Николай витальевич лысенко музыкальные произведения. Николай лысенко
История казацкого рода композитора Николая Лысенко
22 марта 1842 года родился Николай Витальевич Лысенко, выдающийся украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного украинского фольклора и общественный деятель. Среди самых известных произведений Лысенко можно выделить музыку гимнов «Молитва за Украину» и «Вечный революционер», оперы «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» и другие. Николай Иванович неоднократно обращался и к творчеству Тараса Шевченко, исследователи утверждают, что он написал музыку почти к 100 произведениям «великого Кобзаря».
Детство Николая Лысенко
Николай Лысенко, наследник славного казацкого рода, представители которого оставили заметный след в истории, искренне любил Украину и проявлял огромный интерес к изучению и популяризации культурного наследия украинцев.
Семья Лысенко относилась к известным и богатым родам Украины. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. После выхода в отставку он избирался предводителем дворянства Таращанского и Сквирского уездов, а также уделял немало времени этнографическими исследованиями родного края.
Мать, Ольга Еремеевна, происходила из богатого полтавского помещичьего рода Луценко. Она училась в знаменитом Санкт-Петербургском Смольном институте благородных девиц, а затем продолжила образование за рубежом. Ольга Еремеевна свободно читала, писала и общалась на французском языке, любила и хорошо разбиралась в русской поэзии.
– Первое детство Лысенка было обставлено роскошно: разодетый в бархат и кружева он переходил из одних рук в другие и стал баловнем, – написал в биографии композитора его троюродный брат, выдающийся литератор и театральный деятель Михаил Старицкий. – Первое воспитание нашего композитора было поведено на аристократический лад: чистый французский язык, изысканные манеры, танцы и свободное держание себя в гостиной… Известный поэт Фет, который служил в том же Орденском полка [что и отец Николая], даже упрекал матери Лысенко, что она учила сына сначала азбуки французской, и взялся сам учить его русскому. Так что на уроках Фет заставлял своего ученика писать буквы карандашом, последний стал приставать к офицерам с просьбой дать карандаша, за что и прозвали его в полка «карандашиком».
Ольга Еремеевна также поощряла игру сына на фортепьяно: во-первых, она составляла бонтонность (соблюдение светских приличий, хорошего тона), а во-вторых, отец и мать Лысенка очень любили музыку.
– В те юные, детские годы, – отмечает М. Старицкий, – никто бы в избалованном барчонке не мог провидеть будущего отрицателя барства и борца за народное счастье…
Свидетельству Старицкого можно верить безоговорочно, ведь он с детства воспитывался в семье Лысенко. Когда Михаилу Старицкому исполнилось 8 лет, умер его отец, отставной ротмистр, а в 1852 году у него умерла мать и Михаил стал круглым сиротой. Попечение о нём взял его дядя Виталий Романович Лысенко, двоюродный брат его матери и родной отец Николая Лысенко. Будучи практически ровесниками, Николай Лысенко и Михаил Старицкий быстро подружились и оставались верными своей дружбе всю жизнь. Причем, и в своем творчестве они нашли много общих точек соприкосновения. Самым известным «продуктом» такой их совместной деятельности можно назвать песню «Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная», которую многие считают народной. В действительности музыку к ней написал Николай Лысенко, а слова – Михаил Старицкий. Помимо всего прочего Михаил Старицкий был женат на сестре Николая Лысенко, что еще больше сблизило этих выдающихся деятелей украинской культуры.
Легенда о происхождении фамилии Лысенко
Как уже отмечалось выше, Николай Лысенко принадлежит к известному казацко-старшинскому роду, корни которого прослеживаются с XVII века. Фамилия Лысенко достаточно широко распространена в Украине и обычно происходит от слова «лысый». Но согласно семейной легенде, подтвержденной в том числе и некоторыми историческими документами, род Лысенко берет свое начало от казацкого предводителя Вовгуры Лиса («сильный, как Волк и хитрый как Лис», пишут о нем хроники того периода), сподвижника Максима Кривоноса, одного из руководителей казацко-крестьянских восстаний в годы Освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкий. Сын Николая Лысенко и племянник Михаила Старицкого Остап в воспоминаниях об отце пишет, что «род Лысенко шел от Вовгуры-Лиса из повстанческого отряда «Вовгуровцев» самого Кривоноса. Свое старшинство Вовгура-Лис, если верить преданиям, получил из славных рук Богдана Хмельницкого».
А вот как попытался реконструировать образ прапрадеда Николая Лысенко украинский прозаик Иван Нечуй-Левицкий: «Лисенка перегодя козаки продражнили Вовгурою за його жорстокі норови, за його катування католиків, поляків та евреїв в той час, як почалося в Україні повстання Хмельницького. Лисенко був вже літній, але здоровий та плечистий чоловік. Замазані чорні кулаки лежали на колінах, неначе дві довбні. Товста зчорніла шия була ніби витесана з дубини. Здорова кругла голова неначе лежала на шиї, як макітра, поставлена на стовпчику. »
Слова: «Вовгуровцы идут!» наводили в те года ужас и страшную панику на поляков. Вовгуровцы отличались особой жестокостью и беспощадностью к своим врагам, иногда даже сдирая кожу с пленных поляков. Летописи молчат о последних днях жизни Лысенко-Вовгуры. По одной из версий, он был схвачен врагами и посажен на кол князем Яремой Вишневецким за уничтожение своего замка в Лубнах. С его смертью прекратил свое существование и отряд Вовгуровцев.
Родословная Лысенко
Вся мужская линия рода Лысенко: от легендарного Вовгуры Лиса до Виталия Лисенко, отца композитора, были людьми военными и всегда занимали в армии достаточно высокие положения.
Исторические документы как основателя этого старинного казацкого старшинского рода называют сына Врвгуры Лиса, Якова Лысенко, принимавшего активное участие в освободительной войне 1648-57 годов.
Иван, сын Яакова, был известным военным и политическим деятелем второй половины XVII века. Он получил дворянские и имущественные права универсалом гетмана Д. Многогрешного в 1671 году.
В мае 1672 года, после свержения с гетманства Демьяна Многогрешного, ездил в Москву с проектом условий, на которых казацкая старшина хотела избрать нового гетмана. В 1672-1676 годах – генеральный есаул. Участвовал в войнах против Турции 1677-1678 годов, в 1690-1692 – полковник переяславский. В 1695 году принимал участие в Азовских походах Петра I.
Сын Ивана Яковлевича Лысенко – Федор Иванович, сделал блестящую военную и административную карьеру: в 1728-41 годах занимал должность генерального есаула, а в 1741-1751 годах – генерального судьи Войска Запорожского. Федор Лысенко начал службу в походе под Казикермен при императоре Петре I, который «высочайшим указом» за верность и преданность, за смелость и смекалку в боях наградил его землями на Полтавщине. Правда эту награду – села Галицкое и Клещинцы – герой Полтавской битвы получил уже после смерти царя, в 17З7 году (в то время эти села и земля вокруг назывались «предательскими», так принадлежали одному из сообщников гетмана И. Мазепы, старшине Лубенского полка Новицкому).
Федор Иванович Лысенко участвовал практически во всех войнах и походах того времени. Также он проявил себя и на дипломатическом поприще: был членом делегации, «избранной от народа малороссийского», чтобы поздравить императрицу Елизавету Петровну с браком ее племянника и великого князя, впоследствии императора Петра III, с Ангальт-Цербстская принцессой, будущей императрицей Екатериной II в. Их «приветствие» растянулись на несколько лет. Это время украинские дипломаты потратили на ходатайство о восстановлении в Украине гетманства. Следствием их мероприятий 22 февраля 1750 в Глухове состоялась церемония избрания нового гетмана – Кирилла Разумовского. Федор Лысенко владел обширными земельными владениями в Малороссии. Он был дважды женат и имел 14 (по другим сведениям – 16) детей, часть из которых выбрала для себя гражданскую службу, а часть пошли по стопам своего отца. Известно, что среди сыновей и зятьев Федора Ивановича Лысенко было 12 казачьих сотников и других казачьих чинов. Скончался Федор Лысенко 5 января 1751 года.
Родной прадед композитора Николая Лысенко, Иосиф Федорович, родился во втором браке Федора Лысенко и был бунчуковым товарищем. Этим почётным званиеv украинские гетманы награждали сыновей генеральной старшины и полковников. Бунчуковые товарищи сопровождали гетманов в походах, находясь «под бунчуком» (отсюда и название) в непосредственном ведении генеральных бунчучных. Иосиф Федорович Лысенко жил родовом селе Куковичи и владел частью мельницы в селе Дягова.
Дед Николая Лысенко, Роман Иосифович Лысенко, родился примерно в 1773 году. Учился в Шляхетском Кадетском Корпусе. Дослужился до капитана. Выйдя в отставку был хорунжим Переяславского уезда (1807-1809). В наследство получил с. Клищинци Золотоношского уезда и 146 душ. Кстати, в этом селе как раз и родился позднее Михаил Старицкий.
Личная жизнь и наследники Николая Лысенко
Женой композитора была Ольга О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на восемь лет младше. Она имела ирландские корни, оказалась вместе с родителями на Полтавщине после наполеоновского вторжения в Россию. Николай и Ольга повенчались в 1868 году. Ольга в Лейпциге училась пению, а позже окончила Петербургскую консерваторию и исполняла произведения мужа. Однако со временем у нее начались проблемы с голосом и Ольга, прекратив карьеру певицы, стала преподавать вокал. Между прочим, среди ее учениц была сама Леся Украинка.
Ольга О’Коннор страдала от наследственного психического заболевания, вследствие чего часто впадала в депрессии, от которых лечилась в больнице. Из-за этого не могла иметь детей. Именно отсутствие детей послужило разрывом отношений между Николаем Лысенко и Ольгой О’Коннор. Прожив вместе 12 лет, они решили расстаться, но официальный развод не оформляли. Бракоразводные процессы того времени требовали немалых усилий и откровений. Кроме того, по тогдашним законам, один из разведенных супругов лишался права преподавать. А ведь именно уроки давали обоим супругам средства к существованию.
Оставаясь официально мужем Ольги О’Коннор, Николай Лысенко связал свою жизнь с другой женщиной, Ольгой Липской (Ольгой-второй) с которой познакомился на концерте в Чернигове еще до расставания с женой. Восхищенная талантом Композитора, девушка приехала в Киев, чтобы быть его ученицей. В том же году она стала его гражданской женой, с которой они прожили 22 года.
Ольга Липская неплохо музицировала и хорошо рисовала. Она вполне могла прославиться на этом поприще, но познакомившись с Лысенко, всю свою жизнь посвятила ему. Композитор в шутку называл Ольгу Липскую своей правой рукой и «генеральным писарем войска Лысенкова». Ольга Антоновна родила ему семерых детей, из которых выжили только пятеро: Екатерина, Марьяна, Галина, Остап и Тарас. Не являясь официальной супругой Николая Лысенко, Ольга Липская вынуждена была уезжать из Киева, чтобы рожать детей подальше от светского общества. Позже Леся Украинка написала стихотворение о горькой судьбе жены поэта “Забытая тень”.
При последних родах, в 1900 году, Липская умерла. А Ольга-первая по просьбе Лысенко официально усыновила всех его детей, хотя никого из них не растила и не воспитывала.
Наследники
Все дочери и сыновья Лысенко учились музыке. Екатерина вышла замуж за художника и за пианино садилась для души. В 20-е годы прошлого века она была одной из основательниц Нотного отдела Библиотеки АН Украины. У Галины был прекрасный голос, но карьере певицы она, как и мать, предпочла семью. Профессиональным музыкантом стала только Марьяна: она окончила Московскую консерваторию, преподавала в Киеве. Младшего Тараса все считали самым одаренным из детей Он прекрасно играл практически на всех инструментах, но он умер от чахотки в 22 года. А Остап стал музыковедом, преподавал в Киевской консерватории. Он и сохранил архив отца.
Сегодня живы потомки украинского классика по трем линиям: Остапа, Галины и Марьяны. В Киеве живет полный тезка, праправнук композитора – Николай Витальевич Лысенко. Он тоже музыкант, регент церкви, дирижер, с 2005 года занимал должность художественного руководителя Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины.
Николай Лысенко (Mykola Lysenko)
Украинский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Основоположник нац. композиторской школы. Род. в семье небогатого помещика. Музыку изучал с 5 лет (вначале под рук. матери). Учился в одном из киевских пансионов (1852-55), в Харьковской гимназии (1855-59); продолжал занятия по фп. (в Киеве под рук. А. Паночини, в Харькове – Н. Д. Дмитриева). В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та. Проводил большую работу по собиранию укр. нар. песен, был одним из руководителей студенч. любительского т-ра в Киеве. Л. организовал студенч. хор, исполнявший в его аранжировках укр. нар. песни. В 1865-67 был мировым посредником в Таращанском уезде Киевской губ., что дало ему возможность глубже ознакомиться с жизнью укр. села. В 1867-69 обучался композиции (у К. Ф. Э. Рихтера и В. Р. Папперица) и фп. (у Э. Ф. Венцеля и К. Г. Рейнеке) в Лейпцигской консерватории. Здесь Л. начал работу над большим циклом сольных и хор. произв. “Музыка к “Кобзарю”” Т. Г. Шевченко (1-я серия, 13 номеров, напечатана в Лейпциге, 1868), опубликовал 1-й выпуск “Сборника украинских песен” в обр. для голоса и фп. (40 песен). С 1869 Л. жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения РМО, был чл. его дирекции; преподавал фп. в муз. школе. Позже, не разделяя реакц. взглядов большинства руководства РМО на роль и задачи искусства, Л. порвал с этой организацией.
В 1872 Л. написал первое законченное сценич. произв. – нар. оперу “Черноморцы” (либр. М. П. Старицкого, по Я. Г. Кухаренко). В 1873 Л. создал оперу “Рождественская ночь” (по Н. В. Гоголю, пост. 1874, Киев; 2-я ред. 1882) и записал репертуар кобзаря О. Вересая, выпустив реферат “Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарём Вересаем”. Эта работа наряду с др. теоретич. трудами композитора (“Дума о Хмельницком и Барабаше”, 1888; “О торбане и музыке песен Видорта”, 1892; “Народные музыкальные инструменты на Украине”, 1894) сыграла большую роль в становлении и развитии укр. муз. фольклористики. Вместе с укр. фольклористом А. А. Русовым Л. совершил поездку по слав. странам, записал сербские, хорватские и македонские нар. песни.
В 1874-76 Л. был в Петербурге, совершенствовал своё мастерство под рук. Н. А. Римского-Корсакова, познакомился с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Прогрессивная эстетика классиков рус. музыки оказала значит. влияние на формирование мировоззрения и творч. принципов Л. Во время пребывания в Петербурге композитор вместе с руководимым им хором любителей пропагандировал укр. и др. слав. нар. песни, выступал как пианист, организовал концерты кобзаря О. Вересая. В 1876 Л. возвратился в Киев, продолжал интенсивную творч. и муз.-обществ. деятельность, собирал и обрабатывал нар. песни (опубликовано 7 выпусков песен для голоса с фп., 12 хор. десятков, неск. обрядовых циклов, мн. песен). В 1883 появилась опера “Утопленница” (по Гоголю), в 1888 – детская опера “Коза-дереза” (по нар. сказке), в 1889 – одно из популярнейших произв. композитора – нар. опера “Наталка Полтавка” (текст И. П. Котляревского). В 1880-90 Л. работал над крупнейшим своим произв. – нар.-муз. драмой “Тарас Бульба” (по Гоголю), воссоздавшей в ярких художеств. образах картины борьбы укр. народа против иноземных поработителей. Для детей написаны оперы “Пан Коцкий” (1891), “Зима и Весна” (1892) (обе по народным сказками легендам). Важное место в укр. дореволюционной музыке заняла опера “Энеида” (по И. П. Котляревскому, 1910) – острая сатира на самодержавие. Последнее крупное соч. композитора – одноактная лирико-фантастич. опера “Ноктюрн”.
Л. – один из выдающихся интерпретаторов “Кобзаря” Т. Г. Шевченко в музыке. На тексты поэта он создал более 80 произв. – песни, романсы, ансамбли, хоры, хор. поэмы, кантаты. В их числе – поэма “Иван Гус”, кантаты “Бьют пороги”, “Радуйся, нива неполитая”, “На вечную память Котляревскому”. Л. писал также вок. соч. на сл. И. Я. Франко, Л. Украинки, М. П. Старинного, А. Олеся, Г. Гейне, А. Мицкевича и др. Созданный под непосредств. воздействием событий 1905 в обществ.-политич. жизни России гимн “Вечный революционер” (сл. Франко) стал на Украине нар. революц. песней.
Л. – основоположник ряда инстр. жанров укр. музыки, автор симфонии, квартета и струн. трио. Обширно фп. наследие композитора (более 50 произв.). К лучшим соч., отмеченным самобытными чертами нац. инстр. стиля, относятся 2 рапсодии, “Украинская сюита” (в форме старинных танцев), 2 конц. полонеза, соната, “Героическое скерцо”. Наследие Л. отличается демократизмом, народностью, яркой нац. определённостью. Некоторые его песни и хоры глубоко вошли в быт и стали народными. Подлинное признание творчество Л. получило после Oкт. революции 1917.
Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила деятельность Л. как хор. дирижёра. Он осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хор. пения. В 1904 по инициативе Л. была открыта в Киеве муз.-драм. школа (с 1918 Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко). Среди воспитанников школы композиторы Л. Н. Ревуцкий, А. А. Кошиц, К. Г. Стеценко, композитор и фольклорист В. Н. Верховинец, певец М. В. Микиша, драматические артисты А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др.
Сочинения: оперы – Чорноморцi (Черноморцы, 1872, пост. 1883, Харьков), Рiздв’яна нiчь (Рождественская ночь, 1873, пост. 1874, Киев; 2-я ред., 1883, Харьков), Утоплена (Утопленница, 1883, пост. 1885, Харьков), Коза-дереза (1888), Наталка Полтавка (1889, Одесса), Тарас Бульба (1890, пост. 1924, Харьков), Пан Коцкий (1891, пост. 1957, Киев), Зима й Весна (1892, пост. 1957, Киев), Енепда (Энеида, 1910, пост. 1911, Киев), Ноктюрн (1912, пост. 1914, Киев); для солистов, хора и орк. (или фп., все на сл. Шевченко) – Заповiт (Завещание, 1868), Б’ють пороги (1878), Iван Гус (1881), Радуйся, ниво неполитая (Радуйся, нива неполитая, 1883), На вiчну пам’ять Котляревському (1895), До 50-рiччя смертi Шевченка (К 50-летию смерти Шевченко, cл. В. И. Самойленко, 1911); для орк. – симфония (1-я часть, 1869), увертюра (1869, утеряна). Украпнський козак-шумка (фантазия, 1873); камерно-инстр. ансамбли – квартет (1869), трио для 2 скр. и альта (1869), фантазия на 2 укр. нар. темы (для скр. или флейты и фп., 1873); для скр. и фп. – Элегическое каприччио (1894), Украинская рапсодия (1897); для фп. – соната (1876), Украинская сюита (в форме старинных танцев, 1869), 2 конц. полонеза (1875), 2 рапсодии на укр. темы (1876, 1877), Героическое скерцо (1880) и др.; вок. соч. – 7 серий Музыки к “Кобзарю” Т. Г. Шевченко – песни, романсы, ансамбли, хоры (всего 83, 1868-1901), романсы, ансамбли и хоры на сл. Франко, Леси Украинки, Старицкого, Олеся, Самойленко, Надсона, Гейне, Мицкевича и др. (всего 72); обр. нар. песен – 7 выпусков (по 40 песен для гол. с фп., 1868-1911), 12 десятков для хора (1886-1903), Молодощи (нар. игры и веснянки, 1874), Веснянки, колядки и щедривки, купальские песни (1897).
Литературные сочинения: Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, в кн.: Кобзарь Остап Вересай, К., 1874 (переизд. на укр. яз., Кипв, 1955); Дума о Хмельницком и Барабаше, “Киевская старина”, 1888, июль; О торбане и музыке песен Видорта, там же, 1892, март; Народнi музичнi струменти на Украпнi “Зоря”, 1894, No 1, 4, 5-10 (переизд., Киев, 1955); Листи, Кипв, 1964 (письма).
Литература: Архiмович Л., Гордiйчук M., M. В. Лисенко, Кипв, 1952, 1963; Гозенпуд A., H. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лисенко О., Микола Лисенко, М., 1960; Микола Лисенко – борець за народнпсть п реалiзм у мистецтвi, Кипв, 1965; Булат Т. П., Геропко-патрiотична тема в творчостi М. В. Лисенка, Кипв, 1965; М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1968; Василенко З. I., Фольклористична дiяльнiсть М. В. Лисенка, Кипв, 1972; Ямпольский И., Кухач и Лысенко, “СМ”, 1974, No 11.
Николай Лысенко, украинский композитор: биография, творчество
Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, – украинский композитор и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины.
Семья
Лысенко Николай Витальевич – выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.
Детство
С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.
Образование
После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.
Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук.
Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции – Э. Рихтер, теории – Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.
Начало творческого пути
В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял произведения Моцарта, Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями.
Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких известных композиторов, как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.
Одновременно Николай Лысенко организовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.
Творческая карьера
С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. – им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.
Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро.
С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».
Творчество Лысенко
Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение – «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко.
Далее последовал целый цикл под названием «Музыка к Кобзарю». В него вошло свыше 80 отдельных произведений. Жанры их были разными. Все произведения издавались семью сериями. Последняя вышла в 1901 г.
Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины.
Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар.
В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.
В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно.
Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений.
В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.
Николай Витальевич создал отдельное направление – детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования.
В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год.
В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.
Общественная деятельность
Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он – один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.
Личная жизнь
В 1868 г. Лысенко сочетался браком со своей троюродной племянницей, Ольгой Александровной О´Коннор. Она была младше его на 8 лет. Прожили они в браке 12 лет, но потом разошлись, потому что у них не было детей. Официальный развод оформлять не стали.
Второй брак у Лысенко был гражданский. На одном из концертов в Чернигове он познакомился с Липской Ольгой Антоновной. Позже она стала его гражданской женой. У них родилось пятеро детей. Ольга умерла после рождения очередного ребенка в 1900 г.
Смерть композитора
Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском Байковом кладбище.
Источники:
https://mydinasty.com/articles/semejnye-istorii/istorija-kazatskogo-roda-kompozitora-nikolaja-lysenko
https://www.classic-music.ru/lysenko.html
https://fb.ru/article/248716/nikolay-lyisenko-ukrainskiy-kompozitor-biografiya-tvorchestvo