Литература сентиментализма (XVIII век). Русская литературная критика XVIII века
Сентиментализм в русской литературе 18 века
Классицизм в русской литературе 18 века
Собственно литература 18 века
Литература петровского времени
Знать отличия литературы 18 в. от древней литературы.
Иметь представление о том, что такое классицизм и сентиментализм;
Своеобразие литературного процесса в 18 в.
Занятие №1
Цели:
Ход занятия:
1. Оргмомент, цели:
2. Актуализация:
3. Лекция:
18 литературный век равен веку хронологическому. Общее значение литературного 18 века заключается в его переходном характере: от древней литературы словесность делала переход к классике (19 век).
Отличия русской литературы 18 века от древней литературы:
1. Древняя литература была рукописной, а в 18 веке литература получила печатный станок, что сделало печатное слово распространённым;
2. Древняя литература не претендовала на авторство, чего нельзя сказать о литературе 18 века, хотя в это время было всё еще много безымянных произведений, всё же появились первые профессиональные писатели;
3. Древняя литература во многом была церковной, а среди литературы 18 века достаточно много и светских произведений;
Внутри литературы 18 века можно выделить 2 этапа её развития:
Этот этап охватывает 1/3 18 века вплоть до 30-х гг.
Именно в это время большое развитие получает книгопечатание. Происходит 1–ая орфографическая реформа, в результате которой из алфавита уходят устаревшие буквы (например, юсы). В петровскую эпоху впервые начинает выходить газета с политическими новостями. Именно в это время появились следующие книги: «Юности честное зеркало», «Приклады, как писать комплименты» и др. Активно в петровскую эпоху развивается лирика, т.е. стихи. Они пишутся не в привычном для нас виде, а часто даже не имеют рифмы, хотя первые поэты уже записывают их в столбик. Именно в это время назревает необходимость реформы русского стихосложения, которую начинает проводить Василий Кириллович Тредиаковский. Позднее этот вопрос вызывает интерес и у Михаила Васильевича Ломоносова, который предлагает свой проект реформы. 17 октября 1672 года принято считать датой рождения русского театра. В этот день состоялась первая премьера при дворе царя Алексея Михайловича, длившаяся без антрактов 10 часов.
Данный период характеризуется развитием двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма. С возникновением и развитием классицизма связаны такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков. Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин.
Имя Ломоносова связано не только с историей развития словесности, но и других наук. В филологию этот человек вошел не только как автор «Российской грамматики» и создатель теории о трех «штилях» языка (высоком, среднем и низком), не только как автор драматургических произведений, но и как талантливый поэт, переводивший оды древнегреческого поэта Анакреона, а также создавший свои. Самыми известными из них стали «Ода на взятие Хотина» (написана после захвата русскими войсками турецкой крепости, расположенной в Молдавии), «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». В этой оде есть такие строки: «…может собственных Платонов,/ И быстрых разумом Невтонов/ Российская земля рождать».
Фонвизин вошел в русскую литературу как автор самого известного на тот период драматического произведения – комедии «Недоросль» (1782), которая до сих пор не сходит со сцены. Главной темой этого произведения стал очень волновавшийся писателя вопрос о дворянском «злонравии». Фонвизин писал: «Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало моё сердце». Главный герой пьесы – Митрофан – предстаёт перед нами полным невеждой, он недоросль в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинство других людей и в гражданском смысле, так как совсем не понимает своих обязанностей перед государством.
Развитие сентиментализма связано в русской литературе, прежде всего, с именем Карамзина. Этот писатель стал одним из наиболее последовательных просветителей, осуждавших тиранию и деспотизм правителей, ратовавших за внесословную ценность человека. Наиболее известны такие произведения, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза». Оба они впервые были опубликованы в журнале, издаваемым самим Карамзиным («Московский журнал»). Огромным подвигом писателя была его работа над «Историей государства Российского». Пушкин писал: «Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Однако всем этим не исчерпываются заслуги писателя. Белинский полагал, что творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие литературы 19 века. Критик даже говорил о карамзинском периоде в русской литературе, продолжавшемся вплоть до 20-х гг. 19 века. Белинский писал: «Карамзин … первый заменил мёртвый язык книги живым языком общества».
4. Д/З
Учить лекцию, выписать определения того, что такое классицизм, сентиментализм, что такое ода; доклады по творчеству Державина и Радищева (на 5 мин).
Русская литература во второй половине 18 столетия
В конце XVII и начале XVIII в. в западноевропейской литературе и искусстве господствовал классицизм – правление, выражавшееся в подражании искусству и поэзии древней Греции и Рима. Особенно сильное развитие классицизм получил во Франции. В русской литературе середины XVIII в. классицизм также становится господствующим направлением, причём в России классицизм принимает своеобразные формы.
В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.
Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).
А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.
Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.
Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.
Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)
В последней четверти XVIII в. на смену классической трагедии в России появляется национально-русская комедия с ярко выраженной социальной темой. Комедия, чтобы быть понятной и увлекательной, должна была пользоваться русским бытовым материалом. Это приближение к русской действительности, к реализму мы находим в произведениях Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), высмеивавшего пороки дворянского общества, его низкопоклонство перед Западом. В типах, выведенных в замечательных комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», в сварливой и жадной бригадирше, в глупой и злой Простаковой, в грубом Скотинине, в ленивом и невежественном Митрофанушке читатели узнавали современных им людей.
Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Большая заслуга в упрощении стихотворной речи принадлежит выдающемуся русскому поэту конца XVIII в. Гавриилу Романовичу Державину (1743—1816). Державин вводил в свои стихи народный русский язык и показал его большую музыкальность и силу. Державин был поэтом дворянской империи, её могущества и её военных успехов. Но в то же время он старался обличить пороки сильных «властителей», которые своим злодейством потрясают землю, а неправдою колеблют небеса. Державин, борясь с пороками «властителей», думал этим укрепить крепостническое государство.
Сентименталисты в русской литературе
В конце XVIII в. в России возникает новое литературное направление — сентиментализм, в особенностях которого сказались противоречия русской действительности XVIII в. Писатели этого направления обращали главное внимание на воспроизведение человеческих чувств («сентиментализм» происходит от французского слова sentiment — чувство).
Крупнейшим представителем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1765—1826). Огромный успех у читающей публики имели «Письма русского путешественника», в которых Карамзин описывает своё пребывание за границей. Особую известность получило произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», тема которого — несчастная любовь крестьянской девушки к дворянину. Впоследствии Н. М. Карамзин отошёл от художественной литературы, полностью посвятив себя занятиям по русской истории.
Часть русских писателей пользовалась сентиментализмом как средством для изображения противоречивших действительности картин мирной и счастливой деревенской жизни, полного согласия между крестьянами и помещиками. Так, Василий Майков через два года после подавления восстания Пугачёва написал комическую оперу «Деревенский праздник или увенчанная добродетель». В ней был выведен хор крестьян, который должен был петь: «Дав оброк с нас положенный, в жизни мы живём блаженной за господской головой».
Своеобразие русского сентиментализма
Своеобразие русского сентиментализма
Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг.
Уже начиная с 1760-х гг. в Россию проникают произведения европейских сентименталистов. Популярность этих книг вызывает множество переводов их на русский язык. По словам Г. А. Гуковского, «уже в 1760-х годах переводится Руссо, с 1770-х годов идут обильные переводы Гесснера, драм Лессинга, Дидро, Мерсье, затем романов Ричардсона, затем «Вертер» Гете и многое, многое другое переводится, расходится и имеет успех»[174]. Уроки европейского сентиментализма, разумеется, не прошли бесследно. Роман Ф. Эмина «Письма Ернеста и Доравры» (1766) – очевидное подражание «Новой Элоизе» Руссо. В пьесах Лукина, в «Бригадире» Фонвизина чувствуется влияние европейской сентиментальной драматургии. Отзвуки стиля «Сентиментального путешествия» Стерна можно обнаружить в творчестве Н. М. Карамзина.
Эпоха русского сентиментализма – «век исключительно усердного чтения»[175]. «Книга становится излюбленным спутником в одинокой прогулке», «чтение на лоне природы, в живописном месте приобретает особую прелесть в глазах «чувствительного человека», «самый процесс чтения на лоне природы доставляет «чувствительному» человеку эстетическое наслаждение»[176] – за всем этим обозначается новая эстетика восприятия литературы не только и даже не столько разумом, сколько душой и сердцем.
Но, несмотря на генетическую связь русского сентиментализма с европейским, он вырастал и развивался на русской почве, в другой общественно-исторической атмосфере. Крестьянский бунт, переросший в гражданскую войну, внес свои коррективы как в понятие «чувствительности», так и в образ «сочувственника». Они обрели, и не могли не обрести, ярко выраженную социальную окраску. Радищевское: «крестьянин в законе мертв» и карамзинское: «и крестьянки любить умеют» не столь различны меж собой, как это может показаться на первый взгляд. Проблема естественного равенства людей при их общественном неравенстве имеет у обоих писателей «крестьянскую прописку». И это свидетельствовало о том, что идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма, но этико-философское ее наполнение не противостояло комплексу либеральных социальных понятий.
Разумеется, русский сентиментализм не был однородным. Радищевский политический радикализм и подспудная острота противостояния личности и общества, которая лежит в корне карамзинского психологизма, вносили в него свой оригинальный оттенок. Но, думается, концепция «двух сентиментализмов», сегодня уже вполне исчерпала себя. Открытия Радищева и Карамзина находятся не только и не столько в плоскости их социально-политических взглядов, сколько в области их эстетических завоеваний, просветительской позиции, расширения антропологического поля русской литературы. Именно эта позиция, связанная с новым пониманием человека, его нравственной свободы при социальной несвободе и несправедливости, способствовала созданию нового языка литературы, языка чувства, ставшего объектом писательской рефлексии. Комплекс либерально-просветительских социальных идей перелагался на личностный язык чувства, переходя таким образом из плана общественной гражданской позиции в план индивидуального человеческого самосознания. И в этом направлении усилия и поиски Радищева и Карамзина были одинаково значимы: одновременное появление в начале 1790-х гг. «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Писем русского путешественника» Карамзина лишь документировало эту связь.
Уроки европейского путешествия и опыт Великой французской революции у Карамзина вполне корреспондировали с уроками русского путешествия и осмыслением опыта русского рабства у Радищева. Проблема героя и автора в этих русских «сентиментальных путешествиях» – прежде всего история сотворения новой личности, русского сочувственника. Герой-автор обоих путешествий не столько реальная личность, сколько личностная модель сентиментального миросозерцания. Можно, вероятно, говорить об определенном различии этих моделей, но как о направлениях в пределах одного метода. «Сочувственники» и Карамзина и Радищева – современники бурных исторических событий в Европе и в России, и в центре их рефлексии – отражение этих событий в человеческой душе.
Русский сентиментализм не оставил законченной эстетической теории, что, впрочем, скорее всего и не было возможно. Чувствительный автор оформляет свое мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подает его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика не вычленяется из художественного целого искусственно и не складывается в определенную систему: она обнаруживает свои принципы и даже формулирует их непосредственно в тексте произведения. В этом смысле она более органична и жизненна по сравнению с жесткой и догматичной рационализированной системой эстетики классицизма.
В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила прежде всего принципы «воспитательного романа» и методологические основы европейской педагогики. Чувствительность и чувствительный герой русского сентиментализма были устремлены не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учетом реального исторического и социального контекста. Дидактика и учительство в этой связи были неизбежны: «Учительная, воспитательная функция, традиционно присущая русской литературе, осознавалась и сентименталистами как важнейшая»[177].
Показательным представляется и последовательный интерес русского сентиментализма к проблемам историзма: сам факт появления из недр сентиментализма грандиозного здания «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина выявляет результат процесса осмысления категории исторического процесса. В недрах сентиментализма русский историзм обретал новый стиль, связанный с представлениями о чувстве любви к родине и нерасторжимости понятий любви к истории, к Отечеству и человеческой души. В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин сформулирует это так: «Чувство, мы, наше, оживляет повествование, и как грубое пристрастие, следствие ума слабого или души слабой, несносно в историке, так и любовь к отечеству дает его кисти жар, силу, прелесть. Где нет любви, нет и души»[178]. Очеловеченность и одушевленность исторического чувства – вот, пожалуй, то, чем сентименталистская эстетика обогатила русскую литературу нового времени, склонную познавать историю через ее личностное воплощение: эпохальный характер.
Источники:
https://studopedia.ru/3_193367_sentimentalizm-v-russkoy-literature–veka.html
https://maxanto.ru/news/istoriya/russkaya-literatura-18-stoletiya-/
https://lit.wikireading.ru/45808