18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нация марийцы описание. Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»

Происхождение марийского народа

Происхождении народа

Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.

Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»

Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.

Литература

Подробнее см.: Свечников С.К. Методическое пособие «История марийского народа IX-XVI веков» Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005

«Мари», а не «черемисы». Что произошло 100 лет назад

В феврале 1918 года на национальном областном съезде народа мари, прошедшем в Казани, было принято решение заменить официально бытовавшее тогда название «черемисы» на национально-историческое имя «марий». Рост национального самосознания, стремление быть административно представленными в Советской России —всё это завершится через два года созданием Марийской автономной области. «Idel.Реалии» рассказывают, о чём мечтали и что делали представители марийской интеллигенции ровно сто лет назад.

Читать еще:  «Каждый может потерпеть поражение» – сочинение. Сразу после игры

О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ

В 1918 году состоялось два съезда народа мари. Оба они прошли в губернском центре — Казани. Февральский должен был обсудить проблемы национальных воинских формирований мари, стал внеочередным съездом народа. Из-за неявки делегаций костромских, нижегородских и пермских марийцев его назвали национальным областным. Он проходил 12-24 февраля. На двенадцати заседаниях приехавшие делегаты обсуждали ситуацию в стране и губернии и важные для национальной культуры и просвещения вопросы.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ ДЕЛЕГАТЫ

После недавних революционных событий в Советской России ещё сохранялась административно-территориальная система павшей монархии. Но в обществе уже обсуждались различные варианты её изменения. Марийский край в нынешних границах республики Марий Эл был поделён между тремя губерниями: Нижегородской, Вятской и Казанской. Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому.

Следующее предложение касалось права каждого народа на самоопределение. Один из делегатов сказал о том, что представители мари могут и должны замещать административные должности на территории, населённой марийцами. Это диктуется тем, что «для выполнения сложных хозяйственных преобразований нужен административный аппарат, пользующийся полным доверием населения, а оно будет более доверчиво относиться к своей национальной администрации».

Собравшиеся обсуждали приближающийся рост цен на продовольствие, хлебную госмонополию и перспективу голода в некоторых районах с марийским населением. Предлагали провести точный учёт всех хлебных запасов, запретить частную торговлю хлебом и «кумышковарение» (самогоноварение).

Отдельное заседание на съезде было посвящено культурно-просветительской деятельности. Делегаты говорили о введении в школах родного языка, дошкольном воспитании, издании учебников на марийском языке и создании литературно-педагогического и историко-этнографического журнала, развитии литературного марийского языка.

Общественный деятель и педагог Иван Коведяев предложил финансировать различные национальные культурно-просветительские проекты за счёт Национального фонда, в который бы все представители мари перечисляли по 5 копеек каждый месяц.

ОТМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ «ЧЕРЕМИСЫ»

На заседании 21 февраля 1918 года с критикой национальной политики самодержавия выступил литературовед и этнолог Владимир Мухин. В качестве примеров разжигания властями царской России межнациональной розни он привёл запрет украинского языка, уничтожение национальных польских просветительных учреждений, поощряемые антисемитизм и «рознь между армянами и татарами на Кавказе».

«Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации; нет места и национальной вражде… Вместо национальной конкуренции должно быть сотрудничество свободных народностей», — сказал Мухин. Он обратил внимание, что инициатива создания «Татарско-Киргизского штата» может разделить народ мари: «около ста тысяч восточных мари (башкирских) искуственно отрываются от остальной массы и, конечно, по осуществлении этого проекта не придётся говорить о нашем национальном объединении».

Владимир Мухин предложил создать «национальный комиссариат» народа мари и соблюдать национальную пропорциональность при формировании органов исполнительной и законодательной власти.

После доклада по национальному вопросу съезд постановил отменить существующее название «черемисы» ввиду его ненационального происхождения и заменить его на исторически-национальное имя «марий».

«Стихия революции: 1917 год в истории России»

ЧТО ИЗВЕСТНО О СТАРОМ НАЗВАНИИ

Мари никогда сами себя не называли словом «черемисы», они считали это название оскорбительным.

Однако, в исторической литературе народ упоминается именно под этим названием. В 961 году хазарский каган Иосиф, перечисляя в письме платившие ему дань народы, упомянул «цармис». Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает народ черемисы в числе других народов, платящих дань Руси.

Происхождения этого этнонима, считают лингвисты (окончательной версии нет), имеет уральские корни. Наиболее распространены трактовки: черемис — человек из племени чере (чар, сар) и — воинственный, лесной человек.

О САМОНАЗВАНИИ

Марий, мари — означает «человек», «мужчина», «муж». Учёные-лингвисты и историки говорят о том, что марийское население использовало для своей национальной идентификации именно этот термин и не принимало стороннее имя «черемисы».

«НУЖНО ГОРДИТЬСЯ, ЧТО МЫ БЫЛИ КОГДА-ТО ЧЕРЕМИСАМИ»

Этнограф Никандр Попов проанализировал информацию с первого съезда марийцев, состоявшегося в июле 1917 года в Бирске (нынешняя республика Башкортостан). Он изучил документы и сделал вывод, что уже тогда название «черемисы» употребляли считанные единицы делегатов. Это сделали несколько делегатов и гостей в начале съезда. А в последние дни работы перевес в употреблении «мари» был подавляющим, термин «черемисы» был попросту вытеснен из употребления.

— Понятия «нация», «национальность», «национальная организация», «национальная школа» и так далее стали привычными в средствах массовой информации, использовались и в общественной жизни. Некоторые участники первых съездов решились назвать марийцев нацией во многом под влиянием развернувшегося в стране национального движения. Гражданская же идентичность у мари к этому времени еще не сформировалась, — считает Попов. — Объективных причин назвать марийцев нацией к этому времени не было. Марийское сообщество должно было пройти как минимум культурную унификацию, индустриальную революцию, осуществить экономические преобразования, повысить образовательный уровень, развить национальную культуру, понять необходимость своего национально-государственного образования, осознать ориентиры самостоятельной политической деятельности в сфере государственной власти и экономики. Всё это не было характерно для мари.

Читать еще:  Иван тургенев - где тонко, там и рвется. Где тонко - там не рвется

Что происходило после решения поменять «черемисы» на «мари»? Прежде всего, перестраиваться пришлось соседям марийцев других национальностей, прежде всего русским. Поначалу они продолжали называть их по-старинке, но со временем переняли общепринятое новое название.

Название «черемисы» исчезло из официального и бытового оборота и в советское время считалось обидным и оскорбительным. Но сказать, что оно сейчас неизвестно для жителей Марий Эл, нельзя.

— Нужно гордиться, что мы когда-то были черемисами, — считает Никандр Попов. — Это был, прежде всего, свободолюбивый и воинственный народ. Достаточно вспомнить о 30-летней войне черемис, которую они вели после присоединения Марийского края в состав Московского княжества. Термин «Черемисские войны» ввели в оборот еще дореволюционные историки. Официальное признание самоназвания сыграло важную роль в национальном самоопределении народа, дало ощутимый толчок этнической консолидации, объединению усилий народа в формировании национально-культурной автономии, дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. В 1918 году просто не были известны многие факты из истории черемисов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

дмитрий любимов

Журналист «Idel.Реалии». Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа.

Этногенез Мари по данным этнографии и фольклора

Поволжский государственный технологический университет

Этногенез Мари по данным этнографии и фольклора

Крамчанинова Алена Геннадьевна

На протяжении всего развития человечества истории у людей существовала потребность в знаниях об истории своего народа. Наличие таких знаний позволяет легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нем. Вопрос о происхождении народа является основным при изучении его истории.

Многие учёные-этнологи относят исследование процесса этногенеза к одному из самых сложных разделов своей науки. Это связано с тем, что этническая история разных народов обусловлена противоречивым взаимодействием огромного многообразия факторов: антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других. Вопрос этногенеза можно разрешить лишь совместными усилиями археологов, историков, антропологов, этнографов, лингвистов, фольклористов и других специалистов.

Данная статья поднимает являющийся до сих пор спорным вопрос этногенеза марийского народа, так как до сих пор неизвестно, кто является предком этого народа.

Марийцы – финно-угорский народ в России, проживающий в республике Марий Эл, а так же во многих республиках и областях Урала и Поволжья. Исторически выделяют три этнических группы марийцев:

— горные, проживающие на правом и частично на левом берегу Волги;

— луговые, которые составляют самую многочисленную этнолингвистическую группу и проживают в Волго-Вятском междуречье;

— восточные. Они сложились из переселенцев в Башкирию и Приуралье.

Ввиду исторической и языковой близости последние две группы часто объединяют в группу восточно-луговых марийцев.

Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. финский языковед М. Кастрен, попытавшийся отождествить марийцев с летописной мерей. В 1949 г. с новой гипотезой выступил советский археолог А.П. Смирнов, который пришел к выводу о близости к мордве, другие археологи О.Н. Бадер и В.Ф. Генинг в то же время защищали тезис о близком к мере происхождении марийцев. Тем не менее, археологи уже тогда сумели доказать, что меря и мари родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. Лингвисты, которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой [3].

Марийцы как этнолингвистическая общность известны с раннего средневековья под названием «черемисы» [2].

Происхождение этнонимов «мари» и «черемис» неизвестно. Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские и многие другие народы) имеет большое число трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю-ибн-Шапруту (960-е гг.). Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 20-х–начала 30-х гг. Ф.Е. Егорова и М.Н. Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII–XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов [3].

Читать еще:  BTS, участники группы: биография, история и интересные факты. Шуга (Мин Юнги)

На вопросы этногенеза во многом может ответить культура народа. Не следует забывать, что материальная культура тесно связана с географическими условиями обитания, что в свою очередь позволяет говорить о том, в какой географической области проживал народ, когда складывался облик его культуры.

Основные черты культуры мари дают все основания предполагать, что этот народ лесного происхождения, вся его культура связана с лесом. К примеру, традиционные марийские постройки (кудо, пöрт) представляют собой бревенчатые срубы, а набор традиционных блюд говорит о том, что готовили марийцы в котла, что опять же связано с условиями лесной полосы [2].

На некоторые вопросы происхождения и формирования марийской культуры может дать ответ фольклор, который, являясь богатым наследием духовной культуры, по-своему отражает исторические события в жизни народа. Учитывая данные фольклора и народного летоисчисления и сопоставляя их с материалами археологии и истории, можно использовать легенды и предания как своеобразную историческую хронику или народную летопись.

К примеру, в легендах и преданиях, отражающих наиболее древний период истории, время указывается, как правило, неопределенно. Указание на время выступает отчётливо только в поздних легендах и преданиях, что подкрепляется также народным летоисчислением. Марийский народ, опираясь на наиболее крупные исторические события, с древних времён вёл свой календарь [1].

В преданиях даже указываются территории, населённые когда-то марийцами. В них, в частности, отмечается, что предки марийцев жили под Москвой, около Костромы и Твери. В предании об Акпарсе говорится, что марийцы некогда находились и около современного Нижнего Новгорода. Впоследствии марийцы стали уходить с этих территорий, некоторые предания связывают это переселение с продвижением русских князей. Как показывают материалы преданий, марийцы двигались со стороны Оки и Волги и осваивали новые территории в бассейнах рек Ветлуги, Вятки и т.д.

Этническое развитие марийцев протекало в тесном контакте с соседними народами: волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х гг. XVI в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры [1].

В легендах и преданиях, записанных в Медведевском и Оршанском районах, имеются упоминания о неизвестных племена, живших в землянках. Эти племена по различным предположениям могли быть чудью или водью. Наличие сходных моментов в материальных культурах чуди и марийцев даёт основания для предположения о том, что предки марийцев имели определённые контакты с водью.

О связях мари с удмуртами и манси говорят мифы о сотворении богом человека из земли и некоторые обряды: на народных представлениях марийцы, как и манси, выступали и сейчас иногда выступают в масках из бересты, а с удмуртами марийцы имели некоторые общие святые места.

В формировании марийского народа некоторую роль сыграли тюркские народы Поволжья. В верованиях горных марийцев и чувашей обнаруживается множество сходных элементов, в прошлом они имели общие мольбища. Аналогичные связи в пограничных районах существуют между марийцами и татарами [1].

Одним из главных этнических признаков является одежда. Наличие общих типов украшений у финноязычных народов свидетельствует о том, что в их состав вошли древние племена, близкие по своему происхождению. Одежда отражает дальнейшую этническую историю, говорит о взаимосвязях с другими народами Поволжья [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что в древности марийцы представляли единую общность, а в результате движения предков мари с запада на восток (с территории современной Твери и Костромы) эта общность распалась. Отделившиеся группы сталкивались с родственными, а также с тюркоязычными племенами.

В результате смешения развилась разные этнические группы, диалекты, при этом прамарийский элемент играл главную роль в формировании современного марийского народа.

В заключение необходимо сказать, что до сих пор продолжаются процессы сближения народов Поволжья, а также обрусения и исчезновения границ между этнографическими группами.

марийский народ черемис этнический

1. Акцорин В.А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23–25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967.

2. Козлова, Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23–25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967.

3. Свечников С.К. История марийского народа IX—XVI веков. Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005. – 46 с.

Источники:

http://aboutmari.com/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0
http://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html
http://studfile.net/preview/8107011/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×