1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Небылица и сказка что общего. Разница между сказкой и небылицей

Чем сказка отличается от небылицы?

Сказка -это вид фольклорного творчества,одним из подвидов которого являются небылицы.

Сказки могут быть на абсолютно обыденные темы(к примеру, «Каша из топора»), ну а небылицы показывают только забавные сюжеты, которых не существуют в природе(известнейший пример — «Путаница»)

Сказка, как и миф имеет свою структуру и логику построения. Интересно об этом написано Проппа В.Я. советского исследователя сказки, который занимался классификацией событий и героев в сказках и видел в них напоминание о тотемических ритуалах инициации.

Нельзя просто так так нарушить сюжет сказки, получится небылица или фольклорная фантастика.

Логика построения есть не только у мифа и сказки, но и у любой книги и фильма. Поэтому мы интуитивно отдаем предпочтение более правдоподобным сюжетам и огорчаемся когда автор ни с того не сего, допустим убивает своих героев, лихо закручивает сюжет в соответствии с требованием жанра. Небылицы убивают интерес. Хорошая фантастика тоже не является небылицой.

(Не помню кто сказал — наиболее часто встречающийся сюжет всех мифов это «возвращение домой»)

По большому счёту и сказка и небылица — выдуманные истории. Хотя различия всё же есть. Небылица носит более шутливый характер, она поднимает настроение и отлично развивает фантазию у детей. Сказка напротив призвана научить читателя, преподать ему урок. В этих произведениях часто случаются разного рода чудеса, в небылицах порой творится самая настоящая абракадабра. Также небылицы и сказки отличаются по длине текста: первые обычно написаны в стихотворной форме и довольно короткие. Пример небылицы:

Кто из нас в детстве не обожал сказки?

Ведь сказка для детей, да и не только для них, интересное произведение.

А одной из разновидностей сказки как раз и является небылица.

Но в вопросе звучит, чем же они отличаются друг от друга.

Следовательно, речь идет о сравнении сказки волшебного характера и небылицы как отдельного жанра.

В сказке события вымышленные, но обязательно со счастливым концом. Первыми появились фольклорные сказки, которые передавались из уст в уста.

В небылице же отображается искаженная действительность, порой в шутливой действительности (мужик подпоясался топорищем, а дрова начал рубить кушаком).

И небылицы, и сказки существуют как в народном творчестве, так и отображены в литературных произведениях.

Читать еще:  Описание картины к весне крымов кратко. Николай петрович крымов

Так в чем же их отличия?

Сказка – выдумка, чудеса. Но в каждой заключён определений смысл, глубокая мудрость. Они подсознательно учат ребенка любви и доброте, что зло обязательно будет наказано, а справедливость всегда восторжествует.

В небылице действительность вывернута на изнанку, но эта действительность помогает развивать фантазию, вкладывать новый смысл в уже известное.

Небылица и сказка что общего. Разница между сказкой и небылицей

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

Читать еще:  "Мертвые души": смысл названия. Поэма Николая Васильевича Гоголя

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

Читать еще:  Замятин мы характеристика д 503. Тайна «бесконечных ассирийских рядов»

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Разница между сказкой и небылицей

Сказка представляет собой занимательное, особенно интересное детям произведение. И одной из ее многочисленных разновидностей является небылица. Однако когда речь идет о сравнении, имеют в виду традиционную сказку волшебного характера и небылицу как отдельный своеобразный жанр. Именно в таком контексте и будет идти дальнейшее повествование.

Определение

Сказка – произведение, содержащее вымысел и имеющее, в традиционном понимании, развитие некоторого сюжета, как правило, со счастливым концом. Исторически первыми стали складываться фольклорные сказки, переходившие из уст в уста. Многие из них имеют несколько вариантов. Поздней сказки появились и в литературном творчестве. Их особенности: принадлежность конкретному автору и обретение известности только после публикации (до этого момента литературные сказки не бытуют в устной форме).

Небылица – нелепица, шутливое повествование с изображением абсолютно искаженной действительности (например, сказ о том, как мужик напялил топор на ногу, подпоясался топорищем и принялся рубить дрова кушаком). Небылица, как и сказка, присутствует и в народном творчестве, и в литературе. Примером такого произведения в литературе является «Путаница» – всем известное стихотворение К. Чуковского.

Сравнение

То, что оба вида повествования существуют в народе с незапамятных времен, свидетельствует об их большой значимости. Ведь народное творчество отсеивает все бесполезное, а самое лучшее в нем прочно укореняется. Однако функция у каждого из произведений своя.

Отличие сказки от небылицы заключается в том, что она (сказка), с виду представляющая собой выдумку и описание чудес, содержит в себе глубокую мудрость. Сказка обучает ребенка правилам поведения в семье и обществе и воспитывает в нем важные черты характера, раскрывает перед маленьким слушателем главные жизненные ценности и заставляет его уважать предков. В каждой сказке заключен определенный урок, который подсознательно или сознательно выносит для себя ребенок.

Небылица, с ее перевертышами и словесными абракадабрами, приносит свою пользу. Являясь отступлением от нормы, она укрепляет ребенка в этой самой норме. У маленького человека повышаются уверенность в своем интеллекте и самоуважение. Кроме того, такое произведение как нельзя лучше развивает фантазию и свободное мышление. Ведь в чем разница между сказкой и небылицей? В том, что в последней действительность полностью вывернута наизнанку. И этот абсурд позволяет ребенку играть понятиями и вкладывать новый смысл в уже известное.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1993572-chem-skazka-otlichaetsja-ot-nebylicy.html
http://dvoris.ru/fason/nebylica-i-skazka-chto-obshchego-raznica-mezhdu-skazkoi-i-nebylicei/
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-skazka-ot-nebylicy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector