4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература термины и понятия. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (литературоведческие термины)

Словарь литературоведческих терминов для подготовки к ЕГЭ по литературе

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Захаровская Екатерина Игоревна
  • Написать
  • 30857
  • 16.04.2017

Номер материала: ДБ-379466

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 16.04.2017
  • 760
  • 16.04.2017
  • 35768
  • 16.04.2017
  • 212
  • 16.04.2017
  • 364
  • 16.04.2017
  • 453
  • 16.04.2017
  • 282
  • 16.04.2017
  • 868

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Литература термины и понятия. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (литературоведческие термины)

1624 дн. с момента
до начала нового учебного года

Словарь литературоведческих терминов

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория — Условное изображение отвлечённого понятия или явления посредством конкретного образа или понятия (и наоборот).

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Амфибрахий — Трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Анапест — Трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.

Анафора — Изобразительное средство, единоначатие, повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения.

Античность (от лат. antiquus — древний) — В широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции).

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Афоризм — Краткое, устойчивое выражение, пришедшее из литературного источника.

Баллада — Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие.

Басня — Краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Былина — Произведение устной народной поэзии о богатырях и народных героях.

Гротеск — Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — Трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Драма — Род литературы, объединяющий произведения, созданные для представления в театре.

Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).

Житие — жизнеописание знаменитых деятелей церкви и светских лиц, возведенных в ранг святых.

Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.

Загадка — Краткое, требующее отгадки, иносказательное предложение.

Идея — Это мысль, намерение (то, что автор хотел отразить в своем произведении).

Ирония — Притворство, срытая насмешка, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее его под сомнение.

Классификация — Эти деление на группы, разряды, классы.

Композиция — Деление произведения на определенные части, связанные друг с другом сюжетом, особой организацией пространства и времени.

Конфликт — Столкновение двух или более сторон.

Красноречие — Один из жанров древнерусской литературы, прообраз публицистики, в котором авторы давали своим современникам или потомкам назидания, поучения или высказывались по вопросам общественно-политического характера.

Кульминация — Композиционная часть повествования, в которой происходит обозначение путей решения основных проблем и разрешения конфликта, наивысшая точка развития действия.

Читать еще:  Когда будет фестиваль круг света в. Прямая трансляция церемонии открытия фестиваля

Легенда — Устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастика, воспринимаемая как достоверность.

Лирика — Род литературы, произведения которого ритмически организованы, имеют стихотворную форму, представляют читателю внутренний мир субъекта, сферу его переживаний и чувств.

Литература — Искусство, предметом которого является слово.

Литота — Преуменьшение (троп, обратный гиперболе).

Метафора – Употребление слова в переносном значении.

Метонимия — Частный случай метафоры, перенос значения на основе смежности явлений, называние целого по его части.

Миф — Жанр устного народного творчества, в котором при помощи художественных образов объясняются явления природы, культуры, религии.

Новелла — Малая форма повествовательной литературы, рассказ, имеющий необычный поворот сюжета.

Оксюморон — Изобразительное средство, сочетание несочетаемых по лексическому значению слов.

Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.

Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»

Очерк — Публицистический жанр, в котором главную роль играет констатация фактов, а не ассоциации.

Пейзажная лирика — Вид лирики, изображающий чувства лирического героя, возникшие у него при общении с природой.

Пейзажно-символическая лирика — Стихотворения, герои которых – люди – скрыты под образами природы.

Песнь — произведение устного народного творчества эпического или героического характера, написанное в стихах.

Перифраз — Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Письмо — Послание адресату, имеющее особые признаки формы: приветствие, адресность, обращение к адресату, формулы прощания.

Повесть — Особая форма эпической литературы, произведение, описывающее отрезок из жизни главного героя.

Поговорка — Часть изречения, эмоционально окрашенная, определяющая какое-либо явление.

Пословица — Это краткое, устойчивое в речи, ритмически организованное, многозначное изречение.

Поэма — Крупное многочастное стихотворное сюжетное произведение.

Притча — Один из жанров религиозной литературы, аллегорический рассказ.

Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.

Размер — Число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рама — Фрагмент, обрамляющий основное повествование.

Рассказ — Малая форма эпической литературы, которая может существовать как в устной так и в письменной форме, повествующая об одном событии из жизни героя.

Ремарка — Авторский комментарий к реплике героя драматургического произведения.

Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (стихов).

Род литературы — Группы литературных произведений сходных по смыслу и по направленности: на объект — эпос, на субъект — лирика, на акт высказывания — драма.

Роман — Большая эпическая форма, содержанием которой является судьба отдельной личности в процессе её становления и развития, развёрнутая в художественном времени и пространстве.

Сага — Вид героического эпоса (создавалась германскими народами). В основе — изображение вождя (князя, героя) и его героических деяний.

Сатира — Обличение пороков человека или общественных пороков.

Сарказм – Высшая степень проявления иронии.

Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.

Синекдоха — Частный случай метафоры, называние части по целому.

Сказание — Повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.

Сказка — Рассказ, фантазия с особыми правилами построения и стиля.

Сонет — Стихотворение из 14 строк: 2 катрена на 2 рифмы, 2 терцета на 2 или 3 рифмы.

Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».

Стопа — Основная единица ритма, повторяющаяся группа, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов.

Строфа — Группа стихов, объединённых способом рифмовки, смысловыми и синтаксическими ритмическими единствами.

Сюжет — Цепь событий в произведении.

Триолет — Восьмистишие с рифмовкой по схеме АВаАаbab: где заглавные буквы — тождественные строки(повторяющиеся): 1, 4, 7 — повтор и 2, 8 — повтор. После 2, 4 стиха пауза или точка.

Читать еще:  Креативный кризис. Творческий кризис - что делать? Наслаждайтесь своим кризисом

Троп – Изобразительное средство.

Философская лирика — Вид лирики, изображающий мысли лирического героя, обдумывающего проблемы бытия.

Фольклор — 1) Обычаи, обряды и быт народа. 2) Устное народное творчество.

Хорей — Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Цикл рассказов — Объединение ряда рассказов на основе тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля.

Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.

Эллипсис — П ропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Эпитет — Определение какого — либо понятия, предмета, имеющее оценочное значение.

Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.

Эссе — Публицистический жанр, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Юмор — Доброжелательное изображение недостатков человека или общественные явления, которые не носят характера пороков.

Ямб — Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Литература термины и понятия. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (литературоведческие термины)

Литературоведческие термины к ОГЭ и ЕГЭ

Информация

Другое

Действия

13 записей

Представляем вашему вниманию романсы на известные стихотворения таких великих писателей, как А.С. Пушкин и С.А. Есенин

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, Показать полностью…
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

С.А. Есенин «Песнь о собаке»

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Пример сочинения ОГЭ №2.3 на тему «Каким предстаёт консервативное московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?»

Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие Показать полностью… общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел всю жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и Молчалины — останутся не у дел. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества.

Читать еще:  Детские рисунки зимние забавы. Конспект занятия по рисованию «Наши зимние забавы

Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы.

Пример сочинения ЕГЭ 17.4 на тему «Какое значение для понимания произведения имеет его композиция?»

Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «Героя нашего времени», Показать полностью… — нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина, внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч», затем — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов — «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»; за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку — «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает — «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, — как заявляет автор в предисловии к «Журналу Печорина», — хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова — его создателя, становится заключительная глава произведения — «Фаталист», которая несет в себе важные и во многом итоговые умозаключения Печорина.

Источники:

http://infourok.ru/slovar-literaturovedcheskih-terminov-dlya-podgotovki-k-ege-po-literature-1801498.html
http://www.sites.google.com/site/legkoucitsavmeste/literatura/slovar-literaturovedceskih-terminov
http://vk.com/ege_oge_9_11_literatura

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector