14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература, музыка всегда Союз искусства и добра…. Красота-Истина-Добро

Альманах педагога

Автор: Сафронова Валентина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО “Краснотурьинский колледж искусств”
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Литература и музыка – союз искусства и добра
Дата публикации: 11.04.2018
Раздел: среднее профессиональное

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА – СОЮЗ ИСКУССТВА И ДОБРА

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы

даже не можем себе представить жизнь общества без искусства. Среди всего

которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. В соответствии с

Указом Президента Российской Федерации

2015 год был объявлен Годом

литературы. Это одно из важнейших культурных событий страны. Создали

классиков — Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

Похожи ли эти два вида искусства – литература и музыка? Что у них

общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку

ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы — это звук. Язык

слов и язык музыки. На первый взгляд они очень далеки друг от друга.

«Поэтическое искусство» французского поэта-символиста Поля Верлена.

«Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья, –

Способен на обман, измену, подлость,

Темны, как ночь души его движенья,

И мысли все угрюмы, как Эреб.

– эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.

Говоря о литературе, мы не можем не отметить, что литература без

музыки как птица с одним крылом. Литература и музыка, слово и музыка – два

непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к

согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают

шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке

должно состоять из благозвучных слов, которые легко

композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так

поэзия становится частью музыки.

Музыка и слово неразрывны. Союз этих двух искусств – мощное средство

для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного

мышления. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения так

же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей

говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. А.С. Грибоедова мы

создавал вдохновенные, изящные миниатюры.

конкурсе скрипачей-виртуозов и стал

победителем. Л.Н. Толстой страстно

Б.Л.Пастернак был пианистом… И эти примеры можно продолжать.

произведений. В первую очередь, конечно, вспоминается имя А.С. Пушкина и его

настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки.

гениальную оперу Чайковского? Или, читая стихотворение «Я помню чудное

мгновенье…», не вспомнить удивительный романс Глинки и необычную историю

посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь –

мелодия», – так сказал Пушкин.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до

конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой

слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы,

а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в

огромно и это, безусловно, их роднит. Литература помогает познать мир, музыка

учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои

мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на

читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы

музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её,

объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс.

Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную

ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у

прародителе самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял

не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его

лира, – этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла

живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном

памятнике литературы, получившем название «Миф об Орфее».

известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему

лиру, а музы научили играть на ней так, что он не только очаровывал диких

зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во

Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей

множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.

Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в

надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика Харона,

пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки

осуждённых. Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, бога

поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до

тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по тёмному

проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся,

чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы,

звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Со слезами на глазах музы

собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь

поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Лиру Орфея волны прибили к

острову Лесбос, где её возложили на почётное место в храме Аполлона. По

просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия.

Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком.

Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея,

раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве.

Опера К. Глюка – не единственное произведение, созданное на этот сюжет. Так,

одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году,

итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в

написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете

Игоря Стравинского. Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург

Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад».

Рубенса, Брейгеля и др.

Многие годы в Польше

в Сопоте проходил международный фестиваль

певцов «Золотой Орфей». И может быть, будут ещё созданы новые выдающиеся

произведения на этот бессмертный сюжет.

Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его

содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов,

помогает лучше понять идею. Вспомним «музыкальные» страницы сочинений

Льва Толстого. В рассказе «После бала» смена яркой, радостной, счастливой

персонажи из романа «Война и мир» – Наташа, Николай Ростовы, княжна Марья –

музыку больше других искусств», – писал Лев Толстой.

Великий композитор П.И.Чайковский в письме К.Романову сравнивал

поэзию А.А.Фета с музыкой: «Фет есть явление совершенно исключительное, в

лучшие свои минуты выходит он из пределов, указанных поэзии, и смело делает

шаг в нашу область, т.е. в музыку. Потому часто Фет напоминает мне Бетховена.

Читать еще:  Как лучше всего делать ставки. Эффективное управление собственным банком

Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души,

которые недоступны художникам слова. Это не просто поэт, скорее поэт-

Фортепианная соната №2 Л.Бетховена стала лейттемой повести А.Куприна

«Гранатовый браслет». Высокая и трагическая тема любви удивительно созвучна с

несомненно, обогащает каждое из этих искусств и одновременно делает их более

доступными, понятными широкому кругу слушателей и зрителей.

образов, мы следим и за либретто, словно читаем книгу. Либретто определяет

главную тему, содержание и смысл всей оперы. В основу оперных либретто

музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с либретто и с самим

Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье

позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А

Музыкально-литературная композиция «Призыв к доброте и красоте»

Оксана Зимина
Музыкально-литературная композиция «Призыв к доброте и красоте»

Звучит красивая музыка. На сцену выходят все участники композиции. Начинают читать стихи чтецы.

Обезоружить можно только добротой.

Она как чудо, что дано нам свыше.

Она, как Ангел, шествует с тобой.

Она стучится в твое сердце, слышишь?

Она бывает чуткой и простой.

Она бывает искренней и нежной.

Она не станет грешной, а святой

Всегда бывает и дает надежду.

Она повсюду, видишь? Оглянись!

В кормушке, в каждой хлебной крошке.

Она в улыбке, просто улыбнись!

И в миске с молоком, для кошки.

Она в садовой лейке, в каждой капле

Воды, которой ты цветы напоишь.

Она в глазах у одинокой цапли,

Которую никак не потревожишь.

Она в тяжелой сумке старика,

Которую поможешь донести.

Она в твоей ладони, так легка.

Возьми и просто руку протяни.

Идет по миру чудо-Доброта.

Из сердца в сердце мы ее несем.

Они ведь сестры: Доброта и Красота.

Мы добротою этот мир спасем!

Подставляйте ладони, я насыплю вам счастья.

Есть источник бездонный в дождь, в грозу и ненастье.

Я насыплю вам счастья, сколько вы захотите.

Это всё в вашей власти ну, берите, берите!

Нет конца и начала, нет границ поперечных.

Только вы получая, улыбнитесь сердечно.

И скажите кому – то, просто доброе слово.

Не лукавствуя мудро, это счастья основа.

Не жалейте улыбок, не жалейте участья,

И средь бед и ошибок вы получите счастье!

Отдавать его будем тем, кому пожелаем.

И, даря счастье людям, мы счастливыми станем!

Исполняется песня «Только добротой сердец»

Сл. и муз. Н. Тананко

Люби Творца и ближнего люби,

Не укради, не обмани другого,

нас учит совесть сердцем Бога знать.

И заповеди Божьи исполнять.

Ведущий – ребенок 1:

Однажды вечером в кругу одной семьи,

Шел разговор сердечный откровенный:

Что каждый подарил бы в знак любви

Спасителю сошедшему на землю?

“Нет в мире ничего,

Чего достоин Он любвеобильный!

Я ноги бы в слезах омыл Его,

Уставшие от стезей мира пыльных. “

“А я бы ложе лучшей простыней

Усталому Спасителю покрыла,

Чтобы нашел Он отдых и покой,” –

С улыбкой нежной мать проговорила.

Ведущий ребенок 2:

И только мальчик маленький молчал,

Задумчиво глядя во тьму, в окошко.

“А ты бы что, сынок, Иисусу дал? –

Скажи нам честно, крошка. “

Ведущий ребенок 2:

Ответил тихо мальчик:

“У меня игрушка есть для сердца дорогая,

Из плюша. Я отдам Христу коня. “

И рассмеялась вся семья родная.

Ведущий ребенок 1:

Смеялись долго. Вдруг раздался стук.

Дверь отворилась. Все умолкли сразу.

В глазах отца семьи блеснул испуг:

Вошел унылый странник, весь в одежде грязной.

В опорках ноги, из прорех торчат

Ступни немытые. Небритый, некрасивый.

Униженность в осанке и в очах.

Ведущий ребенок 1:

спросил отец брезгливо.

“Нельзя ли мне в сарае вашем ночь

Ведущий ребенок 1:

спросил униженно бездомный

” Нет, нет!- Ступайте прочь!

Мы на ночь не пускаем незнакомых”.

Ведущий ребенок 1:

Слезу смахнув ладошкою украдкой. –

“Я Богу дать лошадку обещал.

Возьмите, дядя, хоть мою лошадку. “

Ведущий ребенок 2:

Калитка тихо скрипнула опять,

Семья сидеть осталась тесным кругом,

Но глаз не смели ни отец, ни мать

На мальчика поднять; ни друг на друга.

Ведущий ребенок 1:

Мы часто в жизни не жалеем слов,

Красивых слов, напыщенных ничтожных.

На деле познаются лишь Любовь

И Доброта, слова без дела ложны.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Ребята, помните всегда, что вы не одиноки. Рядом с вами всегда находится ваш Ангел – Хранитель, которого даёт вам Бог при Святом Крещении.

Ангелы следуют за нами, охраняя нашу жизнь, помогают нам. Это наши неразлучные друзья.

Представьте себе, ребята, как оскорбляем мы наших самых преданных добрых друзей – ангелов, когда ведём себя плохо. Когда мы ленимся помогать родителям, ругаемся, обижаем младших и слабых. От этого очень горько и обидно становится нашему Ангелу – Хранителю. Он страдает и удаляется от нас.

Чтение стихотворения «Сквернословие»

Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –

Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,

Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.

Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,

А за грех его большой ангел плачет за спиной.

Если прислушаться к музыке сердца

И на мгновенье забыть о делах.

То, приоткрыв бесконечности дверцу,

Ангела свет узришь в небесах.

Светлые кудри спадают на плечи,

А за спиной два огромных крыла.

Это твой ангел явился на встречу,

Он не покинет тебя никогда.

Всю твою жизнь он находится рядом,

Шепчет подсказки на трудном пути.

Ангелу жизни не нужно награды,

Грустные мысли оставь позади.

Дорогие дети, помните всегда, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангела – Хранителя. А для этого надо потрудиться – надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей и выполнить их просьбы и наставления, делать много хороших и добрых дел. Ведь тогда Ангел – Хранитель будет радоваться о таком человеке, помогать ему в делах, защищать от всего плохого, злого.

Хорошо на этом свете

Добрые дела творить.

Вы поверьте мне, что лучше

Не отнять добро, а дать, –

И сойдет на ваши души

Не земная благодать…

Ребенок 2: В рай с собою не возьмете

Злато вы иль серебро,

В Царство Божие войдёте,

Только лишь творя добро!

А в старой Азбуке буквы назывались словами:

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро,

Живете, Земля, Люди, Мыслите, Покой

Азбука как бы говорила: «Люди Земли, живите, мыслите, думайте и творите добро»

Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.

Добрым быть, совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто!

Читать еще:  Биография французской писательницы франсуазы саган. Франсуаза Саган: биография

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Я верю — твой Ангел с тобою,

стоит у тебя за спиной —

и ласково водит рукою

над славной твоей головой.

Я верю — он слышит молитвы,

И сразу на помощь придёт —

Чтоб новые шансы возникли,

Он новые звёзды зажжёт …

Я верю, твой Ангел с тобою.

И пусть иногда он незрим —

Он связан с твоею душою,

Он с сердцем твоим неделим …

Я верю — он даст тебе крылья.

Я верю — ты к звёздам взлетишь,

И станут мечты твои былью —

Всё сможешь и всё воплотишь.

Концерт для ветеранов. Музыкально-литературная композиция для детей старшей и подготовительной групп КОНЦЕРТ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ Для детей старшей и подготовительной групп Под музыку дети заходят в зал, старшая группа садятся на места, подготовительная.

Музыкально-литературная гостиная «Музыка зимы» Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия). Задачи: развивать.

Музыкально-литературная композиция «Берегите Байкал» Сценарий музыкально – литературной композиции «Берегите Байкал» (по произведениям поэтов Л. Гибадуллиной «Откровение Байкала» и М. Митюкова.

Музыкально-литературная композиция «Любовь, комсомол и весна!», посвященная 100-летию со дня рождения Влксм Музыкально-литературная композиция «Любовь, комсомол и весна!», посвященная 100-летию со дня рождения Влксм (15–20 минут) Автор сценария:.

Музыкально-литературная композиция по ФГОС «Этих дней не смолкнет слава» Музыкально-литературная композиция по ФГОС «Этих дней не смолкнет слава» Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне.

Музыкально-литературная композиция по экологии «Путешествие Лучика» Музыкально-литературная композиция по экологии “Путешествие Лучика” .Эта постановка была показана детьми старшей и подготовительной групп.

Музыкально-литературная композиция к Дню Победы 9 мая Зал празднично оформлен. Дети входят в зал, под музыку 01. «День Победы, садятся на стульчики. Вед. 1 Девятое мая – День нашей славной.

Музыкально-литературная композиция «Сияет солнце в день Победы!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Сценарий музыкально-литературной.

Музыкально — литературная композиция «Светлая Пасха Христова» для старшего дошкольного возраста Звучит колокольный звон. Дети в народных костюмах входят в зал, останавливаются у центральной стены. Реб 1. Запел Щегол и певчий дрозд.

Музыкально-литературная композиция «Звёзды Победы» Музыкально – литературная композиция «Звёзды Победы» Задачи: – Закрепить представление детей о празднике – День Победы; – Способствовать.

Конспект урока .Тема”Музыка и литература.Поэты и писатели о музыке и музыкантах” 5класс

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

5класс урок №_________

Тема: «Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах»

. искусства ежеминутно переходят одно в другое,
один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.

Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

развитие чувства художественного слова;

знакомство с новыми произведениями искусства;

расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

развитие исследовательских способностей;

развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

развитие образного мышления.

привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

определение значимости роли музыки в жизни человека;

воспитание чувства любви к Родине;

воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Компьютер, видеоряд к музыкальному произведению, видеоряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видеоряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.

Материал для слушания.

Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов 2-я часть «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет зима – аукает ».

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята ,давайте представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.
– Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?
Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова. Просмотр видео ряда.
– Это русский композитор?
– Почему вы так решили?
(Варианты ответов учащихся).
– О чем это музыкальное произведение? – (О России, о Храме, о нашей Родине)

– Как он относится к Родине? (Варианты ответов учащихся: композитор воспевает свою Родину, восхищается ею, любит ее и др.)

– Кто исполнил это произведение? – (Смешанный хор. Музыка звучала без сопровождения).
. – Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта. Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.
Вы очень много смогли сказать о композиторе Г.В.Свиридове.

( Просмотр презентации о Г.В.Свиридове на фоне рассказа).

– Русский композитор, родился в один из холодных декабрьских вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову. Затем, будет переезд в г. Курск, где Свиридов начнет заниматься в музыкальной школе. Здесь сегодня музей и установлен памятник композитору в 2005г. Затем, будет Ленинградский музыкальный техникум, Ленинградская консерватория. Встреча с Д.Д.Шостаковичем.
Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский. Среди этих поэтов есть один, творчество, которого сначала не очень замечал Свиридов. Если бы ни друг Свиридова, который однажды вечером читал стихи этого поэта. Стихи Есенина так потрясли композитора, что он 15 часов подряд сочинял первую часть произведения, которое мы будем слушать, а в течение двух недель Г.В. Свиридовым будут дописаны остальные девять. Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт. Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

– (Это стихи С. Есенина, русского поэта.)

. – Вы догадались – это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта? – (Лирические, красивые, выразительные.)
– Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят произведений написано на стихи Есенина у Г.В.Свиридова.
Сегодня мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Эпиграфом к поэме Свиридов выбрал стихи Есенина: «…более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».
– Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр? – (К литературе.)
– Что это за жанр этого музыкального произведения? – (Поэма – это большое произведение).
Поэма – это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей. Вторая часть «Поет зима – аукает!».

Читать еще:  Комар рисунок карандашом. Как нарисовать комара карандашом поэтапно

Приложение1 на экран
– Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово – «поет».
– Знакомо ли вам это стихотворение? – (Знакомо.)
– Попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы стали композиторами? – (Учащиеся предлагают разные варианты).
– Наверно, стоит начать с внимательного прочтения текста. С «вслушивания» в него. О Свиридове говорили: «Он обладает абсолютным поэтическим слухом».
– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?
– (Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.)
– Какие средства вы знаете?

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…

У . – Какая музыка будет созвучна этим строчкам? … (Зима – образ богатырской силы, мужества, «стозвон» – звон колокола. Это – символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике.

Учащиеся предлагают варианты, например:

Характер – тревожный, решительный
Темп – умеренный
Динамика – яркая.
Мелодия – скачки, нет плавности

– … Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…

– Будет ли изменяться музыка? Как? Учащиеся предлагают свои варианты.

Характер – решительный, но более спокойный
Динамика – яркая
Мелодия – более распевная.

-…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

– Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?

Варианты учащихся, например:

Темп – более быстрый
Мелодия – развитая, с изгибами, более плавная
Ритм – четкий.

… Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…

– Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»?

Варианты учащихся, например:

Характер – более мягкий
Динамика – тихая, не громко
Мелодия – без скачков, протяжная
Темп – спокойнее.

– … А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

– Как изменяются образы, как изменяется их характер?

Варианты учащихся, например:

Ритм – четкий
Характер – жесткий, тревожный
Мелодия – решительная
Динамика – яркая, звучит громко
Темп – быстрый.

… И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна, красавица весна.

. – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?

Варианты ответов учащихся, например:

Темп – спокойный
Динамика – тихая
Ритм – менее четкий
Лад – мажор.

– Музыка постоянно изменяется. Как?
– (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.
– Кто будет исполнять? – (Смешанный хор)
– Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?

Давайте вместе попробуем продирижировать.
Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.

Слушание второй части «Поет зима – аукает».

– Вы молодцы, очень много вы почувствовали так же как и композитор.

(Выписать на доску: Поэма для хора, тенора и симфонического оркестра)
– Музыка дает эмоциональную окраску стихам, придает большую выразительность.
Г .В.Свиридов писал: «Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира».
– Имеет ли право композитор что-нибудь изменить как ему хочется? – (Нет.)
– Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…» на экране
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.
Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем? – (Мастер.)
– Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере ».(прочитать из учебника)
– Какое отношение к музыке у Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку? Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?

Знакомство с рассказом. .

(Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека»)

Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее. Экран
– А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
– В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства?
Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни. Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении.

– Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. Удрас А.Ф.

– Основная тема произведений – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви , к дому, друзьям…
*ритмическое упражнение « Во поле береза стояла»

*Упражнение на дыхание, звук А,У

Повторение песни «Моя Россия»

– Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.

Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина и писателя В.П. Астафьева воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина. Учащиеся будут сопоставлять поэтический текст с музыкальным, обращать внимание на тембровую красочность смешанного хора и симфонического оркестра, на их выразительные возможности. Еще Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

Важно обратить внимание учащихся на то, что не только поэт помогает музыканту создавать художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее эмоциональностью.

В рассказе «Слово о мастере» В.П. Астафьев обращает внимание на значимость музыки в жизни человека. Автор дает ответ на вопрос о роли музыки в творчестве поэтов, писателей.

В ходе урока происходит развитие творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображения через «собственное» участие в музыкальной деятельности; решаются разного рода образовательные и воспитательные задачи.

В результате учащиеся приходят к выводу о неразрывности музыки и литературы, находят общее для двух видов искусства и подчеркивают значимость музыкального искусства для творчества поэтов.

Источники:

https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23140
https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-literaturnaja-kompozicija-prizyv-k-dobrote-i-krasote.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-temamuzika-i-literaturapoeti-i-pisateli-o-muzike-i-muzikantah-klass-1378346.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]