27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народы сибири: телеуты кто такие телеуты. Перспективы сохранения телеутов как этноса

Народы сибири: телеуты

Презентация: «Народы сибири: телеуты». Автор: Без разницы. Файл: «Народы сибири: телеуты.ppt». Размер zip-архива: 2866 КБ.

Народы сибири: телеуты

Народы сибири: телеуты

Номинация «История Кузбасса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26»

Автор: Болдарев Н.С., 9 «А» класс, МБОУ СОШ № 26 Руководители: Побережникова А.А., заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 26; Болдарева А.Г., учитель истории МБОУ ООШ № 7

Кто такие – телеуты

ТЕЛЕУТЫ, народ в Сибири, живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Росcийской Федерации — 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице.

История

Наиболее яркий период истории телеутов — Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. — жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами.

В начале VI в

начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами. В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в Томск. С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии.

К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными.

В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в

других — послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей.

По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Численность и расселение

Численность телеутов в Российской Федерации — 2650 человек (2002). Они проживают в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай, из них в Кемеровской области — 2 534 человека. Большинство из них живут в сёлах Белово, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Бековского и Гурьевского районов Кемеровской области.

Хозяйство

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с 17 века стало развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) телеуты перешли к сложным сохам. На севере Горного Алтая телеуты разводили табуны лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней телеуты метили тавром (меткой типа тамги).

Традиционные промыслы

Традиционным промыслом была охота: верхом — на зайцев, лисиц, волков и на лыжах — на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков — кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство и пасечное пчеловодство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремесел развитие получили обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.

Жилище

Характерными типами жилища телеутов в начале 20 века были аланчык — наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части

Женская одежда

Женщины носили шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке. В праздники надевали шелковые халаты, стеганые халаты и шубы. Женские украшения — накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши делались из меди и серебра.

Мужская одежда

В отличие от женской традиционная мужская одежда к 20 веку вышла из употребления, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная обувь бытовали вплоть до 1960-х годов.

Язык телеутов

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.

Традиционные напитки и блюда

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), тъоргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала, перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца, пироги, блины, печенье, заимствованные у русских.

Напитки

Традиционными напитки и продукты из молока — айран, чегень, аракы (молочная водка), сыры, варенец, сметана.

Религия

Традиционная религия телеутов — шаманизм на анимистической основе. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).

Культурное развитие

Среди национальных обычаев характерны две формы брака — по сговору (сватовство) и через умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х годов практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10—12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), сговор (яраштык) и свадебный пир (той). В приобщении телеутов к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце 19 века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале 20 века появилась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Перспективы сохранения телеутов как этноса

Несмотря на свою малую численность, усиливающиеся ассимилятивные процессы, телеутов характеризует устойчивое этническое самосознание. Растет стремление к этническому самоопределению, политическая активность.

Читать еще:  Поющий принц 4 сезон реальная 4000 любовь. Поющий Принц: Волшебная Любовь

Этномузей «Телеутская землица»

Правовые документы и законы

В Кемеровской области действует региональная программа «Социальное и экономическое развитие коренных малочисленных народов». В 1991 г. исполком Кемеровского областного Совета народных депутатов принял решение № 274 «О первоочередных мерах по возрождению телеутской народности», положившее начало формированию регионального законодательства о коренных малочисленных народах Севера.

Решение экономических проблем телеутского народа будет способствовать

росту самостоятельности этноса, обеспечит благоприятные условия для возрождения языка и культуры.

Телеуты — шаманизм, сила цвета и гигантские пельмени

Телеуты ведут историю от племени хуннов, с древности населявшего земли к востоку от Енисея. Смешение традиционных верований, бурханизма и шаманизма, сплав жизненного уклада тюрков, алтайцев, русских, северных народов породили аутентичную и самобытную национальную культуру. В жизни телеутов органично сочетаются охраняющие дом идолы и совпадающий с Троицей весенний праздник «Сомо». А традиционным телеутским блюдом неожиданно стали гигантские пельмени в форме полумесяца с начинкой из конины или баранины.

Где живут, численность

Численность телеутов в России, по переписи 2010 г., составляет 2643 человека. Большая часть представителей народности компактно проживает на юге Кемеровской области — 2520 человек. Небольшие телеутские диаспоры обитают в Республике Алтай.
В период расцвета народ занимал обширные территории, кочуя по обеим сторонам Оби, Верхнего Приобья, Иртыша, предгорий Алтая. С приходом русских и распадом централизованной Телецкой землицы телеутов вытеснили в район современного места расселения и Джунгарию. В Китае народ рассеялся и полностью ассимилировался с местным населением.

История

Название и история телеутов идет от этнонима «теле», связанного с древним сибирским народом динлинов, ведущим происхождение от хуннов. Первые упоминания теле относятся к началу новой эры: народ взаимодействовал с китайскими, ираноязычными, тюркскими племенами. В XIII столетии попал под влияние монголов, после вошел в состав Ойратского ханства.

К XVII веку сложилась так называемая Телеутская землица в юго-западных районах Сибири, которую контролировал кочевой телеутский народ. На протяжении столетия регион выступал в качестве буферной зоны между Российский государством и Джунгарским ханством.
Телеутская феодальная верхушка умудрялась лавировать между сильными соседями, отстаивая собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни, усиливал влияние за счет захвата соседских племен, члены которых становились рабами. Распад Джунгарского ханства положил конец Телеутской землице: народ рассеялся, откочевав в Джунгарию и регионы сегодняшнего расселения.

Внешность

Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением признаков различных групп монголов. Наряду с типичными монголоидными признаками, народ имеет более европеизированную внешность, по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII столетия в русских источниках упоминаются белые и черные калмыки: черными называли соседних ойратов, белыми — телеутов за более светлый оттенок кожи.

К характерным особенностям внешности народа относят:

  • светлую пигментацию кожи;
  • средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • широкое высокое лицо;
  • высокое переносье;
  • слабо выступающий нос;
  • эпикантус;
  • темные волосы и глаза;
  • слабую растительность на лице и теле.

Интерес представляет традиционная телеутская прическа. Мужчины брили головы наголо, оставляя прядь волос на темени, заплетавшуюся в косу. Девушки носили 3 косы и более, декорированные каури и накосниками: число кос обязательно было нечетным. Замужние носили две косы: во время свадебного ритуала невесте меняли прическу, прятали волосы под костюм. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, по низу отороченной мехом горностая или соболя.

Одежда

Традиционная женская повседневная одежда — шаровары и туникообразное платье кунек с клинообразными вставками. Наряд отличался широкими рукавами, сужающимися к запястью, невысоким воротником-стойкой с декоративной отделкой, поясом из искусно выделанной ткани.
Наряд имел сакральное значение: призван был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать способность к деторождению. Элементы, открывающие непокрытую кожу — ворот, кромки рукавов, низ платья — с изнанки обшивали красной тканью. Красные оттенки связывались с благодатью, ассоциировались со способностью к деторождению, с началом новой жизни.

Свадебный наряд шили полностью из красной материи, «опасные» зоны с изнанки обшивали синими лентами, символизировавшими верхнее небо, населенное верховными богами. Синей была и кисть на традиционной шапке для торжеств, называвшейся киш порук.
Сакральное значение имели серебро, золото, ткани схожих оттенков. Телеуты верили, что богиня-мать, покровительница женщин Маг-ана для защиты детей использует золотой лук, красоту ей придают серебряные волосы. Верховный бог Бай Ульген, по поверьям народа, обитал на вершине золотой горы, восседая на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья расшивали серебряными и золотыми нитями, украшали металлическими бляшками ацча (также акча).
Наряды украшали нагрудниками, скроенными из двух соединенных частей, символизировавших женское и мужское начало. Нагрудники делали из бересты, обшивали тканью, декорировали бисером, монетами, вышивкой. Широко использовали серебряные серьги, браслеты, накосники с ракушками каури. Считалось, что каури защищают от дурного сглаза, их также клали в колыбель к младенцам.

Жилище

Традиционное телеутское жилище представляло конической формы чум, утепленный дерном, обмазанный глиной, сверху покрытый шкурами животных. Кочевники-скотоводы со временем переняли традиционную монгольскую юрту. На зиму строили полуземлянки с двускатной крышей, позже в обиход вошли четырех-, пятистенные деревянные дома.
Жилище делилось на две части: справа располагалась женская часть, слева — мужская. В соответствии с делением размещалось имущество: на мужской половине хранилось оружие, кожа, орудия труда, на женской — домашний скарб, ткани, предметы рукоделия, продовольственные запасы. Здесь же устанавливали детскую люльку, изготавливаемую из черемухового дерева, срубленного в новолуние.

В центре жилища располагался очаг, предназначавшийся для обогрева, имевший сакральное значение, связанное с верованием в духов-покровителей огня. За очагом размещалась специальная подставка дьаныртык. Сверху ставили кайырчак — деревянный ящик, декорированный искусной резьбой. В кайырчаке хранили семейных идолов — хранителей рода в виде деревянных куколок. Телеуты верили в силу энергии: доверяли вырезать лица куклам лишь шаману. Идолов берегли, раз в год устраивали кормления, передавали хранителей из поколения в поколение.

Читать еще:  Дом музей горького малой никитской. Музей Горького в особняке С

Жизнь

По роду преобладающих традиционных занятий телеуты делились на две группы:

  1. Горно-степные полу-кочевые скотоводы.
  2. Пешие таежные, степные охотники.

Скотоводы разводили баранов, крупный рогатый скот, в подсобных хозяйствах держали коз, свиней, особую роль отводили коневодству. Каждый род имел собственное тавро, количеством голов стада определялось социальное положение. Телеуты славились как искусные наездники, знали более десяти способов стреноживания, объезжали диких и непокорных лошадей.

Охота составляла основу повседневного рациона в периоды между забоем скота. Добытые шкуры пушных зверей использовались в торговле, для выплаты ясака. Охотились на волков, медведей, косуль, лосей, рысей, горностаев, колонков, соболей, маралов, ласок, диких коз. Важное место занимал промысел дичи, мелких животных: зайцев, барсуков, кротов, хорьков, сусликов, куропаток, тетеревов, уток, глухарей, рябчиков, перепелок.
Подсобную роль играли собирательство, рыболовство. Собирали луковицы сараны, ягоды, орехи, черемшу. Рыбу ловили в реках сетями, острогами, неводами, удочками. С приходом и усилением влияния русских переняли основы земледелия, огородничества, пасечного пчеловодства.
Традиционные ремесла делились на мужские и женские. К числу первых относились обработка дерева, кож, металлов. Телеуты славились искусством плетения из кожаных ремешков арканов, плеток, предметов конской сбруи. Особо в народе почитались кузнецы: как покровители огня и металла фигурировали в мифологии, пользовались уважением соплеменников. Традиционные занятия женщин — пошив одежды, вышивка, создание украшений, мозаичных покрывал, тканей, войлока, шнуров из шелковых, шерстяных нитей.

Религия

У телеутов существовала сложная модель мира, делившегося на 5 «земель»:

  1. Реальная земля, где обитали люди и пайна — духи земного пути. К ним относились хозяева рек, тайги, гор, покровители животных, промысловых культов.
  2. Земной путь, представлявшийся в виде широкого кольца над реальной землей.
  3. Земли истины, состоявшие из двух миров. Проникали в земли истины лишь шаманы.
  4. Нижний мир, населенный злыми духами кара-неме.
  5. Верхний мир, разделенный на 16 сфер, где жили боги-творцы. Верховный бог Бай Ульген, часто представлявшийся в женском образе матери всего сущего, обитал в верхней сфере.

Важную роль в жизни телеутов играли шаманы, дар которым передавался по наследству. Традиционные атрибуты шаманов — колотушка, шапка с перьями птиц, шаманский бубен: прикасаться к последнему простые люди не смели.

Общие моления и обряды проходили в священных местах. Одно из них находилось в Шанде на горе Шаанту: считалось, здесь обитают духи предков. Гору называют Звенящей из-за поверья: встав в одну из впадин и загадав желание, можно услышать необычный звон. Он означает, что желание услышано богами и будет исполнено. Услышанный вместо звона гром считался дурным знаком, предупреждающим о бедах.

С приходом христианства многие традиционные обрядовые праздники слились с православными. Один из них — весенний праздник «Сомо», выпадающий на Троицу. Согласно древним верованиям, наиболее почитаемым богам молились вместе с шаманом в березовой роще. После праздника каждая семья приносила к своей изгороди молодую березку, символизировавшую одного из богов: идолов называли сомо. Березы освящал камланием шаман, после к идолам привязывали красные и белые ленты: традиция сохраняется поныне.

Основу рациона телеутов составляла мясо-молочная пища, преимущественно баранина, конина, дичь. Национальное повседневное блюдо — тутмаш: сваренные с овощами в насыщенном бараньем бульоне куски теста. В пищу использовали все части животных: делали кровяные колбасы, начиняли очищенные кишки субпродуктами с резаным луком, чесноком, специями. Из бараньего и конского молока готовили сыр, сметану, варенец, айран, молочную водку аракы.
С XVI столетия распространение получили модернизированные пельмени. В отличие от традиционных русских, телеутские пельмени лепили в форме полумесяца. Размер изделия в разы больше, сродни небольшому чебуреку. Ежегодно кемеровские телеуты отмечают праздник «Пельменек». В этот день стряпают национальные пельмени с начинкой из конины, баранины, картофеля с салом, ходят друг к другу в гости, поют национальные песни, устраивают народные гулянья.

Видео

Телеуты – коренные народы нашего края

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ДОМ – ШКОЛА №95»

Телеуты – коренные народы

нашего края

Худякова Светлана Петровна, учитель технологии

Черемисина Оксана Алексеевна , инструктор по труду

Атяжкина Арина ученица 4 «А» класса

Лосенкова Светлана ученица 5 «А» класса

1. История появления малой народности – телеуты .. 4

2. Национальная одежда . .5

Список использованной литературы . 8

В настоящее время, характерное возрождением многих культур, люди испытывают большой интерес к тем культурам, которые находятся в местах их совместного проживания. Вот мы вместе с нашими педагогами Светланой петровной и Оксаной Алексеевной решили посвятить наш проект коренным народам Кемеровской области – телеутам.

Нам интересна именно эта тема, потому что она актуальна для жителей Сибири, живущих в тесном общении с телеутами уже более трёх тысячелетий и практически ничего о них не знающих. Нам хочется узнать о том, как порявились на нашей территории первые люди, какая у них была религия, в какие игры играли их дети и многое другое.

Цель: – формирование знания о культуре и быте коренных малочисленных народов, населяющих Кемеровскую область – телеуты.

Познакомиться с культурой и бытом телеутов;

Формировать толерантное отношение к народам и народностям, проживающих рядом с нами;

Развивать познавательный интерес, через исследовательскую деятельность.

Перед созданием нашего проекта мы провели устный опрос, о том знают ли воспитанники нашего детского дома, кто такие телеуты. Только 23% опрошенных знают, что это «какой-то» народ, но, что они коренные народы нашего края, знают лишь 15% из них.

История появления малой народности – телеуты

В РФ проживают 2,7 тыс. чел. В 2000 г. Постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. Первые упоминания о телеутах — белых калмыках — в исторических хрониках России относятся к началу XVII в. Телеутское княжество Теленъ орда или Телеутская землица, возглавляемое князем Абаком, было одним из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири. С начала XVIII в. Большая часть телеутов (по некоторым оценкам, около 20 тыс. человек) кочевала в пределах Джунгарии — государства, созданного западными монголами. Переход телеутов под государеву руку завершился с разгромом Джунгарского ханства, когда Алтай вошел в состав России. К концу ХIХ в. сложилось несколько территориальных групп телеутов; бачатскую составляли четыре оседлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда. Численность бачатских телеутов, включая обрусевших, составляла около 4500 человек.

Читать еще:  Фигурки майнкрафт из бумаги сделай сам. Как сделать из бумаги майнкрафт

Одежда телеутов по сравнению с соседями-шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону .ширина пояса была около 3-5 см ,иногда до 12 см ,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица – кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом прорезаются карманы.

Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшение (тошток). Состоящее из двух симметричных половинок. Для его изготовления два куска бересты или картона обшивают снизу ситцем, а с левой стороны – сукном, всегда ярко-красного цвета. Затем по всему краю украшают широким серебряным галуном, а внутри, блие к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается «акча» ( копейка, деньги).

Воротник национального платья является важным декоративным элементом. Он невысокий, до 3 см. твердый – из бересты или картона, обшитый сукном и весь обшит бляшками в виде денег (акча).

Повседневный головной убор женщин – платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают на затылке узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке.

Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стойки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде берёсту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного или зелёного, синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было.

Поверх платья одевалась чиймек – лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанной галуном под золото и серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым , матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чиймек носили поверх рубахи. Чтобы был виден подол рубахи, его, как и телен ,делали на 30 см короче.

Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва – светлого.

Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты.

=

Работая над проектом, мы столкнулись со следующими проблемами. Первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения культуры телеутов. Поэтому основной материал собирался через общение с представителями телеутского народа и информация в интернете. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.

Численность – около 2600 человека. Язык – тюркская ветвь алтайской семьи языков. Расселение – Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Живут в южной Сибири. Самоназвание – теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность – на русской графической основе.

В XIX – начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских.

С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.

1. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири. Кемерово, 1994.

2. Кимеев В. ст. Телеуты. Шорцы. Ж.География,1998. №4.

3. Зверев В.А. История Сибири. Новосибирск. 1999.

4. Словарь-справочник. Народы России. Имена и судьбы. Какого мыроду-племени. Издательство Академия, М., 2000.

5. Функ Д.А. Бочатскиетелеуты. Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. Москва.

Источники:

https://900igr.net/prezentacija/geografija/narody-sibiri-teleuty-139980.html
https://travelask.ru/articles/teleuty-shamanizm-sila-tsveta-i-gigantskie-pelmeni
https://infourok.ru/teleuti-korennie-narodi-nashego-kraya-3279812.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]