Нация марийцы описание. Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
Происхождение марийского народа
Происхождении народа
Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.
Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Литература
Подробнее см.: Свечников С.К. Методическое пособие “История марийского народа IX-XVI веков” Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2005
“Мари”, а не “черемисы”. Что произошло 100 лет назад
В феврале 1918 года на национальном областном съезде народа мари, прошедшем в Казани, было принято решение заменить официально бытовавшее тогда название “черемисы” на национально-историческое имя “марий”. Рост национального самосознания, стремление быть административно представленными в Советской России — всё это завершится через два года созданием Марийской автономной области. “Idel.Реалии” рассказывают, о чём мечтали и что делали представители марийской интеллигенции ровно сто лет назад.
О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ
В 1918 году состоялось два съезда народа мари. Оба они прошли в губернском центре — Казани. Февральский должен был обсудить проблемы национальных воинских формирований мари, стал внеочередным съездом народа. Из-за неявки делегаций костромских, нижегородских и пермских марийцев его назвали национальным областным. Он проходил 12-24 февраля. На двенадцати заседаниях приехавшие делегаты обсуждали ситуацию в стране и губернии и важные для национальной культуры и просвещения вопросы.
ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ ДЕЛЕГАТЫ
После недавних революционных событий в Советской России ещё сохранялась административно-территориальная система павшей монархии. Но в обществе уже обсуждались различные варианты её изменения. Марийский край в нынешних границах республики Марий Эл был поделён между тремя губерниями: Нижегородской, Вятской и Казанской. Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому.
Следующее предложение касалось права каждого народа на самоопределение. Один из делегатов сказал о том, что представители мари могут и должны замещать административные должности на территории, населённой марийцами. Это диктуется тем, что “для выполнения сложных хозяйственных преобразований нужен административный аппарат, пользующийся полным доверием населения, а оно будет более доверчиво относиться к своей национальной администрации”.
Собравшиеся обсуждали приближающийся рост цен на продовольствие, хлебную госмонополию и перспективу голода в некоторых районах с марийским населением. Предлагали провести точный учёт всех хлебных запасов, запретить частную торговлю хлебом и “кумышковарение” (самогоноварение).
Отдельное заседание на съезде было посвящено культурно-просветительской деятельности. Делегаты говорили о введении в школах родного языка, дошкольном воспитании, издании учебников на марийском языке и создании литературно-педагогического и историко-этнографического журнала, развитии литературного марийского языка.
Общественный деятель и педагог Иван Коведяев предложил финансировать различные национальные культурно-просветительские проекты за счёт Национального фонда, в который бы все представители мари перечисляли по 5 копеек каждый месяц.
ОТМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ “ЧЕРЕМИСЫ”
На заседании 21 февраля 1918 года с критикой национальной политики самодержавия выступил литературовед и этнолог Владимир Мухин. В качестве примеров разжигания властями царской России межнациональной розни он привёл запрет украинского языка, уничтожение национальных польских просветительных учреждений, поощряемые антисемитизм и “рознь между армянами и татарами на Кавказе”.
“Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации; нет места и национальной вражде… Вместо национальной конкуренции должно быть сотрудничество свободных народностей”, — сказал Мухин. Он обратил внимание, что инициатива создания “Татарско-Киргизского штата” может разделить народ мари: “около ста тысяч восточных мари (башкирских) искуственно отрываются от остальной массы и, конечно, по осуществлении этого проекта не придётся говорить о нашем национальном объединении”.
Владимир Мухин предложил создать “национальный комиссариат” народа мари и соблюдать национальную пропорциональность при формировании органов исполнительной и законодательной власти.
После доклада по национальному вопросу съезд постановил отменить существующее название “черемисы” ввиду его ненационального происхождения и заменить его на исторически-национальное имя “марий”.
“Стихия революции: 1917 год в истории России”
ЧТО ИЗВЕСТНО О СТАРОМ НАЗВАНИИ
Мари никогда сами себя не называли словом “черемисы”, они считали это название оскорбительным.
Однако, в исторической литературе народ упоминается именно под этим названием. В 961 году хазарский каган Иосиф, перечисляя в письме платившие ему дань народы, упомянул “цармис”. Летописец Нестор в “Повести временных лет” упоминает народ черемисы в числе других народов, платящих дань Руси.
Происхождения этого этнонима, считают лингвисты (окончательной версии нет), имеет уральские корни. Наиболее распространены трактовки: черемис — человек из племени чере (чар, сар) и — воинственный, лесной человек.
О САМОНАЗВАНИИ
Марий, мари — означает “человек”, “мужчина”, “муж”. Учёные-лингвисты и историки говорят о том, что марийское население использовало для своей национальной идентификации именно этот термин и не принимало стороннее имя “черемисы”.
“НУЖНО ГОРДИТЬСЯ, ЧТО МЫ БЫЛИ КОГДА-ТО ЧЕРЕМИСАМИ”
Этнограф Никандр Попов проанализировал информацию с первого съезда марийцев, состоявшегося в июле 1917 года в Бирске (нынешняя республика Башкортостан). Он изучил документы и сделал вывод, что уже тогда название “черемисы” употребляли считанные единицы делегатов. Это сделали несколько делегатов и гостей в начале съезда. А в последние дни работы перевес в употреблении “мари” был подавляющим, термин “черемисы” был попросту вытеснен из употребления.
— Понятия “нация”, “национальность”, “национальная организация”, “национальная школа” и так далее стали привычными в средствах массовой информации, использовались и в общественной жизни. Некоторые участники первых съездов решились назвать марийцев нацией во многом под влиянием развернувшегося в стране национального движения. Гражданская же идентичность у мари к этому времени еще не сформировалась, — считает Попов. — Объективных причин назвать марийцев нацией к этому времени не было. Марийское сообщество должно было пройти как минимум культурную унификацию, индустриальную революцию, осуществить экономические преобразования, повысить образовательный уровень, развить национальную культуру, понять необходимость своего национально-государственного образования, осознать ориентиры самостоятельной политической деятельности в сфере государственной власти и экономики. Всё это не было характерно для мари.
Что происходило после решения поменять “черемисы” на “мари”? Прежде всего, перестраиваться пришлось соседям марийцев других национальностей, прежде всего русским. Поначалу они продолжали называть их по-старинке, но со временем переняли общепринятое новое название.
Название “черемисы” исчезло из официального и бытового оборота и в советское время считалось обидным и оскорбительным. Но сказать, что оно сейчас неизвестно для жителей Марий Эл, нельзя.
— Нужно гордиться, что мы когда-то были черемисами, — считает Никандр Попов. — Это был, прежде всего, свободолюбивый и воинственный народ. Достаточно вспомнить о 30-летней войне черемис, которую они вели после присоединения Марийского края в состав Московского княжества. Термин “Черемисские войны” ввели в оборот еще дореволюционные историки. Официальное признание самоназвания сыграло важную роль в национальном самоопределении народа, дало ощутимый толчок этнической консолидации, объединению усилий народа в формировании национально-культурной автономии, дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. В 1918 году просто не были известны многие факты из истории черемисов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.
дмитрий любимов
Журналист “Idel.Реалии”. Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа.
Этногенез Мари по данным этнографии и фольклора
Поволжский государственный технологический университет
Этногенез Мари по данным этнографии и фольклора
Крамчанинова Алена Геннадьевна
На протяжении всего развития человечества истории у людей существовала потребность в знаниях об истории своего народа. Наличие таких знаний позволяет легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нем. Вопрос о происхождении народа является основным при изучении его истории.
Многие учёные-этнологи относят исследование процесса этногенеза к одному из самых сложных разделов своей науки. Это связано с тем, что этническая история разных народов обусловлена противоречивым взаимодействием огромного многообразия факторов: антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других. Вопрос этногенеза можно разрешить лишь совместными усилиями археологов, историков, антропологов, этнографов, лингвистов, фольклористов и других специалистов.
Данная статья поднимает являющийся до сих пор спорным вопрос этногенеза марийского народа, так как до сих пор неизвестно, кто является предком этого народа.
Марийцы – финно-угорский народ в России, проживающий в республике Марий Эл, а так же во многих республиках и областях Урала и Поволжья. Исторически выделяют три этнических группы марийцев:
– горные, проживающие на правом и частично на левом берегу Волги;
– луговые, которые составляют самую многочисленную этнолингвистическую группу и проживают в Волго-Вятском междуречье;
– восточные. Они сложились из переселенцев в Башкирию и Приуралье.
Ввиду исторической и языковой близости последние две группы часто объединяют в группу восточно-луговых марийцев.
Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. финский языковед М. Кастрен, попытавшийся отождествить марийцев с летописной мерей. В 1949 г. с новой гипотезой выступил советский археолог А.П. Смирнов, который пришел к выводу о близости к мордве, другие археологи О.Н. Бадер и В.Ф. Генинг в то же время защищали тезис о близком к мере происхождении марийцев. Тем не менее, археологи уже тогда сумели доказать, что меря и мари родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. Лингвисты, которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой [3].
Марийцы как этнолингвистическая общность известны с раннего средневековья под названием “черемисы” [2].
Происхождение этнонимов “мари” и “черемис” неизвестно. Значение слова “мари”, самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина “мар”, “мер” в различных звуковых вариациях (переводится как “человек”, “муж”). Слово “черемис” (так называли марийцев русские и многие другие народы) имеет большое число трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале “ц-р-мис”) встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю-ибн-Шапруту (960-е гг.). Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 20-х–начала 30-х гг. Ф.Е. Егорова и М.Н. Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину “воинственный человек”. Проблема этимологии слова “черемис” осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII–XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов [3].
На вопросы этногенеза во многом может ответить культура народа. Не следует забывать, что материальная культура тесно связана с географическими условиями обитания, что в свою очередь позволяет говорить о том, в какой географической области проживал народ, когда складывался облик его культуры.
Основные черты культуры мари дают все основания предполагать, что этот народ лесного происхождения, вся его культура связана с лесом. К примеру, традиционные марийские постройки (кудо, пöрт) представляют собой бревенчатые срубы, а набор традиционных блюд говорит о том, что готовили марийцы в котла, что опять же связано с условиями лесной полосы [2].
На некоторые вопросы происхождения и формирования марийской культуры может дать ответ фольклор, который, являясь богатым наследием духовной культуры, по-своему отражает исторические события в жизни народа. Учитывая данные фольклора и народного летоисчисления и сопоставляя их с материалами археологии и истории, можно использовать легенды и предания как своеобразную историческую хронику или народную летопись.
К примеру, в легендах и преданиях, отражающих наиболее древний период истории, время указывается, как правило, неопределенно. Указание на время выступает отчётливо только в поздних легендах и преданиях, что подкрепляется также народным летоисчислением. Марийский народ, опираясь на наиболее крупные исторические события, с древних времён вёл свой календарь [1].
В преданиях даже указываются территории, населённые когда-то марийцами. В них, в частности, отмечается, что предки марийцев жили под Москвой, около Костромы и Твери. В предании об Акпарсе говорится, что марийцы некогда находились и около современного Нижнего Новгорода. Впоследствии марийцы стали уходить с этих территорий, некоторые предания связывают это переселение с продвижением русских князей. Как показывают материалы преданий, марийцы двигались со стороны Оки и Волги и осваивали новые территории в бассейнах рек Ветлуги, Вятки и т.д.
Этническое развитие марийцев протекало в тесном контакте с соседними народами: волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х гг. XVI в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры [1].
В легендах и преданиях, записанных в Медведевском и Оршанском районах, имеются упоминания о неизвестных племена, живших в землянках. Эти племена по различным предположениям могли быть чудью или водью. Наличие сходных моментов в материальных культурах чуди и марийцев даёт основания для предположения о том, что предки марийцев имели определённые контакты с водью.
О связях мари с удмуртами и манси говорят мифы о сотворении богом человека из земли и некоторые обряды: на народных представлениях марийцы, как и манси, выступали и сейчас иногда выступают в масках из бересты, а с удмуртами марийцы имели некоторые общие святые места.
В формировании марийского народа некоторую роль сыграли тюркские народы Поволжья. В верованиях горных марийцев и чувашей обнаруживается множество сходных элементов, в прошлом они имели общие мольбища. Аналогичные связи в пограничных районах существуют между марийцами и татарами [1].
Одним из главных этнических признаков является одежда. Наличие общих типов украшений у финноязычных народов свидетельствует о том, что в их состав вошли древние племена, близкие по своему происхождению. Одежда отражает дальнейшую этническую историю, говорит о взаимосвязях с другими народами Поволжья [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что в древности марийцы представляли единую общность, а в результате движения предков мари с запада на восток (с территории современной Твери и Костромы) эта общность распалась. Отделившиеся группы сталкивались с родственными, а также с тюркоязычными племенами.
В результате смешения развилась разные этнические группы, диалекты, при этом прамарийский элемент играл главную роль в формировании современного марийского народа.
В заключение необходимо сказать, что до сих пор продолжаются процессы сближения народов Поволжья, а также обрусения и исчезновения границ между этнографическими группами.
марийский народ черемис этнический
1. Акцорин В.А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23–25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967.
2. Козлова, Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23–25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967.
3. Свечников С.К. История марийского народа IX—XVI веков. Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2005. – 46 с.
Источники:
https://aboutmari.com/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0
https://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html
https://studfile.net/preview/8107011/