Литературный музей серебряного века. Выставочные проекты последних лет
Дома-музеи поэтов Серебряного века
Г де жил Сергей Есенин, как выглядели дома Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, как был организован быт Бориса Пастернака в Переделкине — «Культура.РФ» знакомит с домами-музеями поэтов Серебряного века.
Москва: литературно-мемориальная экспозиция Музея С.А. Есенина
Экспозиция Московского государственного музея С.А. Есенина находится в доме в Замоскворечье, где поэт был прописан с 1911 по 1918 год. В ней представлены личные вещи Сергея Есенина, рукописи и прижизненные публикации, а также раритетные документы и фотографии поэта и его окружения. Завершает экспозицию зал «Есенин как часть мировой культуры», где творчество поэта сопоставляется с произведениями всемирно известных авторов.
Москва: экспозиция квартиры семьи Маяковских на Большой Пресне
Квартиру семьи Маяковских на Большой Пресне Владимир Маяковский упоминал в 1915 году в стихотворении «Я и Наполеон»: «Я живу на Большой Пресне, 36, 24». Здесь он жил с мамой и сестрами во время учебы в художественном училище.
Мемориальную обстановку восстановить не удалось, поэтому экспозицию посвятили американской семье поэта: возлюбленной Владимира Маяковского Элли Джонс и их дочери Элен-Патрисии Томпсон. В выставочном пространстве воссоздали кабинет и гостиную американской квартиры Томпсон, где можно увидеть фото поэта у Вулворт-билдинг 1925 года, посмотреть видеохронику и услышать стихотворение «Барышня и Вулворт» в исполнении актера Юрия Анпилогова.
Москва: экспозиция Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой»
В Культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» восстановили оригинальный интерьер дома поэтессы: выбеленные стены, потолочное окно в гостиной, через которое однажды упал прямо на стол черный пудель Джек, портреты матери и отца, свадебное фото Цветаевой с Сергеем Эфроном, камин и рояль, фамильный сервиз. В экспозиции собрано множество экспонатов: рукописи, письма и личные вещи самой Марины Цветаевой, акварели Максимилиана Волошина, настольный секретер Фаины Раневской, книги сестры Анастасии Цветаевой. Кроме того, в коллекции музея представлен архив русского зарубежья, в котором хранятся сотни поэтических сборников и больше 500 экземпляров журналов русской эмиграции.
Москва, поселение Внуковское, Мичуринец: экспозиция Дома-музея Б.Л. Пастернака
В Доме-музее Б.Л. Пастернака с 1990 года работает мемориальная экспозиция, филиал Государственного литературного музея. В этом доме Борис Пастернак перевел произведения Шекспира и Гёте, написал цикл стихотворений «Переделкино» и завершил легендарный роман «Доктор Живаго». Посетители могут пройтись по дачному домику, в котором писатель прожил 20 лет и оригинальную обстановку которого музей сохранил в деталях: личные вещи, картины и книги, одежду, мебель, рояль и даже небольшой телевизор.
Санкт-Петербург: экспозиция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Экспозиция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме поделена на две части. Первая, мемориальная, знакомит с квартирой, где в 1920–50-х годах жила поэтесса. Коммунальная кухня, деревянный сундук в коридоре, на котором спал в юности ее сын Лев Гумилев, комнаты самой Анны Ахматовой — обстановка сохранена подробно и точно. Вторая, литературная часть экспозиции, расположилась в Белом зале, которого не было в составе квартиры при жизни Ахматовой. Зал оформлен инсталляциями со строками ее поэтической биографии, а рукописи, рисунки и фотографии спрятаны под стекло. Инсталляции в музее интерактивны: по взмаху руки на специальном экране появляются цитаты Ахматовой.
Санкт-Петербург: экспозиция Музея-квартиры А.А. Блока
Коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея-квартиры А.А. Блока состоит из двух частей. Литературная экспозиция находится на втором этаже. В ней представлены рукописи и автографы поэта, рисунки и шаржи, а само помещение оформлено в виде биографической книги, чьи страницы образованы стенами музейного пространства. В мемориальной квартире на четвертом этаже можно увидеть подлинную обстановку жилых помещений и рабочий кабинет Блока, в котором были написаны поэма «Двенадцать» и многие стихотворные циклы, а также экспозицию, посвященную окружению поэта: Зинаиде Гиппиус, Валерию Брюсову, Корнею Чуковскому и другим.
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Музей Серебряного века
Адрес: 129010, Москва, Проспект Мира, д. 30.
Телефон: 8 495 680-86-83
Электронная почта: [email protected]
График работы:
- Вт, Пт, Сб, Вс — с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
- Ср, Чт — с 11:00–21:00 (касса до 20:30)
- Пн — выходной день
Как добраться: от станции метро «Проспект Мира» — кольцевая, не переходя улицу, налево примерно 2 минуты ходьбы по четной стороне проспекта Мира в сторону Садового кольца.
Экскурсии, лекции, циклы программ, выставки
Музей Серебряного века (Дом В. Я. Брюсова) проводит обзорные и тематические экскурсии, лекции, интерактивные занятия. Они охватывают период русской культуры трех его десятилетий от конца XIX до начала XX в., а также творческую биографию одного из главных представителей эпохи — В. Я. Брюсова. Тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.
Обзорная экскурсия по музею
Посетителям предоставляется возможность увидеть на первом этаже особняка восстановленный на 1910 год кабинет В. Я. Брюсова и на втором этаже — единственную в России литературную экспозицию, посвященную всем стилям, течениям и направлениям эпохи Серебряного века.
Для всех категорий посетителей.
Тематические экскурсии
«Загадки Дома В. Я. Брюсова»
Рассказ об особняке в стиле «северный модерн» на проспекте Мира, 30 (бывшей улице Первой Мещанской, 32) на основе различных сведений: известных по разным письменным и устным источникам, а также на материалах недавних архивных находок.
Для всех категорий посетителей.
«Дом В. Я. Брюсова, его хозяева и гости»
Посетители услышат историю дома, построенного к 1910 году архитектором В. И. Чагиным по заказу московского купца-обувщика И. К. Баева. В особняке с августа 1910 по 1924 г. жил В. Я. Брюсов, в гостях у которого бывали поэты и писатели Серебряного века: А. Блок, В. Иванов, А. Белый, В. Ходасевич, В. Маяковский и многие другие.
Для всех категорий посетителей.
«Салоны и кружки Серебряного века»
На экскурсии посетители узнают о литературном быте конца XIX — начала XX века: у кого, где, по каким дням недели, насколько часто собирались писатели, поэты и их поклонники, что и в какой манере они читали, как общались, развлекались, творили в Серебряном веке.
Для всех категорий посетителей.
Интерактивные занятия
«Книжные и журнальные обложки Серебряного века»
На занятии во время осмотра экспозиции школьники узнают, на какой бумаге в конце XIX — начале XX века печатали книги и журналы, какие материалы, рисунки и символы предпочитали символисты, акмеисты и футуристы видеть в своих печатных изданиях. Ребята познакомятся с развитием полиграфии этого времени. В конце занятия они напишут небольшую творческую работу, закрепляющую полученные в музее знания.
Для школьников 4–10 кл.
«Художники Серебряного века»
Во время занятия школьники узнают о жизни и творчестве В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, В. Серова, К. Коровина, Б. Кустодиева, рассматривая произведения этих художников и отвечая на вопросы сотрудников. В конце занятия с ребятами проводится игра-викторина, в которой закрепятся полученные знания.
Для школьников 6–11 кл.
«Поэты Серебряного века»
В первой части занятия сотрудники музея проведут краткую обзорную экскурсию по экспозиции, рассказывая о поэтах конца XIX — начала XX века, портреты, рукописи, письма которых представлены в музее. Ребята услышат голоса поэтов: уникальные записи сделаны за многолетнюю историю ГЛМ и хранятся в его фондах. В форме диалога со школьниками актуализируются знания по теме данного занятия, приобретенные ребятами самостоятельно, и закрепляются в заключительной игре с предложенными на занятии рифмами: школьники разделяются на команды «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «реалистов», каждая из которых сочиняет стихи на данные рифмы, а затем читают их со сцены.
Для школьников 7–11 кл., студентов.
Урок в музее. Поэты Серебряного века разных направлений и вне групп
Сотрудники расскажут о поэтах конца XIX — начала XX века на экспозиции музея. Маршрут будет построен от мемориального кабинета В. Я. Брюсова и пройдет по залам — центральному, где представлены портреты поэтов разных направлений, далее — по залам символизма, акмеизма и футуризма. Будут включены записи голосов поэтов Серебряного века. Фонотека собрана музеем за долгие десятилетия и хранится в его фондах. Учащиеся в игровой форме, которая заранее обговаривается педагогом класса с сотрудником музея, смогут почувствовать себя «символистами», «акмеистами», «футуристами», «реалистами» и «поэтами вне групп и направлений».
Для школьников 9–11 кл.
Ведущие: Елизавета Костаки, Моника Орлова
Стоимость урока (дополнительно к входным билетам):
Запись: + 7 (495) 680-86-83
Урок в музее. «Символизм, акмеизм, футуризм как стили жизни и творчества»
Наш урок посвящён периоду Серебряного века в русской литературе. В ходе урока учащиеся не только знакомятся с основными поэтическими направлениями того времени (т.е. достигают необходимых предметных результатов), но и став настоящими исследователями литературы учатся работать как индивидуально, так и в группах, участвовать в дискуссии и отстаивать свою позицию (тем самым достигая метапредметных и личностных результатов).
Урок универсален: может как открывать изучение литературы Серебряного века, так и быть уроком-обобщением. Наш урок прошёл конкурс в рамках проекта «Урок в музее» (организатор – Московский центр музейного развития).
Для школьников 11 кл.
Стоимость урока (дополнительно к входным билетам):
Заказать урок: +7(926)877-11-34; (495)680-85-70.
Ведущий: Алексей Яковлев, научный сотрудник отдела научно-просветительской и методической работы.
Лекции
«А. С. Пушкин и Серебряный век русской литературы»
Лекция посвящена восприятию, изучению и образу А. С. Пушкина в целом в Серебряном веке, а также темам и мотивам, берущим начало в «Золотом» веке русской литературы и продолжившим свое развитие в творчестве поэтов и писателей «Серебряного» века.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«Жизнь и творчество В. Я. Брюсова»
В рассказе сотрудниками музея будут обозначены этапы эволюции В. Я. Брюсова: от первых стихотворных опытов начала 90-х до поздних экспериментальных стихов начала 20-х и последнего сборника «Mea». Брюсов-урбанист, коренной москвич, посвятил городу множество стихов. Лекция главным образом посвящена жизни и творчеству В. Я. Брюсова, зрелого периода 1910–1924 гг., т. е. времени проживания в доме купца И. К. Баева на ул. Первой Мещанской, где сейчас находится восстановленный мемориальный кабинет поэта.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«Русский символизм»
На лекции рассматриваются разные периоды развития символизма в России от 90-х гг. XIX до 10-х гг. XX века. Объясняются понятия «символизм» и «декадентство», говорится об общем влиянии декаданса на западную и русскую культуру. Повествуется о жизни и творчестве наиболее ярких представителей «старших» и «младших» символистов: Д. Мережковском, З. Гиппиус, В. Иванове, А. Блоке, А. Белом, среди которых В. Брюсов занимал особое место.
Для школьников 9–11 кл. и студентов.
«Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама»
Петербуржец О. Э. Мандельштам многие годы не был включен в школьную и вузовскую программы, однако поэт, которого А. А. Ахматова называла «нашим первым», в наше время получает заслуженное внимание исследователей. Акмеист, покаявшийся перед собратьями по «Цеху поэтов» в пристрастии к символистскому мировидению, оригинальный поэт, жертва эпохи террора, гражданин — об этом пойдет речь в лекции.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«А. А. Ахматова и акмеизм»
А. А. Ахматова, прожившая долгую творческую жизнь, в эпоху Серебряного века была одной из шести названных ею в интерьвью акмеистов. Речь пойдет о творческих и личных взаимоотношениях с Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, В. Нарбутом, М. Зенкевичем и С. Городецким.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«Александр Блок и русский символизм»
А. А. Блок всегда воспринимался исследователями и читателями как одна из центральных фигур Серебряного века. «Преодолевший символизм», «младший символист», как его называли в разные годы литературоведы, один из немногих поэтов, которых справедливо считали «рыцарем» — в лекции будут представлены многочисленные грани творческой натуры поэта.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«Творчество И. А. Бунина и писатели реалистического направления»
И. А. Бунин известен как продолжатель толстовской школы русской литературы, первым их русских писателей получивший Нобелевскую премию (1933). Однако и его, чуждого мистицизму, коснулось влияние времени, насыщенного интересом к «запредельному» и потустороннему. Во время лекции ребята услышат запись голоса Бунина (из фондов звукозаписи ГЛМ) и сделают литературоведческий анализ одного из услышанных стихотворений. В лекции будут представлены основные этапы творческой биографии Бунина от первых рассказов и переводов, позже — жестких дневниковых записей в годы революции до сборника «Темные аллеи» и воспоминаний о современниках.
Для школьников 9–11 кл., студентов.
«„Мы с тобою единственно близки“. З. Гиппиус и Д. Мережковский»
Лекция посвящена истории одной из самых известных супружеских пар Серебряного века, представителей петербургских символистов, — Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского — от встречи будущих супругов на Кавказе до конца их долгих жизней и творческого бессмертия. Речь пойдет о поэтическом самоопределении обоих, об их взаимовлиянии на творческий процесс каждого и о взаимоотношениях с современниками, представителями разных направлений.
Для школьников 9–11 кл., студентов
Выставочные проекты последних лет
Никита Алексеев. Средиземноморские вопросы и ответы. 17 сентября — 15 октября 2011.
Андрей Климов. «То в аметистовом, то в белом. ». 30 октября — 24 ноября 2014 г.
Знакомьтесь: музей-заповедник А. С. Пушкина Захарово-Вязёмы. 4 декабря — 26 января 2015 г.
Творческие встречи
Творческий вечер режиссера Романа Виктюка (октябрь 2011 г.);
Творческий вечер и чтение романа «Радости рая» Анатолия Кима (ноябрь 2012 г.);
В рамках проекта «Культурная инициатива»:
Презентация книги Б. Кенжеева «Гражданская лирика и другие сочинения» (М.: ОГИ, 2014) (май 2014)
Презентация книги «Антология новой грузинской поэзии» (М.: ОГИ, 2014) (сентябрь, 2014)
Профессионалам
Филологам, культурологам, представителям музейного сообщества адресованы:
Международная научная конференция «Россия-Германия» (ноябрь 2012 г.);
Международная юбилейная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения В. Я. Брюсова (декабрь 2014) при участии ИМЛИ РАН, ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова (Ереван) совместно с ГЛМ (декабрь 2014 г.).
Круглый стол на тему «Копии и подлинники в контексте современной культуры» (апрель 2014 г.) при участии музеев России.
В 2015 году в музее прошли:
Круглый стол «М. Волошин и журнал «Весы» с участием музея Волошина (Крым).
Творческие вечера современных поэтов.
Мероприятия, организованные в рамках проекта «Культурная инициатива».
У нас работают
Михаил Борисович Шапошников — заведующий отделом, работает в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля с 1994 г.
Елизавета Михайловна Костаки — научный сотрудник, работает в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля с 2008 г.
Моника Викторовна Орлова — ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, работает в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля с 2010 г.
Ольга Александровна Дименко — научный сотрудник, работает в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля с 2018 г.
Видеоматериалы
Афиша
Cемейная студия по изучению детской литературы
Музей
В год двухсотлетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов, Государственный Литературный музей открыл экспозицию «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века». Впервые в России создан музей, дающий комплексное представление о культурной жизни рубежа ХIХ-ХХ веков.
Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников.
Серебряный век — один из самых драматичных периодов в истории русской культуры. В очень короткий срок, в течение всего двух-трёх десятилетий проходит стремительный процесс переосмысления эстетических и мировоззренческих идей. Поражает интенсивность и напряжённость творческого поиска художников, писателей, поэтов, философов, музыкантов и театральных деятелей. Небывалый энтузиазм и увлеченность рождают яркие произведения, отмеченные смелостью мысли и силой чувств.
В образный мир эпохи посетители попадают уже при входе в музей. Экспозиционными стали и гардероб, и холл перед кабинетом Брюсова. Особый эмоциональный фон создают серебряные просторы зеркал и пышная зелень экзотических растений. Бронзовый светильник начала XX века в виде юноши, держащего факел, украшает мраморную лестницу.
Пройдя по залам, гости брюсовского дома получат возможность не только познакомиться с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, но и перенестись в атмосферу того времени. Почувствовать сложный, насыщенный многообразными стилистическими течениями художественный процесс позволяет интерьерное решение залов. Художник экспозиции А. А. Тавризов использовал в оформлении витрин декоративные элементы модерна, классицизма и авангарда.
Прекрасные, одухотворённые лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни. Портретную галерею музея украшают такие несомненные живописные шедевры, как «Портрет В. Ф. Ходасевича в кресле» Валентины Ходасевич, «Портрет Анны Ахматовой» Александра Осмёркина, «Портрет М. Волошина» Бориса Кустодиева, «Портрет Ларисы Рейснер» Василия Шухаева. Тонким психологизмом и проницательностью отмечены карандашные портреты А. Блока и Андрея Белого, созданные Т. Гиппиус и Л. Бакстом. Иконографию литераторов Серебряного века дополняют скульптурные бюсты М. Цветаевой, Б. Пастернака, С. Есенина, шаржи и фотографии.
Поистине бесценной является представленная в экспозиции коллекция графических и живописных работ. Пейзажи, натюрморты, жанровые и декоративные композиции В. Поленова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, С. Судейкина, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, В. Татлина, театральные эскизы М. Добужинского, К. Малевича, О. Розановой, В. Маяковского отражают пёструю картину чувств и настроений русской интеллигенции в канун Мировой войны и революционных потрясений.
Литературная жизнь эпохи была сосредоточена вокруг издательств и редакций журналов. Так, рупором символизма стал журнал «Весы». В экспозиции представлен фрагмент редакционного интерьера.
Пафос творческого обновления коснулся практически всех сфер искусства, в том числе и книжного дела. Книги, выпушенные издательствами «Скорпион», «Гриф», «Оры», «Шиповник» были интересны не только своим содержанием, но и оформлением. Нестандартное визуальное решение обложек, смелые шрифтовые эксперименты, непривычные форматы и объёмы изданий должны были, по мнению художников, акцентировать новизну и оригинальность предлагаемых публике текстов. Самые радикальные шаги в книгоиздании были предприняты футуристами, провозгласившими ценность «самовитого слова»; согласно их представлениям, только рукописная книга могла восстановить непосредственную связь между автором и текстом.
Первоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, Г. Иванова, М. Цветаевой, В. Маяковского, Велемира Хлебникова, Д. Бурлюка и других представителей русской литературы начала XX века представлены в витринах музея с исчерпывающей полнотой.
Важное место в жизни художественной интеллигенции того времени занимал театр. Пьесы А. Чехова и Л. Андреева, М. Горького и А. Блока в постановках Московского художественного театра, под руководством К. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имели широкий отклик. Бурную реакцию вызывали представления авангардистских пьес В. Маяковского и А. Кручёных, режиссёрские поиски Вс. Мейерхольда. О споре традиции и эксперимента на театральных подмостках рассказывают материалы «Театрального зала» экспозиции: афиши, фотографии, открытки, эскизы костюмов и декораций.
Новое не рождается на пустом месте. Для деятелей культуры начала XX века опыт двух предшествующих столетий, так называемого «петровского периода» русской истории, был предметом пристального интереса. Открытие первого памятника Пушкину в Москве в 1880 году и знаменитая «Пушкинская речь» Ф. М. Достоевского, Пушкинский юбилей 1899, разгоревшаяся вокруг него полемика между Вл. Соловьёвым и В. Розановым вывели фигуру Пушкина, наравне с Петром I, на первый план идейных и эстетических баталий. Дело доходило до того, что футуристы призывали «сбросить Пушкина с корабля современности». И это было не только вызовом XIX веку, но, в первую очередь, современникам — как продолжателям реалистической линии в искусстве, так и символистам, относившимся к Пушкину с благоговением и считавшим его в числе главных своих предшественников.
«Пушкинская тема» нитью проходит через всю экспозицию. Она берёт свой исток в «Пушкинском зале», неслучайно расположенном в светлом «фонаре» брюсовского особняка, и лучами расходится во все стороны, связуя строгий «академизм» Брюсова, религиозно-философскую восторженность Д. Мережковского, почтительное внимание участников телешовских «Сред», изысканную строгость «царскосёлов» Анненского и Ахматовой, «бурю и натиск» «будетлян».
Трагическим эпилогом звучат строки последнего блоковского стихотворения «Пушкинскому дому», автограф которого завершает экспозицию:
«Отодвинутый в «дым столетий», Пушкин восстанет там гигантским образом, — пророчески писал в 1921 году в эссе «Колеблемый треножник» Владислав Ходасевич. — Национальная гордость им выльется в несокрушимые, медные формы, — но той непосредственной близости, той задушевной нежности, с какою любили Пушкина мы, грядущие поколения знать не будут. Этого счастия им не будет дано. Лицо Пушкина они уже не увидят таким, каким мы его видели. Это таинственное лицо, лицо полубога, будет меняться, как порою кажется, будто меняется бронзовое лицо статуи. И кто знает, что прочитают на нём грядущие люди, какие открытия сделают они в мире, созданном Пушкиным? Быть может, они разгадают то, чего мы не разгадали. Но многое из того, что видели и любили мы, они уже не увидят».
Авторы экспозиции «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века» — научные сотрудники Государственного Литературного музея Е. Д. Михайлова, М. Б. Шапошников, Н. А. Виноградова, И. А. Гладыш, — принимавшие участие в отборе материалов сотрудники фондовых отделов, творческий коллектив художников и реставраторов приложили все усилия, чтобы россияне уже нового, XXI века смогли почувствовать ту кровную связь времён, о которой писал Ходасевич и без которой невозможно существование национальной культуры.
Автор текста: П. Фокин. Фото: М. Абрамов, А. Колосов
Источники:
https://www.culture.ru/materials/253775/doma-muzei-poetov-serebryanogo-veka
https://goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka/
https://silverage.ru/musium/