Научная фантастика определение. Научная фантастика что это такое
Научная фантастика – это жанр, содержание которого основано на предполагаемых научных или технических достижениях, которые могут быть достигнуты в будущем . Эта научная поддержка отличает научную фантастику от жанра фэнтези, где ситуации и персонажи являются результатом воображения.
Жанр научной фантастики также известен как литература ожидания, учитывая упомянутые характеристики. Фактически, многим авторам научной фантастики удалось предвидеть появление различных изобретений, таких как Жюль Верн с подводными лодками или космическими кораблями.
Научная фантастика зародилась как литературный жанр в 1920-х годах . Со временем его расширили до разных форматов. Кинофантастика была одной из самых успешных адаптаций, особенно со второй половины 20-го века .
В частности, в двадцатом веке интересно подчеркнуть появление ряда движений или тенденций в жанре научной фантастики, которые стали подлинными ссылками. Итак, во-первых, мы находим киберпанк, который был движением, появившимся в десятилетие 80-х годов и возникшим в результате разработки и расширения компьютеров, благодаря которым авторы научной фантастики использовали эту возможность. что компьютеры доминируют над людьми.
Среди наиболее значительных фильмов, которые стали прекрасными примерами вышеупомянутого киберпанка, является фильм «Бегущий по лезвию лезвия», премьера которого состоялась в 1982 году режиссером Ридли Скоттом, и основанный на романе 1968 года «Мечта об андроидах с электрическими овцами» «И написано Филиппом К. Диком. Настоящая классика жанра научной фантастики – это американское производство, а также другое, которое также включено в упомянутое движение. В частности, мы имеем в виду «Терминатор» (1984), режиссером которого является Джеймс Кэмерон, в главной роли Арнольд Шварценеггер, и у него было еще три эпизода.
В то время как киберпанк установил негативное и апокалиптическое представление о наличии компьютеров в нашем обществе, пост-киберпанк, появившийся в 1990-х годах, был гораздо более оптимистичным в этом отношении. Вот почему ученые и исследователи в основном вовлечены в истории этого движения, которые хотят использовать технологии ради общества. Прекрасным примером такого рода научной фантастики является сериал “Другой мир” Тэда Уильямса.
Есть те, кто различает научную фантастику и научную фантастику в соответствии со строгостью обработки научных данных. Тяжелая научная фантастика была бы «самой научной», без большого пространства для воображения. Напротив, научная фантастика включает в себя некоторые допущения без научной или реальной основы.
Среди самых известных авторов научной фантастики можно назвать Исаака Азимова ( 1920 – 1992, автор «Я робот» ), Рэя Брэдбери ( 1920, «Марсианские хроники», «Фаренгейт 451» ), Артура Кларка ( 1917). – 2008, «Космическая одиссея» ), Олдос Хаксли ( 1894–1963, «Счастливый мир» ), Урсула К. Ле Гуин ( 1929, «Бесхозные» ) и уже упомянутый Жюль Верн ( 1828 – 1905, «Путешествие к Центр Земли », « Двадцать тысяч лиг подводного путешествия » ).
Научная фантастика
Научная фантастика это вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Вместе с фэнтези — один из двух основных видов литературной фантастики 20 века. В рамках одного и того же произведения могут сочетаться элементы как научной фантастики, так и фэнтези (литературы «принципиально невозможного»), постоянно происходит диффузия различных художественных систем (один из наиболее показательных примеров — «Космическая трилогия», 1938-45, К.С.Льюиса).
Определение научной фантастики
Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно, в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической. Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного, прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.
Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности. Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки. Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации. Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности. научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.
Научная фантастика в странах мира
Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак. Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 века — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия. Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон — психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд. В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).
Научная фантастика в России
В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 — начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев. Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е — её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.
История научной фантастики
Первые работы по истории научной фантастики появились в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных литераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонников этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантастики. Начало профессионального изучения фантастики приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фронтальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии научной фантастики, появился целый отряд академических исследователей, началось преподавание научной фантастики в различных университетах Запада. В СССР критика научной фантастики, как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной, задачей научной фантастики считалось популяризация достижений науки и техники. Ситуация отчасти изменилась в 1960-е, когда к её изучению обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.
Научная фантастика
Научная фантастика — жанр художественной литературы, который переплетает науку и технику, реальную жизнь и вымысел, нереалистичные образы и обычную жизнь. Научная фантастика позволяет читателю или зрителю (если речь об экранизации) окунуться с головой в мир еще не реализованных идей или же совершенно параллельной реальности: космические баталии, освоение других планет, встреча с инопланетянами, будущее и прошлое. Много лет научная фантастика дарила людям возможность представить, куда научные и технологические изыскания могут нас завести, как будут развиваться те или иные отрасли науки и техники и что будет, если пустить некоторые опасные виды деятельности на самотек. Едва ли какая литература может воодушевлять настолько же, насколько может научная фантастика.
Каким научные фантасты видели 2020 год?
Научная фантастика знакомит нас со вселенной сложных и футуристических миров, которые могут показаться нереальными. В последние несколько десятков лет человечество добилось невероятного технологического прогресса. Многие из идей, предсказанных научной фантастикой, стали реальностью. Так, в экранизации научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», которая вышла в 1982 году и получила название «Бегущий по лезвию», машины в ноябре 2019 года летают, миром правят могущественные корпорации, а репликанты работают на заводах. Однако пока репликантов и летающих за окном машин не видно, некоторые корпорации действительно добились оглушительного успеха. Давайте посмотрим каким описывали 2020 год научные фантасты и попробуем понять, какие из их предположений сбылись, а какие нет.
# галерея | Открылась выставка футуристических автомобилей из различной научной фантастики
Если вы бывали в Лос-Анджелесе и еще не посетили знаменитый Автомобильный музей Петерсена, то совершили большую ошибку. Любой неравнодушный к автомобилям человек обязательно должен зайти хотя бы раз в жизни в этот храм автомобильной культуры, расположенный по адресу: 6060 Wilshire Boulevard на Фэрфакс-авеню. И здесь действительно есть на что посмотреть, особенно сейчас, и особенно любителям научно-фантастических фильмов. На прошлой неделе (4 мая) в музее открылась выставка «Hollywood Dream Machines: транспортные средства научной-фантастики и фэнтези», на которой демонстрируются более 50 различных средств передвижения из ваших любимых фильмов.
Как научная фантастика и «Звездный путь» повлияли на Джеффа Безоса
Джефф Безос — давний фанат и поклонник научной фантастики. В детстве основатель Amazon проводило лето, почитывая Азимова и Хайнлайна. И также он хардкорный фанат сериала «Звездный путь». Об этом рассказал Кристиан Дэвенпорт, который пообщался с Безосом.
«Он назвал свою собаку Камала в честь одного из персонажей, а одной из его холдинговых компаний является Zefram LLC, названная в честь персонажа «Стар Трека», который создал варп-двигатель. Он даже снялся в камео в одном из фильмов «Звездный путь».
Выучить клингонский язык из Star Trek теперь может любой желающий
Если вы являетесь поклонником научной фантастики и хоть краешком глаза смотрели знаменитый телесериал Star Trek, то наверняка знаете о существовании вымышленного клингонского языка. Язык этот настолько пришёлся по вкусу зрителям, что постепенно покинул телеэкраны и вырос до уровня языка, использующегося на нашей планете. Даже был создан «Институт клингонского языка», переводящий на клингонский произведения классической литературы и всячески поддерживающий вымышленную культуру вымышленной расы. Теперь выучить данный язык может любой желающий, благодаря бесплатным интернет-курсам, о которых мы хотим вам сегодня рассказать.
7 удивительных технологий и гаджетов, пришедших к нам из научной фантастики
Ни для кого не станет открытием тот факт, что многие учёные и инженеры являются страстными поклонниками фантастических произведений. Книги и фильмы в жанре научной фантастики становятся прекрасным источником вдохновения для многих людей, желающих связать свою жизнь с наукой. Самое интересное во всей этой истории то, что многие устройства и технологии, которые мы раньше видели исключительно на страницах литературных произведений или на голубых экранах, со временем воплощаются в реальность и перестают быть чем-то из области фантастики. Сегодня мы расскажем вам о семи ярких примерах таких удивительных воплощений.
# видео | Как создавались спецэффекты для фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Продолжаем публиковать на нашем сайте видео, демонстрирующие, насколько далеко ушли технологии в сфере индустрии развлечений. Когда-то, чтобы воплотить на экранах нечто впечатляющее, мастерам по спецэффектам приходилось выстраивать сложнейшие декорации, разрабатывать удивительные механизмы и создавать макеты жутких чудовищ. Сегодня же им на помощь пришли компьютеры. Впрочем, от этого их работа не стала ощутимо проще, ведь порой VFX-художникам приходится тратить месяцы для того, чтобы впечатлить зрителя на протяжении всего нескольких секунд. Нечто подобное произошло и с фильмом «Бегущий по лезвию 2049».
Линда Хэмилтон и Арнольд Шварценеггер вернутся в продолжении «Терминатор 2: Судный день»
После нескольких крайне неудачных попыток продолжить или перезапустить популярную некогда франшизу «Терминатор», осталось очень мало людей, которые верили бы в успех этой затеи. Сменялись режиссёры, сценаристы, продюсеры, но ни одному из них не удалось переплюнуть первые два фильма, снятые Джеймсом Кэмероном в 1984 и 1991 годах. К счастью, права на франшизу спустя много лет вернулись в руки Кэмерона, поэтому он планирует снять прямое продолжение «Терминатор 2: Судный день», закрыв глаза на всё то, что было создано без его участия.
# видео | Amazon снимает сериал по произведениям Филипа К. Дика
Американский писатель-фантаст Филип Киндред Дик заслуженно считается одним из главных визионеров современности. По мотивам его произведений сняты такие знаменитые фильмы, как «Бегущий по лезвию бритвы», «Вспомнить всё», «Крикуны», «Особое мнение», «Пророк», «Помутнение», «Меняющие реальность» и многие другие. Телевизионное подразделение компании Amazon объявило о работе над новым телесериалом по мотивам рассказов американского фантаста, который получил название «Электрические сны Филипа К. Дика» (Philip K. Dick’s Electric Dreams).
# видео | Режиссёр Нил Бломкамп раздаёт свой новый фильм совершенно бесплатно
Мы уже рассказывали вам, что южноафриканский режиссёр Нил Бломкамп («Район №9», «Робот по имени Чаппи», «Элизиум: Рай не на Земле») занят созданием нескольких короткометражных фильмов, публиковать которые планируется в игровом сервисе Steam. До последнего момента Бломкамп не был уверен, брать ли со зрителей деньги за просмотр своих новых работ, но в итоге он всё-таки решил распространять их бесплатно. А монетизировать короткометражки планируется за счёт продажи различного дополнительного контента к ним. Да, сейчас мы с вами являемся свидетелями появления совершенно нового понятия «DLC в кинематографе». Но на самом деле не всё так страшно.
Новые фильмы режиссёра Нила Бломкампа появятся в сервисе Steam
37-летний южноафриканский режиссёр Нил Бломкамп покорил Голливуд и миллионы зрителей своей научно-фантастической картиной «Район №9» (2009), а затем закрепил позиции такими лентами, как «Элизиум: Рай не на Земле» (2013) и «Робот по имени Чаппи» (2015). Долгое время режиссёр мечтал снять пятый фильм культовой серии «Чужой» с Сигурни Уивер в главной роли, но владелец прав на франшизу Ридли Скотт попросил его свернуть проект. С тех пор о Бломкампе практически ничего не было слышно, до этого самого момента. Режиссёр объявил, что работает над несколькими экспериментальными короткометражными фильмами, которые можно будет приобрести и загрузить в игровом сервисе Steam.
Источники:
https://ru.tax-definition.org/64762-science-fiction
https://www.litdic.ru/nauchnaya-fantastika/
https://hi-news.ru/tag/nauchnaya-fantastika