1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лучшие иллюстраторы сказок. Писатели, которые сами иллюстрировали свои сказки

Писатели, которые сами иллюстрировали свои сказки

Каждый актёр мечтает снять собственный фильм, а каждый детский иллюстратор — написать свою книгу. Или наоборот — каждый детский писатель хотел бы сам свою книгу проиллюстрировать. Как бы там ни было, некоторым это чертовски хорошо удается.

Мы в «Маленьких историях» понимаем, насколько важно, чтобы задумка писателя и видение художника резонировали — иначе получится фальшь, которую дети распознают только так. Чтобы такой печальки не произошло, мы тщательно прописываем в задании для художника каждый характер и каждую сцену — даже движения и мимику героев. Если следите за нашими страничками в Фейсбуке и Вконтакте, то знаете, как у нас всё серьезно.

Сегодня мы покажем творчество детских писателей, которые сами иллюстрировали свои книги.

Антуан де Сент-Экзюпери

Все знают «Маленького принца» и узнаваемый романтический образ — мальчик с соломенными волосами стоит на маленьком шарике собственной планеты. А это, между тем, собственноручно созданная автором иллюстрация.

Экзюпери был летчиком-испытателем, военным корреспондентом, получил ряд литературных премий за написанные им «взрослые» романы, но мы навсегда запомним образ вот этого юного философа:

Свен Нурдквист

Та тщательность и любовь, с которой шведский писатель рисует иллюстрации для собственных книг, вызывает неподдельное восхищение. Вы посмотрите на количество деталей в мастерской старика Петсона!

Книги Нурдквиста, пожалуй, можно даже вовсе не читать — а только бесконечно разглядывать эти потрясающие рисунки с миллионом деталей. И обязательно отыскивать на каждом маленького котёнка Финдуса!

Льюис Кэрролл

Иллюстрации для «Алисы» и других произведений

Детский писатель не только иллюстрировал свои книги, но и любил придумывать логические игры, которые сам же и рисовал. Многогранный талант писателя (на минутку, он был математиком, логиком, философом, даже фотографом) нашел отражение в его произведениях:

Писатель обладал тонким визуальным чутьем и умел мастерски подбирать себе иллюстраторов. Хотя образы, создаваемые ими, и расходились с первоисточником, они всё равно очень гармонично дополняли тонкие и умные сказки Кэрролла.

Рисунок Алисы авторства Кэрролла — можно заметить, что многие иллюстраторы в дальнейшем использовали созданный им образ:

Туве Янссон

У скандинавских писателей, вероятно, особенный дар к иллюстрации. Так, если вы не знали, Туве Янссон сама придумала и нарисовала знаменитых муми-троллей (и все-все рисунки в собственных книгах).

В скором будущем ее книги стали адаптировать для театра, выпускать сувенирную продукцию и игрушки персонажей по иллюстрациям писательницы. Это давало Туве Янссон огромные доходы, и вскоре сделало одним из богатейших людей Финляндии. Писательница даже смогла купить собственный остров, где впоследствии укрывалась от надоедливых журналистов.

Джоан Роулинг

Та самая «Сказка о трех братьях», что фигурировала в последней книге цикла о Гарри Поттере, и еще четыре сказки о волшебстве входят в книгу «Сказки барда Бидля», которую писательница собственноручно проиллюстрировала. Может быть, у нее это получилось не так красочно, как у профессора Толкиена, но стоит отдать ей должное.

Известная по книгам и фильмам сцена: три брата встречают Смерть, которую обхитрили:

Джон Р.Р. Толкин

Сегодня книги Толкина уже не так поражают масштабом и проработанностью мира, но писатель стал родоначальником классического фэнтези и в свое время совершил настоящую революцию.

Иллюстрации профессора, будь то легкие акварели или карандашные наброски, и сегодня выглядят потрясающе подходящими духу Средиземья:

Писатель детально проработал не только языки, культуру, карты и ландшафт, но и делал зарисовки персонажей.

Беатрис Поттер

Беатрис изначально была именно иллюстратором, и только потом взялась за писательское искусство. Надо сказать, и то, и другое у нее получается фантастически хорошо.

Крессида Коуэлл

Всем известный мультфильм «Как приручить дракона» не стал бы таким очаровательным, если бы не визуальный стиль, заложенный самой писательницей. Ее иллюстрации — наивные, детские, но невероятное обаятельные.

Узнаете Икинга и Ночную Фурию?

Томи Уингерер

Первая книга писателя «Приключения семейки Хрюллопс» с очень стильными и забавными авторскими иллюстрациями, вышла в России только в 2010 году, но уже успела завоевать своих поклонников.

Крис Ридделл

Иллюстрации к «Императору Абсурдии» и другим произведениям

Крис Ридделл — не только известный британский иллюстратор и автор, но и политический карикатурист лондонской газеты The Observer.

Иллюстрация к циклу «Воздушные пираты», написанному Крисом в соавторстве с другим писателем, показывающая здешний мир под названием «Край»:

Заключение

Как мы видим, многогранному таланту детских писателей часто тесно в рамках только литературы. Оно и к лучшему — ведь собственные рисунки автора дают самое достоверное отражение его замысла.

А если речь о детских книгах — авторские зарисовки еще и подталкивают воображение ребенка в нужную сторону и стимулируют его развитие.

Как и всегда, Наши маленькие иллюстрированные (и анимированные!) истории можно скачать здесь:

Лучшие иллюстраторы сказок. Писатели, которые сами иллюстрировали свои сказки

Они подарили нам сказку! Художники-иллюстраторы, которые «оживили» наших любимых героев. Путеводитель по книжкам, стилю, техникам и истории из жизни.

Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, «первый профессионал книги» — как его называют специалисты. Его пример — другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.

Читать еще:  Образ печорина на протяжении всего романа. Пренебрежение дружбой

«Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» — стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться — красота!

Стиль. Узнать работы Билибина можно по большого формата тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь — не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.

В музее-заповеднике «Абрамцево» до сих пор хранятся книги проиллюстрированные Еленой Поленовой. Сестра знаменитого живописца Василия Поленова, хоть и была связана с богемным «мамонтовским кружком» – художниками, артистами, архитекторами, всегда интересовалась народным, крестьянским. Ее вдохновляли сказы, в ее письмах друзьям упоминаются герои фольклора, например: бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небылицы.

Стиль: Основное в пейзажах Поленовой – внимание к «мелочам»: травам, цветам, грибам, насекомым. Она старалась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа».

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова — героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора.

Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.

Владимир Конашевич дал нам возможность увидеть доктора Айболита, Тянитолкая, малютку Бибигона, Конька-Горбунка и мудрецов, которые плыли по морю в грозу. Рассказывая о том, как придумывает рисунки, Конашевич признавался: «Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…»

Стиль: Для художника, работающего с детскими книгами одного таланта рисовать мало, нужен второй — доброта. Мир Конашевича — как раз такой, мир доброты и мечты. Художник создал узнаваемый стиль в оформлении сказок: яркие образы,витиеватые узоры, виньетки, «живая» композиция, которая захватывает не только детей, но и взрослых.

«С малых лет, сколько себя помню, — признавался Георгий Нарбут, — меня влекла живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем» .

Художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине Георгий Нарбут, учился у Михаила Добужинского и Ивана Билибина, последний даже говорил: «Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков».

Cтиль. В мастерской Нарбута рождались гениальные идеи и создавались шедевры, изменившие историю книги в России. Книжная графика — это не просто виртуозная техничность и изысканность вкуса. Стиль Нарбута — это всегда выразительная обложка, декоративно оформленный титульный лист, буквицы и искусные иллюстрации.

Художник намеренно избегал излишней публичности, оттого факты о ее биографии так скудны. Известно, что он был выходцем из московского купечества и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Зворыкина считают основоположником «русского стиля» в книжной иллюстрации и лучшим графиком-орнаменталистом начала XX в.. С 1898 года он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств Ивана Сытина и Анатолия Мамонтова. Первым опытом художника в области детской книги была книжка «Сказка о золотом петушке» Александра Пушкина.

Стиль. Вдохновение для своих работ Борис Зворыкин искал в русской старине, декоративно-прикладном искусстве, иконописи, деревянном зодчестве и книжной миниатюре. Недаром он был одним из активных членов «Общества возрождения художественной Руси».

Борис Диодоров «оживлял» для нас героев русской и зарубежной классики. «Тутту Карлссон Первую и единственную, «Людвига Четырнадцатого и других», «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», «Дело в шляпе» (об истории головных уборов в России совместно с Ириной Кончаловской) — всех не перечислишь: всего художник проиллюстрировал около 300 книг.

Диодоров работал главным художником издательства «Детская литература», получил из рук принцессы Дании золотую медаль Г. Х. Андерсена, его работы выставлялись в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее.

Стиль: красота тонких линий. Техника офорт, при которой стальной иглой процарапывают рисунок на покрытой лаком металлической пластине довольно сложна, но только она позволяет добиться воздушности и тонкости в исполнении.

Русские художники — иллюстраторы детских сказок

Любовь Кланова
Русские художники — иллюстраторы детских сказок

Кланова Любовь Владимировна,

воспитатель первой категории, МДОУ дс № 18

Презентация «Русские художники – иллюстраторы детских книг»

/дополнительный текстовый материал/

Первые книжки, первые сказки. Ещё совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом настоящие сказки «жили-были…». Когда ребенок становится чуть старше, с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке.

Двухлетний ребенок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на «нужной странице». Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки «подсказывают» и «говорят» вместе с малышом. В детской книге они важны не менее, чем текст.

Сказки… Никто из нас в детстве не пропустил счастливых моментов побыть, пожить и поучаствовать с героями сказок во всех событиях. Ведь через сказку ребенок начинает понимать окружающую действительность. Язык сказок прост и поэтому понятен и интересен детям. А если в книге присутствуют иллюстрации, это ещё больше привлекает внимание ребенка.

Читать еще:  Орган - музыкальный инструмент двадцати восьми веков. Орган - музыкальный инструмент

Об истории детской книжной иллюстрации и поговорим.

Иллюстрация – в переводе с латинского означает — «освещать, проливать свет и объяснять». История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий.

Иллюстрацию надо рассматривать не просто как добавление к тексту, а как художественное произведение своего времени. Она – воплощение фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку: она определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Её назначение — «осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге.

Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце ХIХ века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы. Они создавали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик. Особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям.

Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина, в рукописном варианте вышедший в Москве в 1692 году, затем в 1694 г. в печатном: целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.

Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда и название «Лицевой букварь»).

Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта.

Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) был иллюстратором русской сказки.

Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных

мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги.

Это большого формата тонкая книга – тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь является не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-Лягушка», «Василиса — Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Одна из особенностей иллюстраций Билибина – это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая характерна для русских народных сказок.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – один из первых русских художников,

который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный

поэтической фантазией народа.

Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, по признаниям самого художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, что во многом определило мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар-Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин: «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973)иллюстрировал и оформлял

русские народные сказки, песенки,потешки, а также книги известных

детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака.

Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.

Владимир Васильевич Лебедев (1891 – 1967) – рано стал профессионалом.

Уже с 1911г., в возрасте 20 лет он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни. Наиболее сильно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к «Слоненку» Р. Киплинга (1921г., открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, — «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке» (все 1925 г.) и др. Лебедев возглавлял в 1924-1933 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Госиздательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей.

Александр Васильевич Лебедев – наш современник, член Московского Союза

Художников, член Международной Федерации художников. Издано несколько

десятков книг с его иллюстрациями.

Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье

главного губернского архитектора.

С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

Читать еще:  Рисунок воздушного шара с корзиной. Подробно о том, как нарисовать воздушные шары

Владимир Михайлович Конашевич (1888- 1963) – родился в семье инженера.

Как и другие мальчики, он мечтал быть моряком, создавать корабли. Позднее заинтересовался астрономией, музыкой и более того серьезно помышлял стать скрипачом. «Затем я захотел сделаться художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым принимался за все раньше». Иллюстрировать детские книги Конашевич начал вовсе невзначай. Это было в 1918 году. Его дочери было три года, она жила с матерью на Урале. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для нее картинки на каждую букву алфавита и посылал в письмах. Один из знакомых увидел эти рисунки. Они ему понравились и была напечатана «Азбука в картинках» — первая книжка В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. С 1930-х гг. Конашевич без малого на все сто отдался иллюстрированию детских книг. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо- декоративной манере. Больше всего его увлекали произведения К. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах. Такого бурного потока разноцветных фантазий никакой иной иллюстратор детской литературе, пожалуй, не подарил.

Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР,

советский художник –анималист.

Детство свое он провел в деревне у бабушки, в сибирском селе. Его всегда привлекало искусство: писал стихи, рисовал. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника- иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. В Великую Отечественную войну он ушел на фронт. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011, которая собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок.

Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – родился в Москве, в семье врача.

Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек, норвежского писателя А. Прейсена «Веселый новый год», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева «Две сказки про карандаш и краски». Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждая сопровождалась яркими иллюстрациями, в которые Сутеев много привнес из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Интересные факты: Владимир Сутеев был амбидекстером, т. е. одинаково владел правой и левой рукой, причем одновременно одной мог писать, а другой- рисовать.

«Художники в памперсах» «Художники в памперсах» так называлась наша выставка работ, когда ребята были в младшем дошкольном возрасте. В детский сад пришли дети.

«Мои маленькие художники». Фотоотчет Представляю Вашему вниманию творчество моих любимых воспитанников. Моим воспитанникам 6-7 лет, они очень любят рисовать и действительно.

Фоторепортаж «Искусные художники по дереву» Однажды, соприкоснешься к необычной красоте, и она останется надолго в твоем сердце! Резьба по дереву на Бали – это традиционное искусство.

Фотоотчет о детских работах в рамках кружка «Русские узоры» Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Вот и подошла к концу работа нашего кружка «Русские узоры». Так как по очень уважительным причинам.

Источники:

http://yellowbricks.ru/blog/index.php/2016/06/22/writers-illustrators/
http://russian7.ru/post/7-skazochnyx-illyustatorov/
http://www.maam.ru/detskijsad/ruskie-hudozhniki-ilyustratory-detskih-skazok.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector