Петербурга и стали элементами общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович – блестящий оратор, писатель и общественный деятель, яркий сторонник реформ Петра. В его сочинении «Правда воли монаршей» излагается официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию Московского царства, а с другой – на западноевропейские теории естественного права, общественного договора и общего блага. Это первый в России вариант теории просвещенного абсолютизма.

Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии.

Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулатов несословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек – гражданин, человек – патриот.

Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование.

В Петербурге школа возникает как государственное учреждение. Она создавалась в первую очередь как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в таких областях, которые нужны были государству на данном этапе – мореходов, инженеров, офицеров. Задачи общего образования и воспитания в качестве первостепенных не значились. Общеобразовательное знание давалось лишь в той мере, в какой оно было необходимо для технической профессиональной выучки.

В 1714 году царь «для детей дворянских и приказных» учреждает цифирные школы, где изучали в основном арифметику и геометрию. Впоследствии дети дворян и духовенства были освобождены от обучения, и основной контингент этих школ – дети придворных и солдат. Годом позже создается Российская школа, или школа словесных наук, где чтению, письму и арифметике учили детей мастеровых, матросов и «прочих людей», которых готовили для работы на Адмиралтейской верфи.

В 1715 году в Петербурге на базе московской школы математических и навигационных наук была создана Морская академия, из выпускников которой выросли не только известные мореплаватели, но и ученые, писатели, художники. Это была казенная профессиональная школа высшего типа. Она носила сословный характер. С 1716 года в Петербурге стала действовать медицинская школа, а в 1719 году открыта инженерная школа. Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включавшая гимназию, университет и музей. Следует подчеркнуть, что первый университет в нашей стране был создан не в Москве, а на тридцать лет раньше в Петербурге, в составе Академии наук.

Помимо государственной профессиональной школы в начале XVIII века зарождается частная общеобразовательная школа. Таким образом, образование складывается в определенную систему.

Петр предпринимал решительные меры, целью которых было заставить дворян постигать светские науки. В 1714 году был принят Указ о запрещении неграмотным дворянам жениться и о недопущении неграмотных к службе.

Для развития образования и науки в Петербурге, по указанию Петра, была развернута широкая издательская деятельность. В 1711 году в Петербурге начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.

В 1719 году была открыта Кунсткамера, собрание раритетов которой послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Чтобы привлечь народ в Кунсткамеру, Петр приказал бесплатно угощать посетителей вином и кофе, для чего Кунсткамера получала из казны определенную сумму.

В Петербурге был основан и ботанический сад (1714), который называли в то время «аптекарским огородом».

Наука становится частью новой светской культуры.

Большие успехи были достигнуты в картографии, гидрографии. Изучение истории также диктовалось практической заинтересованностью. Согласно правительственным указам, собирали вещественные и письменные памятники прошлого.

Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной.

В Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, преобразованный в Придворную капеллу. Капелла была нужна двору не только для храмовых служб; ее стали использовать в светской концертной практике. Хористы сопровождали царя за границу, на театр военных действий. Хоровая культура капеллы Санкт-Петербурга была очень высокой. Славились также певчие Александро-Невской лавры.

Благодаря предпринятым мерам в короткий срок был осуществлен решительный переход от старого к новому, освоен европейский изобразительный язык. Вместо приемов иконописания в практику входят законы изображения видимого мира.

Источники:

https://studwood.ru/535099/kulturologiya/kultura_petrovskoy_epohi
https://studme.org/78141/istoriya/kultura_petrovskogo_vremeni
https://lektsii.com/1-74484.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]