Народный танец для детей. Русские народные танцы для детей и их особенности
Русский танец для детей
Русский танец – это творчество народа, его души. В нем отобразилась деятельность человека, жизнь, надежды и мечты. Развитие народного танцевального искусства связано с историей народа. Каждая пережитая эпоха приносила в него свои детали.
Русский народный танец имеет свои особенности. Двигаясь под музыку, народный исполнитель старался проявить самые лучшие свои черты. Он танцевал, прежде всего, для собственного самовыражения.
Виды русского танца для детей
За столетия, русский народный танец устоялся, в нем сложились определенная хореография, музыкальное сопровождение и количество участников. Он делится на два вида – хоровод и пляска, в каждом из которых много разных подвидов.
Хоровод происходит от языческих времен, когда люди поклонялись солнцу. Отсюда и форма хореографической фигуры – в виде круга. Танцующие, держатся за руки или за материю, могут, вообще, не держаться, и двигаются один за другим по кругу. Когда участники исполняют эту хореографическую фигуру, у них возникает ощущение единства, так как все принимают участие в одном виде деятельности, чувство дружбы и целостности коллектива.
Пляска предполагает исполнение разных фигур в одиночку, парами или группами. Именно в ней можно проявить себя лидером, солистом.
Также важной частью этого вида искусства является костюм и музыкальное сопровождение. Они должны быть в единстве с сюжетом танца и драматургией.
Что дают русские танцы для детей?
Народные танцы можно изучать и танцевать в любом возрасте. В них нет чрезмерной физической нагрузки, которую получают, например, балерины. Движение под музыку приносит удовольствие от взаимодействия с ней. Также это двигательная активность, в которой будут задействованы все группы мышц. Общение с народными танцами позволяет прикоснуться к огромному пласту культуры, сформированной на протяжении столетий.
Русские танцы для детей также очень полезны. Умеренные физические нагрузки позволяют гармонично развиваться растущему организму. В юном возрасте полезно учиться, чтобы понять свои дарования, даже если впоследствии ребенок выберет другую профессию.
В танце обучение происходит под музыку, без насилия над формирующейся детской личностью. Красивые костюмы, гармоничная музыка, все в совокупности позволяет познакомиться с культурой своего народа.
Кроме того, занятия танцами у детей отвлекает их от ловушек, поджидающих на улице и в жизни – спиртного, наркотиков, сомнительных компаний.
Как влияют русские танцы на детей?
Народные танцы для детей не слишком сложные. Их может освоить каждый ребенок, начиная с маленького возраста. Хороводы и сольные выступления приобщат ребенка к истории и культуре народа, разовьют чувство прекрасного, научат быть в коллективе и вместе добиваться поставленных целей, будут способствовать гармоничному физическому и духовному развитию. А когда ребенок будет занят, то и родителям будет спокойнее.
Как проходят занятия русским танцем для детей?
Обычно, занятия состоят из следующих компонентов:
- разогрева;
- прыжковой части;
- гимнастики;
- танцевальной части;
- большого количества технических упражнений, которые помогают ребенку быстрее освоить движения.
Нужно учитывать специфику детских танцев, ведь ребенка нельзя обучать как взрослого человека. Поэтому, для достижения наилучшего результата к каждому ребенку нужно подходить индивидуально.
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника
Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника
В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо неуклонно вести планомерную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая является важнейшей частью нашей жизни. Благодаря ей воспитывается любовь к родному краю, к Отечеству, у детей расширяется кругозор, формируются лучшие человеческие качества. Дети способны оценить и освоить основы традиционной культуры – а это определяет их духовное и физическое здоровье. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь в своей работе к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Поэтому целью моей работы является воспитание ребёнка на традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения к ней
Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.
Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе, я определила для себя следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).
2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.
3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.
Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:
1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).
2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).
3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).
4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).
5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).
6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).
Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:
1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.
2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.
3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.
4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.
5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.
7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Перед тем, как приступить с детьми к практической части урока я рассказываю детям об истории возникновения русского народного танца, о его особенностях, характерных чертах; с помощью иллюстраций, а так же благодаря костюмерной, которая имеется у нас в саду, я знакомлю детей с русским народным костюмом: объясняю, какой наряд предназначен для исполнения кадрилей и плясок, какой – для хороводов и медленных танцев.
При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.
С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.
Большую часть времени я уделяю изучению и отработке рисунков танца (расположение и перемещение танцующих по сценической площадке) – это важнейший элемент любого танца. Мы изучаем «восьмёрку», «воротца», круг в круге, «ручеёк», колонки, «змейки»; дети учатся из одного круга делать два и обратно, из линии – два круга или две колонки, из колонок – «улитку», из «восьмёрок» выходить на полукруг или линию и т. д. Существует множество всевозможных рисунков танца. Нельзя не отметить, что именно разучивая сначала рисунок танца, а затем и сам танец, дети учатся танцевать вместе, коллективно, двигаться одновременно в такт музыке, как единое целое. У них активно развивается моторная память (память на движения). По мере накопления знаний в данной области, я начинаю объединять их в этюды (мини – танцы). Русские народные танцы разноплановы и по характеру исполнения, и по содержанию, поэтому для одного этюда мы разучиваем мелкий шаг на полупальцах, для другого – тройной шаг, для третьего – переменный шаг. В одном этюде мы танцуем с платочками, в другом – с веночками, а в третьем используем шали. Данная тема занятия интересна детям и они с большим желанием её изучают, а также с удовольствием репетируют и отрабатывают все предложенные рисунки танца. Обычно трудность вызывает неумение выполнять необходимые движения танца вместе, как единое целое; но со временем, в результате планомерных репетиций, из урока в урок удаётся достичь нужного результата, что доставляет радость и приносит чувство глубокого удовлетворения и детям, и педагогу, и родителям.
В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.
Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:
1. Чувство ритма.
3. Моторная память.
Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.
Методическая разработка «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольника» Методическая разработка на тему: «Игра – драматизация как средство правового воспитания дошкольника». Жить в правовом государстве – желание.
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника Сказка – как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников. Все начинается с любви – и озарение, и работа.
Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст – возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.
Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника ” Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.
Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Конспект занятия “Русский народный танец”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
станицы Петровской муниципального образования Славянский район
Конспект открытого занятия
в детском объединении
танцевальной студии «Млечный путь»
Составитель: Кукса Оксана Александровна
МБУ ДО ЦРТДиЮ ст.Петровской МО Славянский район
Педагог дополнительного образования
Дата проведения : 28.01.16 г.
Время проведения : 13-00
Место проведения : Петровский ЦРТДиЮ каб. № 2.
Форма занятия: Игра-путешествие
Тема : Русский народный танец.
Цель : Ознакомление детей с историей появления русского народного танца, его особенностями, разнообразием и красотой.
Предполагаю решить следующие задачи :
– знакомство с историей русского танца;
– научить позициям и положениям ног в народном характерном танце;
– развить умение внимательно слушать и слышать сообщаемую информацию, отвечать на вопросы;
– научить основным рисункам русского хоровода.
– воспитывать любовь и уважение к прекрасному миру народного танцевального творчества;
– воспитывать стремление, желание познавать и добиваться совершенства в исполнении народного танца.
– развивать творческие способности, внимание;
– развивать творческую инициативу, фантазию;
– развивать эстетический вкус, уважение к своей истории, к своему народу;
– развивать коммуникативные навыки, уважение к сотрудникам и их деятельности.
Педагогические: объяснение, поощрение, разъяснение, напоминание, беседа, игровая мотивация, указание, показ образца, индивидуальная работа, рассказ педагога.
Материалы и оборудование.
Для педагога :- наглядный материал «Русские наряды», «Рисунки детского хоровода»;
– коврик, спецобувь, спецодежда.
Предварительная работа : Обучение упражнениям для развития наилучшего сокращения стопы, изучение позиций рук и ног в классическом танце.
Выворотность – раскрытие ноги в тазобедренных и голеностопных суставах.
Подъём ноги – способность вытягивать пальцы ног до максимальной точки.
– приветствия, проверка отсутствующих;
– сообщение о теме занятия; – 3 мин.
Разминка. Шаг по кругу – 3 мин.
– Игровая мотивация ( I ). Танец «Паровозик» – 2 мин;
– Игровая мотивация ( II ) (появление девочек в русских костюмах, которые танцуют русский танец «Три подружки») – 3 мин.
– беседа на тему « Разнообразие народных танцев и плясок в России» – 6 мин.
– беседа на тему «Русский хоровод» – 4 мин.
– показ основных рисунков русского хоровода – 12 мин
– Игровая мотивация ( III ). Танец-игра «Паровозик» – 2 мин.
Беседа на тему «Позиции и положения рук и ног в русском характерном танце» – 6 мин.
III . Заключительная часть .
– закрепление теоретических знаний по новой теме – 2 мин
– анализ занятия педагогом, сообщение о будущей теме занятия – 2 мин.
Итого: продолжительность урока 45 мин.
Педагог : Здравствуйте, дорогие ребята.
Я очень рада новой встрече с вами. Я уверена, что сегодняшний день принесёт вам много нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое – в мир русского народного танца. Ну а для того, чтобы подготовиться к пути, давайте приведем себя в форму и немножечко разогреемся. В пути нас ждет немало приятных трудностей, а чтобы их преодолеть нужно обязательно сделать маленькую разминку. Итак, вперёд.
(Практическая деятельность учащихся, суставная гимнастика): Шаг по кругу, упражнения на середине зала для развития головы, шеи, кистей рук, упражнения у станка для развития амплитуды балетного шага, развития подъёма и подвижности стопы.
Педагог : Молодцы ребята! Ну а теперь сооружаем наш волшебный паровоз времени и в путь (Танец-игра «Паровозик»)
Педагог: Ну вот, кажется прибыли. (Звучит музыка, появляются девочки в русских костюмах и исполняют русский танец).
Педагог: Ребята, вам понравился танец?
Педагог: А теперь, я думаю, самое время познакомиться с русским народным творчеством поближе. Усаживайтесь поудобнее на свои коврики. А самое удобное положение для танцора, конечно же, на «выворотности»
(дети садятся на нижнюю выворотнось, педагог начинает беседу)
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия:
– по названию песни, под которую исполняются ( «А я на лугу», «Камаринская», « Ах вы сени»);
– по количеству танцоров («Шестёра», «Семёрка», «Восьмёра», «Парная», «Непарочка»).
– по персонажу, который изображается в пляске («Бычок», «Медведь», «Чиж», «Лебёдушка», «Рыбка»).
И.С.Тургенев так описывал народную пляску «Рыбка»:
«Плясал Иван удивительно, особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга – да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь – да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды сушь: и так изгибается и эдак, даже каблуки к затылку подводит…»
Педагог: Ребята, а вы сможете так, каблуки к затылку подвести, ножками до лба достать?
(Дети показывают упражнение «Рыбка»)
Педагог: Молодцы! А какие ещё есть упражнения, которые помогают нам научиться гнуть спинку легко и просто?
Педагог: Правильно. А как выполняются эти упражнения.
(Демонстрация упражнений для развития гибкости спины)
Педагог: Молодцы ! Но не будем отходить от темы. А ну-ка подскажите мне на чём я остановилась?
Дети: На танце, который называется «Рыбка»
Педагог: Да, верно. А если возьмём, например, танец «Лебёдушка», вам сейчас же представиться красивая русская девушка, в белом длинном платье с большими рукавами. А какие движения эта девушка будет выполнять в этом танце. Как вы думаете?
Дети: Как птица. Махать крыльями.
В русских танцах «Ленок», «Костеля», «Капустка» и многих других изображается труд, работа в поле, вышивание, ткание, шитье, и т.д.
В пляске «Ленок» о выращивание льна плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, обрабатывают, превращают в пряжу и ткань и наконец шьют из него рубашки.
Эти пляски можно было бы назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. Танцующие не просто выполняют движения, они ещё и играют, изображают какую-нибудь сцену, отображение их быта.
Такие танцы всегда имеют основу и сюжет, они всегда содержательны. Ребята, а танец, который мы увидели в самом начале нашего путешествия имеет сюжет?
Педагог: А о чём этот танец?
(Рассказ детей о своих впечатлениях от танца)
Педагог: Наиболее простой формой русских танцев являются хороводы. Хоровод – массовое народное действо, объединяющее большое количество людей, непременная часть весенних и летних гуляний и больших празднеств. Обычно исполнялась хороводная песня. Участники гулянья, взявшись за руки, двигались по кругу в такт музыке.
Движения им подсказывал текст песни. Например
«А мы сеяли, сеяли ленок…» и т.д.
Ребята, а в наше время на каких-нибудь праздниках исполняются хороводы?
Дети: Да, в Новый год у ёлки.
Педагог: Правильно, Хоровод – это самый древний вид русского танца, который дожил и до наших дней. Хоровод – Таней массовый, в котором могли принять участие все желающие.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге, или два руга рядам, или большие круги и маленькие кружочки. Но движения хоровода не ограничиваются круговым рисунком. Каждый рисунок в хороводе имеет свое название: например: «круг», «воротца», «восьмёрка», «колонна», «корзиночка», «Шеен», «улитка», «Змейка, «звёздочка» и т.д.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем создать свой хоровод, и сделать некоторые основные фигуры.
(Практическая деятельность учащихся, выполнение хороводных рисунков «круг», «воротца», «змейка», «корзиночка»)
Педагог: Молодцы, ребята, замечательный у нас получился хоровод. Думаю нам уже пора возвращаться из путешествия домой. Где наш волшебный паровозик В путь (танец-игра «Паровозик»
Педагог : Ну что ребята, наш первый урок из раздела «Русский характерный танец» подходит к концу, Осталась одна маленькая деталь, которую вы обязательно должны знать для того, чтобы дальше двигаться по этому направлению. Это позиции и положения рук и ног в русском танце. Но для начала давайте вспомним позиции рук и ног в классическом танце, которые вы уже знаете. (Практическая деятельность учащихся, демонстрация позиций рук и ног)
Педагог: Хорошо, ребята. Молодцы. А вот в русском характерном танце позиций ног больше, чем в классическом. Существует I –ая позиция , I -ая обратная, II -ая позиция, II -ая параллельная, III -я позиция, IV -ая позиция, IV -ая параллельная, V –ая позиция, VI -ая позиция. К тому же положение стопы также разнообразно: подъем вытянут, подъём не вытянут (сокращен), подъём свободен, подъём скошен.
Вот как много нового узнали вы сегодня на нашем занятии. Я надеюсь вам было интересно?
Педагог: но это только первый шаг на пути к совершенству, Нам предстоит ещё много работать и многому научиться. Я попрошу вас не забывать выполнять все изученные упражнения дома, ведь только так, постоянным старанием и работой вы сможете достичь мастерства в исполнении танца.
А я прощаюсь с вами. Встретимся 2 февраля в 11-30. До свидания.
Источники:
https://wdoxnovenie.ru/stati/1826/russkii-tanec-dlja-detei/
https://www.maam.ru/detskijsad/-ruskii-tanec-kak-sredstvo-formirovanija-i-vospitanija-lichnosti-doshkolnika.html
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-russkiy-narodniy-tanec-1304766.html