Московский государственный театр «Ленком. О театре “ленком”, история ленкома
Театр Ленком
История
Программа самодеятельного коллектива декларировала полный разрыв с традиционным театром, отказ от участия профессиональных актеров и драматургов, а также от классического репертуара. Пьесы-сценарии, написанные и сыгранные рабочими (“Зеленые огни”, 1928; “Дай пять”, 1929), были схематичны и наивны. Принципы, которые пропагандировал ТРАМ (“рабочий парнишка играет самого себя”, “каждый исполнитель – взволнованный докладчик”), не выдержали испытания практикой. Как и другие ТРАМы, этот театр постепенно превратился в профессиональный, который возглавил в 1933 г. режиссер И.Я.Судаков. В труппу влились актеры Театра-студии Р.Н.Симонова. Были поставлены “Бедность не порок” А.Островского, “Дальняя дорога” А.Арбузова.
В 1938 г. художественным руководителем коллектива, который получил новое название – Театр им. Ленинского комсомола, – стал И.Берсенев. С ним вместе пришли в театр актеры С.Бирман, А.Вовси, С.Гиацинтова, затем Б.Оленин, Р.Плятт. Спектакли “Нора” Ибсена, “Моль” Н.Погодина, “Валенсианская вдова” Лопе де Вега, привлекли к театру большой интерес.
В годы войны были поставлены: “Живой труп” Л.Толстого, “Сирано де Бержерак” Э.Ростана, “Месяц в деревне” И.Тургенева. После смерти Берсенева, в 1952-56 г. театр возглавляля с.Гиацинтова, позднее, в 1957-60 г. театром руководил С.Майоров, в 1960-62 г. – Б.Толмазов.
В 1963 г. в театр пришел А.Эфросю Его спектакли “В день свадьбы” В.Розова, “104 страницы про любовь” и “Снимается кино” Э.Радзинского, “Мой бедный Марат” Арбузова, “Чайка” А.Чехова и “Мольер” Булгакова ознаменовали поворот театра к углубленному психологизму актерской игры в условиях метафорически-насыщенной, свободной и откровенно условной режиссерской композиции. В работах Эформа раскрылиь дарования А.Дмитриевой, Л.Дурова, А.Збруева, О.Яковлевой. Однако в 1967 г. Эфрос был отстранен от руководства театром, вместе с ним из театре ушли многие актеры. Главным режиссером стал В.Монахов.
С 1973 г. театр возглавляет М.А.Захаров. Характерная для него широта жанрового и стилистического диапазона – от психологической драмы до мюзикла и от трагедии до сценической публицистики, а также присущая ему энергия режиссерской мысли вдохнули в театр новую жизнь. Многие постановки (“Тиль” Г.Горина, “Иванов” Чехова, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” П.Неруды, “Жестокие игры” Арбузова, “Юнона и Авось” А.Рыбникова и А.Вознесенского, “Три девушки в голубом” Л.Петрушевской, “Поминальная молитва” Г.Горина, “Безумный день или женитьба Фигаро” Бомарше,”Варвар и еретик”по роману Достоевского “Игрок”, “Чайка”, “Мистификация” по пьесе Н.Садур “Брат Чичиков”, “Город Миллионеров” Э.Де Филиппо) привлекли к театру самый живой интерес.
В спектаклях Захарова заявили о себе актеры А.Абдулов, А.Захарова, Н.Караченцов, И.Чурикова, Е.Шанина, О.Янковский, А.Лазарев. По-новому раскрылись такие опытные мастера, как Л.Броневой, В.Ларионов, Е.Леонов, Т.Пельтцер, Е.Фадеева и др.
Сценографические композиции О.Шейнциса (главный художник театра с 1980 г.) во многом определяют самобытный облик спектаклей. В 1990 г. театр получил современное название. Театр работает в здании бывшего Купеческого собрания.
О Театре Ленком
Легенда Москвы, России и мира: знаменитый театр Ленком, его звезды премьеры и «золотые» спектакли: билеты всегда в продаже
- Ленком – театр, горячо и вечно любимый зрителями.
- Это театр, высоко оцененный маститыми, суровыми критиками.
- Это театр прославленных актеров и режиссеров, неустанного творческого поиска.
- Это театр, обладающий особым магнетизмом и собственным, совершенно уникальным почерком.
Список достоинств Ленкома можно продолжать бесконечно. Одна из прославленных московских сцен неизменно радует театралов очередными находками и невероятными сверхвозможностями. Быть может, поэтому в зале всегда аншлаг, а билеты надо бронировать заранее не только на премьеры, но и на все последующие спектакли. Даже традиционный репертуар неизменно востребован. В зале не бывает пустых мест!
Эпоха молодых и рьяных: ТРАМ, рожденный революцией
Свою родословную Ленком ведет от созданного в 1927 году театра рабочей молодежи (ТРАМ). Именно так его именовали молодые и рьяные новички театрального поприща. Поначалу его актерами были выходящие на сцену после трудовой смены энтузиасты.
Именно на этом голом энтузиазме ТРАМ очень быстро превратился в профессиональный театр. Его становление неразрывно связано с величайшими именами. Большинство представителей труппы стало гордостью российского искусства.
- На сцене ТРАМа сыграл свои первые роли Николай Крючков.
- Своим опытом с молодыми актерами делились Н. Баталов, А. Грибов, Н. Хмелев.
- В сценографических работах принимали участие Кукрыниксы.
- С театром сотрудничали Михаил Булгаков и Исаак Дунаевский.
Острые, злободневные постановки пользовались немалым успехом у зрителей. Однако настоящего признания молодой коллектив добился после прихода в театр Ивана Николаевича Берсенева.
Эпоха Берсенева: профессиональный театр Ленком
1938 год стал знаковым для театра: он получил и новое имя, и нового руководителя. «Московский театр им. Ленинского комсомола» или просто Ленком – так отныне стало называться возглавляемое И. Берсеневым учреждение. Талантливый режиссер, великолепный актер и отличный организатор, Берсенев суме:
- сплотить совершенно разноплановый коллектив, превратить его в единый организм;
- объединить переполнявший молодых актеров энтузиазм с истинным профессионализмом;
- окончательно уйти от революционной риторики первых постановок, отдав предпочтение российской и зарубежной классике.
Решать сложные задачи режиссеру помогали пришедшие с ним в Ленком блестящие мхатовцы. Среди них были С. Гиацинтова, Р. Плятт, С. Бирман. Берсенев и сам нередко выходил на сцену. Его Сирано де Бержерак, Федя Протасов («Живой труп»), Гельмер («Нора» Ибсена), Камилло («Веленсианская вдова» Лопе-де-Вега) были с невероятным восторгом приняты зрителями.
- Билеты на спектакли расходились, как горячие пирожки!
- Купить их считалось настоящим счастьем.
- Около здания Ленкома задолго до начала спектаклей уже толпились театралы, не успевшие попасть в зрительный зал, потому что кончились места.
- Неудачники спрашивали лишний билетик у всех, кто только приближался к театру или просто проходил мимо, в надежде перейти в разряд счастливчиков.
- Это стало признаком эпохи Берсенева, подтвердило достижение ленкомовской труппой невероятного уровня профессионализма.
В 1940 г. театр начал сотрудничество с тогда еще малоизвестным Константином Симоновым, впоследствии ставшим знаменитым советским прозаиком, поэтом и киносценаристом, журналистом и военным корреспондентом, заместителем генерального секретаря Союза писателей СССР. Пьеса Симонова «Парень из нашего города» стала одной из наиболее ярких и значительных работ театра.
Поставили спектакль всего за несколько месяцев до начала войны, и он стал знаковым для страны. Уже после него появились знаменитые симоновские «Жди меня», «Убей его», «Солдатами не рождаются», «Открытое письмо», «Живые и мертвые» и многие другие гениальные творения.
- Прототипом главного героя пьесы «Парень из нашего города» Сергея Луконина стал погибший летчик А. Серов.
- В его вдову, актрису Валентину Серову, Симонов был влюблен.
- В следующей пьесе «Так и будет» (1944 г.) В. Серова сыграла главную роль.
В немалой степени благодаря усилиям И.Н. Берсенева театру удалось пережить трудные годы войны и продолжить активную работу во второй половине 40-х годов, в период невероятной разрухи и нищеты. В декабре 1951 года Ивана Николаевича не стало.
Это была невосполнимая потеря для театра. Ему предстояло пережить творчески пустой 12-летний период. Шла непрерывная смена руководителей. Ни один из них не смог оставить памятный след или хотя бы вернуть труппу на былой уровень.
Эпоха Эфроса: короткая, но звездная
Позитивные перемены для Ленкома начались в 1963 году, когда во главе театра встал выдающийся режиссер Анатолий Эфрос. За короткие три года своей работы на посту худрука он сумел невероятным образом обогатить творческую жизнь коллектива. Эфрос вдохнул в нее столько свежих идей, что билеты на спектакли вновь стали раскупаться мгновенно, и опять появилась проблема «лишнего билетика».
Период Эфроса по праву считается «золотым» в истории Ленкома. Один за другим были поставлены спектакли:
- «Чайка» (Чехов),
- «104 страницы про любовь» (Радзинский),
- «Мой бедный Марат» (Арбузов),
- «В день свадьбы» (Розов).
Эти камерные, но глубоко психологичные постановки, буквально «взорвали» всю театральную общественность Москвы. В них были затронуты никогда не теряющие актуальность вопросы нравственного выбора, места интеллигента в обществе.
- При А. Эфросе коллектив театра пополнился рядом блистательных актеров.
- Вслед за режиссером из МХАТа пришли в труппу В. Гафт, М. Державин, О. Яковлева, Л. Дуров, А. Ширвиндт.
- Они творили в тесном сотрудничестве с новыми звездами берсеневской эпохи.
- Коллективу удалось создать на сцене неповторимую атмосферу и запоминающиеся образы. Среди них – Марат (Збруев), Треплев (Гафт), Наташа в «104 страницы про любовь» (Яковлева).
Ленком «зазвучал» по-новому – интересно, талантливо, современно. Увы, вызывающая восторг у зрителей режиссура Эфроса, по мнению партийного руководства, «не обеспечивала правильного направления» развития театра. Худрук был снят с должности. Для театра вновь настали нелегкие времена.
Эпоха Марка Захарова: гениальность или вдохновение свыше
Новая эпоха для Ленкома началась в 1973 году с приходом в театр Марка Анатольевича Захарова, уже известного своими эпатажными постановками. И после первого же спектакля – это был созданного Захаровым в соавторстве с Ю. Визбором «Автоград-XXI» – стало ясно: Ленком выходит из кризиса.
- Последние сомнения развеялись после оглушительного успеха в 1974 г. спектакля «Тиль» по мотивам Шарля де Костера.
- В увлекательной, остроумной, с элементами злой сатиры постановке блистали И. Чурикова, В. Ларионов, Е. Фадеева, Ю. Колычев.
- Роль Тиля Уленшпигеля принесла невиданную популярность молодому Николаю Караченцеву.
- В этом спектакле Захаров вывел на сцену еще одного полноправного участника – музыку. Началась совершенно уникальная эпоха рок-опер.
Музыкальному сопровождению в захаровских спектаклях изначально придавалось большое значение. Мелодии Г. Гладкова, А. Рыбникова, песни на слова Кима и Этнина звучат на сцене Ленкома очень часто.
В 1976 г. М. Захаров взялся за постановку полноценной оперы. «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» произвела настоящий фурор. Купить билеты и попасть на спектакль считалось не просто удачей, а настоящим чудом. История «чилийского Робин Гуда» пленяла зрителей:
- зрелищностью;
- динамичностью;
- удивительной музыкой;
- оригинальным оформлением;
- великолепным актерским составом.
Роль Хоакина позволила в полной мере проявиться таланту юного Александра Абдулова. Его жену Тересу замечательно сыграла Л. Матюшина.
Вдохновленный успехом М. Захаров в 1981 г. поставил новую рок-оперу. В основу была положена поэма А. Вознесенского. Музыку написал А. Рыбников. Родилась еще одна совершенно невероятная театральная легенда, которую можно называть мировой, – рок-опера «Юнона и Авось».
Уже несколько десятилетий театральные кассы осаждают поклонники талантов труппы Ленкома. Даже во время гастролей за границей билеты на «Юнону и Авось» раскупают мгновенно. Этот спектакль называют шедевром. Он практически сразу вошел в золотой фонд театра.
- Почти четверть века бессменным исполнителем роли графа Резанова был Караченцев. Далеко не красавец внешне, актер завораживал аудиторию природным обаянием, брутальностью и несомненной гениальностью.
- Сегодня в роли графа Резанова блистают не менее талантливые Д. Певцов и В. Раков. Вместе с худруком они не позволили развенчать символ Ленкома после страшной автокатастрофы, в которую попал Караченцев.
- Талантливые актеры с честью продолжили его линию, привнося в спектакль свои особые нотки и собственное прочтение трагической истории любви русского мореплавателя и заморской красавицы.
Спектакль стал визитной карточкой Ленкома. Его восторженно принимали во Франции, Германии, Греции, США. Вот уже более 35 лет не было ни одного вечера без андшлага, а билеты по-прежнему в дефиците.
Фантастический успех Ленкома обусловлен не только блестящей режиссурой марка Захарова, но и его потрясающим чутьем на актерские таланты. Ему удалось собрать уникальную труппу.
- Леонид Броневой (страна и мир скорбели по нему 9 декабря 2017 года), Евгений Леонов (мы потеряли гениального артиста 29 января 1994), Елена Шанина, Олег Янковский (ушел из жизни 20 мая 2009), Татьяна Пельтцер (легенда театра и кино покинула этот мир 16 июля 1992), Армен Джигарханян, Инна Чурикова, – вот далеко не полный список звездных исполнителей, выходивших на сцену Ленкома.
На подмостках Ленкома родился целый ряд спектаклей, которые по праву можно отнести к «золотому фонду» не только самого театра, но и всего отечественного и мирового театрального искусства. Среди них «Поминальная молитва», «Вор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «В списках не значился», «Город миллионеров» и многие-многие другие. Билеты на эти «золотые» постановки и сегодня раскупают мгновенно.
Ленком сегодня
Поиск новых творческих подходов и новаторских форм коллектив Ленкома не прекращает ни на один день. Ставятся новые спектакли, о которых не перестают спорить профессионалы. На них спешат приобрести билеты зрители, а главное, сохраняется преемственность актерских поколений. Труппа, как единый организм, живет вдохновением и своим зрителем.
- В исторической комедии «Шут Балакирев» замечательно играет В. Раков.
- В поставленном по пьесе А. Островского спектакле «Ва-банк» в паре со Збруевым блистает А. Захарова.
- В экстравагантном «Визите дамы» (режиссер А. Морфов) зал рукоплещет неподражаемой игре М. Мироновой.
- С главной ролью в спектакле «Пер Гюнт» (2011 г.) великолепно справился молодой А. Шагин.
В последние годы Ленком порадовал зрителей целой серией нашумевших спектаклей. Это антиутопия Сорокина «День опричника» (2016) и «Сны господина де Мольера» (2017), поставленные П. Сафоновым по пьесе М. Булгакова.
На весну 2018 года намечена еще одна премьера. М. Захаров представит спектакль «Фальстаф и его друг принц Уэльский». Билеты на премьеру не достать, а вот на последующие спектакли уже идет продажа. На сцену выйдут Д. Певцов, С. Степанченко, А. Захарова, О. Железняк. Не упустите шанс оказаться в зрительном зале.
Ленком живет и развивается, каждый день ждет своих зрителей, ради которых и идет эта жизнь ни столичных подмостках!
О театре Ленком
Все началось в 1927 г., когда Московский Комсомол инициировал создание театра рабочей молодежи. Молодых артистов обучали такие мэтры МХАТ, как Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Н. П. Хмелев, Н. П. Баталов, В. Я. Станицын. Сценография была в ведении «Кукрыниксов», Е. Кибрика и Ю.Пименова, музыкальной частью руководил И. Дунаевский, а консультировал труппу по драматическим вопросам М. Булгаков. Репертуар молодого коллектива ограничивался русскими и советскими классическими произведениями.
В январе 1938 г. пост руководителя труппы занял Иван Береснев, а спустя месяц театр изменил свое название на «Московский театр имени Ленинского комсомола», которое быстро сократилось до простого и удобного «Ленкома».
В это время театр завоевал популярность и был признан одним из лучших в стране. На сцене театра ставились произведения Г. Ибсена, Э.Ростана, Ч. Диккенса. Покинув этот мир в 1951 г. Иван Николаевич оставил труппу без руководителя.
А. Эфрос: золотые годы театра
На протяжении долгих лет театр был лишен крепкой руководящей руки. Однако в 1963 г. ситуация была исправлена Анатолием Эфросом. Он руководил коллективом всего около трех лет, и это время стало для театра самым лучшим. В труппу были приглашены В. Гафт, А. Збруев, М. Державин, А. Ширвиндт, Л. Дуров. Афиши запестрели интригующими названиями – «В день свадьбы», «Снимается кино», «104 страницы про любовь», «Мольер» и др.
Творческая свобода длилась недолго – спустя три года А.Эфроса отстранили от должности и театр потерял своих поклонников. Полупустые залы стали нормой.
«Ленком»: обновление
В самом конце 1973 г. на горизонте театральной безысходности медленно, но верно начало восходить солнце надежды – у труппы появился руководитель режиссер, драматург и художник – Р. Экимян. Главным режиссером стал М. Захаров. Уже через год ленкомовская сцена узнала нечто новое – музыкальный спектакль с Н. Караченцовым в главной роли Тиля Уленшпигеля, И.Чуриковой и музыкантами группы «Аракс».
Основу творческой команды заложили в то время А. Абдулов, Е. Леонов, О. Янковский, Т. Пельтцер, Л. Броневой, Е. Шанина. Музыкально-поэтическую часть работы выполняли А. Рыбников, поэты Ю. Энтин и Ю.Ким.
Позже список актеров пополнился такими именами как М.Миронова, А. Большова, О.Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др.
В конце сентября 2019 г. обретший ореол творческой славы режиссер ушел из жизни. Его пост принял директор театра М. Варшавер.
На сцене театра идут совершенно уникальные спектакли, которые потрясали мировую театральную общественность – «Юнона и Авось», «Пять вечеров», «Женитьба», «Пер Гюнт», «Небесные странники», «Пролетая над гнездом кукушки» и др.
Источники:
https://teatr.snega.ru/theatre/426/about/
https://www.lenteatr.moscow/about-lemkom/
https://www.len-theater.com/about-theatre/