Можно ли заниматься балетом в. Балет без ограничения по возрасту
Можно ли заниматься балетом в. Балет без ограничения по возрасту
В многообразии студий танца для детей сегодня можно потеряться. Перед родителями встает непростой выбор: куда отдать ребенка и какому педагогу доверить свое чадо? Чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют и волнуют родителей, мы провели опрос и собрали 10 самых актуальных вопросов в этой статье. Экспертами были опытные педагоги нашей студии «Русская Балетная Компания».
1) Возраст, с которого можно начинать?
Прежде всего родители хотят знать, есть ли возрастные ограничения по нагрузке, и, начиная с какого возраста появляется толк в занятиях?
Некоторые студии танца приглашают на свои занятия 2-леток. В этом возрасте ребенок уже способен в форме игры воспринимать информацию и выполнять простые упражнения, но по нашему опыту и современным методикам, ребенку лучше начинать занятия танцами с 3 лет. Нужно уточнить, что с 3-х лет целесообразно начинать заниматься, именно, танцами. Занятия преподносятся через игру, работу с ритмами, знакомство с разной музыкой, направлены на общее развитие ребенка. Они учатся делать реверанс, изучают позиции рук и ног, делают шаги с носочка и держат спинку! Все это изучается с помощью игры и адаптировано на возраст 3-5 лет. Классической хореографией в этом возрасте заниматься рано (возможно изучение некоторых элементов).
Непосредственно балетом лучше начинать заниматься с 7 лет, тогда ребенок уже более требователен сам к себе, а педагог проводит занятие не только с точки зрения игры, как это делается с малышами, но и согласно методике классического танца. Говоря о профессиональном балете – это 10 лет (с 7 лет рекомендуется начинать подготовку к поступлению в хореографические училище, если есть такая цель). В возрасте 10 лет ребенок уже дорос до нагрузок и головой и телом.
2) Балет – серьезное искусство, которое требует умения преодолевать себя. Родителей волнует, как это решается в детском возрасте?
Начиная заниматься балетом, ребенок очень скоро понимает, что не все так просто, как казалось. Дети часто испытывают разочарование от несоответствия мечты и действительности. Они приходят в балетный зал с желанием крутить фуэте и прыгать в шпагат, а на деле оказываются прикованными к станку, выполняя бесконечное количество скучных батман тандю. Задача педагога: заинтересовать ребенка и постоянно стимулировать его интерес. У каждого возраста свои стимулы – от наклеек после урока до выступления на сцене в первой линии, к примеру. Также важна атмосфера здоровой конкуренции (это касается 7 и 10 лет).
3) Есть ли какие-то требования и ограничения по размеру головы, длине пальцев и т.д.?
На наш взгляд, для занятий в танцевальных детских студиях до поступления в хореографическое училище никакого отбора быть не должно. Но, когда мы говорим о балете, как о профессии, то да! Для поступления в училище существует конкурсный отбор в 3 этапа, где смотрят физические данные (растяжка, прыжок, гибкость. ), внешние данные (вес, длина ног, размер головы, размер пальцев не является прямым противопоказанием для балета), и, конечно, здоровье (зрение, сердце, слух, отсутствие сколиоза, кифоза, лордоза, плоскостопия. )
4) Многих родителей интересует также вопрос про растяжку. Какой крайний возраст ребенка для того, чтобы сесть на шпагат?
Здесь родителям нужно определиться с намерениями. Если ребенок благополучно занимается танцами, выступает на сцене и без наличия шпагата, то он ему и не особо нужен. Это говоря о любительских занятиях. Если же вы намерены заниматься профессионально и поступать в хореографическое училище, то шпагат, растяжка необходимы. Желательно к 7 годам уже сидеть на всех шпагатах. В 6-7 лет нужно начинать растягиваться активно. Отсутствие должной растяжки ограничивает возможности ребенка, и в этом для него будет сложность в освоении многих танцевальных движений. В общем, к 7 годам, желательно, чтобы шпагаты уже были.
5) На что нужно обратить внимание при выборе педагога детской студии?
Прежде всего, нужно обязательно узнать какое образование у педагога. Как минимум – это должно быть хореографическое училище, т.е. диплом о среднем специальном образовании, который позволил бы танцевать в театре. Такое образование даст некую гарантию, что детей будут учить грамотно и исключит травмы. Еще лучше, если будет диплом о высшем балетном образовании (педагог-балетмейстер, педагог-хореограф, балетмейстер, руководитель коллектива, и т.п.). О жесткости балетной школы ходят легенды, но, нужно разделить понятия профессионального обучения и любительского! В любительских студиях все зависит только от педагога: насколько он будет строг или мягок, какими методиками пользуется, насколько это воспитанный человек. Поговорите обязательно с педагогом, узнайте, какие задачи он ставит перед собой и детьми. Профессионала, как правило, сразу видно, даже если Вы ничего не смыслите в танцах. В большинстве знакомых нам студий, в том числе и нашей, родители могут присутствовать на первом уроке ребенка, чтобы посмотреть, чем занимаются дети, как общается с ними педагог, чтобы иметь возможность оценить работу педагога и уровень собственного ребенка. Присутствие родителя позволяется и на нескольких последующих уроках, если ребенку нужен период адаптации.
6) Не вредны ли занятия балетом в раннем возрасте?
Определенно полезны! Если ребенок здоров и нет ограничений в нагрузках, то балет воспитывает тело, улучшает осанку, положительно влияет на походку, способствует появлению красивых жестов и общение с классической музыкой тоже всегда на пользу!
7) Нужно ли ребенку сидеть с детства на диете, чтобы в будущем иметь стройную фигуру балерины?
В этом вопросе нужно помнить, что основа стройной фигуры – это сбалансированное питание в совокупности с физической нагрузкой. В возрасте 3-х лет, когда дети впервые приходят на занятия танцем, задумываться о какой-то диете, пожалуй, рано. Растущий организм должен питаться. Но вот в возрасте 5-6 лет, если ребенок уже набирает лишний вес, стоит задуматься о том, чтобы ребенок употреблял полезную пищу и питался умеренно, не растягивать ему желудок, иначе, одной физической нагрузки будет уже недостаточно для достижения стройности в будущем.
8) Есть ли студии, совмещающие классический и «Орф» подход?
Как правило, преподают или “классику” или “Орф”. Соединять два подхода в одном уроке нет смысла – не получится должным образом уделить внимание “классике” на наш взгляд. “Классический танец” подразумевает определенные каноны, которые в свою очередь не подразумевают занятия на инструментах, пение и декламацию в одном уроке, но как дополнительное образование для развития ребенка эти виды деятельности очень нужны. В том числе и для освоения классического танца.
9) Еще у родителей часто есть страх, что ребенок может получить травму на уроках танца, что ему могут сделать больно, потянуть связки и т.п. Так с какого возраста лучше развивать природные физические данные ребенка (стопы, выворотность, шаг), чтобы это было безопасно?
Прежде всего нужно доверять профессионалу. Если родитель не имеет опыта и знаний в этой области, и пытается растянуть своего ребенка, то всегда есть риск нанести травму, не важно, 2 года ему или 10. Но, если родитель готов приглашать специалиста и целенаправленно развивать данные ребенка для успешного будущего в профессиональном балете, то можно и с 2-х лет. Такие занятия будут длиться 20-30 мин, т.к. в эти ранние года малыш еще не готов работать над собой и осознавать свое тело. К 3-м годам ребенок становится более сознательным и время занятий увеличивается до 45-60 мин. С 3- х лет, обычно, опытные педагоги уже включают в урок упражнения для бережного растягивания малышей. Тем более что в раннем возрасте связки лучше поддаются растяжке и не так болезненно, как в более старшем. Т.е. в возрасте 3-х лет, помимо упражнений на развитие музыкальности и чувства ритма, уже можно включать и упражнения на развитие физических данных.
10) Почему, в какую студию ни приди, все педагоги предлагают своё видение, когда лучше начинать танцевать. Каким педагогам доверять своё чадо при таком разнообразии мнений, какие места выбирать, на что опираться?
Опять повторимся, что доверять лучше своим родительским ощущениям! Задача родителя- поговорить с педагогом и понять, близко ли его видение процесса обучения лично Вам и вашему ребенку! Этот вопрос будет открыт только если ребенок не будет поступать в хореографическое училище! В профессиональных учебных заведениях большую роль имеет опыт педагога и результаты его выпускников.
Сейчас очень много различной литературы и других источников, описывающих, когда и что лучше начинать для ребёнка. По существу, психологи и педагоги выделяют несколько периодов развития (взросления), каждый из которых имеет свои характеристики. В институте будущие педагоги изучают такие специализированные предметы, как “балетная психология” и “педагогика балета”, где основной задачей является изучение темы, именно, с точки зрения танца, т.е как в том или ином возрасте ребенок воспринимает информацию (движение, музыка, ритм. ). Но многое зависит еще и от самого ребенка. Некоторые в 3 года уже достаточно сознательны и способны двигаться впереди «программы», другие созревают в процессе, который из-за этого может быть затянут. Опытный педагог умеет справляться с такими задачами.
Почему все педагоги имеют разные мнения? Сейчас очень много различных методик, как наших, так и западных, и каждый тянет одеяло на себя. Мы в «Русской Балетной Компании» склонны придерживаться своей русской школы. Чтим традиции русского классического танца и продолжаем опыт своих собственных педагогов, которые являлись носителями академической школы.
Почему важно заниматься балетом с детства?
При огромном желании можно начать заниматься балетом и в зрелом возрасте, но, к сожалению, в этом случае речь может идти только о любительстве.
Все элементы классической хореографии рассчитаны на то, что их будет исполнять взрослый человек со сформировавшимися суставами, сильным мышечным каркасом, подготовленными эластичными связками. Как прийти к этому состоянию? С детства, от года к году, находясь под пристальным вниманием педагога, который может проследить за методикой в соответствии с развитием.
Первый рывок роста у большинства детей происходит в возрасте 7-8 лет , в основном это касается ног и рук. Сначала ребенок передвигается вразвалку, ноги кажутся кривыми, поскольку существует проблема мышечного баланса. Резкие движения рук и ног не симметричны. Через несколько лет руки и ноги развиваются, крепнут мышцы, выравнивается походка. В этом возрасте родители отдают детей на гимнастику, занятия которой очень хорошо развивают природные данные ребенка. Это уже стало тенденцией – прекращать занятия гимнастикой и начинать учиться балету с прекрасно развитыми в раннем детстве данными .
Второй рывок роста – 11-13 лет. Позвоночник растягивается, медленно развивается равновесие, руки и ноги работают симметрично, наращивается мышечный каркас; начинается половое созревание.
Развитие нервов, которые отвечают за координацию рук и ног, завершается примерно к 13 годам. Усложняются танцевальные элементы, которые требуют повышенной концентрации внимания, собранности, владения своим телом максимально точно.
Почему важно успеть до 13 лет развить гибкость, растяжку?
Тазобедренный сустав влияет на выворотность и дает возможность методически грамотно исполнять движения классического танца. С началом полового созревания тазобедренный сустав завершает свое развитие.
Заметим, что у новорожденного угол смещения шейки бедренной кости – 40 градусов, у взрослого человека – 10-15 градусов. Чем раньше начать развивать тазобедренный сустав, тем больше шансы растянуть связки около суставной капсулы и оставить в состоянии, близком к исходному. Это противоестественное положение сустава, нужное для балета, которое становится с годами привычным.
Исключения бывают, когда без всякого развития после 15 лет сустав сохраняет подвижность и амплитуду раскрытия, это и есть природные данные, которые не были развиты. Молодые люди, которые по тем или иным причинам “не успели” в балет, но хотят связать свою жизнь с танцем, идут учиться на хореографа любительского коллектива (об этом поговорим в следующих статьях).
Интересно, а есть хоть один артист классического балета, который начал учиться не в детстве, а намного позже.
О том, куда отдать ребенка учиться балету, мы говорили здесь .
До новых встреч!
Как попасть в балет? Личный опыт
По традиции в канун нового года на сцене ВТБ Ледового Дворца соберутся легендарные гимнастки, артисты балета, цирка, воздушные гимнасты и акробаты. В преддверии премьеры уникального спортивного шоу “За спорт! Город будущего” нам удалось пообщаться с экс-солисткой Мариинского театра, участницей шоу, балериной Оксаной Бондаревой. В её репертуаре — ведущие партии в балетах Корсар, Жизель, Спящая Красавица, Щелкунчик, Лебединое Озеро, Дон Кихот, Сильфида, Лауренсия, Минорные сонаты Самодурова, в балетах Начо Дуато и не только. В нашем интервью Оксана расскажет о начале своего творческого пути, образе жизни артиста балета и поделится своими впечатлениями о работе над новым шоу.
Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой
Творческий путь Оксаны Бондаревой
— Оксана, расскажите о начале вашего карьерного пути: во сколько лет вы начали заниматься балетом, и как это было?
— Мама уже с 4-х лет хотела отдать меня в балетную школу, но мы жили в Казахстане, и балетной школы в городе не было. Поэтому я начала заниматься спортивной гимнастикой, даже успела выполнить программу кандидата в мастера спорта. А уже позже, когда мы переехали на Украину, мама отдала меня в хореографическую школу при Днепропетровском театре оперы и балета. Тогда балет не вызывал у меня особого интереса, для меня это было монотонное занятие – стоять часами у станка… поэтому я заставляла себя ходить на занятия через силу.
— Когда же произошёл переломный момент?
— Всё изменилось, когда в конце учебного года мы вышли на сцену с отчётным концертом. Во время него я прониклась сценической атмосферой, почувствовала тепло зрителей, и вот тогда я поняла, что мне хочется заниматься балетом. К тому времени я уже танцевала на пуантах – единственная из нашего класса. Мне многое давалось проще, потому что у меня был иной мышечный корсет, ведь я профессионально занималась спортивной гимнастикой.
— Оксана, расскажите, как вы попали в труппу Мариинского театра?
— Сначала я работала в Санкт-петербургском Михайловском театре, после того, как окончила стажировку в МГАХ (Московская государственная академия хореографии). Там произошло моё знакомство с Михаилом Григорьевичем Мессерером, также я поработала с испанским хореографом Начо Дуато.
В Михайловском театре меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.
Чуть позже уже последовало предложение поработать в Мариинском театре. За 3 года работы я набралась опыта, познакомилась с гениальными педагогами, станцевала на исторической сцене, это было прекрасно. Затем вернулась в родной Михайловский театр, в котором работаю до сих пор, здесь меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.
Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой
Образ жизни артиста балета: репетиции и принципы питания
— Образ жизни артистов балета как-то отличается от образа жизни обычного человека?
— Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки — это самое важное. У нас почти нет выходных, если отпуск, то максимум две недели в году. Обычно мы работаем 6 дней в неделю, выходной день — понедельник. Но бывает, что и он загружен. Когда я работала в Мариинском театре, почти каждый наш выходной был загружен: кто-то отрабатывает свою технику, у кого-то накануне спектакль и нужно репетировать. Рабочий день обычно построен так: утром мы идём на класс, выполняем экзерсисы, затем репетируем.
— А сколько длится рабочий день?
— В зависимости от того, какие накануне спектакли, сколько у артиста выходов на сцену. Одна репетиция обычно длится час, но перед ней нужно разогреться – всё вместе занимает около двух часов. В день проходит 2-3 репетиции, то есть в среднем рабочий день длится 6 часов, иногда больше, иногда меньше.
Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки.
— Существуют ли определённые правила питания или диеты специально для балерин?
— В день спектакля не возбраняется съесть что-то калорийное, потому что мы тратим много сил и энергии на сцене. Каких-то жёстких ограничений по питанию нет: кто-то склонен к полноте, кто-то нет. В целом, рацион балерин почти не отличается от рациона обычного человека, который правильно питается. Я бы с удовольствием ела последний раз в 6 часов вечера, но у меня такой организм, что на голодный желудок мне не уснуть. Так что на ужин могу съесть огурцы с листьями салата, варёное яйцо. Завтрак обычный — творожок или йогурт.
Балет — для всех или нет?
— Оксана, скажите, во сколько лет отдавать ребёнка в балетную школу?
— Прежде чем задаваться этим вопросом, нужно в первую очередь посмотреть на способности и желания ребёнка. Потому что, во-первых, нельзя идти против желания ребёнка — в противном случае это будет мукой и для него, и для родителей. Во-вторых, нужно понимать, что для занятия балетом у ребёнка одолжны быть природные задатки. Я, например, в детстве всё время танцевала, кружилась, и родители не знали, в какое русло направить мою энергию (улыбается).
— Во сколько лет уже поздно идти в балетную школу?
— Я только единожды встретила талантливых артистов, победителей международных конкурсов, которые начинали свою карьеру в балете в 17-18 лет. Конечно, это уже гораздо сложнее, потому что, мне кажется, что в этом возрасте трудно постигнуть именно классику.
— Возможно ли начать заниматься балетом людям «за 20»?
— Если вы планируете заниматься для себя, почему бы и нет. Отработка пластики, растяжка – всё это помогает сохранить молодость тела. Но в профессиональный балет после 20 лет попасть невозможно, это уже уникальный случай.
Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой
О новом шоу
— Каким будет шоу “За спорт! Город будущего”, премьера которого состоится в декабре? Какова ваша роль в проекте?
— Для меня это очень неожиданный проект, но возможность поучаствовать в одном шоу с гимнастами такой величины – подарок судьбы. В целом, эта картина — история будущего и что там тоже есть любовь, какими бы люди ни были. Хореограф Олег Габышев показал в этом номере три стадии любви: зарождение, развитие и феерия (или кульминация). Мы будем открывать шоу-программу. В данной постановке я исполняю танец на пуантах, он немного нестандартный, потому что Олег постарался модернизировать классику современными неординарными элементами. Я думаю, что это будет очень интересно — современный балет на пуантах.
Заглавное фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой
Источники:
https://baletrbk.ru/news/top-10-voprosov-o-balete-i-tanczax-dlya-detej.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5bce13f10c9b0500a944c5df/5be9c3d7aba95700aaa6ea73
https://www.championat.com/lifestyle/article-3323465-kak-popast-v-balet-lichnyj-opyt.html