9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мертвые души дамы. Сочинение «Женские образы в произведениях Н.В

Женские образы на страницах по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

В своей поэме « Мертвые души» Н. В. Гоголь вводит описание дам губернского города NN, образы которых играют важную роль в изображении самого города, который выступает в качестве зеркала всей страны, в изображении нравов и ценностей светского общества.

Первой представительницей женской половины населения, с которыми мы встречаемся на страницах поэмы, является Настасья Петровна Коробочка.

При описании внешности пожилой помещицы автор не обращает внимание на глаза женщины, тем самым, подчеркивая ее бездуховность. Главной чертой ее является мелочная скаредность. Сама фамилия дает понять, что такой человек живет исключительно в каком-то своём пространстве, не выходя за его пределы, со своими взглядами, понятиями и принципами.

Гоголь не скрывает своей иронии в отношении мыслительных способностей Коробочки, называя ее « дубинноголовой» . Условия патриархального быта подавили личность Настасьи Петровны, оставив ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне. Всё, что не связано с накопительством, осталось для неё недоступным.

Единственное, что можно выделить в Коробочки – это хозяйственность. Но такая помещичья хозяйственность имеет бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

Продолжая наносить визиты помещикам, Чичиков встречается с женами некоторых из них.

Например, во II главе мы встречаемся с супругой Манилова, любезной и миловидной женщиной, которая совершенно не интересуется хозяйством. Ей по душе предаваться мечтам вместе со своим мужем в «Храме уединенного размышления». Манилова также оторвана от реальной жизни, как и муж.

В V же главе в доме Собакевича мы знакомимся и с его женой Феодулией Ивановной. Она спокойна и невозмутима, но в отличие от Маниловой она буря хозяйственная и практичная.

Как и муж, Феодулия груба и невежественна ( когда при знакомстве впихнула руку прямо в губы Чичикову, когда, садясь за стол, не посчитала нужным завести разговор с гостем).

Делая выводы, нужно отметить, что образы жен не являются самостоятельными, с их помощью раскрываются характеры самих помещиков.

Но более обобщенный образ дам светского общества мы видим в сцене разговора двух городских сплетниц и в стенах губернаторского дома во время бала.

Занятия женской половины населения ограничиваются лишь примитивными разговорами о моде, которые, по их мнению, носят значительных характер, а также преувеличение и распространение сплетен и слухов.

Автор обращает наше внимание на внешний вид и поведение дам : одевались они «с большим вкусом» и по городу ездили в колясках. А за подписанную визитную карточку две приятельницы и «даже родственницы» могли поссориться, да так, что примирить их было бы невозможно. Дамы отличались приличием в выражениях: « Никогда не говорили они : «Я высморкалась», «Я вспотела», «Я плюнула», а говорили : «Я облегчила себе нос», «Я обошлась посредством платка». И в заключение Гоголь говорит, что «…весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца».

Таким образом, всех этих дам объединяет пустота и поверхностность, плоскость разговоров и ограниченность мышления. Второстепенные женские образы помогают Н.В. Гоголю раскрыть глубину падения нравов светского общества, вскрыть недостатки других героев (чиновников), показать реальную картину жизни того времени.

Женские образы в поэме Мертвые души

В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения.

Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини. Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «.

Читать еще:  Красавица и чудовище история создания. Взаимное соглашение зверя и девушки

В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа.

Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками.

Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость. Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов. «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души.

Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья.

Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни. Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных …

а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей.

Манилова — выпускница пансиона. Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением. Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж.

У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни.

Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской». Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма». Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

«Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны).

Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной».

Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные. Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление». Обе дамы обожают сплетничать и злословить.

Читать еще:  Кайли миноуг первая песня. Кайли Миноуг — сексапильная поп-дива

Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными».

Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков.

Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А. Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу). Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни.

Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого».

Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель. Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом.

Женские образы в “Ревизоре” и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя

“Ревизор” и “Мертвые души” – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер.

И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме “Мертвые души” играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и “типичная”, очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую

Единственная женщина-помещица в “Мертвых душах” – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода!” У Коробочки “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, есть “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Коробочка не претендует на высокую культуру: в ее облике выделяется весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид.

Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”.

Все “новое” и “небывалое” пугает ее. Единственное, что волнует героиню – это цены на пеньку и мед. Кажется, что у нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с “мертвыми душами”.

Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мертвые души”. Коробочка – глупая, “дубинноголовая” и жадная помещица.

Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий, “населенный” мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя. Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка – дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.

Читать еще:  Каким мы видим максима максимыча. Максим Максимыч – положительный герой

Также в романе есть описание “светских” дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти “дамы приятные во всех отношениях” и “просто приятные дамы” становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, еще более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова.

А “приятные” дамы сделали все это от “нечего делать”, случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме “столичных” светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных “сестер”. В пьесе “Ревизор” также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Анна Андреевна – жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями.

Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая. Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: “Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем”.

Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери. Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой.

У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: “Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится”. А почему?

Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал “Юрия Милославского”, Марья Антоновна говорит, что это сочинение “господина Загоскина”. Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.

Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова. Итак, в “Мертвых душах” и “Ревизоре” Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам.

Все они очень похожи – своей пустотой и обычностью. Разве что в “Ревизоре” прописаны они более четко и ясно. В “Мертвых душах” же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в “Ревизоре”, но и вообще в русской литературе.

Источники:

https://www.kritika24.ru/page.php?id=9795
https://info-shkola.ru/zhenskie-obrazy-v-poeme-mertvye-dushi/
https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/zhenskie-obrazy-v-revizore-i-mertvyx-dushax-n-v-gogolya.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]