Литературные направления в хронологическом порядке. Литературное течение
ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
Предлагаю таблицу с кратким описанием особенностей литературных направлений.
Таблица поможет при выполнении заданий ЕГЭ, а также при подготовке к урокам литературы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода.
Литературное направление.
Особенности.
Классицизм.
- Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
- «Говорящие» фамилии героев.
- Принцип трёх единств: места, времени ( в течение суток), действия.
- Наказание порока, торжество добра.
- Деление жанров на высокие (ода, трагедия, героический эпос) и низкие (комедия, сатира, басня); соответствие языка, художественных особенностей, сословной принадлежности героев для каждого из них.
- Четкость, ясность и логичность.
- Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
Сентиментализм.
- Особенное внимание к внутреннему, душевному миру героев;
- Главная цель автора- описание чувств, переживаний героев; умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
- Главные герои – обычные люди, незнатные и небогатые, простые, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
- Культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
- Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
- Природа – не просто фон, она помогает ярче понять героев.
- Главная цель – утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Романтизм.
- Герои – яркие, исключительные личности.
- Главный конфликт – конфликт личности и общества.
- Герои – яркие, исключительные личности, независимые и непокорные; они обычно оказываются одинокими, поскольку окружающее общество не способно их понять и принять. Они — одни против всех, всегда находятся в состоянии борьбы. Но эти герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не являются отрицательными.
- В центре внимания – богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.
- Личность главного героя содержит множество загадок и тайн.
- Необычные обстоятельства (горы, дремучий лес, цыганский табор и пр.).
- идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть.
Реализм.
- Правдивое изображение действительности.
- Типичные образ в типичных обстоятельствах.
- Правдивость деталей в конкретных условиях.
- Изображение действительности в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;.
- Стремление раскрыть сущность жизненных явлений.
- Отражение нравственных проблем, большое воспитательное значение.
- Изображение социальных проблем, критическое отражение пороков общества.
- Изображение человека во взаимодействии со средой, влияние социальной среды на духовный мир человека, формирование его характера.
- Взаимодействие, взаимовлияние характеров , герои не только находятся под влиянием среды, но и сами воздействуют на неё.
- Критический реализм характеризуется сатирическим изображением действительности, стремлением обнажить порки общества, призвать к борьбе с ними.
Социалистический реализм.
- Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
- Задача – воспитание в духе социализма.
- Главные положительные герои – коммунисты, отстаивающие Советскую власть, защищающие её.
- Изображение изменения сознания людей, восприятие ими идей социализма.
- Принципы реализма.
Народность. Это и понятность литературы для простого народа, и использование народных речевых оборотов и пословиц .
Идейность – изображение мирного быта народа, поиска путей к новой, лучшей жизни, героических поступков с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность – изображение изменяющихся условий жизни, в процессе чего люди меняют своё сознание, отношение к окружающей действительности).
Модернизм.
Модернисты превыше всего ставили ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.
Существовало несколько направлений модернизма.
Акмеизм.
- Освобождение поэзии от символики, призывов к идеальному, возвращение к ясности и конкретности.
- Принятие и прославление жизни в её многообразии.
- Предметность и чёткость образов, отточенность деталей.
- Изображение подлинных человеческих чувств.
- Гедонизм- наслаждение жизнью, адамизм – изображение естественной сущности человека, кларизм- простота и ясность языка.
- Широкое использование разговорных элементов языка, диалогов, повествования.
Имажинизм.
- Цель творчества состоит в создании образа.
- Основное выразительное средство имажинистов — метафора.
- Идея: «поедание образом смыслом», которое проявлялось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл, то есть главенство слова над идеей.
- Стремление обновить поэтический язык.
- Наличие эпатажных литературных приемов, присутствие анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта».
- Часто присутствуют упаднические настроения, изображаются картины духовного опустошения.
- Произведениям свойствен пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.
Символизм.
- Центральное место отводится символу.
- Преобладает стремление к высшему идеалу.
- Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления.
- Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом.
- Изысканность, лёгкость и музыкальность стиха.
- Максимальное использование звуковых и ритмически свойств поэзии.
- Недосказанность, утаённость смысла; намёки, иносказание.
- Стремление создать картину идеального мира.
Футуризм.
- Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
- Отрицание культурных традиций, стремление создать культуру будущего.
- Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек.
- Ориентация на произносимый стих, лозунг. Плакат.
- Активное словотворчество.
- Культ городов, техники.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Литературные направления в хронологическом порядке. Литературное течение
Классицизм – XVIII – начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
Сентименатализм – XVIII – начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм – конец XVIII – XIX век
1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм – XIX – XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм – последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,
В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм делится на:
Символизм – 1870 – 1910 годы
1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
Импрессионизм – последняя треть XIX – начала ХХ века.
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
Ги де Мопассан, П. Верлен,
М. Пруст (Франция)
Экспрессионизм – 1910 – 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
Черты экспрессионизма – в тв-ве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого (Россия)
Экзистенциализм – середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
Из истории мировой литературы
Литература, по-видимому, возникла позже некоторых других видов искусства, так как ее материалом является слово, речь. Разумеется, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматических форм. По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки) относятся примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных к XXV—X тыс. до н. э.
Интересные факты о литературе
А знаете ли вы, что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик? Поэт всегда знал, что отец его, Юрий Петрович Лермонтов, прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. Тот служил наемником в польском войске, а в 1613 году, защищая Белую крепость, был взят в плен и перешел на сторону России, где и стал родоначальником многочисленных потомков.
А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте, поэте древней Шотландии, жившем в XIII веке, М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта, часто оформленные как предсказания, гораздо больше сохранилось преданий о нем.
Рассказывают, что на древнем Эйлдонском холме, где покоятся, согласно легенде, король Артур и его рыцари, стоял Эйлдонский дуб, в котором был вход в царство фей. В юности Томас влюбился в фею, и она забрала его в свое царство на 7 лет. Там он и получил свой вещий дар, и, вернувшись, пророчествовал об исходе войн, о судьбе королей и городов, а потом снова ушел к своей фее – навсегда. Слава Томаса из Эрсильдауна была сродни славе Мерлина или Нострадамуса.
Увлекаясь Вальтером Скоттом, М.Ю. Лермонтов, конечно, читал его балладу «Thomas the Rymer». Но в балладе фамилия Томаса не названа, В. Скотт называет его Томас-Рифмач, так что, скорее всего, Лермонтов не знал о своем вероятном поэтическом предке. Шотландский поэт пророчил, что когда-нибудь он вернется на землю молодым. Может, его пророчество сбылось, и он вернулся, но уже в России? Иначе откуда через 500 с лишним лет в стихах его далекого потомка звучит такая мистическая и мрачноватая пророческая сила?
Из истории мировой литературы
Свадебный обряд у многих народов имеет черты своеобразного обрядово-религиозного действа, отчетливые элементы театральности. То же следует сказать и о различных календарных аграрных народно-обрядовых играх, изображающих смену зимы весной или летом в виде борьбы, спора двух сил, в виде «похорон» куклы или актера, воплощающих побежденную, умирающую зиму.
Более сложные формы календарных действий связаны с культом умирающего и воскресающего бога. Таковы древнеегипетские культовые мистерии об Осирисе и Исиде, древневавилонские новогодние празднества в честь Мардука, древнегреческие мистерии в честь богов плодородия Деметры и Диониса. (Таковы, в сущности, по своему генезису и средневековые христианские мистерии.)
С дионисийскими мистериями связывается происхождение античного театра. Выявляя первобытное наследие в древнегреческой трагедии и комедии, А. Д. Авдеев в своей книге «Происхождение театра» (М., 1960) высказал предположение, что первоначально основу трагедии составляла зоопантомима, а источником дальнейшего ее развития в качестве драматургического жанра стал дифирамб, излагавший предания о Дионисе. Еще очевиднее проявляется первобытное наследие в традиционном театре Индонезии (яванский топенг), Японии (средневековый театр Но), Китая, Индии, Бирмы и других стран Дальнего и Среднего Востока, где отчетливо прослеживается связь с культом предков, применяются маски, большое место занимают зооморфные образы, демоны и т. п.
В древних формах театра пантомимический элемент господствует над словесным текстом, в ряде случаев небольшая словесная часть передана особому «актеру» (эта черта до сих пор сохранилась в традиционном театре Японии и Индонезии). Превращение обрядово-театрального зрелища в драму происходит уже в исторически развитом обществе путем отрыва от ритуала и гораздо более интенсивного проникновения элементов словесного искусства, часто уже с помощью письменности.
Выдающийся русский ученый А. Н. Веселовский в своей «Исторической поэтике» именно в народном обряде увидел корни не только танца, музыки, но и поэзии. Первобытная поэзия, согласно его теории, первоначально представляла собою песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. В песне словесный элемент естественно объединялся с музыкальным. Таким образом, поэзия возникла как бы в недрах первобытного искусства, объединенного рамками народного обряда. Роль слова на первых порах была ничтожна и целиком подчинена ритмическим и мимическим началам. Текст импровизировался на случай, пока наконец сам не приобретал традиционный характер.
Интересные факты о литературе
Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
Классицизм ( от латинского classicus — образцовый ) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:
Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.
Обращение к общественно-гражданской проблематике.
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.
Строгая иерархия жанров:
высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами
средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);
низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей.
Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).
Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).
В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм ( от французского sentiment — чувство ) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:
Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека.
Главные темы — страдания, дружба, любовь.
Утверждение ценности отдельной личности.
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара.
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.
Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.
Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.
В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:
Восприятие свободы личности как высшей ценности.
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны.
Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:
Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.
Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.
К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.
Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
Реализм ( от лат. Realis — вещественный ) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета ) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.
Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).
Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены».
Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).
Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.
Акмеизм ( от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет ) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
Поэтизация мира первозданных эмоций.
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.
Строгость, чёткость композиции произведений.
Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).
Футуризм ( от лат. futurum — будущее ) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:
Эпатаж публики, литературное хулиганство.
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)
1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).
Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).
Источники:
https://literatura-ege.ru/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80/
https://morozov1974.mya5.ru/literatura/literaturnye-napravleniya/
https://infourok.ru/literaturnie-napravleniya-opredeleniya-osnovnie-cherti-literaturnih-napravleniy-1509069.html