Литературные способы. Художественные средства выразительности речи
Художественные средства выразительности речи
Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.
Разберемся, какие бывают средства выразительности русского языка и где их найти.
Преимущества использования средств выразительности
Возможно, в школе вы плохо писали сочинения: текст «не шел», слова подбирались со скрипом, а закончить изложение внятной мыслью – вообще было нереально. Дело в том, что необходимые синтаксические средства закладываются в голову с прочтением книг. Однако только их недостаточно, чтобы писать интересно, красочно и легко. Необходимо развивать свой навык на практике.
Просто сравните следующие две колонки. Слева – текст без средств выразительности или с их минимальным количеством. Справа – насыщенный выразительностью текст. Такие часто встречаются в литературе.
Казалось бы, три банальных предложения, но как интересно их можно расписать! Выразительные средства языка помогают зрителю увидеть ту картину, которую вы пытаетесь описать. Использовать их – целое искусство, но его освоить несложно. Достаточно много читать и обращать внимание на интересные приемы, используемые автором.
Например, в абзаце текста справа использованы эпитеты, благодаря которым предмет мгновенно представляется ярко и необычно. Что читатель запомнит лучше – обычного кота или толстого кота-командира? Будьте уверены, что второй вариант наверняка будет больше по душе. Да и не возникнет таких конфузов, что в середине текста кот вдруг будет белым, а ведь читатель его уже давно серым представил!
Итак, синтаксические средства – особые приемы художественной выразительности, которые доказывают, обосновывают, рисуют информацию и задействуют воображение читателя или слушателя. Это крайне важно не только для письменной, но и для устной речи. Особенно если речь или текст составляется в художественном стиле. Однако и там, и там средства выразительности в русском языке должны быть в меру. Не перенасыщайте ими читателя или слушателя, иначе он быстро устанет пробираться сквозь такие «джунгли».
Существующие выразительные средства
Таких специальных приемов очень много, и вряд ли вы знаете о них всё. Начнем с того, что все средства выразительности сразу использовать не нужно – это делает речь тяжелой. Нужно употреблять их в меру, но не скупиться. Тогда вы достигнете нужного эффекта.
Традиционно они делятся на несколько групп:
- фонетические – чаще всего встречаются в стихотворениях;
- лексические (тропы);
- стилистические фигуры.
Попробуем разобраться с ними по порядку. А чтобы вам было удобнее, после объяснения все выразительные средства языка поданы в удобных табличках – можно распечатать и повесить на стену, чтобы время от времени перечитывать. Так вы сможете выучить их ненавязчиво.
Фонетические приемы
Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.
Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях, когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация помогает «увидеть» картинку.
Предположим, что нам нужно описать болото. На болоте растут камыши, которые шуршат. Начало строчки готово – шуршат камыши. Мы уже можем услышать этот звук, но этого недостаточно для полной картины.
Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? Теперь мы можем прочувствовать эту атмосферу. Этот прием зовется аллитерацией – повторяются согласные буквы.
Аналогично и с ассонансом, повторением гласных. С этим немного проще. Например: слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. Этим автор передает лирическое настроение и весеннюю грусть. Эффект достигается при помощи умелого употребления гласных. В объяснении, что такое ассонанс, поможет таблица.
Лексические приемы (тропы)
Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.
К основным лексическим приемам относят следующие тропы:
- эпитет;
- сравнение как средство выразительности речи;
- метафора;
- метонимия;
- ирония;
- гипербола и литота.
Иногда мы употребляем эти лексические единицы неосознанно. Например, сравнение проскакивает в речи каждого – это средство выразительности прочно вошло в повседневную жизнь, поэтому использовать его нужно с умом.
Метафора – более интересная форма сравнения, ведь мы не сравниваем медленную смерть с сигаретами, используя слово «словно». Мы и так понимаем, что медленная смерть – это сигарета. Или, например, выражение «сухие облака». Скорее всего, это значит, что давно не шел дождь. Эпитет и метафора часто перекликаются, поэтому при анализе текста важно их не перепутать.
Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение соответственно. Например, выражение «солнце вобрало в себя силу ста костров» – явная гипербола. А «тихонько, тише ручейка» – литота. Эти явления также прочно вошли в повседневную жизнь.
Метонимия и перифраз – интересные явления. Метонимия – это сокращение сказанного. Например, нет нужды говорить о книгах Чехова как «книги, которые написал Чехов». Можно употребить выражение «книги Чехова», и это будет метонимия.
А перифраз – это умышленная замена понятий синонимичными, чтобы избежать тавтологии в тексте.
Хотя при должном умении тавтология тоже может быть средством выразительности!
Также к лексическим средствам выразительности в речи относят:
- архаизмы (устаревшую лексику);
- историзмы (лексику, имеющую отношение к конкретному историческому периоду);
- неологизмы (новую лексику);
- фразеологизмы;
- диалектизмы, жаргонизмы, афоризмы.
Средства речевой выразительности в русском языке.
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.
Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.
Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.
Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.
- Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
- Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
- Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.
ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.
– речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).
– придаточным предложением (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад).
Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:
- Аллегория
- Анафора
- Градация
- Инверсия
- Аллитерация
- Ассонанс
- Лексический повтор
- Ирония
- Метонимия
- Оксюморон
- Многосоюзие
- Литота
- Сарказм
- Эллипсис
- Эпифора и др.
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности – приемы, которые используются для украшения речи. Чаще всего их можно встретить в поэзии и прозе, стилистические приемы со времен Древней Греции активно используются ораторами. Они делают авторские образы яркими и запоминающимися.
Передача эмоций особенно актуальна для письменного художественного слова, поскольку здесь автор не может манипулировать интонациями и жестами. Использование специальных приемов помогает автору создавать образность в произведении, в результате чего его становится интереснее читать. Герои становятся более эмоциональными, яркими и многогранными.
Отсутствие системности и единого подхода к изучению средств художественной выразительности приводит к размыванию границ между категориями. В результате их сложно отличить друг от друга, один прием можно легко принять за другой. Тем не менее, средства художественной выразительности обычно бывают:
- Фонетическими – чаще всего встречаются в поэзии и помогают с помощью повторения определенных звуков создать нужный ритм и сделать стихотворение благозвучным.
- Лексическими – оперируют смыслом слов.
- Синтаксическими – авторы воздействуют на читателей с помощью особой структуры предложений.
Условно средства художественной выразительности делятся на стилистические фигуры и тропы.
Фонетические средства художественной выразительности
Благозвучие произведения определяется соотношением гласных и согласных звуков. Чтобы речь стало приятнее читать, количество гласных звуков должно быть примерно равно согласным. Автор может сознательно подбирать слова, которые удачно сочетаются между собой. Кроме этого, существуют выразительные средства, помогающие добиться нужного эффекта:
Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука в словах, которые находятся рядом. В английском языке популярна разновидность аллитерации, когда все слова в произведении начинаются с одного и того же согласного. Иногда это делают с именем и фамилией героя.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Ассонанс – то же самое, что аллитерация, только повторяются гласные звуки, на которые приходятся ударения.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Ономатопея – звукоподражание. Используются различные звуки для имитации звуков природы. Чаще всего используют шипящие для передачи шуршания, а также согласные «г» и «р» для имитации шума и грохота.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С. Есенин.
Лексические средства выразительности
К лексическим средствам выразительности относятся некоторые тропы, а также лексический повтор, перифраз, оксюморон и другие. Разберем наиболее часто встречаемые приемы подробнее:
- Метафора – слова употребляются по принципу наличия какого-либо общего признака. Волосы похожи на серебро – серебряные волосы.
- Метонимия – используются смежные значения. Несмотря на то, что кипит вода в чайнике, мы говорим, что кипит чайник.
- Синекдоха – прием, который часто относят к метонимии. Используются частные признаки предмета или явления вместо общих и наоборот. Вот пример использования у Пушкина:
Все флаги в гости будут к нам.
Под флагами подразумеваются страны.
- Эпитет – яркое определение, вносящее дополнительные краски. Часто встречаются в народном творчестве в виде словосочетаний «красна девица» и «добрый молодец».
- Перифраз – предмет или явление не называются, а описываются. Верблюд – корабль пустыни.
- Олицетворение – неодушевленные предметы получают признаки одушевленных. Буря начинает надвигаться, лес просыпаться и так далее.
- Ирония – слова используются в переносном значении. В предложении присутствует скрытый смысл, который является основным. Под хоромами может подразумеваться маленькая комнатушка.
- Сарказм – намеренно усиленная ирония, скрытый смысл сразу бросается в глаза.
- Аллегория – создается образ для описания предметов или явлений (ад – царство Аида).
- Гипербола – намеренное преувеличение.
Мириады карет валятся с мостов.
- Пафос – достигается с помощью чрезмерной драматизации высказывания.
Существуют другие лексические средства выразительности. Ввиду отсутствия четкой классификации тропов, привести исчерпывающую классификацию невозможно.
Синтаксические выразительные средства
К синтаксическим средствам выразительности относятся некоторые стилистические фигуры, такие как:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
- Эпифора – повторы в конце строки.
Дуновения вешней поры хороши,
Музыкальных созвучий хоры хороши,
Пенье птиц и ручей у горы хороши…
Но лишь с милой все эти дары хороши!
- Антитеза – противопоставление.
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
- Инверсия – использование необычного порядка слов. Наша Таня плачет громко – упор делается на громкость плача.
- Градация – создание определенного ощущения с помощью нарастания или ослабевания используемых синонимов.
Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез.
- Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
- Бессоюзие – сознательный отказ от союзов.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
- Умолчание – пропуски в тексте в расчете на догадку читателя.
- Парцелляция – дробление текста на составные части, чаще всего используется для усиления.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
- Фигуры – риторическое восклицание, вопрос или обращение. Используются для воздействия на читателя.
- Оценочная лексика – автор самостоятельно дает оценку предмету или явлению. Экспрессивная лексика – благодаря использованию эмоционально окрашенных слов, автор показывает свое отношение к предметам и явлениям.
Лицо – морда – лик.
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
Источники:
https://vseorechi.ru/ritorika/stilistika-rechi/sredstva-vyrazitelnosti.html
https://www.calc.ru/Sredstva-Rechevoy-Vyrazitelnosti-V-Russkom-Yazyke.html
https://androfon.ru/russkiy-yazyik/sredstva-hudozhestvennoy-vyirazitelnosti