4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственная культура организации. Понятие нравственной культуры

Нравственная культура: структура и содержание

Важной составляющей этического поля является нравственная культура, занимающая особое место в духовной жизни личности. Это связано с ее активным, деятельным характером, что рельефно выделяется на фоне иных видов духовной культуры.

Нравственная культура — это соответствующий уровень реального усвоения людьми прогрессивных принципов, норм и идеалов морали, а также требований и правил этикета, принятых в обществе, и их практическая реализация во взаимоотношениях между индивидами. Исходя из такого понимания можно выделить следующие признаки нравственной культуры личности. Во-первых, ее сущность лежит в сфере органического синтеза духовных и практических (поведение, поступок) явлений. Во-вторых, нравственная культура представляет собой конкретно-историческое явление. В-третьих, не все моральные ценности могут быть безоговорочно классифицированы «культурными», а лишь те, которые имеют для всех людей общечеловеческую ценность.

В содержание нравственной культуры входит ряд взаимосвязанных компонентов. Их можно объединить в следующие группы. Первая — объективные нравственные ценности, установки, нормы, ориентации, которые позволяют оценить соответствие или несоответствие поступков людей интересом развития общества. Вторая — это субъективные нравственные ценности, то есть постоянно развивающиеся моральные идеалы, принципы, нормы и правила общества, этические концепции, а также обыденное нравственное сознание. Третья — многообразная область нравственных аспектов деятельности и поведения людей. Сюда входит разнообразная картина сознательных мотивов, побуждений, стимулов, способов деятельности, соответствующих им противоречивых моральных ценностей (идеалов, норм, принципов) конкретного общества.

Необходимо иметь в виду, что важным детерминантом нравственной культуры общества и личности выступает совокупность социально-экономических факторов. Дело в том, что они не в малой степени определяют характер, направленность и содержание нравственной регуляции поведения специалистов в любой области, включая право.

Следует заметить, что в российском обществе сущность, структура и предназначение социально-экономических факторов в процессе его реформирования изменяется. Так, если прежде, например, признавалось господство только общественной, коллективной собственности на средство производства, то в ходе существенного реформирования устанавливается частная форма собственности. Все это свидетельствует о том, что в материальных факторах, воздействующих на нравственную культуру, также происходят не только эволюционные, но и революционные изменения, которые нельзя игнорировать.

Меняются нравственно-психологический климат общества, система мотивации нравственных поступков и ценностных моральных ориентаций и т. д. Все это не может не влиять и на деятельность юриста.

Последний, представляя подлинные интересы большей части общества, не должен идти на поводу рыночной конъюнктуры. Ситуация, когда как бы законно вершится несправедливость, не может быть терпима, если мы действительно желаем оставаться в русле общественного прогресса и уважения достоинства множества людей.

Раскрывая структурно-содержательные уровни нравственной культуры, можно отметить их иерархические этажи. «Первый этаж» включает два взаимосвязанных блока. Один из них составляет сферу нравственных предписаний и требований (то есть нравственная необходимость), определяющую чувства, переживания и поступки людей, а второй — нравственно-психологический климат, сложившийся в обществе, а также в конкретных социальных группах различного масштаба.

Определяясь в своих типологических спецификах социально-экономическими факторами, эти блоки реальным для них взаимодействием порождают «второй этаж» нравственной культуры личности. К нему относится область мотивации нравственных поступков и ценностных ориентаций. Этот уровень является весьма сложным структурным образованием нравственной культуры. Своими многообразными связями и переплетениями он тесно взаимодействует как с «низшими этажами» нравственной культуры, так и с возвышающимися над ним. Этот уровень культуры, что немаловажно, пронизывает и нравственные знания, и волевые устремления, и эмоции, и повседневные поступки социума.

Совокупность названных первых трех компонентов и составляет следующий «этаж» в структуре нравственной культуры личности. Причем каждый из выделенных компонентов достаточно сложен и своеобразен по своему внутреннему содержанию. Первый компонент — этические знания. Они включают: а) глубокие знания личностью основных принципов и норм морали; б) понимание взаимосвязи нравственной свободы индивида с его гражданским и профессиональным долгом; в) знание и понимание гражданами своих моральных прав и обязанностей, нравственной ответственности за свои поступки и поведение; г) знание требований и правил этикета, а также их выполнение.

Второй компонент данного уровня — эмоциональная сфера нравственности. Она включает: а) нравственные чувства личности; б) эмоционально-нравственное одобрение или осуждение определенных социальных действий, поступков и жизненных ориентаций индивидов или социальных групп ит. д.; в) нравственную интуицию личности.

Третий компонент данного уровня нравственной культуры — волевая сфера. Она побуждает индивида к нравственным поступкам, конкретному поведению в разнообразных ситуациях и включает: а) добрую волю; б) нравственные установки; в) нравственные устремления и т. п.

Все отмеченные компоненты в реальном взаимодействии в принципах нравственного сознания претворяются в духовном мире личности в своеобразную форму — нравственный опыт. Он возникает как особое духовно-практическое чувственно-рациональное образование, развивающееся на основе активной социальной деятельности людей и характеризующее степень освоения ими общественных, прежде всего нравственных, отношений.

Нравственный опыт тесно связан с моральным выбором, который обусловлен совокупностью социально-экономических, политических, духовно-идеологических факторов, развитостью нравственного сознания и богатством (или бедностью) чувств, способностью и волей людей выбирать вполне определенный поступок, конкретную линию своего поведения.

Нравственный опыт и моральный выбор составляют следующий «этаж» в структурно-содержательной характеристике нравственной культуры. Между тем нравственный опыт и моральный выбор людей, взятые в их идеально-духовном виде, еще не составляют всей совокупности нравственной культуры. Таковой они становятся при условии, когда из субъективно-идеальной формы существования перейдут в объективную форму, практически деятельную. Только объективация в практике нравственных отношений способна превратить нравственный опыт и моральный выбор из потенциальной нравственной культуры в культуру действительную и актуальную. Когда это происходит, нравственная культура приобретает в личности качество моральной надежности. Она представляет собой возможность прогнозирования устойчивости линии поведения личности, характеристику, означающую целостность и определенность ее нравственной сущности, итог критически осуществляемого единства слова и дела.

В теоретическом плане это означает соединение нормативного содержания принципов морали, категории долга с практически поведенческой стороной личности, активной природой ее нравственного самоутверждения. Понятийное содержание «нравственная надежность» индивида вытекает из: а) понимания сущности специфики нравственной области духовной жизни; б) различие подлинной и мнимой нравственной позиции индивида; в) сущности категории «надежность», которая применительно к конкретной личности означает характеристику человека, на которого молено положиться.

Читать еще:  Поздравление с днем рождения девушке музыканту. Поздравление музыканту в прозе

В целом нравственную надежность личности можно определить следующим образом. Во-первых, по безусловной преданности осознанному и избранному профессиональному делу; во-вторых, по степени овладения культурой нормативной регуляции поведения; в-третьих, по знанию духовного потенциала всей системы должного и добра, выработанной в процессе становления и развития культуры общества; в-четвертых, по комплексу таких характеристик индивида, как идейность, активность, принципиальность, добросовестность, честность, ответственность.

Нравственная надежность подчеркивает уровень глубины поведения личности. Основу же нравственного поведения составляет моральный поступок. Он образует следующий «этаж» структурной организации нравственной культуры людей и позволяет определить степень их нравственной развитости, а также способность реализовывать свои нравственные знания, чувства, волю, установки в реальное практическое действие. Вместе с тем один и тот же нравственный поступок (примерное выполнение служебных обязанностей, социальная активность, помощь коллеге по работе, поддержка того или иного государственного деятеля и т. д.) может иметь различные мотивы. Они могут совершаться в силу гуманных моральных убеждений личности или ее карьеристских, эгоистичных и иных индивидуалистических устремлений. Показная, двойная мораль — свидетельство низкого уровня нравственной культуры, опасное социальное явление, так как оно предстает в виде потенциальной питательной среды для деформации сознания и аморального поведения.

Нравственный поступок во многом зависит от осознания и степени свободы личности. Подлинно нравственный человек совершает те или иные поступки свободно, действует в силу собственных убеждений, а не из-за возможного наказания или осуждения общественным мнением. Именно у такого человека, как правило, нравственная культура действительно на высоте. Свои поступки и поведение в целом он сверяет глубоким осознанием долга перед обществом, оценивает взвешенным судом собственной совести. Последний как раз и является своеобразным гарантом и собственно правового суда, если речь идет, к примеру, о судье или присяжных заседателях.

Следует иметь в виду, что единичный поступок вряд ли может объективно характеризовать уровень нравственной культуры социального субъекта. Вот почему при ее оценке на передний план выдвигается система поступков, в которой взаимно переплетаются нравственные знания, чувства, мотивы действий и их результаты [18]. Система поступков предстает как практическая нравственная позиция людей, составляя интегративный результат свободного действия всех других компонентов нравственной культуры, ее высший уровень.

Естественно, что уровень нравственной культуры личности трудно определить через конкретные социологические, функциональные показатели. Вместе с тем можно отметить ряд качественных показателей. К ним следует отнести, в частности, знание и усвоение основных моральных норм и принципов конкретного общества, причем с точки зрения их оценки как социально справедливых, способствующих общественному прогрессу и духовному развитию личности. Это также реализация таких норм и принципов в нравственной практике человека, в различных видах его деятельности; ценность мотивов и внутренняя корректировка нравственных аспектов поведения индивида чувством долга и велением совести.

Все это создает основу для свободного соблюдения развивающихся норм морали и ее принципов в различных условиях, в том числе с учетом экстремальных обстоятельств. Деятельность юриста зачастую как раз и связана с последними, что требует от него особой выдержки, последовательности в намерениях и действиях.

Нравственная культура людей проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в их отношениях к своей родине, социальной группе, семье, отдельным людям. В соответствии с этим можно выделить ряд основных нравственных качеств, которые характеризуют уровень нравственной культуры личности.

Во-первых, это такие качества, в которых отражается отношение индивида к своему отечеству, своему народу, народам других государств (патриотизм, любовь к своему народу и глубокое уважение народов других стран, готовность оказать помощь, милосердие и доброжелательность к людям и др.). Во-вторых, это качества, которые проявляются в межличностном общении людей (товарищеская взаимопомощь, коллективизм, гуманизм, взаимное уважение друг к другу). Далее, в-третьих, речь идет о таких слагаемых культуры, которые связаны с индивидуальными качествами духовного мира человека (честность, скромность, правдивость, чувство собственного достоинства, умение вести себя в коллективе и др.). И, наконец, в-четвертых, это элементы нравственной культуры, проявляющиеся в экстремальных ситуациях: смелость, мужество, отвага, выдержка, самообладание, дисциплинированность, готовность к самопожертвованию. Эти качества, как уже было отмечено выше, особенно ценны для юриста, работника правоохранительных органов.

Развитие нравственной культуры в обществе связано, во-первых, с улучшением условий быта, труда, общественно-политической и культурной среды жизнедеятельности людей; во-вторых, с целеустремленным воздействием позитивного образца поведения, объективной и качественной духовно-нравственной информации, продуманной и научно обоснованной системы обучения и воспитания. Значительную роль при этом играет усвоение приоритетных духовных ценностей общества, в том числе таких, как добро, справедливость, милосердие, долг.

Понятие нравственной культуры;

2) структура нравственной культуры.

Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность, как известно, – это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обра­ботка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профес­сиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельно­сти и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций че­ловека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.

Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы­работанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувст­венный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оце­нивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее, было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического, или рационального, уровня нрав­ственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, зако­номерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нрав­ственные чувства и эмоции личности. Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, резуль­татом деятельности ума и сердца, становятся важной целью переда­точного механизма от нравственного сознания к нравственному по­ведению.

Читать еще:  Писатель бунин о описание русской природы. Сочинение «Мир природы в творчестве И

Культура нравственных потребностей – это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника ГПС сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования обще­ственной морали и пожарной этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных ка­честв.

Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного соз­нания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания Он вклю­чает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, мо­ральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закреплен­ных личностью в процессе жизненного опыта Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны, и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи классифицируют исходя из глубины переживаний.

Например, интимные чувства – это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отно­шениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувст­вами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы.

Важным структурным элементом нравственной культуры лич­ности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения – это особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен­ной оценке. Это совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством которых осуществляется регулирование этой деятельности.

2.Мораль как ценностный критерий права.

Мораль. Нравственная культура личности;

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления могут проявляться в виде: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральных качеств (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственных принципов (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); высших моральных ценностей (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») в обыденной жизни часто отождествляются. Однако, в системе научного знания эти понятия разводятся.

Мораль – это система принципов, идеалов и норм регулирующих поведение людей в обществе. Мораль решает проблемы того, что должно быть, к чему человек должен стремиться (это мир должного).
Нравственность – это совокупность людских нравов, принципов реального практического поведения людей в обществе. Нравственность затрагиваетреально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (это мир сущего).
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Общее у норм морали и норм права:
1. являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2. имеют один объект регулирования — общественные отношения;
3. выступают мерой свободы в обществе;
4. связаны с категорией «социальная справедливость»;
5. имеют сходную структуру.
Различия у норм морали и норм права:
1. Нормы морали формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. Нормы права установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.
2. Нормы морали исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Нормы права обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.
3. Нормы морали – их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. Нормы права – их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.
4. Нормы морали дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. Нормы права – для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.
5. Нормы морали регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). Нормы права регулируют отношения, подконтрольные государству.
6. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Нормы права регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
Важнейшие функции морали в обществе:
— Регулятивная
— регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, так как мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

Читать еще:  Джошуа вильям дан. «Лучшим, что прочел в последнее время, был твит Халка Хогана

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества. Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с общественной моралью.
Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
1 этап. Формируется элементарная нравственность. Основана на послушании и подражании. Главный мотив нравственного поведения – страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?»). Характерна для детей и некоторых инфантильных людей взрослого возрасти.
2 этап. Формируется конфенциональная нравственность. Основана на общественном мнении окружающих. Главный мотив нравственного поведения – стыд, честь («Что обо мне подумают?»).
3 этап. Формируется автономная нравственность. Основана на саморегуляции. Главный мотив нравственного поведения – совесть («Что я сам о себе подумаю?»).
Последние две формы нравственности характерны для взрослых людей.
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности:

– культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.);

– культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию);

– культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения);

– этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:
1. «Золотое правило» нравственности – в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.
2. Моральная автономия личности – этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.
3. Гуманизм – человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Источники:

https://studopedia.ru/19_2128_nravstvennaya-kultura-struktura-i-soderzhanie.html
https://lektsii.org/7-25386.html
https://studopedia.su/10_161625_moral-nravstvennaya-kultura-lichnosti.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]