0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Monsters of rock’91: пир во время путча, или прощальный аккорд ссср.

10 легендарных советских рок-групп в лучах заката позднего СССР

Как пророчески пел в своей песне «Они играют жёсткий рок» Юра Шевчук: «Я к сожалению, не пророк, но верьте мне, настанет срок на удивление всему миру, над нашей Северной Пальмирой взойдёт звездою русский рок». И он действительно взошёл, но позже, а до этого, в 80-х, ребятам приходилось сочинять и играть в условиях строгой цензуры, несмотря на которую у них рождались замечательные вещи, которые вы вспомните и услышите ещё раз, пролистав этот пост.

«Круиз» — легендарная группа начала 80-х годов, по утверждению многих критиков, сформировавшая стиль советского мелодического хард-рока. За время своего существования группа меняла стили от хард-рока, соединённого с другими направлениями рок-музыки (включая новую волну, арт-рок и блюз-рок), до хэви-метала. Потом снова вернулась к первоначальному стилю.

Ещё один проект с участием Сергея Сарычева. В «Альфе», образованной в 1983 году, Сарычев стал автором всех песен и единственным солистом. Хитами стали песни «Шторм», «Театр» (впоследствии исполненная Ириной Понаровской), а особенно «Гуляка» (на стихи Сергея Есенина).

Группа «Динамик» возникла в 1982-м году и относилась к числу музыкальных коллективов, принесших на сцену новую волну открытий и экспериментов. Состав команды часто менялся, но ее фронтменом оставался бессменный Владимир Кузьмин. Музыкант выступал в качестве солиста, а также создавал песни и участвовал в организации аккомпанемента на концертах и при записи композиций.

Группа «Карнавал» была создана в 1979 г. Александром Барыкиным и Владимиром Кузьминым. Коллектив «Карнавала» неоднократно становился лауреатом песенного фестиваля «Песня года», а в 1986 песня «Букет», написанная Барыкиным на стихи Николая Рубцова, стала победителем этого фестиваля, и бессмертным хитом. Там же группа «Карнавал» была награждена специальным призом жюри и призом зрительских симпатий.

«Аракс» — это не просто московская группа. Это — живая легенда отечественного хард-рока. «Аракс» первым вывел хард-рок на большие официальные площадки, был пионером этого не слишком поощряемого в те годы официальными организациями стиля. Образован в конце 60-х на экономическом факультете МГУ.

Российская рок-группа, основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ в 1969 году. Считается одним из важнейших коллективов в истории русского рока. В произведениях «Машины Времени» можно услышать элементы классического рока, бардовской песни, блюза и рок-н-ролла. Автор подавляющего большинства входящих в репертуар команды песен – Андрей Макаревич.

В 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ начинает набирать обороты и добивается новых творческих успехов. Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: «За тех, кто в море», «Поворот», «Синяя птица», «Наш дом», «Марионетки».

Уже в конце 70-х группа стала довольно популярной, песни транслировались на Radio Moscow World Service (советской радиостанции, вещавшей на Запад в преддверии Олимпиады-80), песня «Кто виноват» заняла 5-е место в хит-параде газеты «Московский комсомолец» за 1979 год.

За время существования, группа «Воскресение» несколько раз меня состав, исполняла песни как Романова, так и Никольского. Второй состав одним из первых в Москве начал использовать стиль регги. Этот состав распался с уходом Никольского.

Группа давно воспринимается как легенда: шутка ли, столько лет прожито в музыке! Полуосыпавшаяся пленка на катушках с ранними альбомами, любительские черно-белые фотографии двадцатилетней давности — уже тогда «Пикник» будоражил воображение меломанов-романтиков. А сегодня уже взрослые дети первых поклонников «Пикника» приходят на концерты группы и хором подпевают каждой песне. Их притягивает то же самое, что и молодых людей прошлых поколений. Философские и ироничные стихи, мелодии, сложенные из мистических созвучий и вплетающийся в них голос Эдмунда Шклярского.

Датой основания группы считается ноябрь 1983 года. В 1985-м в группе произошли первые изменения: вместо Бори Борисова вокалистом стал Константин Кинчев. По мнению читателей «Комсомольской правды», группа «Алиса» является самой влиятельной в русском роке. Коллектив отметил 36-й день рождения, продолжает активно выступать и работать над созданием новых композиций.

Легендарная и, возможно, самая популярная советская рок-группа, в составе которой играл Виктор Цой. Пришедший в музыку Витя пел и знал всего три гитарных аккорда, впоследствии прошел путь через тернии к звездам: если в самом начале карьеры деятельность Цоя и его ребят критиковали и подпольные, и официальные издания, то под ее конец любые пластинки разлетались миллионными тиражами по территории всего Союза. За восемь лет «Кино» из группы никому неизвестных любителей превратились в монстров рока, собирающих стадионы фанатов. И каждая песня стала настоящим хитом, который можно слушать бесконечно. «Кино» отошли от классических традиций русского рока 80-х годов, активно начав использовать драм-машины, что добавило их песням некоторой попсовости.

Группа существовала всего 10 лет (1981-1991), но за это время репертуар ленинградских музыкантов стал культовым, а лидер и основатель коллектива Майк Науменко — идолом отечественной рок-музыки, чье имя стоит в одном ряду с легендами – Виктором Цоем, Борисом Гребенщиковым. Творчество Майка и группы «Зоопарк» оказало влияние на целые поколения рок-музыкантов.

«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки

Алексей Гарбузов

Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. В Россию приехали The Black Crowes, Metallica, AC/DC и еще не настолько популярные Pantera. В компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. — «Электро Судорожная Терапия». По неофициальным данным, фестиваль посетили около 500 тысяч человек, по словам некоторых очевидцев — до миллиона. Столичные власти приняли решение поднять полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ для того, чтобы не допустить столкновений и массовых драк. В итоге 11 тысяч охранников (по другим данным — до 30 тысяч) не только его не предотвратили, но и стали частью беспорядков. Тушинским побоищем это событие прозвали именно из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами.

Читать еще:  Русский народный костюм женский рисунок карандашом. Самые древние узоры

«Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

Фестиваль состоялся всего через месяц после августовского путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia, глава BIZ Enterprises Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc — компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов.

Изначально фестиваль планировалось организовать на Ходынском поле, но продюсеры боялись, что в случае беспорядков пресса будет ассоциировать это шоу с давкой на Ходынке. Несмотря на то, что концерт в итоге перенесли в Тушино, избежать сравнений с побоищем не удалось.

Бескрайнее человеческое море

Фанаты съехались в Москву со всей страны. Вход на фестиваль был свободный во всех смыслах этого слова — люди приходили на аэродром бесплатно и проносили с собой любой алкоголь. Музыканты, прибывшие в постреволюционную столицу, были поражены масштабами этого мероприятия.

«Это было безумное выступление. Людская толпа до самого горизонта. Тогда в Россию впервые приехали группы такого калибра, и местная публика явно изголодалась. Не могу сказать, сколько тогда пришло народу по официальным данным, но мне озвучивали цифру 1,6 миллиона. Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Московские власти не ожидали, что фестиваль вызовет такой ажиотаж, поэтому заранее об охране никто не позаботился. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«На нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — рассказывал бывший лидер Pantera Фил Ансельмо.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить», — добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

«Не выпивали разве что язвенники»

Очевидно, что милиционеры не беспричинно нападали на фанатов. По словам очевидцев, толпа была совершенно неуправляемой.

«Под ногами — грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный — и за сто метров от сцены было тяжело находиться», — описывает свои впечатления лидер «Коррозии металла» Сергей «Паук» Троицкий.

«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько», — пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

Многие очевидцы считают, что драки были спровоцированы именно правоохранителями.

«На поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать «рабочей молодежью», так называемые «чистые» любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с «гопниками», «люберами» и «панками». Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?» — удивляется Олег Пшеничный, автор статьи, вышедшей в журнале «Кругозор» в 1991 году.

Читать еще:  Цитаты из фильма три. Цитаты из фильма «Три метра над уровнем неба

В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них — сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.

«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года.

Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11. Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

«Жаль, такого больше никогда не будет»

Первыми на сцену вышли Pantera, именно тогда и началась давка. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E.S.T., Metallica и AC/DC. Причем последние зажигали на сцене целых два часа.

Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера.

«Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина (статья вышла осенью 1992 года).

Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу. Комментарии, отправленные анонимно, найдены в социальных сетях:

«Было мне 18 лет, летали банки трехлитровые, которые потом менты/военные начали разбивать дубинками (друг потом с пропоротой этими осколками ногой прыгал домой на одной ноге). Плакали дядьки 30-летние во время выступления «Диси» (AC/DC), представляете, им в школе запрещали слушать такую музыку, а тут вот они — живые! Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет».

«Был на этом фантастическом концерте — нас из Харькова прибыло человек 20. Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно. Самый грандиозный концерт за всю историю рока».

«Я там был, мне 47 сейчас, повидал концертов, но такого никогда не видел».

Как это было: «Тушинское побоище» в 1991 году – самый массовый фестиваль в СССР. Часть первая

Воспоминания очевидцев – милиции, организаторов, музыкантов. Это материал я делал для журнала Billboard (который закрылся).

Вспоминаем о первом в новейшей истории страны опен-эйре, собравшем 28 сентября 1991 года в Тушино рекордное количество зрителей — 700 тысяч человек. На концерте «Monsters of Rock», состоявшемся через месяц после путча ГКЧП, в Москве впервые выступили: группа Metallica, а также AC/DC, Pantera и другие тяжеловесы рок-н-ролла.

«Monsters of Rock» — фестиваль тяжелой музыки, проходивший в 1991 году во всем мире. России в тот момент было не до развлечений — рушился СССР, случился путч ГКЧП. Однако спустя месяц после августовских событий, после баррикад и танков на улицах Москвы, на огромном поле аэродрома в Тушино появились Metallica, AC/DC и другие монстры рока. Московский концерт стал первым подобным мероприятием в СССР.

Шоу происходило под открытым небом, и туда пришло рекордное для страны количество зрителей — по разным данным, от 600 до 800 тыс. человек.

Правда, во многом столь масштабный наплыв меломанов объяснялся тем, что концерт был бесплатным. Выступать начали днем, а закончили глубокой ночью. В процессе возникло серьезное противостояние между сотрудниками милиции, военными (они занимались охраной) и фанатами. Всего для поддержания порядка было задействовано 11 тыс. человек (милиционеры, ОМОН, внутренние войска). Позже сообщалось, что около 60 человек пришлось госпитализировать, а более 100 обратились за медицинской помощью. В какой-то момент организаторам пришлось остановить выступление — ситуация на поле стала неконтролируемой, но потом всех фанатов и сотрудников правопорядка удалось успокоить.

Читать еще:  Зачем нужен средний балл в аттестате? Как применяется средний бал.

ВСПОМИНАЕТ ОРГАНИЗАТОР: «В РОССИИ ПРОИЗОШЛА РЕВОЛЮЦИЯ — Я СРАЗУ ПОНЯЛ, ЧТО НА ЭТОМ МОЖНО СЫГРАТЬ»

Тогда: глава компании Biz Еnterprises

Сейчас: оставил большой бизнес

Однажды я записал себе в блокнот — «организовать большой концерт в Москве», вроде плана на будущее. Это был мой личный план, мои амбиции. Нужно было с чего-то начинать. Ну, записал и записал, несколько лет прошло. Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель.

Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная!

Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть. Он меня сначала слушал, как сумасшедшего. Потом спрашивает — а кого еще вы хотели бы пригласить? Мне в то время очень нравилась Pantera (на тот момент совсем неизвестная группа) — вот я ее и назвал. Тут оказалось, что этот парень ее открыл и продвигает, и то, что какой-то русский знает Pantera, стало для него шоком. Думаю, это сыграло свою роль — в общем, у нас все закрутилось. Он мне перезванивает и говорит: ну да, в принципе все возможно. Но как вы, спрашивает, привезете в Москву тонны оборудования? Как организуете приезд трех сотен человек — съемочные группы, обслуживающий персонал и так далее? Сейчас бы я ответил — никак, до свидания, всего хорошего. А тогда я ему заявил: все сделаем, не вопрос. Ситуации потом, конечно, возникали, мягко говоря, сложные. Например, прямо перед концертом должны были прилететь 300 с лишним американцев (персонал, просто люди, которые хотели посмотреть Москву, и т. д.). А у меня никаких виз для них, ничего! Ну, я печатаю письмо на бланке BIZ Enterprises, посылаю человека в аэропорт, говорю: — «Умри, но они должны пройти». И ведь прошли! Дальше — гостиница. Не было же ни одной гостиницы… Слава богу, тогда как раз открывалась Radisson-Slavyanskaya. Мы сумели их уболтать, чтобы наших американцев поселили первыми, в пустую гостиницу. С правительством тоже сначала были проблемы — всерьез это мероприятие там не воспринимали. Юрий Никулин, спасибо ему большое, устроил мне встречу с Лужковым. Тот говорит: «Да у вас сто калек будет на концерте, о чем речь…» Но я его все-таки убедил. Мне дали милицию, а за пару ящиков коньяка я договорился с несколькими воинскими частями. После шоу ко мне, конечно, за границей начали иначе относиться, меня уже узнали. «Монстры рока» стал моей визитной карточкой.

ВСПОМИНАЕТ МИЛИЦИОНЕР: «СТАВИШЬ ЗА СПИНОЙ ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК И ИДЕШЬ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ»

Тогда: замначальника отдела управления охраны общественного порядка по обеспечению массовых мероприятий в городе Москве

Я вообще-то большой любитель рока, и группы, которые выступали тогда, мне тоже очень нравились. Но послушать их, честно говоря, не удалось. Я курсировал между штабным автобусом и полем, руководил всеми отрядами, начальниками участков. Ситуация была сложная еще в самом начале концерта. Многие приехали на Тушинское поле ночью, привезли с собой мешками спиртное, причем преимущественно в стеклянной таре. Конечно, следовало хотя бы за день до события оградить аэродром, но у нас просто не было людей.

Дело в том, что правительство Москвы поначалу считало мероприятие незначительным.

А как стало ясно, сколько народу пришло (а это было целое море), нам спешно прислали подмогу, и мы начали разбивать слушателей на сектора — для их же комфорта. Происходит это так: ставишь за спиной двести человек и идешь в определенном направлении через толпу. Твои люди встают, уходишь и ведешь новых. В процессе такого «разрезания пирога» могут и часы с руки сорваться, и погоны слететь, но останавливаться ни в коем случае нельзя. Нужно агрессивно идти вперед. Когда нам, наконец, удалось разделить толпу, стало намного легче, а до этого все приходилось делать на ходу, прямо во время концерта. Например, после того как в милицию полетели бутылки, нам спешно привезли каски, шлемы, бронежилеты, и мы отводили сотрудников и переодевали.

Да, еще один важный момент — организаторы концерта предложили выстрелить из пушек над полем ненастоящими долларами.

Делать этого было нельзя, в России тогда толком никто не знал, как доллар-то выглядит, могла бы страшная свалка начаться — мало не покажется! В итоге мы сбросили их с вертолета сзади толпы, оттянув таким образом народ, и стало посвободнее.

Источники:

http://pikabu.ru/story/10_legendarnyikh_sovetskikh_rokgrupp_v_luchakh_zakata_pozdnego_sssr_7202786
http://360tv.ru/news/kultura/monstry-roka-v-tushino-samyj-bezumnyj-koncert-perestrojki-73811/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a13ff10799d9d084f2b6601/5d1b181c745a6f00ad5f1e5f

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector