Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография. Булгаков отказывается от “переделок”
Жизнь и творчество Булгакова
Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя – Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после – инспектор на курсах для женщин. Отец – также преподаватель, работал в Киевской духовной академии. Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.
Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба
Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками – по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть “Аиду” и “Фауста”), читает “с упоением” Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.
В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.
Работа врачом
Период с 1916 по 1917 год – окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в земскую больницу по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское (Смоленская губерния). А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. “Записки молодого врача” были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.
Врачебная практика в Киеве
В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной – как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, “мобилизовавших” его.
Служба в армии, профессиональное занятие литературой
В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был “мобилизован” деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как “исторического несчастья” отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих “товарищах по оружию”. Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием “Парижские коммунары”, он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.
Переезд в Москву
В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.
В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе – в таких журналах, как “Рупор”, “Рабочий”, “Красный журнал для всех”, “Железнодорожник”, “Красная нива” и др.
Сотрудничество в “Гудке”, новые произведения и новая женитьба
Период с 1922 по 1926 год – сотрудничество с газетой под названием “Гудок”, а также печатается “Накануне” в берлинской русской газете, редактор которой – А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.
Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть “Записки на манжетах”. В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.
В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется “Дьяволиада” – первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием “Роковые яйца”. Этот год отмечен также созданием рукописи “Собачьего сердца” – произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.
Обыск у Булгакова
В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись “Собачьего сердца”, возвратили Булгакову.
Произведения 1925-1928 годов
В 1925-1926 годах выходит цикл “Рассказы”, а также сборник рассказов под названием “Записки юного врача”.
К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман “Белая гвардия”. По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса “Дни Турбиных”, премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.
С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием “Бег”, лишь в 1957 году увидевшую зрителя.
В 1926 также была создана пьеса “Зойкина квартира”, которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с “Днями Турбиных” она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.
В 1928 году – еще одно произведение для театра (“Багровый остров”). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.
Оценка творчества Булгакова литературной критикой
Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе “Бег”, которая, с его точки зрения, является “антисоветским явлением”. “Макулатурой” назвал вождь “Багровый остров”. Результат травли – Булгаков, биография и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет “Правительству СССР” письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием “Батум”, повествующая о “юных годах вождя”. Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.
Работа в МХАТе
С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.
В 1931 году появляется пьеса “Адам и Ева”. В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого “Война и мир” по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.
В 1932 году появилась инсценировка гоголевских “Мертвых душ”. Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) “Дни Турбиных”.
В 1930-1936 годах была создана драма под названием “Кабала святош”, поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над “Жизнью господина де Мольера”, биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.
Еще одна пьеса, “Блаженство”, вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).
В 1934-1935 гг. выходит драма под названием “Последние дни”, поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с В. В. Вересаевым.
Булгаков отказывается от “переделок”
Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова “Иван Васильевич”. Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от “переделок”, подсказываемых ему (например, “перековать” какого-либо белого офицера из произведения “Бег”, закончить революционной хоровой песней “Багровый остров” и т.п.).
Последние произведения
В 1936-1937 годах был создан “Театральный роман” (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.
Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием “Дон Кихот”. С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, – “Мастер и Маргарита”.
Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от болезни почек, которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).
Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова – ныне признанного классика русской литературы.
ТЕСТ: Угадайте, кому из героев фильма «Золотой телёнок» принадлежит цитата?
12 интересных фактов о фильме «Брат-2»
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Брат-2»?
Как создавался саундтрек к фильму «Брат-2»
Журнал
5 популярных фильмов по произведениям Михаила Булгакова
У произведений писателя была сложная судьба — порой от написания до экранизации проходили десятилетия запретов, цензуры, официальной критики и тайных восторгов…
«Бег» (1970)
Пьесу о судьбе интеллигенции и офицеров белой гвардии, многие из которых были вынуждены покинуть родину во время Гражданской войны, Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания жены писателя, которая бежала от войны вместе с первым мужем и в эмиграции жила во Франции и Германии.
В процессе работы Булгаков заключил договор с МХАТом на постановку пьесы под названием «Рыцарь Серафимы» — первый вариант «Бега» назывался именно так. В театре с аншлагами шёл спектакль по булгаковской пьесе «Дни Турбиных» и в успехе никто не сомневался. Но неожиданно поставить спектакль при жизни автора не удалось — пьесу запретил лично Сталин: «„Бег“ есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. „Бег“, в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Премьера состоялась только спустя тридцать лет — в 1957 году, а ещё через несколько лет пьесу впервые опубликовали.
За экранизацию пьесы взялись режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов. К съёмкам готовились очень серьёзно — это была первая советская экранизация Булгакова, да и материал обязывал. Сценарий писали, основываясь разу на нескольких произведениях — «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Пробы для фильма проходили не только исполнители главных и вторых ролей, но и массовка. Для выстраивания цветовой гаммы картины на камеру снимали образцы ткани в статике и динамике и будущие декорации. Без проб были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов, а утверждённого Глеба Стриженова уже во время съёмок заменили на малоизвестного тогда актёра Владислава Дворжецкого. Съёмки проходили в разъездах — фильм снимали в Москве и Подмосковье, Севастополе, Стамбуле, Пловдиве и Париже.
Драма «Бег» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и, хотя не получила главный приз, произвела большое впечатление на зрителей.
Повесть Михаила Булгакова о медицинском эксперименте профессора Преображенского была написана в 1925 году. Существует версия, что прототипом передового медика выступил дядя писателя — гинеколог Николай Покровский, по крайней мере, в произведении довольно точно описана именно его квартира… Из-за острой сатиры и проблем с властями опубликовать пьесу не было возможности, более того — рукопись изъяли при обыске и вернули только через три года. До 60-х годов «Собачье сердце» можно было большой осторожностью почитать в самиздате. Первая официальная публикация появилась в 1968 году — повесть напечатали в русскоязычных журналах Франкфурта и Лондона, а в СССР «Собачье сердце» вышло только в 80-х годах.
Когда режиссёр Владимир Бортко решил снять «Собачье сердце» — это была уже вторая экранизация произведения, десятилетием раньше вышел фильм итало-немецкого производства. На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик, но лучше всего образ получился у Евгения Евстигнеева. По словам режиссёра, все были прекрасны, но у Евстигнеева профессор получился не только гениальным, но и самым проникновенным, тем более, что актёр уже работал с булгаковским материалом в фильме «Бег». Исполнителя роли Шарикова нашли в алма-атинском Театре русской драмы. Имя Владимира Толоконникова никому ничего не говорило, но его пригласили на пробы, где он с блеском отыграл сцену с ужином в профессорском доме и был утверждён.
Владимир Бортко вспоминает, что после премьеры газеты не скупились на слова: «Там было написано примерно следующее: „Такого дерьма, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. Но я всё-таки уцелел». Вопреки критикам, через два года после выхода фильма Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию…
С романом, который считается главным произведением писателя, связано столько сложностей, что многие заподозрили мистическое влияние его героев. «Мастера и Маргариту» Михаил Булгаков писал более десяти лет, но роман так и остался незавершенным из-за смерти автора. Первую версию в 1930-м году Булгаков сжег от обиды и отчаяния после запрета его пьесы «Кабала святош». Второй вариант он начал писать только через несколько лет, и предисловием была его фраза «Помоги, Господи, написать роман». Работа продолжалась десять лет, он писал уже третью редакцию, когда здоровье писателя ухудшилось. К работе подключилась жена Елена, благодаря которой культовое произведение увидело свет… Она собрала, свела воедино и отредактировала все черновые записи. Роман печатался в самиздате до 60-х годов, пока в журнале «Москва» не появилась сокращенная отцензурированная версия. Книга без купюр вышла только в 1973 году.
Многие советские режиссёры собирались снимать «Мастера и Маргариту», но по разным причинам это никому не удавалось, например, в свое время съёмки сорвались у Эльдара Рязанова, Владимира Наумова и Элема Климова. Первым, у кого получилось осуществить задуманное, стал Юрий Кара — он снял экранизацию в 1994 году, но здесь не обошлось без проблем. Из-за конфликта с продюсерами и правообладателем премьера отложилась на целых семнадцать лет! И когда премьера всё-таки состоялась, то первая экранизация оказалась второй — к тому времени на экраны уже вышел сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, который смотрелся гораздо современней.
Режиссёр «Собачьего сердца» Владимир Бортко видел фильм Юрия Кары на спецпоказах, а сценарий для своей версии писал девять лет. Он был уверен, что из романа нельзя выкинуть ни одну из линий, а такую возможность давал только формат сериала. Многие актёры отказывались от ролей в фильме — все были наслышаны о роковом влиянии этого произведения на актёрские судьбы. Тем, кто не побоялся, Владимир Бортко сказал: «Мистики нет!» — и с этой установкой принялись за работу… Сериал стал одной из самых популярных отечественных экранизаций произведений Михаила Булгакова.
Фантастическую пьесу «Блаженство» о путешествии героев из Москвы 1930-х годов в XXIII век Михаил Булгаков начал писать по заказу мюзик-холла, который хотел поставить эксцентрический спектакль. В процессе работы договор был расторгнут, но пьесой заинтересовался театр Сатиры. Однако, готовый материал руководство не впечатлил и автору предложили переписать сюжет, чтобы в нём был комический Иван Грозный и не было никаких взглядов в будущее. Новый вариант назывался «Иван Васильевич» и герои теперь отправлялись в прошлое… В ходе переделок из пьесы ушёл почти весь юмор, а после репетиции в присутствии партийных руководителей СССР и разгромной статьи о булгаковских постановках её вообще запретили.
Пьеса отправилась «на полку» и пролежала там 40 лет в ожидании Леонида Гайдая. Вообще, режиссёр хотел экранизировать пьесу «Бег», но получил отказ и обратился к другим булгаковским произведениям. Для того, чтобы «Иван Васильевич» прошёл цензуру, на сценарий пришлось потратить восемь месяцев. Сценарий писался под Юрия Никулина, но актёр сниматься в роли Ивана Грозного отказался. Отказ мотивировал тем, что это Булгаков, у его произведений всегда сложная судьба, так что этот фильм никто не увидит… По результатам был утверждён блестяще сыгравший и царя, и управдома Юрий Яковлев. А вот Никулин очень огорчился из-за своего отказа, когда увидел готовый фильм.
У этой экранизации была счастливая судьба — после некоторых правок, на которых настаивала цензура, фильм вышел на экраны и стал одной из самых популярных советских комедий. Интересно, что многие даже и не догадывались о причастности Михаила Булгакова к любимому фильму.
«Морфий» (2008)
У цикла рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий» судьба сложилась гораздо легче, чем у большинства произведений Булгакова. Писатель получил медицинское образование и несколько лет работал по профессии — практиковал в фронтовом госпитале и земской больнице. Именно этот опыт и стал основой будущих произведений. Цикл рассказов был опубликован в 1925 — 1926 годах в журнале «Медицинский работник», годом позже вышел «Морфий». Сборник целиком вышел гораздо позже, в 1963 году, но только из-за общих проблем Булгакова с властями — никаким гонениям рассказы о врачебной практике не подвергались.
Первый фильм по мотивам некоторых рассказов из цикла в 1991 году снял малоизвестный режиссёр Михаил Якжен, и популярности эта экранизация не получила. Второй раз к сборнику обратился Сергей Бодров-мл., и написал сценарий к будущему фильму «Морфий». Он же должен был играть главную роль, но случилась трагедия в Кармадонском ущелье. В память о друге фильм о становлении молодого врача, его коллегах и пациентах снял режиссёр Алексей Балабанов.
Жизнь и творчество Булгакова
Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя – Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после – инспектор на курсах для женщин. Отец – также преподаватель, работал в Киевской духовной академии. Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.
Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба
Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками – по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть “Аиду” и “Фауста”), читает “с упоением” Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.
В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.
Работа врачом
Период с 1916 по 1917 год – окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в земскую больницу по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское (Смоленская губерния). А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. “Записки молодого врача” были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.
Врачебная практика в Киеве
В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной – как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, “мобилизовавших” его.
Служба в армии, профессиональное занятие литературой
В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был “мобилизован” деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как “исторического несчастья” отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих “товарищах по оружию”. Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием “Парижские коммунары”, он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.
Переезд в Москву
В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.
В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе – в таких журналах, как “Рупор”, “Рабочий”, “Красный журнал для всех”, “Железнодорожник”, “Красная нива” и др.
Сотрудничество в “Гудке”, новые произведения и новая женитьба
Период с 1922 по 1926 год – сотрудничество с газетой под названием “Гудок”, а также печатается “Накануне” в берлинской русской газете, редактор которой – А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.
Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть “Записки на манжетах”. В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.
В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется “Дьяволиада” – первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием “Роковые яйца”. Этот год отмечен также созданием рукописи “Собачьего сердца” – произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.
Обыск у Булгакова
В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись “Собачьего сердца”, возвратили Булгакову.
Произведения 1925-1928 годов
В 1925-1926 годах выходит цикл “Рассказы”, а также сборник рассказов под названием “Записки юного врача”.
К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман “Белая гвардия”. По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса “Дни Турбиных”, премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.
С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием “Бег”, лишь в 1957 году увидевшую зрителя.
В 1926 также была создана пьеса “Зойкина квартира”, которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с “Днями Турбиных” она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.
В 1928 году – еще одно произведение для театра (“Багровый остров”). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.
Оценка творчества Булгакова литературной критикой
Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе “Бег”, которая, с его точки зрения, является “антисоветским явлением”. “Макулатурой” назвал вождь “Багровый остров”. Результат травли – Булгаков, биография и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет “Правительству СССР” письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием “Батум”, повествующая о “юных годах вождя”. Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.
Работа в МХАТе
С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.
В 1931 году появляется пьеса “Адам и Ева”. В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого “Война и мир” по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.
В 1932 году появилась инсценировка гоголевских “Мертвых душ”. Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) “Дни Турбиных”.
В 1930-1936 годах была создана драма под названием “Кабала святош”, поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над “Жизнью господина де Мольера”, биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.
Еще одна пьеса, “Блаженство”, вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).
В 1934-1935 гг. выходит драма под названием “Последние дни”, поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с В. В. Вересаевым.
Булгаков отказывается от “переделок”
Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова “Иван Васильевич”. Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от “переделок”, подсказываемых ему (например, “перековать” какого-либо белого офицера из произведения “Бег”, закончить революционной хоровой песней “Багровый остров” и т.п.).
Последние произведения
В 1936-1937 годах был создан “Театральный роман” (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.
Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием “Дон Кихот”. С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, – “Мастер и Маргарита”.
Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от болезни почек, которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).
Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова – ныне признанного классика русской литературы.
Источники:
https://fb.ru/article/175009/jizn-i-tvorchestvo-bulgakova
https://www.domkino.tv/news/9965
https://autogear.ru/article/175/009/jizn-i-tvorchestvo-bulgakova/