Моне обед на траве. «Завтрак на траве» Мане: история создания картины
Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Содержание статьи
- Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
- История военной песни “Катюша”
- Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»
Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l’herbe»).
Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.
Кто такой Эдуард Мане?
1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар
Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.
Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.
После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления. Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра. Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.
Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.
Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.
За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.
«Завтрак на траве» вне канонов
Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, — мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно. Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает. Но зрителей не просто смущает, а возмущает.
В то время представать обнаженными на произведениях искусства дозволялась только богам и богиням. Мифические или аллегорические нагие фигуры были широко распространены на протяжении всей истории искусства, но только не изображения обычныех мирских женщин в их повседневной жизни. Эдуард Мане нарушил это табу.
Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.
1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».
Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.
Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.
Эдуард Мане. Портрет Викторины Мёран, 1862
Скандал
Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных — выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.
Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.
Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе
Моне обед на траве. «Завтрак на траве» Мане: история создания картины
Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?
Сюжет
Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.
Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.
Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.
В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.
Контекст
Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».
«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».
Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.
Судьба художника
Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.
В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.
Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.
Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.
Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.
Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане “Завтрак на траве”
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Парижская творческая элита издевалась над полотном
Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название “Салон отверженных”. Там публика и увидела шедевр Мане.
2. Мане стал сенсацией “Салона отверженных”
В “Салоне отверженных” участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.
3. Контекст картины вызвал споры
Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане “Завтрак на траве” главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане “бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы”.
4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)
Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более “мягкое” объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее “пикник на четверых”. Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.
5. Отсылка к Рафаэлю
В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину “Суд Париса”. Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу “Суда Париса”.
6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения
Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина “Сельский концерт” (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.
7. Одетые мужчины — родственники Мане
Один из них – его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане
Обнажённая женщина на картине Мане – Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище “Креветка” из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для “Завтрака на траве”, но и для других полотен: “Портрет Викторины Мёран”, “Уличная певица, “Мадемуазель. Викторина в костюме матадора”, “Олимпия”, “Женщина с попугаем”, “Гитарист” и “Железная дорога”.
9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной – “Олимпией”
В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.
10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран
Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка “Завтрака на траве” и “Олимпии” предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.
11. Мёран сама стала впоследствии художницей
В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое “Сообщество французских артистов”. К сожалению, сохранилась только одна ее картина – “Вербное воскресенье”, которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.
12. “Завтрак на траве” больше, чем обычно предполагают
Размеры картины — 208 × 264,5 см.
13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт
В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.
14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя
В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу – “Бар в Фоли-Бержер”. Как и на “Завтраке на траве” и “Олимпии” на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.
15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма
В “Обеде на траве” не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
https://www.kakprosto.ru/kak-955231-kakova-istoriya-sozdaniya-kartiny-eduarda-mane-zavtrak-na-trave
https://weekend.rambler.ru/read/38913691-zavtrak-na-trave-mane-istoriya-sozdaniya-kartiny/
https://kulturologia.ru/blogs/090116/27926/