Лица “русской” революции. Бытописатель революции – художник Иван Владимиров
Парадоксальный художник Иван Владимиров рисовал страшные лица революции 1917 года
В Музее современной истории России открывается уникальная выставка
07.02.2017 в 15:37, просмотров: 14850
Часто государственные перевороты выносят на поверхность любопытные явления, которые до этого замалчивались или просто оставались незаметными. К таким явлениям можно отнести творчество самобытного художника-реалиста Ивана Владимирова. Почет и уважение во время всех революционных событий, а потом — забвение. Почти на век. Теперь художника вспомнили к 100-летию 1917-го. Причем вспомнили не формально, отделавшись скучной лекций, а подготовили достойную выставку знаковых работ Ивана Владимирова в Музее современной истории России — бывшем революции. Экспозиция собиралась из фондов музея и частного собрания.
Художник удивителен прежде всего тем, что умудрился запечатлеть как официальную, так и «непарадную» стороны революции и гражданской войны. Стал объективным свидетелем сложной эпохи. Беспристрастными оценками он обязан своему отцу Алексею. Это ему принадлежит труд «Чем набивают головы детей», после прочтения которого многие переставали водить детей в гимназии. Он же издавал брошюры о пользе вегетарианства и о вреде чая, резко критиковал некоторые государственные установки.
Увлечение живописью Иван унаследовал от матери, английской художницы. Отголоски англосаксонского стиля чувствуются в работах Владимирова еще и потому, что, будучи 12-летним мальчиком, он полгода провел в Англии. Уехал туда один, нашел своего дядю, плавал на его пароходе и вдохновлялся английскими пейзажами. Когда вернулся в Россию, встал на путь классического художника: окончил Виленскую рисовальную школу и Петербургскую академию художеств.
Учиться пришлось не только в аудиториях. В поисках сюжетов для картин Владимиров истоптал юг Российской империи — от Одессы до Закавказья. На этюды ездил на Северный Кавказ. Там участвовал в дуэлях и даже подвергся нападению разбойников, которые изранили его кинжалами в голову и руки. Благо у художника был с собой револьвер, и он смог защититься. Пригодился тут и военный опыт: все-таки Иван отучился в Петербургском юнкерском училище: хотел разбираться в оружии и стать профессиональным художником-баталистом.
На рубеже веков мастер не подсел на модный в те времена модерн и остался верен реалистической школе. И если на государственные выставки, например Русской живописи в Лондоне, его работы принимали с удовольствием, то члены объединения «Мир искусства» наотрез от них отказались. За что Владимиров решил их разыграть: подписал свои полотна чужим именем и отправил на выставку. Когда работы были приняты и проданы, шутник опубликовал эту историю в газете и раскрыл псевдоним. Разразившийся скандал принес ему невероятную славу. Розыгрыш оценил сам Илья Репин, приславший телеграмму, в которой поздравлял художника с остроумной шуткой «над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства». Но настоящую славу мастеру принесли зарисовки войн: русско-японской, балканских и Первой мировой.
— Во всех моих художественных работах, — писал Владимиров, — основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны.
Он рисовал военные будни без прикрас. Его герои — отважные воины-подростки, несчастные мирные жители, замученные пленные, немецкие солдаты с неприятными лицами. После свержения монархии Иван с упоением, в том числе по заказу, рисовал большевиков. Показательная работа с говорящим названием — «Умрем за свободу и революцию! Пойдем добывать мир для народов». Только писалась эта картина, как и остальные работы этого периода, уже не по личным впечатлениям, а по газетам, в лучшем случае — со слов очевидцев.
Не отклоняясь от предпочтений власти, Владимиров добился ее расположения и доверия. Его сделали членом престижных художественных объединений, даже отправили в 1937 году на Всемирную выставку в Париже. Тем не менее исследователей творчества Владимирова долго мучил вопрос, неужели он действительно замечал исключительно достоинства системы. И только недавно выплыли другие его картины на революционные темы. На полотне «Русское духовенство на принудительных работах» пожилыми священниками нагло руководит красноармеец с папироской в зубах. Пролетариат, штурмующий театры, у Владимирова тоже с папиросами. Курят даже юные пролетарии, швыряя при этом камни в статую.
Отдельным сюжетом для художника стала тема голода в Петрограде времен революции и Гражданской войны. Симпатичные женщины пытаются заглушить голод чашкой с кипятком. Старики брезгливо роются в помойках, а красноармейцы жадно грабят крестьян и забирают продовольственную помощь от Красного Креста. Особенно Владимирову удавались портреты: неважно, бедняка или Ленина. Причем революционера карандашом он запечатлел с натуры, но парадный портрет вождя мировой революции ему так и не дали сделать. А вот Сталина мастер рисовал не раз.
Умер Владимиров на 77-м году жизни, в 1947 году. Клеймо официозного художника сопровождало его до конца ХХ века. И только сейчас это мнение пересматривается. Критиком советского строя его, конечно, не назовешь, как и ярым его почитателям. Справедливо, что именно в юбилейный год революции хотя бы фрагмент истории представляют без наценок и скидок. Самое время.
Заголовок в газете: Незаслуженно заклейменный художник
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27319 от 8 февраля 2017 Тэги: Выставки, Школа, Дети , Война Места: Россия, Париж, Одесса
Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца
Художник Иван Владимиров стал свидетелем тяжёлого для России времени, которое он талантливо воплощал на своих полотнах. Мастер очень любил делать документальные зарисовки и писать картины, которые отражают реальное положение вещей.
В разгар революции художник служил в Петроградской милиции, поэтому имел возможность писать непосредственно с натуры, показывая порой очень неприглядные стороны того периода истории. «Настоящий художник должен быть правдив» — говорил Владимиров.
Одной из таких стала работа под названием «В театре. Царская ложа», созданная в 1918 году. На полотне мы видим послереволюционную сцену в театре. Здесь изображены «победители», которые оккупировали царскую ложу. Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, похожих в своей невыразительности, вечно пьющих, жующих и курящих. Волей-неволей вспоминаются сюжеты Зощенко. Только собрание рисунков и картин Владимирова много страшнее.
Глядя на эти картины, невольно можно подумать: «Как можно было в то время рисовать такое? Как этот художник не попал в лагеря и даже прожил не короткую и неплохую жизнь». Ответ прост: все эти работы были глубоко спрятаны от общественности, а часть из них долгое время и вовсе хранилась вне России. Для всех советских граждан Владимиров писал обычные социалистические сюжеты, например, «Ленин и Сталин летом 1917-го».
Как же контрреволюционные картины попали за границу? Дело в том, что Иван Владимиров хорошо знал английский язык, поэтому легко сошёлся с Американской администрацией помощи (ARA), работающей в послереволюционном Петрограде. Художник принимал активное участие в деятельности этой организации и завёл там друзей, через которых и передавал свои рисунки.
Всего было передано около 50 работ, которые сейчас находятся в архиве Гуверовского института, в собрании библиотеки Брауновского университета, а также в частных коллекциях.
Здесь может встать вопрос: не был ли художник двуличным? На самом деле в то время всё было не так однозначно. Сначала Иван Владимиров поддерживал левые идеи и с восторгом встретил революцию, но когда столкнулся с её реалиями, начал менять мнение.
Своими работами мастер хотел показать, что революция — это смерть, грабёж, голод, разруха и зло в целом. Вот как описывал порывы большевиков пролетарский поэт Владимир Кириллов:
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,
Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;
Девушки в светлом царстве Грядущего
Будут прекрасней Милосской Венеры.
Однако большинство участников этих событий даже не интересовало светлое грядущее. Их беспокоили более насущные вещи, что видно по этой картине «Погром винного магазина».
А здесь мы можем увидеть, как обречённые на голодную смерь люди роются в помойках в поисках пищи. Ещё вчера им обещали светлое будущее. Сегодня они ищут его в мусорной яме.
В начале 20-х годов художник, как и многие другие представители русской интеллигенции, думал, что безумные коммунистические эксперименты — это всего лишь временное недоразумение, которое должно вскоре закончиться. Но когда выяснилось, что всё это всерьёз и надолго, Васильеву волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду.
Однако живописец не утратил острого взгляда и внимания к выразительным бытовым деталям. Например, в картине «Первый трактор» хорошо чувствуется доля иронии.
Первая русская революция в живописи. Десять главных картин
Первая русская революция 1905–1907 гг. стала последствием событий русско-японской войны, внутренней политики самодержавия, нерешённого важнейшего аграрного вопроса, слабо развитой промышленности. VATNIKSTAN отобрал картины, запечатлевшие трагические сюжеты тех лет.
« Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?», Валентин Серов, 1905 год
События Первой русской революции очень сильно повлияли на мировоззрение и творчество великолепного художника Валентина Александровича Серова. Так, находясь в Академии художеств в Петербурге во время шествия 9 января 1905 года, которое явилось катализатором будущих потрясений, Серов стал очевидцем расстрела мирной демонстрации. В окно он видел, как солдаты расстреливают толпу с иконами и портретами. Как пишет дочь Валентина Александровича: «Приехав в Москву, он имел вид человека, перенесшего тяжёлую болезнь».
«Автопортрет», Валентин Серов
Проблему усугубляла та ситуация, что президентом Академии художеств был великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II . Он же являлся командующим Петербургского округа — это значило, что он принимал непосредственное участие в подавлении восстания. Поэтому Серов вместе с Василием Дмитриевичем Поленовым пишут письмо вице-президенту Академии графу Ивану Ивановичу Толстому с просьбой огласить письмо на собрании Академии. Вот что писали художники в письме:
« Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».
Письмо так и не было оглашено. Последующие события русской революции, непонимание со стороны коллег вынуждают Серова покинуть Академию художеств. А картина «Солдатушки бравы ребятушки! Где же ваша слава?» ярко описывают подавление народных митингов и то, как солдаты из той же русской среды под надзором офицеров расправлялись с мирным населением.
« После усмирения» Валентин Серов, 1905 год
Ещё одна работа Валентина Серова, карандашная карикатура на революционную тему. Художник описал как те, кто избивал мирное население бунтующего Петрограда, получали награды за такую «славу». Понятно, что элита пыталась сохранить верность армии, а награждения подкупали часть офицеров и солдат. К слову, сам Серов лично участвовал в некоторых события Первой русской революции. Его дочь писала:
« В 1905 году, в день освобождения политических заключенных, папа вместе с толпой находился у таганской тюрьмы. Был он и в университете, когда там строились баррикады, и на крестьянском съезде, и на похоронах Баумана. Хлопотал о заключённых, жертвовал деньги и свои рисунки в фонд помощи революционерам».
Манифест 17 октября 1905 года, Илья Репин, 1907 год
Известнейшая картина Ильи Ефимовича Репина «Манифест 17 октября 1905 года» описывается события, когда император Николай II поручил Сергею Витте подготовить манифест, который был издан 17 октября 1905 года. Манифест стал уникальным документом для истории Российской империи, провозглашалась свобода совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности. Но более продвинутым в этом документе стало упоминание об учреждении государственной думы, которая позволила бы ограничить самодержавное правление. При этом Николай II , подписавший Манифест от 6 августа 1905 года «Об учреждении государственной думы», максимально ограничил деятельность первого российского парламента. Император имел право распускать думу и блокировать её решения своим правом вето. По сути дума создавалась «ручной». В дальнейшем 3 июня 1907 года Пётр Столыпин и вовсе распустит его под предлогом «военного заговора». Такими событиями заканчивается история первой и второй Государственной думы Российской империи, в стране снова побеждает реакция. Как позднее писал председатель 2-й Государственной думы, кадет Фёдор Головин:
« Был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы… а заговор Столыпина и Ко против народного представительства и основных государственных законов».
В картине «Манифест 17 октября 1905 года» Репин смог передать восторженное настроение столичного населения после издания верховной властью данного манифеста. Это произведение смогло удачно отразить настроения современников Репина. По словам Василия Розанова, Репин очень точно передал в своём произведении «масленицу русской революции, карнавал её, полный безумия, цветов и блаженства». Сам художник пояснял, что на его полотне были изображены:
« …главным образом студенты, профессора, курсистки, и рабочие, с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен. На первом плане подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Среди демонстрантов Репин также запечатлел представителей демократической интеллигенции, так или иначе приближавших наступление этого дня: художественного и музыкального критика В. В. Стасова, филолога и педагога М. В. Прахова, умершего еще в 1879 году, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова, актрису Л. Е. Яворскую. Тем не менее эта картина не удовлетворяла идеологии революционно настроенного населения и постепенно была забыта в России.
« Первомайская демонстрация у Путиловского завода», Борис Кустодиев, 1906 год
Произведение Кустодиева «Первомайская демонстрация», наряду с картиной «Манифестация», написанные в 1906 году, ярко показали отношение художника к события Первой русской революции. Его творчество посвящено борьбе трудящихся, он признаёт справедливость этой борьбы и сочувствует рабочему классу.
«Манифестация», Борис Кустодиев
При этом он показывает условия, в которых работают люди, которые вышли на улицы. Это типичный заводской пейзаж: угрюмо однообразные корпуса цехов, прямые столбы дымящих труб. Страшная, безрадостная картина, производящая мрачное впечатление — мир, чуждый человеку, угнетающий его.
Две работы стали вызовом художника, направленным против бездушия капитализма, эстетический протест против лишённых красоты зримых форм его индустрии, так как, по мнению художника, они бесчеловечны и антинациональны.
« Кровавое воскресенье», Войцех Коссак, 1905 год
Картина польского художника Войцеха Коссака «Кровавое воскресенье» также описывает события русской революции. Картина неоднозначна, после её создания она была сразу запрещена в Российской империи, да и в СССР не была столь популярна. Сам художник не был очевидцем событий, тогда он находился в Вене. Картину он написал за 3 месяца, несмотря на внушительные размеры картины (4×8 метров). К слову, полотно не совсем отражает историческую действительность: разгон протестующих произошёл не на Дворцовой площади, а в районе Нарвских триумфальных ворот.
На картине изображено жестокое подавление манифестации: шашки кавалеристов, смерть, рвущиеся рубашки мужиков, горе, иконы, страдания и народный порыв. Весьма показательным является изображение Гапона, который сыграл неоднозначную роль в событиях революции: агент царской охранки, который впоследствии становится профессиональным провокатором. Он вроде бы и с народом, но и не может вполне быть с ним, так как связан и с властью. При этом на картине видно, как он встал между народом и солдатами. Изображение Гапона часто встречается в картинах, связанных с Первой русской революцией. Например, в работе М. Фред. Фойта «Священник Гапон, пламенный петербургский реформатор».
« Разгром манифестации 9 января 1905 года», Иван Владимиров
Художник Иван Алексеевич Владимиров описывал множество сцен не только Первой русской революции, но и последующих: Февральской и Октябрьской. Помимо основных событий его работы отражали бытовую часть революции, ему была интересна жизнь народа в те страшные годы.
Картина посвящена событиям «Кровавого воскресенья». Художник изобразил полки, идущие подавлять восстание. Параллельно им стоят протестующие, ошеломлённые внезапной атакой своей же армии. Многие из них ранены, убиты — одни бегут, другие до последнего держат флаги «новой России».
« Умиротворение», Мстислав Добужинский, 1905
Карикатура Мстислава Добужинского, художника-символиста, опубликованная в журнале «Жупела», в котором часто выходили работы, связанные с революцией, является выдающимся примером удивительного жанра символистской карикатуры. Художник изобразил Кремль посреди красного моря, символизирующего кровь. Название же этой сцены «Умиротворение».
« Разгром помещичьей усадьбы в 1905 году» Гавриил Горелов, 1911
Одним из главных событий Первой русской революции можно считать крестьянские восстания. Крестьяне действовали быстро: перед тем как придут войска нужно было сжечь усадьбы господ. Картина Гавриила Никитича Горелова показывает, как народ, переживший голод 1891 года, пытается сменить парадигму царского времени. Главным своим врагом крестьяне считают, конечно, богатого помещика.
« 9 января 1905 года на Васильевском острове», Владимир Маковский, 1905 год
Картина Владимира Егоровича Маковского «9 января 1905 года на Васильевском острове» посвящена разгону демонстрации. Автор изображает людей, которые пришли просить у царя, а не требовать, но при этом происходит. Сам художник пытался лавировать между властью, в лице Академии, и народом. Вот что пишет по поводу полотна его коллега Яков Данилович Минченков:
« Он, как большинство художников, несмотря на свою чуткость к общественным переживаниям, не заметил кипения в глубочайших слоях народных, не понял пролетариата, не понял — откуда, почему разразилось 9 января 1905 года. Всё же Маковский пробует выйти из рамок лёгкого жанра и написать картину, отражающую эту трагедию.
У него на мольберте стоит большая картина «9 января», которую он показывает только близким товарищам из опасения, чтобы не распространилась преждевременно молва о ней и ему, как профессору императорской Академии, не нагорело бы.
Ещё раньше, после Ходынки, он откликнулся на это событие и написал картину «Ходынка».
Как «Ходынка», так и «9 января» не передали ужаса этих событий, их подоплеки, недоступной наблюдению и пониманию Маковского. Изобразить 9 января, видев его лишь из окна своей академической квартиры, конечно, было невозможно».
« Вступление. 1905 год. Москва», Борис Кустодиев, 1905
Снова работа Кустодиева — «Вступление. 1905 год. Москва» — одна из мрачнейших картин художника. Он смог передать общую атмосферу того времени: страх, угнетённость, пустота. «Смерть шагает по столице» — думаю такими словами можно передать события того времени, что и выразил автор. Красные, белые и чёрные цвета создают внушительную картину. К слову, в 1920 году Кустодиев напишет похожу картину «Большевик», где огромный мужик идет по улицам, неся огромное знамя и завлекая за собой народ.
Источники:
https://www.mk.ru/culture/2017/02/07/paradoksalnyy-khudozhnik-ivan-vladimirov-risoval-strashnye-lica-revolyucii-1917-goda.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5c6015b014574e00b13017d0/5cb56047f1e09500b3b2d587
https://www.vatnikstan.ru/history/10-kartin-pervoj-russkoj-revolyutsii/