91 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народ ближайший родственник мари по языку. Марийцы в IX – XI вв

Народ ближайший родственник мари по языку. Марийцы в IX – XI вв

«Марийцы IX-XI вв. К вопросу о происхождении народа»

Автор: Архипов Г. А.
Издательство: Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство
Год: 1973
Формат: PDF
————————————————————————
#Volgaculture_Марийцы #книги@volgaculture
#археология@volgaculture
————————————————————————
Автор впервые собрал и проанализировал большой археологический материал, полученный Марийской археологической экспедицией и относящийся к марийцам IX-XI вв. В работе тщательно проведена классификация всех археологических материалов древних марийцев в сопоставлении с древностями других финно-угорских народов.
Историческая часть монографии раскрывает характер хозяйства и общественных отношений древних марийцев и рассматривает некоторые вопросы происхождения марийского народа.
Книга рассчитана на археологов, этнографов, лингвистов, антропологов, историков, а так же читателей интересующихся древней историей Среднего Поволжья.

Основные выводы данной работы:

“Изучение конкретного материала с привлечением широкого круга аналогии позволило нам придти к выводу о двух основных центрах, с которыми марийцы в 9-11 вв. имели не только культурные, но и этнические связи в предшествующее время.

Древнемарийская культура, как нам представляется по археологическим материалам, сформировалась не на одной основе: основными компонентами явились племена-носители культур Прикамья и Волго-Окского районов.

Единая древнемарийская культура 9-11 вв. сложилась в 1 тыс. н. э. и особенно важным периодом в этом процессе была середина тысячелетия. Такие памятники, как Мл. Ахмыловский и Шор-Ужинский (5-7 вв.), Мари-Луговский (4-5 вв.) могильники, погребения 5-6 вв. на “Чортовом городище” и Кубашевском городище (4-6 вв.) свидетельствуют, что погребальный обряд и основные черты материальной культуры марийцев 9-11 вв. сложились в середине 1 тыс. н. э.

Комплекс наиболее изученного Мл. Ахмыловского могильника совершенно определенно делится на две группы: 1) вещи, аналогичные вещам могильников среднего и нижнего течения р. Оки и бассейна рек Цны и Мокши; 2) вещи, находящие ближайшие аналоги в могильниках азелинского типа. К первой группе относят головной жгут и подвески к ним, височные и нагрудные украшения, гривны, сюлгамы и др.

В первой половине и середине 1 тыс. н. э. в правобережье Волги жили племена городецкой культуры, однако ряд памятников дает смешанный городецко-пьяноборский комплекс, объясняемый инфильтрацией прикамских племен.

В настоящее время можно считать доказанным связь рязанско-окских могильников с местным финно-угорским населением, выросшим на местной основе (А. Л. Монгайт, А. П. Смирнов).

Исследователями установлено, что городецкие племена в начале 1 тыс. н. э. проникли в левобережье Волги (А. П. Смирнов, А. Х. Халиков).

Городецкие племена в левобережье Волги встретились с азелинскими племенами и вошли в контакт с ними. Часть племен городецкой культуры явились одним из компонентов в формировании древних марийцев.

В Мл. Ахмыловском могильнике есть группа вещей азелинского типа. Количественно по сравнению с вещами городецкого типа их меньше, но они очень выразительны. На этом основании мы пришли к выводу, что азелинские племена, явились вторым компонентом в формировании древнемарийской народности.

Таким образом, 5-7 вв. являются тем периодом, когда возникла древнемарийская культура из сплава городецкой и азелинской культур, это тот период, когда начинает вырастать своеобразная культура 9-11 вв., явившаяся завершением определенного этапа формирования марийского народа. И культура марийцев 9-11 вв. на всей территории Ветлужско-Вятского междуречья, несмотря на некоторые различия в отдельных районах, – едина.

Картографирование памятников городецкого и азелинского типов показывает, что в бассейне Б. и М. Кокшаги находится территория контакта этих племен. Ареал древнемарийских памятников перекрывает ареалы городецких и азелинских памятников левобережья Волги.

Читать еще:  Что делает базарова героем своего времени краткое. Базаров – герой своего времени

Территория расселения городецких племен в левобережье Волги совпадает с территорией расселения современных горных марийцев и распростраения горного диалекта. Можно признать, что городецкая культура явилась основой формирования горных марийцев и по времени они начали формироваться в правобережье Волги несколько раньше, в первые века н. э., чем луговые в левобережье. Первоначальное название “цармис” письменных источников, по-видимому, относилось только к горным марийцам. Формирование же луговых марийцев произошло в результате взаимоассимиляции городецких и азелинских племен. Последние и вызвали появление некоторых черт отличия луговых от горных марийцев. В связи с этим, название “цармис” (“черемис”) распространилось и на луговых марийцев.

Предложенная схема формирования марийской материальной культуры и этноса подтверждается и выводами исследователей других специальностей (языковедов, антропологов). Б. А. Серебренников отметил промежуточный характер марийского языка. В древности марийский язык был более близок к мордовскому и ядро марийского языка сформировалось в прибрежной зоне Волги. Контакты с племенами пермской языковой группы марийцы имели позже, когда они расселились на северо-восток. Этого же мнения и другой языковед – И. С. Галкин, проанализировавший топонимику Марийской АССР.

По В. П. Алексееву, марийцы отличаются от классических вариантов уральского типа значительно более четкой выраженностью европеоидных черт.

В нашей работе не мог найти отражение этногенетический процесс во всех его аспектах. Задачей нашей работы явилась попытка проследить процесс этногенеза в сравнительно небольшой отрезок времени, попытка выявить основу формирования марийцев. Анализ конкретного материала привел нас к выводу, что основную роль в происхождении марийцев сыграли интеграция и ассимиляция в основном двух племенных групп.”

Финно-угорские народы: особенности и история. Марийцы.

Изучение взаимодействия финно-угорских народов, по моему мнению – интересная тема, поэтому не будем терять времени на долгие вступления. Огромное количество материала взято у В. В. Напольских, специалиста по финно-угорским народам.

Республика Марий Эл находится в составе Приволжского федерального округа России. В ней живут примерно 300 тысяч марийцев, то есть 1/2 народа.

Этнографы выделяют 3 группы марийцев: это горные, луговые и восточные. Самоназвание — marij (у луговых), marə (горных), mari (восточных) как ни странно происходит из иранских языков: ср. авестийский – mairya «молодой человек, юноша, член воинского союза», древнеперсидский – marīka «дружинник, стражник, член воинского союза», пехлеви – meräg «муж, молодой человек». Соседние народы называли марийцев черемисами (*čermis), вероятно от чувашского (тюркский язык) śarməs.
Наиболее вероятным у уралистов считается предположение о связи его с тюркским корнем *čer‑ «сражаться, воевать» (чув. śar «войско, армия»

Еще один интересный факт: марийцев часто называют “последними язычниками Европы”. Христианство и ислам не смогли изжить из традиционные верования. По данным социологических опросов начала 1990‑х годов около 27 % марийцев в Республике Марий Эл придерживаются православия, 8 % – марийского язычества, 21 % – двоеверцы.
⠀⠀Уже в 15-16 веках русские источники отличают черемису горную (под этим названием имеются в виду как горные марийцы, так и чуваши) и луговую. Это связано не только с уже оформившимися отличиями между двумя субэтническими группами марийцев: жители горной стороны всё чаще и теснее контактируют с русскими, луговые находятся под властью Казанских ханов.

Читать еще:  Буква ь в русском языке. История языка: кто придумал русский алфавит

⠀⠀Установление русской государственной власти в 1570-80-х , сопровождавшееся навязыванием христианства, вызвало несколько марийских восстаний. После их поражения началось массовое переселение на восток, в основном на территории современной Башкирии. Именно так, в 17-18 веках сложились восточные марийцы, диалекты которых ближе к диалектам луговых марийцев. На территории Башкортостана сегодня проживает более 100 тысяч марийцев (2002).

⠀⠀Сами марийцы делят себя на группы по наиболее характерным женским головным уборам: sorokan marij – носящие сороку (северо-запад и север Марий Эл, Кировская область, тоншаевские марийцы), šəmakšan marij – носящие остроконечный шымакш, šarpan-našmakan marij — носящие головное полотенце шарпан

Стоит сказать, что лапти – заимствование из русского костюма.

На момент революции 1917 уже оформились две литературные языковые нормы: горномарийский и лугово-восточный марийский языки; в 1926 году существование двух равноправных литературных языков было официально закреплено. В 1936-м появилась своя автономия. Само слово “Эл” в названии республики созвучно тюркскому “ель” – земля, страна, территория.

Имена: По марийскому обычаю имя мужчины употребляется с именем отца, которое ставится на первое место. Актанай Паймас (Паймас Актанаевич), Янгул Сибатор (Сибатор Янгулович), Яныгит Паймет (Паймет Яныгитович). Горные марийцы, вошедшие в христианскую культуру ранее луговых, имеют традицию называть детей по христианскому имени, но именами необычными, отличными от окружающих русских христиан, например, Евстолия Гурьевна, Капитолина Фаддеевна, Фелицита Варсонофьевна. Женские имена традиционно употреблялись только до замужества женщины. После замужества женщину называли по мужу: Эркай вате (жена Эркая)
Имена давали языческие жрецы – карты. Слово заимствовано из тюрского булгарского языка, с которого оно переводится как «старик». Существуют и собственно марийские названия: кугыза («старик»), юктуч («жрец»), арвуй.

На гербе республики изображен воинственный медведь.

О генетике марийцев пишет Сергей Козлов: Аутосомные родственники марийцев известны – по моим исследованиям, в первую очередь это чуваши, и в меньшей степени – казанские татары. По мужской линии – Y-хромосоме данные следующие: 61 % марийцев принадлежит к гаплогруппе N (больший процент только у удмуртов – 67% и сходный в Финляндии, затем коми, вся Прибалтика [30-40%] и чуваши 28%). У марийцев часты ветви N3a1 (найдена у удмуртов) и варианты N2a (найдена у вепсов)

Марийцы в IX – XI вв

В IX – XI веках в целом завершилось формирование марийского этноса. В рассматриваемое время марийцы расселялись на обширной территории в пределах Среднего Поволжья: южнее водораздела Ветлуги и Юги и реки Пижмы; севернее реки Пьяны, верховьев Цивиля; восточнее реки Унжи, устья Оки; западнее Илети и устья реки Кильмези.

Хозяйство марийцев было комплексным (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, бортничество, ремесла и другие виды деятельности, связанные с переработкой сырья в домашних условиях). Прямых доказательств о широком распространении земледелия у марийцев нет, существуют лишь косвенные данные, свидетельствующие о развитии у них подсечно-огневого земледелия, причем есть основания полагать, что в XI веке начался переход к пашенному земледелию. Марийцам в IX – XI веках были известны почти все зерновые, бобовые и технические культуры, возделываемые в лесной полосе Восточной Европы и в настоящее время. Подсечное земледелие сочеталось со скотоводством; преобладало стойловое содержание скота в сочетании со свободным выпасом (разводили в основном те же виды домашних животных и птиц, что и сейчас). Охота являлась значительным подспорьем в хозяйстве марийцев, при этом в IX – XI веках добыча пушнины стала носить промысловый характер. Орудиями охоты были лук и стрелы, применялись различные капканы, силки и западни. Марийское население занималось рыболовством (вблизи рек и озер), соответственно, развивалось речное судоходство, при этом природные условия (густая сеть рек, труднопроходимая лесная и болотистая местность) диктовали первоочередное развитие именно речных, а не сухопутных путей сообщения. Рыболовство, а также собирательство (в первую очередь, даров леса) были ориентированы исключительно на внутреннее потребление. Значительное распространение и развитие у марийцев получило бортничество, на бортяных деревьях даже ставили знаки собственности – «тисте». Наряду с пушниной мед был основным предметом марийского экспорта. У марийцев не было городов, получили развитие только деревенские ремесла. Металлургия из-за отсутствия местной сырьевой базы развивалась за счет переработки привозных полуфабрикатов и готовых изделий. Тем не менее кузнечное ремесло в IX – XI веках. у марийцев уже выделилось в особую специальность, при этом цветной металлургией (в основном это кузнечно-ювелирное дело – изготовление медных, бронзовых, серебряных украшений) занимались преимущественно женщины. Изготовление одежды, обуви, утвари, некоторых видов земледельческого инвентаря осуществлялось в каждом хозяйстве в свободное от земледелия и животноводства время. На первом месте из отраслей домашнего производства стояли ткачество и кожевенное дело. В качестве сырья для ткачества использовались лен и конопля. Наиболее распространенным изделием из кожи была обувь.

Читать еще:  Что делать если не оформляют на работе? Что грозит работодателю.

В IX – XI веках марийцы вели меновую торговлю с соседними народами – удмуртами, мерей, весью, мордвой, муромой, мещерой и другими финно-угорскими племенами. Торговые связи с булгарами и хазарами, находившимися на относительно высоком уровне развития, выходили за рамки натурального обмена, здесь имели место элементы товарно-денежных отношений (в древнемарийских могильниках того времени найдено немало арабских дирхем). На территории, где проживали марийцы, булгары даже основывали торговые фактории типа Мари-Луговского селища. Наибольшая активность булгарских купцов приходится на конец Х – начало XI века. Каких-либо явных признаков тесных и регулярных связей марийцев с восточными славянами в IX – XI веках пока не обнаружено, вещи славяно-русского происхождения в марийских археологических памятниках того времени единичны.

По совокупности имеющихся сведений трудно судить о характере контактов марийцев в IX – XI веках с их волжско-финскими соседями – мерей, мещерой, мордвой, муромой. Однако согласно многочисленным фольклорным произведениям напряженные отношения у марийцев складывались с удмуртами: в результате целого ряда сражений и мелких стычек последние были вынуждены покинуть Ветлужско-Вятское междуречье, отступив на восток, на левый берег Вятки. Вместе с тем среди имеющегося археологического материала никаких следов вооруженных конфликтов между марийцами и удмуртами не найдено.

Отношения марийцев с волжскими булгарами видимо, не ограничивались только торговлей. По меньшей мере, часть марийского населения, граничившая с Волжско-Камской Булгарией, платила этой стране дань (харадж) – вначале как вассалу-посреднику хазарского кагана (известно, что в Х веке и булгары, и марийцы – черемис – были подданными кагана Иосифа, правда, первые находились в более привилегированном положении в составе Хазарского каганата), затем как независимому государству и своеобразному правопреемнику каганата.

Источники:

https://vk.com/wall-44128323_309
https://pikabu.ru/story/finnougorskie_narodyi_osobennosti_i_istoriya_mariytsyi_5477885
https://aboutmari.com/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B_%D0%B2_IX_%E2%80%93_XI_%D0%B2%D0%B2

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]