Мировой чемпионат ирландских танцев. Как проходят соревнования по ирландским танцам
Как проходят соревнования по ирландским танцам.
*Статья составлена исходя из обзора соревнований WIDA (Всемирная Ассоциация Ирландского Танца – World Irish Dance Association). Правила и принципы других школ, относящихся к другим комиссиям по ирландским танцам могут отличаться от описанных ниже*
Соревнования по ирландским танцам проводятся под эгидой определенной главенствующей комиссии, участвовать в которых могут школы, зарегистрированные там. Наша школа зарегистрирована в WIDA. Именно в соревнованиях этой комиссии мы можем выступать, и в тех немногих других чемпионатах, которые могут быть открытыми для всех.
Соревнования могут быть квалификационными – Oireachtas или Open Championships (большой чемпионат) и локальными – Feis (феш). Квалификационные чемпионаты являются обязательными для дальнейшего участия в Чемпионате Европы и Чемпионате Мира. Таких чемпионатов бывает в течение года лишь несколько. В свою очередь, Чемпионат Европы является также обязательным для участия в чемпионате Мира.
Feis или Grade feis (грейд феш) – многочисленные соревнования, коих в течение года может быть множество, и где танцоры могут подтверждать квалификацию своего уровня и переходить на следующий.
Сам процесс соревнований делится на несколько частей:
1. Соревнования по сольным танцам.
Оцениваются сольные танцы на всех четырех уровнях (Beginners, Primary, Intermediate, Open) – призовые места даются отдельно за каждый исполненный танец.
2. Кубок чемпионата/феша: Premierships, Pre-Championships, Championships.
Premiership – отдельный вид соревнований на трех из уровней (Beginners, Primary, Intermediate) – соревнование за кубок чемпионата или феша. За призовые места вручают специальные кубки или другие призы.
Pre-Championship или Preliminary Championships – промежуточное соревнование на уровне Open – борьба за право участия в Championship-соревновании.
Championship – соревнование за звание Чемпиона – главная часть любого феша или чемпионата.
Соревнования по групповым танцам.
Оцениваются групповые танцы от 2х и более человек (по уровням не делятся) – 2-, 3-, 4-, 6-, 8-hands, Figure Dance – отдельно по каждой разновидности.
4. Шоу – Show Competition.
Как правило, завершающая стадия соревнования постановочные мини-спектакли разнообразной тематики, но основанные на ирландской хореографии.
Общий соревновательный процесс, как и весь процесс обучения сольными ирландскими танцами, как правило, идет по нарастающей от уровня к уровню: начального – Beginners и наивысшего – Open. Два промежуточных уровня – Primary и Intermediate. Из сольных мягких танцев оцениваются: Reel, Slip Jig, Single Jig, Light Jig; из сольных жестких: Treble Reel, Treble Jig, Hornpipe, Traditional Set, Modern Set.
При этом:
– все сольные танцы исполняются по 32 такта (как правило, это 2 степа с левой и правой ноги каждый);
– традиционные сеты на каждом уровне различаются и до уровня Оупен танцуют только “с правой ноги” – то есть второй степ (сет) в сольных оупен-танцах исполняют с обеих ног;
– Single Jig, Light Jig по уровням могут не меняться и на уровне Open эти танцы доступны только детским категориям танцоров;
– упомянутый Treble Reel не всегда входит в программу соревнований, так как не является квалификационным танцем;
– Modern Set не является отдельным видом сольных соревнований, остается уделом только Open-танцоров и входит в качестве составляющего танца в решающем раунде в соревновании Championship.
Итак, подробнее по уровням.
Бегиннерс – Beginners level
Уровень для самых начинающих, танцы отличаются простыми базовыми движениями, но музыка традиционно быстрая при этом. Скорость Beginners Reel, Beginners Slip Jig, Beginners Single Jig – 121; Light Jig – 116; Beginners Treble Jig – 85; Beginners Hornpipe – 138.
Traditional set – St.Patrik’s Day (быстрая джига).
В соревнованиях Beginners Premiership танцуют Reel и Light Jig.
Праймери – Primary level
Скорость музыки ниже, но сложность движений выше. Танцоры исполняют: Primary Reel, Primary Slip Jig, Primary Hornpipe – скоростью 113; Primary Treble Jig – 73. Лайт джига и сингл джига могут оставаться с неизменными базовыми степами начального уровня.
Для двух танцев разрешается варьировать скорость по желанию танцора, а именно: требл джига и хорнпайп могут исполняться как под медленную скорость, так и под бегиннерс-скорость – то есть 85 для Treble Jig и 138 для Hornpipe. Соответственно, степы в данном случае также являются степами бегиннерс-уровня.
Traditional sets – Blackbirds (хорнпайп) и Jokey to the Fair (джига).
В соревновании Primary Premiership танцуют Reel и Light Jig.
Интермедиат – Intermediate level
Скорость исполняемых танцев низкая, сложность элементов возрастает: Intermediate Reel, Intermediate Slip Jig, Intermediate Hornpipe – 113; Intermediate Treble Jig – 73.
На данном уровне также рекомендуется танцевать лайт и сингл джиги с традиционными базовыми начальными степами.
Traditional sets – все хорнпайпы: Job of Journeywork, Garden of Daisies и King of the Feiries.
В соревновании Premiership танцуют Intermediate Reel и Intermediate Treble Jig.
Оупен – Open Level
Танцуют Open Reel, Open Slip Jig, Open Hornpipe под скорость 113, Open Treble Jig под скорость 73. Лайт джига и сингл джига в соревнованиях уровня Оупен взрослыми уже не исполняется.
Traditional sets – The Three Sea Captains (джига), White Blanket и The Hunt (хорнпайпы).
На уровне Open нет соревнования Premiership, но есть Pre-Championship и Championship.
В Pre-Championship танцуют на выбор Open Reel (48 bars) или Open Slip Jig (40 bars) и Open Treble Jig (48 bars) или Open Hornpipe (40 bars). Для танцоров старше 25 лет действуют “возрастные скидки”: Reel и Treble Jig (40 bars), Slip Jig и Hornpipe (32 bars).
В соревнованиях Championship танцуют на мягком раунде Рил или Слип джигу, на жестком раунде Требл джигу или Хорнпайп (количество тактов аналогично Pre-Championshis), а также традиционный сет (Traditional set) и Модерн сет (Modern Sets: Jig или Hornpipe). Конкретный перечень танцев оговаривается в расписании чемпионата/феша, то есть для каждой возрастной группы существует свой обязательный набор танцев для чемпионшипа. Перечень модерн-сетов тоже диктуется расписанием. Преподаватель или танцор должны выбрать два – джигу и хорнпайп. Скорость выбирается самостоятельно: минимально у джигового сета – 66, у хорнпайпового – 76.
Сольные танцы. Соревнования по сольным ирландским танцам проходят в разных возрастных группах. На больших чемпионатах возрастные группы стандартны и соответствуют расписанию данного чемпионата. Как правило, их делят ровно: 15-20, 20-25, 25-30 и т.д. На локальных фешах возрастные группы делят по числу участников, поэтому бывают разделены не так строго.
Если танцор выигрывает какой-либо сольный танец и в его возрастной группе более 5 человек, он получает квалификацию – переход на следующий уровень, то есть на следующем чемпионате выигранный им танец он может уже более не танцевать (например, выиграв бегиннерс рил, на следующем чемпионате танцор получает право исполнять уже праймери рил). На начальных уровнях в случае, если в категории более 15 человек, такую квалификацию могут получить первые три призовых места. Если в категории более 10 человек, то переходными являются первые два места.
В категориях на праймери уровне по принципу, описанному выше, так же могут переходить два первых места. На уровне интермедиат вне зависимости от величины группы переходит только первое призовое место. Уровень Open является наивысшим и конечным танцевально-соревновательным уровнем в ирландских танцах.
На соревнованиях с пометкой Grade Feis разрешается танцевать два уровня – то есть танцор, имея танец уровня бегиннерс может танцевать этот же танец на уровень выше – на уровне праймери (например, уровень танца праймери дает танцору право танцевать рил уровня интермедиат и т.д.).
Премьершип. Соревнование может быть Бегиннерс, Праймери и Интермедиат уровня (cм.выше). Уровень соревнования Premiership определяется исходя из уровня трех сольных танцев: Рил, Лайт джига и Требл джига. Например, если все три танца участника соревнований уровня бегиннерс, соответственно, соревноваться в премьершип он может на уровне Бегиннерс. Если уровни танцев участника разные, то квалификация идет по среднему уровню.
Пре-чемпионшип или Прелиминари Чемпионшип. Соревнование предусмотрено только на локальных фешах. К участию допускаются танцоры, у которых танцев уровня Оупен 4 и более. Танцоры, выигравшие 2 таких соревнования при условии наличия пяти участников и трех судей, допускаются к соревнованию Чемпионшип и более Прелиминари-чемпионшип могут не танцевать.
Чемпионшип. Непременный смысл всех соревнования типа Championships, но бывает практически и на всех локальных фешах. Для участия в феше в этом виде нужно выиграть два прелиминари чемпионшипа любого феша или выиграть чемпионшип на любом национальном квалификационном чемпионате. Требуемые для данного соревнования танцы и их такты назначаются обязательным расписанием, которые действует отдельно для Чемпионатов с пометкой Nationals (то есть большие квалификационные чемпионаты, у нас это Английский Чемпионат, Немецкий, Ирландский, Восточно-Европейский и Сибирский) и отдельно для Чемпионата Европы и Чемпионата Мира. Это главное в жизни ирландского танцора соревнование, выиграв которое, он получает титул Чемпиона.
Судей на соревнованиях бывает до семи человек. На квалификационных чемпионатах и фешах – один судья судит сольные танцы и групповые танцы, три судьи судят соревнования Премьершипы, Пре-Чемпионшипы и Чемпионшипы.
Чемпионат Европы судят три-пять судей, а Чемпионат Мира – пять-семь судей.
Как выглядит соревновательный процесс практически.
Начальная стадия всех соревнований – регистрация участников. Предварительная регистрация проходит он-лайн через специализированную систему. После такой регистрации составляется расписание собственно всего соревновательного дня, где четко расписано в какое время, в какой возрастной группе и на какой сцене будет проходить та или иная часть чемпионата/феша.
В день соревнований танцор должен зарегистрировать все свои танцы у организаторов и получить уникальный номерок участника. После получения номерка, танцор, уже ознакомленный со своим расписанием, готовится к выступлению: разминка, прогон программы, подготовка к выходу на свою сцену. Рекомендуется быть готовым к своему выходу не позднее чем за 40-60 минут.
На каждой сцене есть опознавательные знаки, указывающие на то, что это за сцена и какая категория на ней будет танцевать. Также есть специально предназначенный для этого персонал, который помогает участникам сориентироваться в правильном направлении, и есть ведущий, который объявляет начало того или иного этапа соревнования. Объявленная возрастная группа выстраивается на сцене в линию в порядке возрастания номерков участников. Начинают, как правило, с мягких сольных танцев и первый танец – рил, далее лайт джига, слип джига, сингл джига. Затем идут или соревнования Премьершип (если речь о первых трех уровнях) или далее жесткий раунд – требл джига, хорнпайп, традиционный сет.
Сольные танцы танцуют по два человека, танцуют нон-стоп – последовательно пара за парой, пока все участники из этой категории не закончат свою программу. И так – каждый танец в каждой из возрастных групп и на каждом уровне, включая соревнования Премьершип.
Далее стартуют коллективные соревнования. “Двойки” и “тройки” (2-hand, 3-hand) исполняют в таком же порядке: градация по возрасту, участники танцуют пара за парой нон-стоп. “Четверки” и другие танцы Кейли исполняются по-отдельности. В промежутках между отдельными категориями или уровнями идет объявление результатов. Заканчиваются соревнования, как правило, соревнованиями по шоу.
Обособленно строятся пре-чемпионшипы и чемпионшипы. Танцоры исполняют свою программу также по два человека (иногда по три человека), но каждый танец исполняется отдельно, то есть каждой паре музыкант исполняет мелодию танца заново. И так – каждый танец в каждой из возрастных групп.
В соревнованиях Пре-чемпионшип, как правило, 2 раунда – жесткий (требл джига или хорнпайп) и мягкий (рил или слип джига).
В соревнованиях Чемпионшип – три раунда: жесткий танец, мягкий танец и традиционный сет. Далее следует объявление результатов – на усмотрение судей чемпионшип объявляется закрытым или следует раунд четвертый – “реколл”, когда в категории из более 10 человек идет отсеивание половины конкурсантов. Танец четвертого раунда – Модерн сет, который исполняется строго по одному. В случаях если в категории менее 10 человек, по усмотрению судей реколл могут отменить.
На Чемпионатах Европы или Мира все более строго. Сольных соревнований нет, идет череда чемпионшипов по возрастным группам. Строятся соревнования по правилам всех чемпионшипов, состоящие из трех раундов и реколлов. Далее идут соревнования кейли-команд, фигурных танцев и шоу. Результаты по всем категориям объявляются в конце соревновательного дня.
По итогам танцоры, получившие титулы Чемпионов, участвуют в традиционном торжественном выходе всех победителей Чемпионата – Параде Чемпионов. Традиционно на параде участники проходят круг почета и затем исполняют один степ своего танца, но иногда из таких парадов организаторы делают целые шоу, чем несказано радуют зрителей, которые получают и свою заслуженную награду за свое терпение и внимание.
Фотоархив школы ирландского танца Килларни.
“Это там, где ногами? И ты умеешь это делать?” Как белоруски выиграли чемпионат мира по ирландским танцам
Ирландские танцы во всем мире еще частенько воспринимаются как что-то экзотическое. Мол, «это же те странные танцы, где двигаются только ноги». Но в Беларуси ирландские танцы пользуются большой популярностью: во всех областных городах есть школы ирландских танцев, а на международных соревнованиях белоруски показывают себя самым лучшим образом.
LADY поговорила с чемпионками мира по ирландским танцам, представительницами школы Bassdance, о воле к победе, усиленных тренировках и радости во время соревнований.
«Сначала все учились по кассетам»
В Беларуси об ирландских танцах впервые узнали в начале 2000-х. Тогда выступления легендарного танцора и рекордсмена Книги рекордов Гиннесса Майкла Флетли начали попадать в Беларусь.
— Все, что тогда можно было сделать, — поставить эту кассетку в замедленный режим и учить движения, — рассказывает Алена Козич, основательница школы Bassdance. — Конечно, это было очень неправильно стилистически. Но в 2003 году начали появляться первые мастер-классы, и тогда заинтересованные могли поучиться правильному исполнению.
Примерно тогда в Беларуси и начали появляться первые школы ирландского танца. Энтузиасты учились у профессионалов правильному исполнению, частенько совмещая это с изучением старинных и придворных танцев.
— В ирландских танцах очень сильная физическая нагрузка, это практически танцевальный спорт. Они невероятно зрелищные, не похожие на другие, — говорит Алена Козич.
Говоря «ирландские танцы», большинство представляет себе зрелищные шоу вроде Riverdance или Lord of the Dance. Но на самом ирландские танцы можно поделить на современные и традиционные. Традиционные делятся на соревновательные и сет-танцы, а также на танцы в жесткой и мягкой обуви.
— Например, во время сценического танца мы передаем зрителю образ, мысль, историю, используя элементы ирландского танца. А вот традиционный ирландский танец регламентирован правилами соревнований. Есть специальная книжечка, где описаны все фигуры и шаги, их нужно соблюдать, — рассказывает Алена Козич. — Есть люди, которые любят только сценические танцы, а есть те, кому нравятся только сольные. Но практически все хотят выступать на сцене.
Участие в соревнованиях
Чтобы принять участие в соревнованиях по ирландским танцам, школа должна быть частью ассоциации WIDA (Всемирная ассоциация ирландских танцев). Только получив там аккредитацию, школа и ее ученики могут участвовать в соревнованиях: местных, национальных и международных.
— Мы стали членом WIDA в 2007 году, что позволило клубу выйти на новый уровень. Соревнования — это отдельная категория со своими правилами. Чемпионатные танцы разительно отличаются от сценического современного ирландского шоу, которые все привыкли видеть по телевизору. Однако надо понимать, что в этих шоу танцуют очень крутые танцоры, которые побеждают на чемпионатах, — объясняет Алена Козич.
Соревнования проводятся по сольным и фигурным танцам. В сольных есть четыре вида танцев в мягкой обуви (различные джиги и рилы), а также три танца в жесткой. Существует четыре уровня градации по сложности: начинающий, продолжающий, средний и профессиональный. Также танцоры соревнуются между собой и в возрастной категории: шесть лет и выше. Не бывает такого, чтобы тридцатилетние танцоры соревновались с подростками.
Девушки из Bassdance выиграли в категории «Фигурный танец» на чемпионате мира в Маастрихте, который проходил в апреле 2018 года. В этом чемпионате принимали участие страны всех континентов, а в категории белорусок кроме них соревновались еще команды из 8 стран. Они обошли даже представителей Ирландии.
«В ирландских танцах нет предела совершенству»
Большинство чемпионок мира практически всю жизнь занимаются танцами. Например, Надежда училась в школе с танцевальным уклоном и занималась танцами с первого класса. А в ирландские танцы девушка пришла в 2009 году.
— Моя первая ассоциация с ирландскими танцами — это, конечно же, Riverdance. Предыдущий опыт в любом случае помогает, есть определенные навыки, физическая подготовка. Но много всего пришлось переучивать. Особенно стиль. Мышцы по-другому работают совсем, — рассказывает она.
Особенно сложно Надежде было выучить степ. Он казался чем-то совсем нереальным. Но практика показала, что если ты долго чем-то занимаешься, то рано или поздно это начинает получаться.
Вероника Акудович тоже все детство занималась ирландскими танцами, с перерывом на учебу в лицее и университете культуры.
— Мне паказвалі ва ўніверсітэце гэтыя спектаклі на занятках па музычнай і тэатральнай культуры як узор сучаснага харэаграфічнага і сцэнічнага мастацтва. Гэта было вельмі непараўнальна з класічнай харэаграфіяй, таксама гэты тэхнічны выклік і вельмі цікавая харэаграфія, паколькі яна адрозніваецца ад усяго, — рассказывает девушка.
А Алина начала танцевать еще в садике, а потом в кружке при ДК МТЗ.
— Ирландские танцы — это своего рода экзотика. Когда ты говоришь, что занимаешься ирландскими танцами, то часто люди удивляются, говорят: «Это там, где ногами? И ты умеешь это делать?».
Одна из самых сложных частей ирландского танца — степ. Даже чемпионки признаются: поначалу это казалось совсем нереальным.
— Стэп — гэта складана, бо звычайна ты танчыш бязгучна. І толькі візуальна чалавек можна пабачыць, што ты не трапляеш у музыку. Калі ты стэпіш, то паралельна з’яўляешся музычным акампанементам і ўжо тут чалавек не толькі бачыць, што ты не трапляеш у музыку, але і чуе, — смеется Вероника.
Девушки занимаются 2 — 4 раза в неделю. В основном только в зале. Помимо ирландских танцев в программе еще и классический танец. Он помогает развить мышцы и познакомиться с основами всех танцев.
Рекомендуется помимо танцев заниматься и другими физическими упражнениями, например йогой или пилатесом. Но и сами девушки признаются: без физических упражнений у них наступает фактически ломка.
— Танцы ў галаве і нікуды ад іх не пазбавішся, — смеется Вероника.
Однако своим секретом успеха девушки считают не отличную физическую форму или подготовку, а… улыбку. Они одни из самых улыбчивых команд на чемпионатах.
— У нас изначально не было цели ехать и побеждать, и не возвращаться без призового места. Мы ехали в первую очередь ради удовольствия. А судьи это чувствуют, — рассказывает Алина.
— Мы перамагаем, бо мы ўжо станцаваліся. Мы ездзім падобным саставам не першы і не другі раз. Мы адчуваеш партнёра, разумееш яго кожны мікрарух і ён адчувае цябе, — рассказывает Вероника. — Дзякуючы досведу мы можам атрымліваць задавальненне на сцэне нават ва стрэсовых умовах чэмпіянату.
В ирландских танцах нет предела совершенству, всегда есть куда стремиться. Всегда есть чему еще научиться, отработать. Но у них своя специфика.
— Сначала было сложно не двигать корпусом, перестроиться на то, что большинство движений делается исключительно ногами, — говорит Алина.
— Занятия ирландскими танцами формируют красивое, фактурное тело, особенно если ими заниматься долго, серьезно и правильно. Это хорошая физическая нагрузка для организма. Но, думаю, важно еще и то, что танцы могут позволить человеку где-то достигнуть своих целей за счет соревнований и реализовать свои творческие и эмоциональные порывы во время выступлений.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Мировой чемпионат ирландских танцев. Как проходят соревнования по ирландским танцам
Терминология в ирландских танцах
В этом разделе мы будем объяснять наиболее часто употребляемые термины. Практически все из них были позаимствованы из английского и ирландского зыков, а поскольку ирландские танцы в России появились совсем недавно, то, очевидно, многие слова представляют собой простую кальку и не всегда имеют не то чтобы устоявшуюся транслитерацию, но и устоявшееся произношение (последний факт связан с тем, что далеко не все танцоры знакомы в ирландским языком и его фонетическими нормами). Мы будем приводить термины в том виде, в каком они используются у нас в школе и, по мере сил, указывать известные вариации.
Кейли (ceili) – вид групповых современных ирландских танцев, исполняемых с мягкой обуви на полупальцах. В отличие от сольных танцев, здесь важны не только движения ног и постановка корпуса, но и отточенные синхронные движения рук и, главное, взаимодействие партнёров. Своим появлением танцы кейли обязаны знаменитой Гэльской Лиге (Conradh na Gaeilge), созданной в 1893 году с целью возрождения ирландской культуры. Запретив сеты, якобы по причине их иноземного происхождения (считается, что эти танцы эволюционировали из французских кадрилей), Лига столкнулась с необходимостью предложить альтернативу для официальных танцевальных вечеров, которые, кстати, тоже назывались ceili (устар. – ceilidh). И альтернатива была найдена. На первом вечере, организованном Лигой в 1897 году (как это ни странно, в Лондоне) танцевали по-прежнему сеты, кадрили и вальсы, однако постепенно стали появляться танцы нового стиля. До сих пор достоверно неизвестно, какие из них были сочинены активистами Лиги, а какие – основаны на реальном материале. В 1939 году An Coimisiún le Rincí Gaelacha (Комиссия по ирландским танцам, утверждённая в 1930 году) выпустила книгу с описанием танцев кейли, Ar Rinci Foirne («групповые танцы»), выдержавшую несколько дополнений. Её последнее официальное переиздание от 2003 года включает 30 танцев. Кейли можно танцевать на вечеринках и концертах, как это изначально и задумывалось. Также по ним проводятся соревнования в рамках практически всех чемпионатов. Несмотря на ограниченный перечень танцев, кейли можно с удовольствием заниматься многие годы, постоянно открывая для себя интересные технические нюансы и новые уровни взаимодействия с партнёрами по команде.
Оряхтас (oireachtas) – крупное региональное соревнование по ирландским танцам. В переводе с ирландского означает «собрание» и произносится с ударением на первом слоге. Оряхтасы проводятся всеми крупными подразделениями CLRG и служат для отбора и квалификации танцоров на чемпионаты более высокого уровня и, в конечном итоге, Чемпионат мира (Oireachtas Rince Na Cruinne), который традиционно проводится весной, на Пасхальной неделе. В силу этого, в оряхтасах принимают участие лучшие танцоры региона, выступающие в категории «open». В случае с континентальной Европой, где ирландскими танцами стали заниматься сравнительно недавно, региональный чемпионат проводится параллельно с обычным фещом. Чаще всего, в силу большого количества участников, оряхтасы проводятся на протяжении нескольких дней. При этом в сольных танцах возрастное деление достаточно мелкое (за исключением первой и последней категорий между собой соревнуются, как правило, участники одного года рождения). На самых масштабных и престижных соревнованиях заранее известно, какой танец нужно танцевать в том или ином возрасте – рил или слип-джигу, требл-джигу или хорнпайп. Соревнуются тут только танцоры уровня «open». Групповые танцы ограничиваются наиболее сложными 8-рукими кейли: участники танцуют 2 танца – рил и джигу, описанные в Ar Rinci Foirne, фигурными танцами на 8-16 человек и танцевальной драмой. Если сольных танцоров или команд много (а чаще всего так и бывает), устраивается промежуточный отбор, называемый реколлом (от английского «recall» – «вызывать повторно»).
Правило ассоциации (Association Rule) ограничивает возможность участия в чемпионате для танцоров, тем или иным образом связанных с судьёй. При этом речь идёт не только о родственниках и учениках, но также о танцорах других школ, в последние два года занимавшихся у данного ADCRG на мастер-классах, в летних школах и т.д. Более того, если один из учеников школы или её преподаватель занимались у данного ADCRG, вся школа автоматически считается «ассоциированной» с ним и все её ученики не имеют права на протяжении двух следующих лет выступать на чемпионатах, которые он судит. Ситуация ещё больше осложняется, когда преподаватель, дающий мастер-класс, в свою очередь является родственником, учителем и т.д. какого-либо судьи – в этом случае всем участникам мастер-класса и их коллегам по школе на протяжении двух лет запрещается выступать на соревнованиях, которые он судит. Именно из-за Правила ассоциации не все летние лагеря и мастер-классы имеют открытый статус (открытый статус подразумевает, что участие в мероприятии не будет в дальнейшем как-либо ограничивать участие танцора в соревнованиях). Разобраться во всех тонкостях этого правила, действительно, непросто, поэтому прежде чем записаться в какую-либо летнюю школу или на мастер-класс, посоветуйтесь со своим преподавателем – ведь ваше участие может иметь последствия не только для вас, но и для всей школы.
Прогрессивные (линейные) танцы (progressive dance) – подвид танцев кейли, при котором все группы танцоров (сеты) образуют одну общую линию. После каждого полного цикла танцоры перемещаются на одну позицию по ходу движения и следующее проведение танцуют уже с новыми партнёрами. При этом танцоры, стоящие спиной к музыкантам (или при отсутствии оных – к магнитофону) являются ведущими, а те, кто стоит лицом – наоборот, ведомыми. Дойдя до конца линии, ведущие пары (тройки, четвёрки) разворачиваются в обратную сторону и становятся ведомыми (а ведомые, соответственно, ведущими). При этом автоматически пропускается один повтор танца.
Райзинг-степ (rising step, rise and grind) – характерное для ирландских танцев движение, выполняемое на месте на 2 такта. В кейли-танцах, как правило, является завершением сайдстепа. С английского переводится приблизительно как «шаг с вырастанием». В общих чертах, схема движения следующая (для правой ноги): подпрыгиваем на левой ноге, одновременно поднимая согнутую в колене правую до уровня груди; подпрыгиваем на левой ещё раз, правая нога при этом выполняет захлёст; опускаем правую ногу и переносим на неё вес; подпрыгиваем уже на левой ноге (правая выполняет захлёст); опускаем левую ногу и выполняем в общей сложности 4 переступа (в конце движения вес на правой ноге). Движение для левой ноги выполняется в зеркальной последовательности. Если в танце более одного райзинг-степа подряд, они выполняются поочерёдно с разных ног. Ритмическая схема:
Реколл (recall) – промежуточный отбор на крупных чемпионатах с большим количеством участников. Обычно реколл получает от 25 до 50% танцоров (чем больше участников, тем меньше проходной процент). В случае с сольными танцами реколл определяется по результатам 2 первых раундов – в жёсткой и в мягкой обуви. Прошедшие в следующий тур затем танцуют ещё один танец в жёсткой обуви – нетрадиционный сет. На Чемпионате Ирландии также существует традиция так называемых соло-реколлов: после окончания жёсткого и мягкого раунда случайным образом выбирается один из судей, и, по результатам выставленных им оценок, танцоров приглашают исполнить по 1 степу танца, в котором они отличились. Соло-реколл танцуется только по одному и только перед одним судьёй (тем, чьи оценки были выбраны для соло-рекола). По его результатам проводится отдельное награждение. В случае с кейли реколл определяется по результатам первого раунда. Команды, получившие его, должны исполнить ещё один танец в другом музыкальном размере (если в первом раунде они танцевали рил, то во втором это должна быть джига, и наоборот). Известны случаи проведения двух реколлов среди кейли-команд – в случае, когда их количество было слишком большим. Если участников в категории сравнительно немного (до 10 человек или команд), реколл обычно не проводится, и все соревнующиеся танцуют все раунды без какого-либо промежуточного отбора.
Свинг (swing) – вращение танцоров в паре друг вокруг друга. В кейли-танцах свинг танцуют променадом или трёшками; при этом партнёры, за редкими исключениями, находятся лицом друг другу, а их руки соединены на уровне лица – либо крест-накрест, либо в форме овала (по принципу правая – в левой, левая – в правой). Свинг может исполняться как на месте, так и с продвижением: в последнем случае пары, вращаясь, двигаются, как правило, против часовой стрелки вокруг общего центра. В сетовых танцах свинг танцуют вокруг общей оси пары, образованной правыми ногами партнёров. Руки при это соединены либо крест-накрест на уровне талии (кейли-позиция), либо в вальсовой позиции (правая рука девочки – в левой руке мальчика, левая рука девочки – на плече мальчика, правая рука мальчика – на талии девочки).
Силлабус (syllabus) – регламент чемпионата. Содержит всю необходимую участникам информацию о сроках и месте проведения, имена судей и музыканта (музыкантов), расписание и распределение по возрастным категориям с указанием номера сцены, а также общие правила, касающиеся порядка выступлений, оплаты и поведения участников. Утверждается уполномоченным лицом – регистратором чемпионатов.
Степ – 1. танцы в «жёсткой» обуви со специальными набойками. Чаще всего этим термином обозначают американский степ (в русском переводе также известен как теп или чечётка), который, тем не менее, возник на стыке ирландских танцев и афроамериканской танцевальной культуры. Обувь для современного ирландского степа имеет специальные звонкие набойки на носке и каблук, выполненные из стекловолокна. В шоу иногда используется обувь с металлическими набойками, как в американском степе. Сольные степ-танцы старого стиля (шан-нос) танцуют в обуви с кожаной подошвой (сегодня также иногда используются металлические набойки).
2. В современных ирландских танцах степом также называют часть танца продолжительностью 16 тактов (от английского слова «step» – «шаг»). Степ делится на две части, одна из которых, как правило, танцуется с правой ноги, а другая – зеркально с левой (в редких случая обе части танцуются с правой ноги).
Фещ, феш (feis, мн.ч – feiseanna) – рядовой локальный чемпионат. В переводе с ирландского слово «feis» означает «праздник». Конечная буква, вызывающая так много споров в России, по правилам ирландского языка, произносится как нечто среднее между русским «ш» и «щ», в связи с чем имеют хождение оба указанных варианта. Соревнования на феще обычно проходят сразу не нескольких сценах, под живую музыку. Перечень категорий более-менее стандартен – танцоры уровней «beginner» и «primary» танцуют рил, лайт-джигу, сингл-джигу, слип-джигу, требл-джигу, хорнпайп, один из традиционных сетов и trophy. Танцоры уровня «intermediate» танцуют рил, слип-джигу (только девушки), требл-джигу, хорнпайп, традиционный сет. Изредка и в качестве исключения проводятся соревнования по сингл- и лайт-джиге, а также trophy. Немного особняком стоит требл-рил: участники, чаще всего независимо от возраста и уровня, исполняют по очереди по 16 тактов рила в жёсткой обуви. Групповые соревнования (кейли) рассчитаны на 2, 3, 4 и 6/8 человек. При этом «двойки» и «тройки» являются авторскими, в то время как «четвёрки» и «восьмёрки» (или «шестёрки») должны исполняться в строгом соответствии с Ar Rinci Foirne. Иногда проводятся также отдельные соревнования по фигурным танцам на 8-16 человек или танцевальной драме. Самой интересной и зрелищной частью феща является open championship. Его участники исполняют три танца – сначала жёсткий (требл-джигу или хорнпайп), затем мягкий (рил или слип-джигу) и, наконец, нетрадиционный сет в жёсткой обуви (в отличие от предыдущих двух он танцуется строго по одному, под конкретную мелодию заданной скорости).
ADCRG – аббревиатура от Ard Diploma Choimisiuin le Rinci Gaelacha, что в переводе с ирландского означает «Высшая квалификация Комиссии по ирландским танцам». Звание ADCRG присуждается после успешного прохождения экзамена, дважды в год проводимого An Coimisiuin le Rinci Gaelacha (СLRG). Принять участие в нём могут кандидаты старше 30 лет, сдавшие преподавательский экзамен на звание TCRG и зарегистрированные в Комиссии не менее двух лет. Экзамен включает 6 тестов:
письменный на знание танцев кейли,
письменный на знание музыки,
практическое судейство сольных танцев и кейли на специальном мини-феше (с последующим объяснением своих решений судейской коллегии),
письменный математический тест по выставлению баллов, распределению мест и определению на основе этих данных итоговых весовых очков (на основании принятой счётной системы),
устный экзамен по ирландскому языку (обязателен только для кандидатов, проживающих в Ирландии).
Для успешного прохождения тестов на знание танцев кейли, музыки и счётной системы нужно набрать 80 баллов из ста. В языковом тесте достаточно 60 баллов. В танцевальном тесте требуется не менее 70 баллов (если во время экзамена на звание TCRG кандидат получил 80 и более баллов за танцы, от этого теста он освобождается). В тесте на судейство проходной балл составляет 75%.
Sink and Grind – характерное для ирландских танцев движение, выполняемое на месте на 2 такта. Является разновидностью райзинг-степа и выполняется следующим образом (схема для правой ноги): подпрыгиваем на обеих ногах (правая спереди); подпрыгиваем на левой ноге, одновременно поднимая согнутую в колене правую до уровня груди; подпрыгиваем на левой ещё раз, правая нога при этом выполняет захлёст; опускаем правую ногу и выполняем в общей сложности 4 переступа (в конце движения вес на левой ноге). Движение для левой ноги выполняется в зеркальной последовательности. Если в танце более одного sink and grind’а подряд, они выполняются без смены ног. Ритмическая схема:
TCRG – аббревиатура от Teagascóir Choimisiúin le Rinci Gaelacha, что в переводе с ирландского означает “Преподаватель, сертифицированный Комиссией по ирландским танцам”. Статус TCRG присуждается после успешного прохождения экзаменов, которые проводятся дважды в год Комиссией по ирландским танцам An Coimisiun le Rinci Gaelacha (CLRG). Экзамен, в котором могут принять участие кандидаты старше 20 лет, получившие рекомендацию сертифицированного судьи или преподавателя, включает 6 тестов: танцевальный, письменный тест на знание танцев кейли, практическое преподавание кейли и сольных танцев, письменный тест на знание музыки, устный тест по ирландскому языку (обязателен только для кандидатов, планирующих преподавать в Ирландии). Для успешного прохождения экзамена нужно набрать не менее 70 баллов из 100 в каждом из тестов (кроме ирландского языка – тут достаточно 50%).
Источники:
https://killarney.ru/irish_dance_competition
https://lady.tut.by/news/inspiration/603084.html
https://dnevniki.ykt.ru/BalletDancer/737958