3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николай Бессонов. Современный миф: «Цыгане не работают и не учатся»

Николай Бессонов. Современный миф: «Цыгане не работают и не учатся»

СОВРЕМЕННЫЙ МИФ: «ЦЫГАНЕ НЕ РАБОТАЮТ И НЕ УЧАТСЯ» Статья Николая Бессонова.

Журнал «Огонёк» поместил статью о цыганах-котлярах, которые попытались переехать на новое место жительства — в Архангельск. История эта получила большой резонанс в СМИ, поскольку городское руководство постаралось выгнать переселенцев. Естественно, для того, чтобы обосновать эту акцию, требовались негативные факты. Но несмотря на пристальное внимание милиции, никаких зацепок вроде участия в наркоторговле не нашлось. Об этом, собственно, и была статья «Граждане цыгане».
Сразу после публикации на интернет-форуме началось обсуждение (forum.ogoniok.com). Оно выявило, что в российском обществе сильны расистские стереотипы. Подавляющее большинство откликов пылало ненавистью к автору, правозащитникам и всем, кто считает цыган за людей. Я отобрал три характерные цитаты. Они очень показательны для обсуждаемого здесь мифа. Участники дискуссии считают целый народ чем-то вроде мафии. Они уверены, что единственный источник цыганских доходов — криминал. А в то, что бывают трудящиеся цыгане, они просто не верят:

Всех цыган в газовую камеру. Законопослушных цыган НЕТ. если они не знают слова наркотики, значит они воруют. Не надо вот это цацкаться, мол, нельзя арестовать без доказательства. Надо просто всех цыган брать пачками и уничтожать.


Более ненавистных тварей трудно себе представить! То что они не воруют и не торгуют наркотиками ЭТО ЛОЖЬ, ибо не могут эти отбросы общества не воровать и не обманывать, так же как мухи не могут не жрать говно!


Таборные цыгане «хотят работать», ходить на службу, да поморцы-ксенофобы их не берут? Где, кем, когда они в нашем смысле слова работали?

Не надо строить иллюзий, что так высказываются только маргиналы. Достаточно почитать нашу прессу, чтобы убедиться в точно таком же настрое многих журналистов. Выражения поприличнее, а суть та же. «Взрослые мужчины у цыган традиционно тунеядствуют».- пишет журналист С.Алтунин («По цыганским понятиям». Вне закона. 19.IX.2001. С.4.). Ему вторят десятки и сотни коллег…

Но откуда им знать о реальном положении дел? Дальше криминальной хроники работники СМИ в поисках материала не заглядывают. А не мешало бы зайти в аудитории ВУЗов. Там можно встретить немало цыганских студентов.
Было бы неплохо пройтись по цыганским семьям с простым вопросом: «Кто у вас где работает?» Ручаюсь, что результат будет самый неожиданный. Наркоторговцы и гадалки-мошенницы заслонили в общественном сознании людей, сознательно влившихся в русские трудовые коллективы. Рабочие, инженеры, врачи, водители, парикмахеры цыганской национальности живут — подобно большинству россиян — от зарплаты до зарплаты. Они отдают свои силы на то, чтобы в магазинах продавались еда и товары, чтобы в домах было тепло, а на улицах и в конторах чисто. Началось это не сегодня. Поговорите, например, с цыганкой из известной семьи Масальских — Алевтиной Александровной, 34 года проработавшей формовщицей колбас. Её пенсия не велика, но сколько достоинства в её рассказе о трудовой биографии! Она уверена, что принесла обществу не меньше пользы, чем родственники-артисты. Андрей Васильков всю сознательную жизнь проработал шахтёром в Луганской области. Андрей Иванович Сильницкий 30 лет отдал металлургическому заводу в Останкино. Подобные примеры можно приводить тысячами. Русские, работавшие с цыганами бок о бок, подтвердят мои слова: если цыган берётся строить дома или возделывать землю, ремонтировать машины, или делать ювелирные украшения, у него это получается не хуже, чем у прочих. Лишь одна черта выделяет цыган на фоне других наёмных работников: они подчёркнуто щепетильны, ибо знают о негативном стереотипе, существующем в сознании россиян. Горький опыт подсказывает им, как легко оказаться без вины виноватыми в любой конфликтной или неординарной ситуации.
Поймите меня правильно. Я не пытаюсь отрицать тот факт, что у цыган торговля считается более престижным делом, чем производство. Но нельзя же стричь всех под одну гребёнку! Кто-то стоит на рынке с дублёнками или обувью. Кто-то (журналисты правы) сидит за мошенничество или героин. Но очень многие учатся или работают. И обществу пора бы этих людей заметить.
Иногда мне бывает очень жаль, что россиянам недоступна цыганская пресса. Там нередко публикуются статьи в жанре трудовых биографий. Очень показательным выглядит письмо Оксаны Попенко, напечатанное в газете «Романi яг», 11 августа 2004 года. Редакция дала этому материалу заглавие «Нам есть чем гордиться».

» О цыганах в прессе почти всегда говорят только в связи с чем-либо негативным, криминальным и беспросветным. Мне это очень неприятно. Поэтому я хочу рассказать о позитивном – о своей большой цыганской семье, которая, я полагаю, заслуживает газетной публикации.
Мой отец – Матусевич Николай Александрович происходит из большой семьи. У него пятеро братьев, была и сестра. Детские годы его прошли в кочевье. Кочевали они по всей Украине. С 1954 года стали жить оседло, поселились в селе Макошино Лынского района Черниговской области.
Старший брат – Матусевич Василий Александрович, имеет высшее образование. Закончил Харьковский медицинский институт, вернулся в родное село и два года проработал в больнице хирургом. Женился на цыганке, уроженке Москвы. Переехал в столицу и стал работать в клинической больнице заведующим хирургическим отделением, сам тоже оперировал. За свой нелёгкий труд награждён правительственными наградами, он – заслуженный хирург, у него орден «Дружбы народов».
Его супруга – Светлана закончила Московский электромонтажный техникум. Всю жизнь проработала инженером. Сейчас на пенсии.
Их сын Александр Васильевич после армии закончил Московский институт мясомолочной промышленности. Теперь – инженер на Лианозовском молочном комбинате.
Ещё один брат – Матусевич Фёдор Александрович – закончил профессионально-техническое училище. Всю жизнь работает шофёром на дальних рейсах. Его супруга – Ирина Владимировна – имеет высшее образование, по специальности — экономист.
Сын Алексей закончил Черниговское училище по специальности – авто-слесарь, сейчас служит в армии. Дочь Анна Фёдоровна – зубной техник, выпускница Черниговского медицинского училища, работает в стоматологической больнице и заочно учится в Черниговском педагогическом университете, на факультете психологии.
Средний брат – Матусевич Михаил Александрович, после армии работал токарем на заводе в родном селе. За свой труд единственный в Черниговской области награждён «Золотой звездой ЦК ВЛКСМ». Сейчас он живёт в Черкассах, работает электрогазосварщиком в троллейбусном управлении. Его супруга Леария Федосеевна имеет высшее образование, начальник планового отдела. Их сын Андрей Михайлович закончил Черкасский государственный педагогический университет, теперь – преподаватель Государственного технического университета. Дочь Любовь Михайловна тоже закончила ГПУ, работает инструктором в Институте лечебной физкультуры.
Мой отец, самый младший брат из династии Матусевичей – Николай Александрович закончил в Брянской области железнодорожный техникум. Мама, Екатерина Николаевна, детство провела в шатрах. Их в семье четверо: три сестры и брат. В 1956 году после Указа осели в Рыпкине. У мамы так сложилась жизнь, что она не смогла окончить школу. Она и её сестра Раиса Николаевна почти с 16-летнего возраста работали на швейной фабрике, обе обладали музыкальным даром. Сёстры начали петь в художественной самодеятельности, их прекрасные голоса очаровывали публику не только в области, но и во всей Украине. Сёстры, которые не имели специального музыкального образования, были приглашены на работу в Черниговскую филармонию, с концертами объездили всю Грузию и другие республики Советского Союза.
Младшая сестра Николая Александровича – Иванова Мария Николаевна тоже гордость нашей семьи. Выпускница Черниговского юридического техникума, она поступает в Харьковский юридический институт и заканчивает его. Сейчас она работает юристом-адвокатом. Мария Николаевна защищает интересы, в первую очередь, цыган, но также и украинцев.
Теперь мои родители – Николай Александрович и Екатерина Николаевна – пенсионеры, у них многолетний стаж работы. Всю жизнь они старались, чтобы их дети, то есть я с братом Игорем, получили образование. В детстве нас отвели в музыкальную школу. Я училась по классу аккордеона, брат – по классу баяна. Потом мы поступили в музыкальное училище. Игорь дважды завоёвывал первые места на смотре трёх республик – России, Украины и Белоруссии. Скоро он заканчивает Киевскую консерваторию. Я после окончания музучилища работала преподавателем в музыкальной школе. Высшее образование получила заочно, окончив Нежинский педагогический университет. Мы с братом очень благодарны своим родителям, и дай Боже нам хоть бы в сотой мере отдать своим детям столько, сколько отдали нам наши любимые родители своего здоровья, тепла, энергии и финансов. Теперь, независимо от того, в какой среде мы находимся – среди цыган или среди украинцев, наше образованность помогает нам держаться достаточно уверенно и независимо.
Уважаемые читатели, в этом рассказе про семью Вы нашли только факты про образование моих родных. Я умышленно сделала такой фактический подсчёт; хотелось показать, что образованность и необразованность (так же, к слову, как и порядочность-непорядочность, хорошее-плохое, красивое-отвратительное) – это такие простые истины.
А истины, как известно, не имеют нации, цвета лица, а также и вероисповедания».

Читать еще:  Эрих мария ремарк - земля обетованная. «Земля обетованная» Эрих Мария Ремарк

Вот сведения о трудовых биографиях цыган, опубликованные в газете «Рома и мир» (Ростов-на-Дону) №2, 1999 год:

1) Губарев Иван Гаврилович — родился 19 января 1939 г. в Новошахтинске. В 1956 г. начал работать в центральных электротехнических мастерских комбината Ростовуголь — молотобойцем и учеником кузнеца. Всё время работал на одном месте. Его избрали профоргом цеха. Неоднократно награждался как победитель в соцсоревновании. Указом Президиума Верховного Совета от 1 марта 1978 г. Губарев награждён Орденом трудовой славы 3-й степени. В сентябре 1985 г. награждён медалью «Ветеран труда».
2) Лиманский Фёдор Николаевич родился в феврале 1955г. в Вешенском районе, шахтёр-забойщик. Работал на шахте «Майская» с 1975г. Награждён двумя орденами «Шахтерская слава».
3) Гаманов Александр Иванович родился 22 июня 1940г. Работал в колхозе «Рассвет» в Большекрепинской Родионово-Несветайского района Ростовской области с 1956 по 1963г. Отец его в 1941г. ушёл на фронт и погиб. С 1964 по 1978 г, Александр Гаманов работал кузнецом — шахта №43 Степановское Шахтоуправление Новошахтинского района Ростовской области. С 1978 по 1990 г. стал работать шахтёром на этой же шахте. Работал отлично. На пенсии с 1990 г.
4) Кутенков Василий 1940 г. Рождения. Всю жизнь работал кузнецом, на пенсии давно, продолжает работать.
Цыганские учителя работают в школах Ростовской области.
1) Иващенко Геннадий Гаврилович — учитель истории и директор школы в Россоши Тарасовского района.
2) Немцева Анна Петровна — учитель русского языка и литературы в г. Морозовске.
3) Лукьяненко Василий Васильевич — учитель математики в г. Каменске.
4) Петренко Иван Иванович закончил Ростовское художественное училище им. Грекова, учитель ИЗО в Пролетарске.

В той же газете «Рома и мир» (№1. 1999 г.) есть следующие данные:

1.Беликов Николай Васильевич, трудовую деятельность начал в 1977 г. водителем и стаж по этой профессии 10 лет. Учится в это время без отрыва от производства в Таганрогском строительном техникуме В 1988 г. он поступает на работу во вневедомственную охрану Орджоникидзовскаго района контролёром и потом его направляют охранять завод ЖБИ. В 1990 г. он назначается на должность начальника охраны. За все время работы на заводе он характеризуется только с положительной стороны. С его помощью в охране завода наведен порядок, капитально отремонтировано ограждение территории; в цехах завода установлены ограждения, запоры, препятствующие проникновению посторонних лиц с целью хищения. В многонациональном коллективе завода АО «Стройдеталь» Беликов Н.В. пользуется заслуженным авторитетом.
2. Беликов Иван Васильевич учился в школе, служил в армии. Работал шофёром в г. Таганроге. В г. Ростове-на-Дону работал на заводе сантех-аппаратуры литейщиком цветного металла.
3. Люба Чучукова училась в медицинском училище, работает уже много лет медсестрой.
4. Николай Иванович Беликов родился в г. Шахты в 1959 г. Окончил ТПТУ и стал слесарем-сантехником. Работал на разных предприятиях. Сейчас живёт и трудится в г. Крутой, Цимлянского района.
5. Виктор Иванович Беликов родился в г. Ростове-на-Дону в 1962 г. Закончил железнодорожное училище в г. Батайске. Служил в армии. Работал электросварщиком в г. Батайске.
6. Юрий Иванович Беликов родился в 1966 г. Учился в ТПТУ и стал штукатуром-маляром. Служил в армии и затем работал на заводе Кр. Аксай. Сейчас живёт и трудится в г. Новошахтинске.

Наверное при следующем обновлении сайта мне надо будет собраться с силами, и сделать целую рубрику из подобных статей. Как знать — может быть, хоть кого-то обильный документальный материал заставит задуматься?

И в заключение предлагаю читателям посмотреть фотогалерею, «Цыгане на производстве», а также фотогалерею, «Цыганская интеллигенция».

Глобус

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Читать еще:  Дублер мартины штоссель. Биография мартины штоссель и факты из ее жизни

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вестник К

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов.

Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир

Большинство цыган мира говорят на языках стран проживания. Почти все остальные говорят на различных диалектах цыганского языка («романы чиб»)

К бракам с гаджо (не цыганами) относятся с неодобрением; даже союз с другими цыганами имеет ограничения

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальный контакт с другими народностями, и независимость

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

Читать еще:  Игры для взрослых на пикнике. Смешные подвижные игры для взрослых на природе

У цыган есть барон

Флорин Чоаба был известным цыганским бароном и «королем всех цыган». Он скончался 18 августа 2013 года

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Гадания на картах или по руке — вот основное развлечение цыган

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип.

Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение — яркой одеждой, слух — быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Родиной цыган принято считать Индию

Цыгане — одна из самых загадочных наций в мире, щедро раскиданная создателем по свету

Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребенок, в том числе из чужой семьи или нецыганский, рассматривается как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении

Культ детства настолько силен, что у цыган распространен обычай усыновления, которое часто происходит даже при наличии собственных детей и косвенно объясняет раздутые суеверия о похищениях цыганами детей

Система цыганских ценностей не менялась столетиями. Самые главные — принадлежность к цыганскому обществу, семья, профессия и вера

Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать к цыганскому обществу

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

Кадр из фильма «Неуловимые мстители»

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой уникальный музыкальный стиль

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д.

Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Иоганн Генрих. Цыганский табор в античных руинах Роос

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Кадр из фильма «Табор уходит в небо»

Несмотря на мало развитую письменную культуру, цыгане имеют богатый фольклор. Философские сказки, песни и афоризмы составляют заметную часть их культуры

Французский писатель Жан Кокто назвал фламенко «огнем, умирающим для того, чтобы родиться»

К.А. Трутовский. Иллюстрация к поэме Пушкина «Цыгане»

Единственным незаимствованным движением цыганского танца, по мнению некоторых исследователей, является характерная дрожь плечами. Она встречается у цыган самых разных стран

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

Источники:

http://gypsy-life.net/mif-26.htm
http://globus.mirtesen.ru/blog/43464925676/Mifyi-i-pravda-o-tsyiganah
http://vestnikk.ru/society/people/25428-mify-i-pravda-o-cyganah.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector